20 мая 2012, 08:44
«Духовная жизнь» и жизнь
Как и многие, попытки жить «духовной жизнью» я начал рано. Начитавшись духовно-религиозной литературы, призывавшей к просветлению и манящей, в другую, особую жизнь. Но результат всех моих исканий и практик, можно описать известным изречением «хотели как лучше, а получилось как всегда». Чем больше усилий я делал, тем больше меня «засасывала обыденность», чем больше успехов я добивался, тем сильнее становились кризисы, сопровождающиеся ощущением безнадежности, тщетности любых усилий.
В один из таких кризисных, депрессивных моментов я вспомнил притчу:
Буддийский монах удалился в Гималаи. Многие годы вел аскетическую жизнь, медитировал и достиг в этом огромных высот. К нему стекались люди, его ставили в пример как просветленного. Волею судеб ему пришлось спуститься с гор и посетить город. Идя по улице, он нечаянно столкнулся с горожанином, который вовремя не уступил ему дорогу. Монаха захлестнула волна ярости, он стал кричать и браниться. Усилия многих лет оказались развеяны в один миг.
Эта притча, произвела переворот в моем сознании и привела к пониманию явления — «духовного снобизма». Суть этого явления в делении жизни на правильную и неправильную, духовную и низкую, людей на духовных (праведных) и простых (грешных, непросветленных).
Это явление формируется в детские годы воспитанием, примитивным пониманием любой религии. Нам говорят вот так делать надо – это правильно, а так нет; вот так жить этично, а вот так грешно; кто соблюдает нормы (не важно чьи светские, религиозные, духовные) -правильный человек, а кто не делает так –грешник, дурак, простак и т. д.
Идет искусственное деление жизни. Человек в идеале должен стремиться делать правильно и идти по некому пути праведности, на котором его будут подстерегать соблазны и препятствия. А в результате он получит приз в виде вечного блаженства (рай, просветление, кармически лучшее перевоплощение).
Такой подход в корне неправилен. Нет особой жизни, это ментальная конструкция, которая пленяет человека, заставляя стараться, пытаться, делить свою жизнь на хорошо и плохо, и мучиться, что он не может все время делать как надо. Медитировать, молиться, а потом погружаться в обыденную жизнь с её склоками, ложью и постоянно метаться от одной к другой, множа страдания и несчастья. Есть выход — монашество, путь отречения от одной части жизни в пользу другой, но все так сделать не могу, да и не надо.
Выход, на мой взгляд, прост (и многие Учителя призывали к этому, не претендую на изобретение велосипеда). Объединить жизнь. Отказаться от любой попытки оценок. Поставить во главу угла вопрос не – Что ты делаешь? а — Как ты делаешь? Превратить любую деятельность в «правильную». Убрать искусственные границы. Молитва, медитация, пост, вегетарианство, праведная жизнь ничем не отличаются от хождения на работу, общения с людьми, социально-политической деятельности, поглощения любой пищи. Дело в том, как ты это делаешь в данный конкретный момент. Каждый момент жизни, проходящий в виде «вовлечения» и «осознания» происходящего (об этом много писали на сайте и говорили Мастера, не буду повторяться), лишает смысла любые оценочные суждения по принципу правильно и неправильно. Все есть как есть и не может быть по другому.
Такой подход, позволил мне примирить разные стороны моей жизни. Не скажу, что теперь я всегда нахожусь в осознанности и иногда не испытываю негатива от происходящего. Но жизнь перестала делиться на куски хорошего и плохого, вернула свое единство. Нет депрессий и падений в пропасть «обыденности», так как никто на гору не забирался и никуда не шел.
Вот такой сумбурный и субъективный рассказ. Спасибо за внимание.
В один из таких кризисных, депрессивных моментов я вспомнил притчу:
Буддийский монах удалился в Гималаи. Многие годы вел аскетическую жизнь, медитировал и достиг в этом огромных высот. К нему стекались люди, его ставили в пример как просветленного. Волею судеб ему пришлось спуститься с гор и посетить город. Идя по улице, он нечаянно столкнулся с горожанином, который вовремя не уступил ему дорогу. Монаха захлестнула волна ярости, он стал кричать и браниться. Усилия многих лет оказались развеяны в один миг.
Эта притча, произвела переворот в моем сознании и привела к пониманию явления — «духовного снобизма». Суть этого явления в делении жизни на правильную и неправильную, духовную и низкую, людей на духовных (праведных) и простых (грешных, непросветленных).
Это явление формируется в детские годы воспитанием, примитивным пониманием любой религии. Нам говорят вот так делать надо – это правильно, а так нет; вот так жить этично, а вот так грешно; кто соблюдает нормы (не важно чьи светские, религиозные, духовные) -правильный человек, а кто не делает так –грешник, дурак, простак и т. д.
Идет искусственное деление жизни. Человек в идеале должен стремиться делать правильно и идти по некому пути праведности, на котором его будут подстерегать соблазны и препятствия. А в результате он получит приз в виде вечного блаженства (рай, просветление, кармически лучшее перевоплощение).
