17 ноября 2011, 21:16
Адьяшанти - Когда пробуждение захватывает ум, сердце и инстинктивную природу
После первого опыта пробуждения, который случился в двадцать пять лет, я мог бы заключить: «Вот оно, вот вся истина — я познал абсолютную природу реальности». Я мог бы начать провозглашать всему миру то, что мне открылось. К своему счастью, где-то внутри себя я слышал тихий голос, который говорил мне: «Нет, это еще не все — это не вся истина. Продолжай двигаться дальше».
Этот тихий голос был своего рода спасителем, поскольку на этом этапе пути существует большая опасность, что человек начнет присваивать себе то, что ему открылось, заявлять свои права на это, таким образом создавая новое «просветленное „Я“», «просветленное эго» из открывшихся знаний.
Мне повезло, что я слышал внутри этот голос. Этот голос, который побуждает нас двигаться дальше, не останавливаться, может исходить и снаружи — от самой жизни, от жизненных обстоятельств. Так или иначе, очень важно не принимать первый опыт пробуждения за окончательный. Даже если нам кажется, что путешествие завершено, важно осознавать, что завершено только старое путешествие, путешествие, которое привело нас к этому начальному прозрению, путешествие, во время которого мы совершенно не осознавали, кто мы и что собой представляем. Теперь начинается новое путешествие — проявление единства, неразделенности на всех уровнях нашего бытия. И это путешествие может продлиться годы, прежде чем завершится.
Что значит быть неразделенным?
Я говорил вам о неразделенном состоянии, сравнивал пробуждение с пребыванием в состоянии неразделенности. Но я не хочу, чтобы кто-то из вас неправильно понимал, что значит быть неразделенным. Неразделенность является следствием пробуждения, это проявление нашего осознания своей истинной природы. Я уже говорил, что быть неразделенным — это совсем не то же самое, что быть совершенным или святым. И, кроме того, нет никаких гарантий, что после пробуждения в какие-то моменты вы не начнете опять воспринимать все с точки зрения разделения. Нет никаких гарантий, что вы больше никогда не вернетесь в состояние разделенности. На самом деле, быть свободным, быть пробужденным означает, что вас больше вообще не волнуют такие вещи — насколько вы пробудились или не пробудились.
В традиции дзен есть одна известная поэма, которая заканчивается таким описанием пробужденного состояния: «Не тревожась о несовершенстве». Так что быть неразделенным — это не значит быть совершенным. Состояние неразделенности не соответствует тем представлениям, которые у нас могут быть о святости или совершенстве. Если бы кто-то посмотрел на мою жизнь, я уверен, что он нашел бы много поводов сказать что-то вроде этого: «О, я совсем не так представлял себе просветленного человека. Это совсем не согласуется с моим представлением о неразделенном человеке». Я уверен, что моя жизнь не соответствует представлениям большинства людей о том, каким должно быть просветление. Многим я покажусь слишком обычным человеком. Но для меня часть пробуждения — это растворение в обычности, отпускание всех беспокойств.
Как бы вы ни воспринимали мою жизнь или чью-то еще жизнь, вы все равно не сможете понять, что такое состояние неразделенности, пока оно не начнет пробуждаться в вас самих. Единственное, что я могу вам посоветовать, это не верить никаким своим представлениям о святости или совершенстве, поскольку эти представления могут только стать препятствием. Каждый должен сам открыть для себя, что значит быть неразделенным — видеть и действовать из состояния неразделенности, из состояния единства. Что это значит — выйти за пределы любви и ненависти, за пределы добра и зла, за пределы правильного и неправильного? Все это можно узнать только на своем собственном опыте. Изучать опыт других людей бесполезно. Единственное, что имеет значение, это где находитесь вы. Как вы воспринимаете все и действуете в данный момент — с позиции раз- деления или из состояния единства?
Как я уже говорил, на каждого человека пробуждение действует по-разному, в зависимости от его обусловленности. Для удобства работы с учениками я использую такую модель: я рассматриваю, какое воздействие пробуждение оказывает на человека на трех разных уровнях его существа — на ментальном (уровне ума), на эмоциональном (уровне сердца) и на экзистенциальном (уровне физической или инстинктивной природы). Когда случается пробуждение, на каждом из этих уровней мы можем прийти к разной степени неразделенности. Только имейте в виду, что классификация на эти уровни метафорическая, она лишь помогает лучше понять, что происходит с человеком. Если не привязываться слишком сильно к этой концептуальной модели, она может быть полезна.
В момент подлинного пробуждения Дух полностью и одновременно освобождается от всех уровней существа. Внезапно наше видение радикально меняется, мы начинаем воспринимать все совершенно иначе, нежели раньше. Затем, после этого момента, пробужденное видение может сохраниться или не сохраниться полностью на разных уровнях. Это похоже на самосматывающийся шнур, который вытянули из гнезда на всю длину, а потом под действием особого механизма — определенных кармических тенденций — он опять затянулся внутрь. Он никогда не затягивается до конца — до того уровня, который был до пробуждения, но в какой-то степени все равно затягивается. И на разных уровнях нашего существа это может происходить по-разному, в разной степени.
