17 ноября 2014, 15:29
Драгоценный Камень Различения
Ученик:
Когда я отверг все пять оболочек как нереальные, я ничего не обнаружил в этой вселенной, О Мастер, кроме Пустоты, отсутствия всего. Что за сущность остается после этого, с которой мудрый искатель своего Я должен осознать свою тождественность?
Шанкара:
Ты верно сказал, о мудрый! Несомненно, ты мудр в своем различении. То, чем ощущаются все эти видоизменения от эгоизма до его последущего отсутствия во время глубокого сна, но что Само не ощущается, – есть Атман, познай это с помощью острейшего интеллекта. У того, что воспринимается чем-то еще, это что-то является его свидетелем. Когда нет того, кто мог бы воспринять объект, мы вообще не можем говорить о восприятии. Этот Атман является само-познающей сущностью, потому что Он познается Собой. Поэтому индивидуальная душа являтеся непосредственно Высшим Брахманом и ничем еще.
Когда я отверг все пять оболочек как нереальные, я ничего не обнаружил в этой вселенной, О Мастер, кроме Пустоты, отсутствия всего. Что за сущность остается после этого, с которой мудрый искатель своего Я должен осознать свою тождественность?
Шанкара:
Ты верно сказал, о мудрый! Несомненно, ты мудр в своем различении. То, чем ощущаются все эти видоизменения от эгоизма до его последущего отсутствия во время глубокого сна, но что Само не ощущается, – есть Атман, познай это с помощью острейшего интеллекта. У того, что воспринимается чем-то еще, это что-то является его свидетелем. Когда нет того, кто мог бы воспринять объект, мы вообще не можем говорить о восприятии. Этот Атман является само-познающей сущностью, потому что Он познается Собой. Поэтому индивидуальная душа являтеся непосредственно Высшим Брахманом и ничем еще.
7 комментариев
То, чем ощущаются все эти видоизменения от эгоизма до его последущего отсутствия во время глубокого сна, но что Само не ощущается, – есть Атман, познай это с помощью острейшего интеллекта.
Объект, чисто по определению — это то, что не субъект. Всё, что ощущается — это объект. Ощущает — субъект.
Когда нет объекта, это значит что нет разделения, а значит — нет и субъекта. Наблюдателя «в чистом виде» не существует! В чистом виде — только Абсолют:
У того, что воспринимается чем-то еще, это что-то является его свидетелем. Когда нет того, кто мог бы воспринять объект, мы вообще не можем говорить о восприятии. Этот Атман является само-познающей сущностью, потому что Он познается Собой. Поэтому индивидуальная душа являтеся непосредственно Высшим Брахманом и ничем еще.
Но он не может быть познан субъектом («мной») как некий объект. Абсолют — познаётся Собой. %) И именно поэтому любой субъект («я») — это Абсолют. Как и любой объект, впрочем. %)
Этот Атман является само-познающей сущностью, потому что Он познается Собой.
Но познаваем он без посредничества как субъекта, так и объекта, а также и процесса взаимодействия между ними (т.н. «познания»). Это как свет Солнца в космическом пространстве — с очевидностью для грубого физического глаза свет проявляется только лишь при непосредственном воздействии его на сетчатку. Это происходит через отражение от космических объектов типа Луны или спутников. Но тому, у кого развит тонкий, «третий» глаз, очевидно (внутренним взором), что весь космос пронизан солнечным светом. Вот такая вот разница в грубом познании при участии посредника, и без него. Разделение само-осознающего Абсолюта на наблюдателя и наблюдаемое происходит лишь с целью познания объекта наблюдения. Для само-осознания Абсолюту нет никакой необходимости в таком разделении.