28 февраля 2011, 00:09

Учение о двух путях (мгновенном и постепенном).

«Традиционно существует два пути, ведущих к Освобождению.

Первый — постепенный путь «викас», активное упорное усилие йоги, связанное с методом.

Второй — мгновенный путь «лайя», полное поглощение путем самотрансценденции, устранения усилия и эго, связан с мудростью (джняна).

Путь активного усилия называют постепенным путем метода (упайя) или путем детеныша обезьяны (маркатаньяя). В отличие от котенка, которого несет мать, детеныш обезьяны вынужден сам скакать за матерью по деревьям. Путь усилия включает в себя все многообразие методов сутры, крийя-, чарья- и йога-тантры, таких, как йога божеств, начитывание мантр, концентрация, медитация, работа с каналами, ветром и Кундалини. Применяя их, йогин достигает самадхи и открывает исконный Свет нерожденной Реальности и понимает, что теперь нет нужды что-либо делать, нужно просто позволить Свету поглотить себя, и стать единым со Светом через самоотдачу. Так он приходит к пониманию мгновенного пути.

Путь «лайя» включает в себя только понимание путем «джняны» и полную реализацию этого понимания через уничтожение иллюзии «Я», и недеяние вне метода (анупайя). Его называют путем котенка (марджараньяя). Оставив методы и активное личное усилие, йогин открывается к новому измерению недвойственного видения реальности, пытается сразу войти в него и навсегда остаться в нем. Чтобы это сделать, он полагается только на это недвойственное измерение и устраняет усилия и саму идею «Я», которое прилагает усилия, как являющееся помехой для вхождения в бесконечную Реальность. Подобно котенку, который целиком полагается на мать и позволяет матери таскать себя в зубах, не прилагая личных усилий, йогин на пути лайи, заботится лишь о том, чтобы не выпадать «из зубов» матери Света великой Реальности. Даже если он делает методы, он их делает как созерцание и самотрансценденцию, а не самодостаточные практики, применяя которые, он надеется достичь измерения Света Недвойственности.

Общепринято считать, что постепенный путь предназначен для людей с обычными способностями уровня (пашу) и героев (вира). Мгновенный путь лайи предназначен для духовных гениев, тех, кто с детства одарен способностями к созерцательной мудрости (дивья).

На практике чаще всего йогины следуют смешанным путем, т.е., имея в виду высшее понимание, они усердно прилагают усилия для очищения и достижения самадхи, чтобы, как только представится возможность, встать на путь сахаджа-самадхи вне усилий, т.е. мгновенный путь самотрансценденции.

В традиции Лайя-йоги есть свой особый подход к сочетанию двух путей. А именно: мы безоговорочно сразу вступаем на мгновенный путь созерцательного присутствия и самотрансценденции и пытаемся укрепиться в таком переживании через прямое введение, чтобы поддерживать его всю жизнь. Тем не менее, понимая, что мы не совершенны, и на относительном уровне без усилия не обойтись, лайя-йоги выполняют различные практики, такие как концентрация, медитация, техники Кундалини-йоги и т.д., однако они выполняются нераздельно с созерцательным присутствием, и главной практикой является всегда все-таки созерцание и самотрансценденция, т.е. мы «делаем, не делая».

Даже делая призывание или задержку дыхания, йогин должен заботиться о поддержании созерцания больше, нежели о результатах пранаямы, поэтому методы постепенного пути применяются йогином скорее как украшения, игра или поддержка».

Свами Вишнудевананда Гири.

8 комментариев

Dragon
Я как бы о предыдущем…
Был ли у тебя опыт осознания сна без сновидения?
Angel
Скорее всего.
Dragon
Я без подвоха! Просто если было такое переживание ночью, пробуждение во сне без сновидения Чистой Осознанности, потом это происходит днем, как турия, четвертое состояние, когда сон без сновидений соединяется с бодрствованием или его еще называют джаграт-сушупти! Это состояние днем полностью прекращает вовлечение в мышление, так как невозможно спать и не спать одновременно.
Angel
Без подвоха!

Сон без сновидний, как чистая осознанность. Самая лучшая аналогия «Небо без облаков». Всё-таки это не Турия.
«сон без сновидений соединяется с бодрствованием» — правильнее сказать, обнаруживается ТО, что общее и там и там.
Турия — пронизывающая все состояния, как Осознанность.

И что с ним?
Опыт был.
Привнёс ли я его в бодрственное состояние.
Был период в жизни — месяцами ходил. Потом понял, что есть нечто ценнее. Что «обесценивает» Силу переживания.
Что есть в простом сидении в туалете и Высшим Переживании Всяких Светов.
:)
Angel
Вывод знаете:
Сейчас стараюсь понять ТО как несостояние.
Но, кармы много — так что сбивается.
Болезни всякие.
Dragon
Турия — это хорошее состояние, но все еще состояние! Туриятитта — за пределами Турии… но здесь уже речь не о пределах. Это ТО чем является турия, джаграт, сушупти, свапна и все их комбинации… Но ОНА не состоит в отношениях, ОНА ЯВЛЯЕТСЯ КАЖДЫМ и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НИ ОДНИМ… ЭТО ТО ЧТО ТЫ ЕСТЬ! ВСЕ И НИЧТО, ВСЕГДА И НИКОГДА! Это не познается не переживается, даже осознанность не касается этого, это ТО что есть Осознанность! И ЭТО ТЫ! Это «познается» через только АБСОЛЮТНОЕ ТОЖДЕСТВО — больше никаких вариантов!
Angel
Да, говоря Турия — Я имел ТурияТитта.
Ом.