18 ноября 2011, 14:42

Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати (16)

Избавление от невежества

Невежество пропадает, когда обретается верное знание. Достоверное знание требует соответствующей праманы, достоверного инструмента, метода познания.
прама-каранам — знание-инструмент
праманам — метод знания.
Некоторые инструменты познания — пять органов чувств, поддерживаемые внимательным разумом — даны нам для познания мира. Вполне естественно использовать эти доступные нам средства. Если глаза открыты и уши слышат, и одновременно разум сознает, то человек видит и слышит. Точно также человек обоняет, ощущает вкус или прикосновение. У новорожденного органы чувств не полностью функциональны, функциональность развивается постепенно. По мере развития ребенка, развиваются способности его органов чувств. Позднее, в процессе старения, эти возможности органов чувств снижаются. С помощью этих методов познания — органов чувств с поддержкой разума — человек избавляется от невежества относительно мира и получает рабочее знание о мире. По мере того, как появляется знание, невежество пропадает. Невежество не обретается — для того, чтобы не знать, нет необходимости что-то делать. Каждый рождается с огромным запасом невежества.
По мере роста, с помощью подходящих методов познания, человек избавляется от невежества, агьяна. Когда органы чувств и разум не дефективны, восприятие (использование органов чувств при поддержке разума) приводит к росту достоверного работающего знания. Знание, получаемое через органы чувств — это «рабочее знание» для мира, достоверное для своей области применения.
Семья поощряет этот процесс обучения, и в то же время делает доступным овладение речью, как частью обретаемого знания. Мать говорит — «это яблоко», «это стул», «это стол», «это цветок». Отец добавляет — «это твоя рука», «это камень», «это два камня». В детстве человек смотрит, трогает, пробует на вкус, обнюхивает и слушает звуки слов, обозначающих воспринимаемые объекты. Таким образом, невежество пропадает и появляется знание, сначала знание форм и названий, затем цветов и других качеств, затем приходит время для еще более тонких различений — оттенков цвета, различных размеров и конфигураций. Так растет знание форм и названий, а затем все более и более тонких деталей. Также обретается понимание действий — ребенок учится ходить, говорить, есть, а также понимание категорий, классов объектов и взаимодействий между категориями и внутри них.

Прод.след.

0 комментариев