1 ноября 2011, 21:17
Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати(3)
Неуловимое наслаждение
Стремление к удовольствию, каме, для того, чтобы обрести адекватность, ничуть не более удовлетворяюще, чем стремление к безопасности.
Достижение удовольствия основывается на совпадении трех постоянно меняющихся факторов, которые невозможно полностью предсказать или проконтролировать. Моменты удовлетворения требуют доступности объекта, доступности соответствующего эффективного инструмента для наслаждения им, и соответствующее настроение разума для наслаждения объектом.
Я могу сильно хотеть свежего спелого персика, но он может быть недоступным. С другой стороны, я покупаю персики, но неожиданный приступ аллергии не дает мне возможности насладиться их запахом или вкусом. Приступ проходит, и я уже готов вонзить в плод зубы, как мне сообщают, что что-то случилось с тем, кто мне дорог, и мой интерес к персикам пропадает, у меня нет никакого аппетита.
Даже если объект присутствует и доступен необходимый инструментарий, наслаждение не наступает, если нет подходящего настроения.
Удовольствие быстро проходит, потому что любой из необходимых факторов может измениться, и изменяется. Конечно, каждый испытывает наслаждение время от времени, но оно зависит от совпадения трех изменяющихся факторов, и потому длится только миг. Сами объекты наслаждения ограничены и связаны временными рамками. Некоторые пропадают в самом процессе наслаждения ими, и все они изменяются со временем. Инструменты, необходимые для наслаждения, тоже ограничены временем и другими рамками, и не способны постоянно действовать должным образом. И, наконец, сам разум, будучи капризным и непостоянным, устает от того, чего он когда-то столь сильно желал и к чему стремился. Разум может обнаружить, что объекты однообразны.
Таким образом, попытка удержать момент наслаждения похожа на желание оседлать сразу трех диких лошадей, прокатиться на всех вместе, и быть способным управлять ими.
Понимание фундаментальной проблемы
Анализируя собственный жизненный опыт, можно увидеть, что за всеми постоянными стремлениями стоит желание стать полностью свободным от всех недостаточностей, желание стать полностью достаточным и адекватным во всех ситуациях. Но, за исключением редких моментов, я кажусь всегда в чем-то недостаточным. Основополагающая, фундаментальная человеческая проблема состоит в том, чтобы стать адекватным. Методом достижения этого выбирается достижение и накопление средств безопасности и удовольствий. Результатом является временное облегчение, которого, впрочем, может и не быть, но не прекращение чувства несостоятельности.
Ни безопасность, ни удовольствия не приводят к прекращению ощущения недостаточности. Если посмотреть на собственные стремления к безопасности, артха, и удовольствиям, кама, обнаруживается, что чувство наполненности и достаточности, которое я надеюсь достичь с помощью артхи и камы, достигается только временами и только на мгновение. Стремление никогда не заканчивается.
Пр.след.
Стремление к удовольствию, каме, для того, чтобы обрести адекватность, ничуть не более удовлетворяюще, чем стремление к безопасности.
Достижение удовольствия основывается на совпадении трех постоянно меняющихся факторов, которые невозможно полностью предсказать или проконтролировать. Моменты удовлетворения требуют доступности объекта, доступности соответствующего эффективного инструмента для наслаждения им, и соответствующее настроение разума для наслаждения объектом.
Я могу сильно хотеть свежего спелого персика, но он может быть недоступным. С другой стороны, я покупаю персики, но неожиданный приступ аллергии не дает мне возможности насладиться их запахом или вкусом. Приступ проходит, и я уже готов вонзить в плод зубы, как мне сообщают, что что-то случилось с тем, кто мне дорог, и мой интерес к персикам пропадает, у меня нет никакого аппетита.
Даже если объект присутствует и доступен необходимый инструментарий, наслаждение не наступает, если нет подходящего настроения.
Удовольствие быстро проходит, потому что любой из необходимых факторов может измениться, и изменяется. Конечно, каждый испытывает наслаждение время от времени, но оно зависит от совпадения трех изменяющихся факторов, и потому длится только миг. Сами объекты наслаждения ограничены и связаны временными рамками. Некоторые пропадают в самом процессе наслаждения ими, и все они изменяются со временем. Инструменты, необходимые для наслаждения, тоже ограничены временем и другими рамками, и не способны постоянно действовать должным образом. И, наконец, сам разум, будучи капризным и непостоянным, устает от того, чего он когда-то столь сильно желал и к чему стремился. Разум может обнаружить, что объекты однообразны.
Таким образом, попытка удержать момент наслаждения похожа на желание оседлать сразу трех диких лошадей, прокатиться на всех вместе, и быть способным управлять ими.
Понимание фундаментальной проблемы
Анализируя собственный жизненный опыт, можно увидеть, что за всеми постоянными стремлениями стоит желание стать полностью свободным от всех недостаточностей, желание стать полностью достаточным и адекватным во всех ситуациях. Но, за исключением редких моментов, я кажусь всегда в чем-то недостаточным. Основополагающая, фундаментальная человеческая проблема состоит в том, чтобы стать адекватным. Методом достижения этого выбирается достижение и накопление средств безопасности и удовольствий. Результатом является временное облегчение, которого, впрочем, может и не быть, но не прекращение чувства несостоятельности.
Ни безопасность, ни удовольствия не приводят к прекращению ощущения недостаточности. Если посмотреть на собственные стремления к безопасности, артха, и удовольствиям, кама, обнаруживается, что чувство наполненности и достаточности, которое я надеюсь достичь с помощью артхи и камы, достигается только временами и только на мгновение. Стремление никогда не заканчивается.
Пр.след.
1 комментарий