Пробуждение на уровне ума
Для начала давайте рассмотрим, что происходит после опыта пробуждения на уровне ума. Что это означает — состояние неразделенности на уровне ума? Все знают, что значит быть разделенным на уровне ума, когда одна мысль противоречит другой, когда одна часть ума говорит: «Я должен это делать», а другая часть ума говорит: «Я не должен этого делать». Разделенный ум — это ум, находящийся в конфликте с самим собой.
У большинства людей ум постоянно пребывает в конфликте. Наши мысли бывают добрыми и злыми, правильными и неправильными, праведными и порочными, и даже просветленными и непросветленными. Все эти полярные мысли создают ощущение разделенности на уровне ума.
Когда мы пробуждаемся, когда пробуждение затрагивает уровень ума, проявляется на уровне ума, прежде всего мы начинаем видеть, что ни одна мысль не является истинной. Не поймите меня неправильно — я не говорю, что ум совершенно не нужен, что это что-то плохое. Ум, собственно процесс мышления, является инструментом — таким же инструментом, как многие другие. Это такой же инструмент, как, например, молоток, пила или компьютер.
Однако в том состоянии сознания, в котором находится большинство людей, ум ошибочно принимают за то, чем он не является. Ум воспринимают не как инструмент, а как источник собственного чувства «Я». Большинство людей постоянно обращаются к своему уму, спрашивая его: «Кто я?», «Что такое жизнь?», «Что истинно?» Они ждут от ума, чтобы он им сказал, что они должны делать и чего не должны делать. Но это смешно и нелепо! Вы же не идете в гараж и не спрашиваете у молотка, кто вы или что правильно, а что неправильно. Если бы вы так поступили, а молоток умел бы говорить, то он, наверное, сказал бы вам: «О чем ты меня спрашиваешь? Ты обращаешься не по адресу».
Но именно так мы поступаем с умом. Мы забыли, что ум — просто инструмент, нужный и полезный инструмент. Все начинается в уме. Машина, в которой вы едете, любое здание, в которое вы входите, любой магазин — все это сначала было мыслью в чьем-то уме. Потом эту мысль сочли полезной и нужной и воплотили в реальность с помощью определенных действий. Так что ум очень полезен и необходим.
Но человеческое сознание воспринимает ум не просто как инструмент. По сути, ум захватил реальность. Он стал сам себе реальностью до такой степени, что все наше самоощущение — кем мы себя считаем, наш образ себя — основывается на нашем мыслительном процессе.
Когда свет пробуждения начинает проникать на уровень ума, мы начинаем осознавать, что ум сам по себе не является реальностью. Это инструмент, которым может пользоваться реальность, но не сама реальность. Мысль — это всего лишь мысль. Мысль не заключает в себе истины. Вы можете подумать о стакане воды, но если вас мучает жажда, вы не сможете утолить ее мыслью. Вы можете думать о стакане воды до тех пор, пока не умрете. Но взять в руки настоящий стакан и выпить из него воду — это совсем другой опыт. Вы можете взять стакан и выпить воду, вовсе не думая ни о стакане, ни о воде. Так что мысль сама по себе пуста — в ней нет реальности. Самое большее, мысль — это символ. Она может указывать направление к истине, но многие мысли не делают даже этого. Большинство мыслей в человеческом сознании — это мысли, касающиеся других мыслей, это размышление о мышлении. Человек медитирует, и у него может быть только одна мысль: «У меня не должно быть никаких мыслей». Но, конечно, само это уже является мыслью. Очень легко попасть в ловушку размышления о мышлении.
Когда мы пробуждаемся на уровне ума, наше восприятие выходит за пределы ума. Мы осознаем, что ум сам по себе пуст, в нем нет реальности. И это — глубокое откровение. Легко сказать, что ум не содержит в себе реальности, а некоторым это даже легко и понять. Но увидеть, что ум не содержит реальности, это совсем другое. Увидеть, что наш образ самого себя и наш мир порождаются умом, — это радикально все меняет. Когда мы осознаем, что мышление как таковое не заключает в себе реальности, мы приходим к пониманию, что мир, как мы его воспринимаем умом, не может быть реальным. Это большое потрясение — «Я», каким мы себя всегда считали, реально не существует.
Пробуждение на уровне ума разрушает весь наш мир. Происходит нечто такое, чего мы никак не могли пред- видеть или ожидать. Разрушается все наше мировоззрение — все наши обусловленности, все наши убеждения, все общечеловеческие убеждения, восходящие к глубокой древности — все, что составляет наш мир, все общепринятые представления, считающиеся истинными, вплоть до того, что «я — человек», «существует мир», «мир должен быть таким-то и таким-то». Пробуждение на уровне ума все это разрушает, то есть разрушается весь наш мир.
