5 ноября 2011, 11:30

Адьяшанти - Чувство превосходства



Одно из наиболее распространенных заблуждений, которые возникают после пробуждения, — это чувство превосходства или мания величия. Это очень частая проблема в духовных кругах. Конечно, чувство превосходства может овладеть человеком и в обычном состоянии, когда он не пробужден. В эту ловушку люди попадают и в состоянии сна, а не только когда совершают переход от временного пробуждения к окончательному. Однако после пробуждения эгоистический ум может начать испытывать особое чувство превосходства, как будто пробуждение сделало его лучше, чем все остальные. Такое очень часто случается — это, фактически, неотъемлемая часть процесса.
В основе этого заблуждения лежит ощущение, что мы знаем что-то особенное. Поскольку мы пробудились, мы это знаем. Поскольку мы пробудились, мы правы. Поскольку мы пробудились, мы всегда правы. На этой стадии эго — создатель состояния сна — может использовать открывшиеся знания для формирования того, что я называю просветленным эго. Нет ничего отвратительнее просвет- ленного эго. Это эго, которое считает себя просветленным, эго, которое думает, что оно пробудилось, эго, которое использует энергию пробуждения и новые знания для еще большего самоутверждения.
Я знал людей, которые, пережив подлинный момент пробуждения, начинали отрекаться от всего, что они не хотели видеть. Они говорили: «Адья, но ведь нет никакого эго, „меня“ нет. А раз меня нет, то ничего и нельзя сделать». Я говорил: «Да, но разве ты не замечаешь, что иногда ведешь себя ужасно глупо?» На что человек отвечал: «Может быть это и так, но что тут можно поделать — ведь никого нет. Все происходит само собой, это спонтанный процесс. А думать, что я должен что-то с этим делать — лишь очередное заблуждение спящего ума».
Очень трудно что-либо объяснить человеку, который оказался в таком положении — когда он ухватился за определенные открывшиеся ему знания и прячется за ними. По-настоящему пробужденный человек никогда не использует то, что он осознал, для отрицания чего-либо в самом себе. Он все выводит на свет. Как только вы заметите, что пытаетесь с помощью новых внутренних знаний оправдывать свое бессознательное поведение, необходимо тут же признать, что вы впали в заблуждение.
Как я уже говорил, с точки зрения абсолюта все верно. Отдельного действующего не существует, эго — всего лишь иллюзия. В конечном счете, нет никакого отдельного существа, которое могло бы что-либо делать, и, действительно, все происходит спонтанно. Но есть еще более глубокая истина. Проблема в том, что эту более глубокую истину очень трудно выразить словами.
В буддийской традиции есть одна сутра, которая называется «Сутра сердца». Она звучит так: «Нет рождения, нет старости, нет смерти, и нет конца рождению, старости и смерти». Это очень важная часть сутры. Нет рождения, нет старости и нет смерти. Это верно с точки зрения абсолюта. Однако наше знание не будет полным, если мы не осознаем также, что нет конца рождению, старости и смерти. А когда знание неполное, эго всегда начинает прикрываться им и использовать его для оправдания всевозможных непросветленных форм поведения.
Это очень распространено на пути духовности. Очень часто эго начинает говорить себе: «О, я пробудилось, теперь я знаю, что все происходит спонтанно, а поэтому я ни за что не отвечаю. Если вам что-то не нравится, это ваши проблемы — вы просто не познали истинной природы реальности». Это эгоистическое заблуждение, основанное на чувстве превосходства. Как я говорил, это заблуждение очень распространено, и именно поэтому я все время повторяю, что лучшим нашим союзником на пути от временного пробуждения к окончательному является глубокая и полная искренность. Только искренность поможет нам распознать, что это чувство превосходства является просто высокомерием, что наш ум использует полученные знания как прикрытие.
Объяснить это людям — трудная задача для духовного учителя. Такого рода заблуждение обычно поддерживается хорошо укрепленной структурой эго, через которую очень сложно пробиться.
Самые неподатливые эго бывают именно у тех людей, которым открылось видение реальности. Казалось бы, если человек увидел реальность, пусть даже на одно мгновение, его эго уже не должно быть таким прочным. Однако это не так. Иногда люди впадают в глубочайшие заблуждения даже после проблеска пробуждения.
