26 ноября 2011, 17:57
Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати .(18)
Восприятие бесполезно для познания себя самого
…
Я являюсь субъектом. Я являюсь тем, кто знает. Есть ли у меня достоверные методы для познания себя самого? Восприятие и выводы из него не относятся к субъекту. Восприятие и выводы, на нем базирующиеся, бесполезны для знания субъекта — они работают только для того, что могут объектифицировать органы чувств. Человек может с пользой использовать свое восприятие и наслаждаться высоким уровнем информации об объектах, по-прежнему оставаясь невежественным относительно себя самого. Человек может быть очень хорошо информирован, научен многим научным дисциплинам, иметь множество достижений, и по-прежнему оставаться в невежестве о самом себе. Самопознание не является необходимым для работы методов познания, т.е. органов чувств и разума, для познания объектов. Нет необходимости знать себя для того, чтобы быть профессионалом в любой из обычных научных дисциплин.
Насколько мы знаем, все остальные существа помимо человека не имеют достаточно само-осознанающего развитого разума для того, чтобы заинтересоваться природой самих себя. Тем не менее, они успешно используют способности к восприятию и деланию выводов. В определенной мере восприятие и выводы кажутся доступными всем существам. Миграционное поведение птиц показывает способность делать выводы, требуемые для навигации. Летучие мыши могут определять местоположение и тип объектов, анализируя эхо, их поведение строится на выводах, следующих из этих данных.
Корова, видимо, не имеет ни само-осознанности, ни знания себя, но ее невежество не является проблемой. Корова не говорит себе: «Я знаю, что моя порода — самая лучшая порода коров, дающая много молока каждый день, но я этим не могу удовлетвориться. Я думаю, какова же моя настоящая природа? Несомненно, я больше, чем живая машина для производства молока». Корова не обеспокоена вопросами само-познания или невежества. Ее беспокоит только голод, жажда, тепло и выживание. Необеспокоенная своим невежеством, без само-осознания, тем не менее корова действует на основе своих восприятий, и некоторой способности к выводам.
В Бхашье (комментариям) к Брахма-сутре приводится классическое описание способности коровы к выводу. Человек и корова находятся на поляне. Человек срывает пучок травы и подзывает корову. Она поворачивает голову и смотрит на него. Он улыбается, протягивает ей руку с травой. Она смотрит и думает. Трава — это ишта-садхана, желаемая цель, особенно, если можно съесть траву без усилий по ее добыванию. Она помнит, что так случалось несколько раз в прошлом. «Люди, похожие на этого человека, угощали меня хорошей травой. Это было хорошо». «Иди сюда!» — подзывает ее человек. Корова смотрит на него внимательно. Он кажется не опасным. Корова решает, что ее ожидает неопасное приятное наслаждение. Она делает заключение, вывод, на основе своих ощущений и воспоминаниях о прошлых восприятиях, и начинает медленно подходить к человеку.
Через несколько секунд человек роняет пучок травы, наклоняется и подбирает большую палку. Корова останавливается и внимательно смотрит. Человек замахивается палкой и что-то сердито кричит. Корова быстро делает новые заключениея — «Этот человек собирается побить меня палкой, очень неприятно». Она встряхивает головой, разворачивается и быстро отбегает подальше.
Оба решения, сначала — приблизиться к человеку, потом убежать — результаты выводов, основанных на восприятии. Таким образом корова, несмотря на невежество относительно самой себя, вполне способна к логическим выводам.
Человек превосходит корову или любое другое животное в накоплении воспринимаемых данных и деланию выводов из них. Мы улучшаем наше восприятие с помощью мощных инструментов, увеличивая возможности наших органов чувств. Мы разработали изощренные методы логики, позволяющие делать далеко идущие выводы на основе собранных данных.Но какие бы данные ни собирались и какие бы выводы не делались, делая нас знатоками в бесконечных областях науки об объектах, человек может оставаться таким же невежественным относительно самого себя, как и корова. Потому что знание об объектах не уничтожает невежества о самом себе.