Такой подход в корне неправилен. Нет особой жизни, это ментальная конструкция, которая пленяет человека, заставляя стараться, пытаться, делить свою жизнь на хорошо и плохо, и мучиться, что он не может все время делать как надо. Медитировать, молиться, а потом погружаться в обыденную жизнь с её склоками, ложью и постоянно метаться от одной к другой, множа страдания и несчастья. Есть выход — монашество, путь отречения от одной части жизни в пользу другой, но все так сделать не могу, да и не надо.
Выход, на мой взгляд, прост (и многие Учителя призывали к этому, не претендую на изобретение велосипеда). Объединить жизнь. Отказаться от любой попытки оценок. Поставить во главу угла вопрос не – Что ты делаешь? а — Как ты делаешь? Превратить любую деятельность в «правильную». Убрать искусственные границы. Молитва, медитация, пост, вегетарианство, праведная жизнь ничем не отличаются от хождения на работу, общения с людьми, социально-политической деятельности, поглощения любой пищи. Дело в том, как ты это делаешь в данный конкретный момент. Каждый момент жизни, проходящий в виде «вовлечения» и «осознания» происходящего (об этом много писали на сайте и говорили Мастера, не буду повторяться), лишает смысла любые оценочные суждения по принципу правильно и неправильно. Все есть как есть и не может быть по другому.
Такой подход, позволил мне примирить разные стороны моей жизни. Не скажу, что теперь я всегда нахожусь в осознанности и иногда не испытываю негатива от происходящего. Но жизнь перестала делиться на куски хорошего и плохого, вернула свое единство. Нет депрессий и падений в пропасть «обыденности», так как никто на гору не забирался и никуда не шел.
Вот такой сумбурный и субъективный рассказ. Спасибо за внимание.
58 комментариев
Это очередная стратегия разделяющего ума, который стал более изощрен и научился избегать острых углов, которые очень уж УКАЗЫВАЮТ НА ФАЛЬШЬ РАЗДЕЛЕНИЯ!
Так что это не работает!:)
Сменили, пробуем. Следующие сегодня даст результаты. Идеи движения, становления меня не вдохновляют. Реальность надо воспринимать как данность.
Например "
я же имел ввиду Реальность — не ярлык, прикрепленный к ТомуКакВсеНаСамомДелеЕсть и точно это идентифицирующий, а просто указатель в ту сторону
если тут спрашивается «на что же такое указывает Реальность ?», то, видимо, на все (в том числе и на ничто, на любой сценарий, который можно написать, прочитать или сыграть).
вообще, ситуация напоминает попытки стандартного трехмерного джина вырваться из бутылки Клейна (такая 4-мерная поверхность у которой только одна сторона, соответственно, если двигаться вдоль ее стенок, то будешь оказываться то «внутри», то «снаружи»): зачем пытаться пробить стенку, если можно выйти через пустой дверной проем, не говоря уже о том, что эту стену создала твоя же магия.
забавно — начал записывать это пришедшее непонятно откуда сравнение, хотя сам думал о прямо противоположном примере (что сидим мы в сфере, ограничивающей воспринимаемое, и все потуги познать То, находящееся за ее пределами, обречены на провал, т.к. суть лишь жалкое попытки растянуть ее границы), и в итоге сам себя переубедил)))
реальность [
для менятьфу ты, то есть просто реальность, а то какой-то Шопенгауэр получается)] — нечто существующее (совершенно точно и бескомпромиссно).все остальное (субъект, который может ее зафиксировать; объект как фиксируемый образ этой реальности; восприятие как способ фиксации) возникает в ней. способа обойти это троичное условие восприятия и узнать хоть что-нибудь о базисной реальности (например, убедиться в ее существовании) я не знаю. возможно, надо перестроить «приемник» на другую частоту, возможно, такого способа просто нет))).
Но важность в том, что я не чувствую борьбы Сам (только давайте без обсуждения кто этот Сам). Для меня жизнь проста, она идет от момента к моменту. Все что явлено, существует. Нет поля для движения. Красота, доброта, злость, гнев. Они есть, только в данный момент, как явление. Зачем с ними бороться они не двигаются, они есть — у них нет начала и конца.
Пора Вам становится самому Мастером. Это верные признаки его -непоследовательность и применимость к моменту ответов( давеча смотрел передачу с Аркадием Ровнером он там цитировал японского Дзен Учителя XIII века). Харизмы и силы у Вас хватает, энергия бьет ключем.
Я описывал свой опыт и не претендовал на истину. Это то что есть сейчас.
Тем более в этих словах есть понятие процесса, намеренного действия. А Вы сами прекрасно понимаете, что если будем себя заставлять что-то делать, то это никчему хорошему не приведет.
Любые беседы с Вами заканчиваются одинаково. Мы пришли к той же ситуации, которую я описал в замечании 14.20 20 мая к этой статье блога.
И опять же у меня к Вам как личности, самое наилучшее отношение.
Только мне бы карту или чертеж, чего защищаем и где границы?
Даже не знаю зачем встрял в Ваши с Микки умствования:)))
Бывает под окном коты делят территорию, а я их из окна водой оболью и порядок...:)))
( вроде это мы обсуждали)
:)))