Пробуждаясь на уровне ума, мы начинаем думать: «Боже мой, то, как я воспринимал мир, было иллюзией, всего лишь сном. Это не имело никакого отношения к реальности. То, как я воспринимал себя, тоже было иллюзией». Как бы вы себя ни воспринимали, каким бы ни считали — просветленным или непросветленным, хорошим или плохим, достойным или никчемным — достижение неразделенного состояния на уровне ума приводит к полному уничтожению всех этих эго-структур. Словами практически невозможно передать, насколько полным является это разрушение мира на ментальном уровне. Вы вдруг начинаете понимать, что истинных мыслей в принципе не существует — вы постигаете это на самом глубочайшем уровне, — что все модели, созданные человеком, будь то даже духовные модели, духовные учения, не более чем фантазии, грезы.
Будда сказал, что все дхармы пусты. Дхармы — это учения. Дхармы — это те истины, которые он изложил. И одной из этих истин было то, что все эти дхармы, все эти истины, которые он только что сообщил ученикам, пусты. Истина о вашей подлинной природе находится далеко за пределами любых самых великих дхарм, самых великих сутр, самых великих идей, которые когда-либо могли быть высказаны, записаны или прочитаны.
Этот опыт переживается человеком как разрушение. Я часто предостерегаю людей от ошибки: просветление — это разрушительный процесс. Просветление не имеет ничего общего с тем, чтобы стать лучше или счастливее. Просветление — это выход из заблуждения. Это обнаружение обмана. Все, что мы считали истинным, начиная с самих себя и кончая миром, полностью разрушается.
В результате этого процесса мы узнаем, что даже величайшие изобретения величайших умов человечества являются не более чем детскими фантазиями. Мы начинаем понимать, что все великие философии и все великие философы являются частью сна. Пробуждение на уровне ума подобно отдергиванию занавеса — как в сказке «Волшебник страны Оз». Дороти ожидала увидеть Великого Волшебника, а когда занавес раздвинулся, он оказался маленьким человечком, который управлял рычагами. То же происходит, когда мы постигаем природу ума. Наше видение радикально меняется. Совершенно неожиданно мы узнаем, что все, что мы считали истиной, на самом деле является частью состояния сна и служит для его поддержания.
Не существует такого явления, как просветленная мысль. Для нас это становится шоком. В действительности, большинство людей избегают познания этой истины. Мы говорим, что хотим знать истину, но так ли это на самом деле? Мы говорим, что хотим познать реальность, но когда она открывается нам, она так сильно отличается от того, что мы ожидали увидеть… Она не вписывается в наше мировоззрение, не соответствует нашим представлениям. Она выходит за все рамки. Более того, увидев ее, мы больше уже не можем воспринимать мир по-старому. Наш мир превращается в прах.
После всего этого мы остаемся буквально ни с чем. Мы остаемся с пустыми руками — нам не за что ухватиться. Как сказал Иисус: «У всякой птицы есть гнездо на дереве, у всякой лисы есть нора в земле, но сыну человеческому негде преклонить голову». Не остается ни одной концепции, ни одного мыслительного построения, на которое мы могли бы опереться.
Вот что означает полное освобождение. Только при полном освобождении истина нашей подлинной природы может засиять без искажений. Но обычно в момент первого проблеска истины такого полного освобождения на уровне ума не происходит. В течение какого-то времени после пробуждения еще продолжается разрушение наших ментальных конструкций. Конечно, если вы позволяете этому происходить — если вы понимаете, что разрушение вашего ума и вашего мира необходимо для проявления истины. Мы не сможем увидеть истинной природы вещей до тех пор, пока не перестанем видеть их в ложном свете.
Полное пробуждение на уровне ума — это очень глубокое явление. Когда я встречаю людей, переживших подлинное пробуждение, чаще всего я обнаруживаю, что их ум в какой-то степени присвоил себе то, что им открылось, и превратил это в очередную ментальную формулировку. Конечно, это мешает непосредственному восприятию истины. Рано или поздно мы должны осознать, что мы не можем концептуализировать истину. В случае такого осознания ум становится просто инструментом. Он начинает пользоваться чем-то за пределами мышления. Ум, мысли и даже речь начинают исходить из какого-то другого места. Ум становится инструментом самого Бытия. Мысли могут возникать из тишины, речь может возникать из тишины, общение может происходить из тишины — из такого места, которое находится далеко за пределами ума. Тогда ум служит просто инструментом, средством передачи, указания направления. Но сам он остается прозрачным — он ни на чем не фиксируется и не признает никаких новых убеждений или идеологий.
14 комментариев
Из этого утлого суденышка…
Но дыра на дне становится больше…
То смеюсь, то горюю…
А теперь по существу… не надо ничего разрушать, ни от чего отказываться, эту войну мышление навязывает само себе… Надо только одно — не ВЕРИТЬ что в мыслях есть не-мысли! А если что-то появляется САМОЕ РЕАЛЬНОЕ — просто смотреть и разоблачать как знание. Невозможно выбросить знание — это значит пребывать без сознания, нужно лишь его различать! например не я, а знание обо мне, не тело, а знание о теле… дело конечно не в словах, а в различении и невовлечении! То есть вы больше не ищете в уме нечто запредельное уму, не очарованы всеми этими просветлениями за пределами знания…