28 ноября 2011, 20:51

Введение в Веданту - Свами Даянанда Сарасвати (20)

Средства для обретения знания себя.

Где человек может найти средства для обнаружения природы самого себя, субъекта, «я»? Как знающий, субъект, на который указывает местоимение единственного числа «я», я невежественен относительно самого себя. Я являюсь субъектом, знающим, стоящим за работой разума и органов чувств, но с самого детства и до сих пор, я, субъект, остаюсь неизвестным для самого себя. Сначала я был невежественен относительно себя и многого другого. По мере роста и взросления, я накапливаю знание относительно многих предметов с помощью восприятия и логических выводов. Но мое невежество относительно себя остается тем же. Я хочу избавиться от этого незнания себя. Есть ли достоверные работающие средства для получения знания о себе? Восприятие и логика полезны только для предметов, которые могут быть объектифицированы.Я, субъект, не поддаюсь объектификации. Восприятия и выводы, базирующиеся на восприятии, полезны лишь для познания объектов, отличающихся от «меня». По определению. данные от органов чувств и выводы, на них основывающиеся, — это средства для познания предметов, которые субъект может объектифицировать. Если объектифицировать субъекта, он перестает быть субъектом, становясь еще одним объектом, и тот, для которого он стал объектом и есть искомый субъект. Как я могу обрести знание самого себя, «я», окончательного не объектифицируемового субъекта?
В строке Мундака Упанишады мы встречаем описание необходимости познания и того, что надо делать для обретения этого знания — parIkSya lokAn karmacitAn brAhmaNo nirvedamAyAn nAstyakRtadaH kRtena
tadvijJAn ArthaM sa gurumevAbhigacchet samitpANiH zrotriyaM brahmaniSTham
(Мундака Упанишад, I, 2, 12)
Исследовав жизненный опыт, достигнутый с помощью усилий, зрелый человек обретает бесстрастие, и понимает, что несозданное (безграничное) не может быть достигнуто с помощью действия. Чтобы знать То (несозданное безграничное), он, с сухими ветками в руках, должен приблизиться к учителю, который знает писания и твердо пребывает в знании самого себя.

Зрелая личность понимает, по исследовании собственного жизненного опыта, что искомое им — это адекватность, полнота, и способен увидеть, что цели, к которым он стремился, не могут принести ему эту адекватность. Он становится бесстрастным по отношению к безопасности, артха, и удовольствиям, кама. Другими словами, он ищет не менее, чем саму безграничность. Обретение ограниченного не может привести к безграничному. Безграничность по своей природе не создана, акрита. Действиями, критена, несозданное не создается.
Чтобы знать эту несозданную безграничность, которая не может быть достигнута действиями, которая может быть только осознана, но не с помощью восприятия или логических выводов, искатель должен идти к учителю, к гуру, с позиции ищущего, готового учиться, «с сухими ветками в руках», что значит, что его руки готовы служить. Эта строфа говорит о том, что должен делать мумукшу, информированный искатель свободы от ограниченности.Понимающий искатель знает, что его поиск — это поиск понимания; он стал джигньясу, тем, кто стремится к пониманию. Для этого понимания он должен прийти к учителю, гуру.

Прод.след.

0 комментариев