Прод.след.
…
Я являюсь субъектом. Я являюсь тем, кто знает. Есть ли у меня достоверные методы для познания себя самого? Восприятие и выводы из него не относятся к субъекту. Восприятие и выводы, на нем базирующиеся, бесполезны для знания субъекта — они работают только для того, что могут объектифицировать органы чувств. Человек может с пользой использовать свое восприятие и наслаждаться высоким уровнем информации об объектах, по-прежнему оставаясь невежественным относительно себя самого. Человек может быть очень хорошо информирован, научен многим научным дисциплинам, иметь множество достижений, и по-прежнему оставаться в невежестве о самом себе. Самопознание не является необходимым для работы методов познания, т.е. органов чувств и разума, для познания объектов. Нет необходимости знать себя для того, чтобы быть профессионалом в любой из обычных научных дисциплин.
Насколько мы знаем, все остальные существа помимо человека не имеют достаточно само-осознанающего развитого разума для того, чтобы заинтересоваться природой самих себя. Тем не менее, они успешно используют способности к восприятию и деланию выводов. В определенной мере восприятие и выводы кажутся доступными всем существам. Миграционное поведение птиц показывает способность делать выводы, требуемые для навигации. Летучие мыши могут определять местоположение и тип объектов, анализируя эхо, их поведение строится на выводах, следующих из этих данных.
Корова, видимо, не имеет ни само-осознанности, ни знания себя, но ее невежество не является проблемой. Корова не говорит себе: «Я знаю, что моя порода — самая лучшая порода коров, дающая много молока каждый день, но я этим не могу удовлетвориться. Я думаю, какова же моя настоящая природа? Несомненно, я больше, чем живая машина для производства молока». Корова не обеспокоена вопросами само-познания или невежества. Ее беспокоит только голод, жажда, тепло и выживание. Необеспокоенная своим невежеством, без само-осознания, тем не менее корова действует на основе своих восприятий, и некоторой способности к выводам.
В Бхашье (комментариям) к Брахма-сутре приводится классическое описание способности коровы к выводу. Человек и корова находятся на поляне. Человек срывает пучок травы и подзывает корову. Она поворачивает голову и смотрит на него. Он улыбается, протягивает ей руку с травой. Она смотрит и думает. Трава — это ишта-садхана, желаемая цель, особенно, если можно съесть траву без усилий по ее добыванию. Она помнит, что так случалось несколько раз в прошлом. «Люди, похожие на этого человека, угощали меня хорошей травой. Это было хорошо». «Иди сюда!» — подзывает ее человек. Корова смотрит на него внимательно. Он кажется не опасным. Корова решает, что ее ожидает неопасное приятное наслаждение. Она делает заключение, вывод, на основе своих ощущений и воспоминаниях о прошлых восприятиях, и начинает медленно подходить к человеку.
Через несколько секунд человек роняет пучок травы, наклоняется и подбирает большую палку. Корова останавливается и внимательно смотрит. Человек замахивается палкой и что-то сердито кричит. Корова быстро делает новые заключениея — «Этот человек собирается побить меня палкой, очень неприятно». Она встряхивает головой, разворачивается и быстро отбегает подальше.
Оба решения, сначала — приблизиться к человеку, потом убежать — результаты выводов, основанных на восприятии. Таким образом корова, несмотря на невежество относительно самой себя, вполне способна к логическим выводам.
Человек превосходит корову или любое другое животное в накоплении воспринимаемых данных и деланию выводов из них. Мы улучшаем наше восприятие с помощью мощных инструментов, увеличивая возможности наших органов чувств. Мы разработали изощренные методы логики, позволяющие делать далеко идущие выводы на основе собранных данных.Но какие бы данные ни собирались и какие бы выводы не делались, делая нас знатоками в бесконечных областях науки об объектах, человек может оставаться таким же невежественным относительно самого себя, как и корова. Потому что знание об объектах не уничтожает невежества о самом себе.
Прод.след.
(1):
nimec77
0 комментариев