28 августа 2012, 12:55

Жизнь и Учение Шри Раманы Махарши


Какова истинная природа человека? Что такое Истинное Я человека? О познании человеком себя философы размышляют, говорят и пишут тысячелетиями. Бесчисленные религии мира и их последователи тоже тысячелетиями решают этот глобальный вопрос, определяющий cмысл человеческой жизни, поведение человека и человечества, выбор того или иного сознательного духовного пути. Для людей с философским складом ума или склонных к интроверсии, обращению ума вовнутрь, этот вопрос всегда вызывал особый интерес, а в наше переломное время крушения прежних идеалов самоопределение, основанное на внутренних ценностях, важно как никогда практически для каждого мыслящего человека. Только познав себя, можно познавать других и окружающий мир, ибо если мы не знаем, кто познает, то как можно доверять результатам познания? Зачем нам результаты измерений, если прибор имеет другое назначение или дает большую погрешность? Зачем нам проводник, если он сам – слепец?!
Проблема познания человеком Себя (санскр. Атман ), своего Истинного Я, стоит в центре Упанишад [ 1 ], самые главные из которых созданы в IX-VI веках до н.э., а на духовном горизонте подходящего к концу XX века ярко выступает учение Шри Рамана Махарши, человека, называемого«живой мыслью Упанишад», «вечным безличным принципом в личностном облачении» [ 2 ].
Известный индийский философ, профессор Мадрасского университета Т.М.П.Махадеван относит Шри Рамана Махарши (наряду со Шри Шанкарой [ 3 ] и Шри Рамакришной [ 4 ]) к числу десяти самых выдающихся духовных учителей Индии за всю ее многотысячелетнюю, исключительно богатую духовными поисками и находками историю [ 5 ].
К сожалению, советский читатель в массе своей мало информирован о жизни и учении Шри Рамана Махарши в духовном плане. В известных публикациях доброжелательно излагаются биографические моменты [ 8 ], и основы философии [ 9 ], но нет главного – существа учения и практики, не говоря уже о том, что сам Шри Рамана отрицательно относился к философии как таковой:
«Я рад, что никогда не увлекался ею (философией). В противном случае я, вероятно, ни к чему бы не пришел. Но моя внутренняя направленность привела меня непосредственно к вопросу „Кто я?“ Какое счастье!» [ 10 ].
Что же это за вопрос – «Ктоя?» Этот вопрос, обращенный человеком к самому себе, – ключ и сутьдуховного пути поиска Себя, который можно попытаться кратко сформулировать на основании работ Шри Рамана Махарши [ 11 ] следующим образом:
1. Прежде чем познавать внешний мир, следует познать себя, а потом решать другие проблемы, если они останутся. Истинной Природой человека есть Абсолют, Чистое Бытие Явне всяких атрибутов и умственных концепций, – чистое «Я ЕСМЬ».
2. Виновником отхода человека от его Истинной Природы выступает эго, возникающее между чистым Сознанием и лишенным сознания человеческим телом.
3. Эго – это мысль «я тело», мысль «я», – первичная мысль, из которой, как из корня, вырастает все древо ума, и которая скрывается бегством, когда ее начинают искать прямым вопрошанием: «Кто я?»
4. Источником эго служит чистое Сознание-Бытие, Сердце человека, не связанное с физическимтелом; эго, преследуемое вопрошанием «Кто я?», уходит в этот Источник, и тогда на опыте переживается, что реально только Истинное Я (Я, а не «я»), авсе остальное («Бог»,«человек», весь «мир объектов») реально лишь до тех пор, пока сохраняется чувство эго.
5. Истинный Путь Знания состоит в непрерывном поиске Источника «я» (эго) умом, обращенным вовнутрь, с помощью вопрошания «Кто я?», и если ум при этом достигает Сердца, «я» тонет (в Источнике), а Единое (Истинное Я, Атман ) самопроизвольнопоявляется как Я=Я (пульсация Сердца, Истинного Я, которая отражает его природу как чистого Сознания и физически воспринимается продвинутым искателем).
Таким образом, на этом Пути ничего достигать не нужно. Нужно просто БЫТЬ, быть Самим Собой, отслеживая проявления эго и изгоняя его вопрошанием «Кто я?» – Атма-вичарой, или различением между Истинным Я и эго, то есть между Я и «я». При возникновении любой мысли следует, сосредоточившись исключительно на ней, спросить себя: «Для кого возникла эта мысль?», а после внутреннего ответа эго: «Для меня» сокрушитьего прямым вопросом «Кто я и где мой Источник?», что моментально приводитк исчезновению мысли и приглушению эго. Промежуток между двумя мыслями будет при глубоком сосредоточении переживаться как«очищенное эго», как пребывание в Истинном Я.
Техника Атма-вичары (илипросто вичары ) составляет важнейший момент практики наряду с непрерывностью ее проведения. Именно универсальность этой техники, возможность превращения ее в«технику жизни» и привлекла к ней вниманиемногих искателей в различных странах мира. Осуществлять эту практику можно не только в ходе плановых медитаций, но и в каждую минуту повседневной жизни:
1. Не имеет значения, где человек находится – дома или в пещере, ибо эго сопровождает его повсюду; мысль «я не подвижник, я человек семейный» – это работа эго. Следует спросить себя: «Кто человек семейный?»
2. Дела, обязанности и т.п. – не помеха практике Самовопрошания. При появлении соответствующей мыслиследует спрашиваешь себя: «Кто работает? Кто это делает?»
3. Результаты деятельности – за Богом, а человек должен работать без привязанности к плодам труда, как Божественный инструмент, интересуясьтолько процессом труда.
4. Все мысли, особенно волнующие (сомнения, унижение, горе, страдание, триумф, радость и т.д.), уничтожаются мечом бдительной вичары, а уничтожение мыслей – основа Пути, ибо лишь тогда устраняется эго, открывая блаженство Истинного Я.
Итак, необходимо постоянно поворачивать луч внимания от эмпирического бытия, порожденного эго, к Истинной Реальности, то есть обращать ум вовнутрь.
В работах ближайших учеников Рамана Махарши говорится, что духовная практика должна проводиться также в определенное установленное время – этосущественно важно для начинающих, – а устремленность, возникающая в результате такой постоянной практики, должна поддерживаться втечение дня, формируя скрытую тенденцию к активности в этом направлении, к желанию увеличить время занятий [ 12 ].
«Деятельную жизнь отвергать не нужно. Если вы медитируете час или два ежедневно, это не помешает вам справляться с обязанностями… При правильной медитации та же линия, которой вы придерживаетесь в медитации, будет выражаться и в вашей повседневное деятельности...» [ 13 ]
Говоря о плановой медитации, рекомендуется [ 14 ] сидеть просто скрестив ноги в «удобной позе», запрашивая «Кто я?» при появлении мыслей, и обращая внимание на чувство «я», которое может появляться с правой стороны груди. Однако сосредоточение накаком-то определенном центре в теле при выполнении вичары не обязательно, ибо преследуя эго искатель приходит к Сердцу, где быоно ни находилось (следует подчеркнуть, что речь не о физическом сердце). Метод Атма-вичары – это прямой Путь, ибо он с самого начала предполагает необходимость держать перед собой конечную цель – Истинное Я, то есть Самого Себя, не растрачивая усилий на второстепенное.

0 комментариев