За годы своего учительства я заметил, что людям, которыми завладела мания величия, очень важно, чтобы их услышали, чтобы все узнали о том, что они знают. Им не- обходимо, чтобы с ними все соглашались, и, что еще более важно, чтобы все знали, что они просветленные. Бывали случаи, когда я читал лекцию, и кто-нибудь выскакивал на сцену, хватал микрофон и начинал рассказывать аудитории свою версию истины. В такие моменты я чувствовал, что я, пожалуй, ничего не смогу объяснить этим людям, со временем сама жизнь заставит их понять. Все устроено таким замечательным образом, что если наш образ действия расходится с истиной, в конце концов, он даст сбой, он не будет работать. Так или иначе, жизнь поставит нас на колени, нам придется встретиться с самими собой. Вечно заблуждаться невозможно — жизнь этого не допустит.
Каждый из нас должен посмотреть на себя и разобраться, не ставим ли мы себя выше других, не смотрим ли свысока на тех, кого считаем непробужденными. Если вы обнаружите в себе чувство превосходства, знайте: это не позиция подлинного пробуждения — это позиция эго, которое присвоило себе пробуждение и изображает из себя пробужденного.
Но важно также знать, что в определенной степени такое ощущение превосходства после пробуждения — нормальное явление. В дзен мы называем это «опьянением пустотой». Сама энергия и красота пробуждения слегка опьяняет человека. Конечно, если бы в результате пробуждения вся структура эго полностью растворилась, никакого опьянения не было бы, потому что не было бы эго. Но это редкое явление. В большинстве случаев то, что остается от структуры эго, буквально пьянеет от откровений пробуждения. Я не говорю, что это плохо, я просто говорю, что это происходит, явно или скрыто.
Если вы заметите то же самое, просто отметьте это. Если вы будете ужасаться, это поможет не больше, чем если вы будете поглощены этим чувством превосходства. Просто воспринимайте его как практически неизбежную часть процесса пробуждения — как оно и есть на самом деле.
Если вы будете вполне искренни, вы поймете, что ни- какое чувство превосходства не может быть истинным. И тогда вам нужно просто выяснить, что вы говорите себе — что говорит ваш ум такое, что вызывает в вас чувство превосходства. Не забывайте: это только ум вводит нас в заблуждение. Все заблуждения начинаются в уме. Все заблуждения основаны на том, что мы говорим себе, а затем сами в это верим.
Чтобы разоблачить любое заблуждение, которое вводит нас в состояние разделения, нужно выяснить его происхождение. Что мы говорим себе такое, что вызывает в нас чувство разделения, будь то чувство превосходства или что-либо еще?
Когда Иисус увидел группу людей, которые забрасывали женщину камнями, он сказал: «Пусть тот, у кого нет ни одного греха, первым бросит камень». Иисус говорил из состояния неразделенности, он не считал себя лучше той женщины, в которую бросали камни, независимо от того, какой проступок она совершила. Он имел в виду, что ни один человек не безгрешен. Грех означает промах — никто не избавлен от ошибок. Мы все иногда совершаем такие поступки, о которых потом жалеем. Мы все в какие-то моменты ведем себя непросветленным образом. Никто не является исключением. А поэтому, когда мы смотрим на все из состояния неразделенности, всякое чувство превосходства у нас исчезает.
Если вы заметите в себе чувство превосходства, самое главное — это не верить в него. Не пытайтесь от него избавиться, но и не поддавайтесь. Если вы будете оставаться в таком состоянии, когда вы не принимаете чувство превосходства, но и не отгоняете его от себя, оно само растворится. Помните, когда мы что-то отталкиваем, чему-то сопротивляемся, оно тоже начинает сопротивляться в ответ. Отталкивая что-то, мы это только укрепляем.
У меня в жизни была история, которая, на мой взгляд, очень хорошо иллюстрирует, как может возникнуть скрытое чувство превосходства и как с ним можно справиться. Когда мне было двадцать пять лет, я пережил свой первый подлинный опыт духовного пробуждения. Он оказал на меня огромное воздействие и принес удивительное чувство освобождения. И вот я, двадцатипятилетний молодой человек, вдруг потерял всякий страх. Я знал, что я бессмертен, и ничто не может причинить мне никакого вреда, все врожденные инстинкты самосохранения у меня начисто исчезли.
Через несколько месяцев после этого озарения я отправился к моему учителю. Наши встречи всегда проходили по воскресеньям утром. Мы сидели и медитировали, потом она что-то говорила, мы еще немного медитировали, а затем мы все вместе завтракали. На этот раз, когда я сидел в комнате вместе с другими учениками, во мне вдруг возникло это чувство превосходства. Я сам был удивлен. Потом я стал называть это ощущение «Великим Человеком».
Я медитировал, и вдруг появился этот «Великий Человек». Я осмотрелся вокруг, и у меня возникло чувство, что все эти люди, сидящие в комнате, ничего не знают. Они ничего не знают об истине, ничего не знают о реальности. У меня же было такое великое озарение. Я сам испугался, поскольку, к моему счастью, знал, что это ложное чувство. В момент самого озарения я осознал, что всякое превосходство — лишь сон, фантазия эго. Однако это не мешало появляться «Великому Человеку».
Мой ум, используя факт пробуждения, создавал чувство превосходства. И в то же время я знал, что это чувство не имеет никакого реального основания. Я пытался всякими способами избавиться от «Великого Человека». Сначала я пытался просто напоминать себе, что это ложное чувство, и я возвращался на тот внутренний уровень, где превосходству нет места. Но все равно каждый раз, когда я приходил на медитацию, это чувство опять возникало.
Я перепробовал все. Я пытался ненавидеть это чувство. Потом я пытался любить его, принимать, позволять ему быть — в надежде, что оно само уйдет. Я исследовал, как и почему оно возникает. Неделю за неделей я применял разные стратегии, которые только мог придумать, чтобы избавиться от этого чувства, но ничего не помогало. Каждое воскресное утро, когда я приходил и садился медитировать, приходил и «Великий Человек».
В конце концов, однажды утром я осознал, что, на самом деле, ничего не могу поделать с этим. У меня было ощущение полного поражения. Я понял, что перепробовал уже все, что только можно было, и все оказалось бесполезно. Я ничего не мог сделать.
Это не означает, что я отстранился, решил не замечать этого чувства. Нет, это было подлинное, искреннее осознание: момент полного поражения. Я понял, что каким бы ни было мое внутреннее знание, все равно что-то может взять надо мной верх. Все равно во мне может возникнуть что-то неистинное, от чего я не способен избавиться, несмотря на свое пробуждение.
Я сидел и просто ощущал свое поражение. Так я медитировал какое-то время, а потом встал вместе со всеми, и мы стали завтракать. И когда мы сели за стол, я заметил, что чувство превосходства исчезло. Оно исчезло не потому, что я вдруг что-то понял — никакой причины не было. Я просто осознал, что ничего не могу сделать. Тогда, осознав, что я не способен избавиться от высокомерия, как бы ни старался, я впервые убедился в тщетности личной воли — позже я убеждался в этом еще много раз.
Так что если после пробуждения вы заметите в себе чувство превосходства, не пытайтесь его отогнать. Не пытайтесь отгонять никакие негативные чувства. Но и не поддерживайте их. Просто понимайте, что это такое — вот что самое главное.

8 комментариев

agch07bkru
Как я говорил, это заблуждение очень распространено, и именно поэтому я все время повторяю, что лучшим нашим союзником на пути от временного пробуждения к окончательному является глубокая и полная искренность.
rauris
Пожалуй одним из признаков просветлённого существа является смирение как перед«высшими» так и перед «низшими»как перед теми кто заблуждается так и перед теми кто идёт по пути зла, которое со стороны пробуждённого есть сознания равенства -все вещи Одна вещь.
Dragon
Смирение, приятие ТОГО ЧТО ЕСТЬ, не означает бездействия и непротивления невежеству, которого от нас часто ожидают — «будьте мягкими добрыми и пушистыми, коль уж вы того»!!!:))
Dragon
Видение ущербности игры в «отдельность» в «страдающего», не отменяет видение Существования под каждой Игрой, какой бы она не была!:)) но когда пытаются видеть только Существование, реальность без всех аспектов его реализации — это все та же привязанность к трансцендентному…
rauris
Да,«пушистость» это конформизм, то же «эго».
Dragon
Мышление давно создало образ правильного «просветленного» и он закреплен уже весьма прочно в умах почти всех «ищущих»! Это не рычащий тигр или лев, который разоблачает игры ума насколько бы изощренными они не были, и вбивает в вас видение совершенно с другой перспективы, а клоун-весельчак из смехопанорамы, к которому можно ходить на сатсанги просто посмеяться, развлечься, который любой экспириенс-переживание готов назвать пробуждением и дать подтверждение очередному просветленному! Либо добрая пушистая овечка, легкая как облачко из сахарной ваты, которая нашла вечный доступ к вкусной бесплатной травке и пребывает в сытом довольстве и блаженстве! Она смотрит на всех присутствующих отсутствующим взглядом и транслирует данное состояние несчастным «ищущим», заряжая их энергией и благости, сытости и довольства, ведь они уставшие пришли на сатсанг после работы, а дома муж семья и дети. Это очень удобные образы, с ними мышление запросто справляется, и я не собираюсь их поддерживать!:))
Quest4Sanity
Очень высокая планка. Чрезвычайно высокая планка. Непреодолимо высокая планка.
exp
Актуальная статья для меня, Hanter 'а и других ищущих.