7 сентября 2015, 04:00
Истинное исследование
Что же собой представляет истинное исследование? Это хороший вопрос. Более того — как и большинство хороших вопросов, это вопрос основополагающий. Истинное исследование – это позволить себе заинтересоваться, ухватиться за невесомое бремя увлечённости. Все знают, как выглядит исследование, исходящее из стремлений разума – вопрос ради вопроса, или ты думаешь, будто исследовать ты должен. Это не увлечённость. Если ты чем-то увлечён, то это попадает внутрь тебя. Проникает под панцирь, который удерживает тебя от эмоциональных переживаний или любопытства, под панцирь, который не даёт происходить ничему по-настоящему новому.
Итак, перед началом глубокого исследования чего либо, тебе нужно быть увлечённым этим. Увлечённым достаточно сильно, чтобы оно проникло под твой панцирь. Что на самом деле тебя интересует? Что заставляет тебя почувствовать себя здесь и сейчас, в эту самую минуту? Что является самым важным для тебя? Для настоящего, реального исследования, очень важно задаваться вопросом: чем ты искренне увлечён? Это должен быть личный вопрос, а не вопрос о духовном учении или о чём-то, что вне твоих ощущений. Это должно быть чем-то, что поднимается у тебя изнутри.
Когда ты увлечён, ты увлечён изнутри. Многие люди берут себе идеи извне, но это не исследование. Когда ты действительно увлечён, тогда начинается любовное приключение с предметом твоего увлечения. Иногда это вовлекает тебя в блаженство, иногда в замешательство. Ты не знаешь, что делать. Ты не знаешь, куда ты идёшь. Ты чувствуешь, что слегка потерял контроль. Ты позволяешь этой увлечённости проникнуть под кожу. Самое важное — это отыскать чем именно ты увлечён таким вот образом; иначе ты можешь провести всю свою жизнь, увлекаясь тем, чем, по чужому мнению, ты должен бы интересоваться.
Подобно многим, ты можешь бояться отыскать, настолько сильную увлечённость, поскольку она может тебя просто поглотить. Чем является та одна единственная вещь, которая будет самой важной для тебя на закате жизни? Без которой ты бы сказал: «Это именно то, в чём и заключался весь смысл, и я это упустил». Если бы у тебя была самая лучшая работа, очень много денег, идеальный любовник, или что угодно, что ты считаешь вершиной успеха, и неожиданно твоя жизнь закончилась бы, что именно осталось бы всё ещё не достигнутым? Вот в чём заключается весь смысл.
Когда ты отыскал увлечённость подобного рода, то исследование содержит в себе силу. Ты обнаружишь так же свою собственную внутреннюю целостность, то, что является непоколебимым. Внутри тебя есть часть, которая хочет быть немного сумасшедшей – достаточно сумасшедшей, чтобы относиться к исследованию серьёзно и ничего не держать в неприкосновенности. Ничего не держать в неприкосновенности означает, что предположительно ничто не является истиной, и каждое из твоих предположений должно подвергаться сомнению. Чем более духовны предположения, тем больше их надо и подвергать сомнению. В конечном счёте, именно эти, самые неприкосновенные и непререкаемые предположения о себе, о других и о жизни и являются самыми важными, их и следует ставить под вопрос.
Многие находят духовность, ведущую их вовне. Они думают, что идут вовнутрь, потому что слышали духовные учения: «Исследуй и смотри внутрь». Тем не менее, они находятся вовне, где-то на звёздах, и ищут там чьи-то чужие ощущения, ищут правильные ощущения, или ощущения, которые, по их мнению, у них должны были бы быть. Эта духовность идёт совсем не в том направлении. Исследование подразумевает под собой следующее: оно берёт тебя и ведёт обратно к тебе самому, назад к твоим собственным ощущениям.
Когда исследование истинное, оно вводит тебя в ощущение момента здесь и сейчас, приводит тебя к его полной глубине, затягивает тебя в него. Вопрос, который тянет тебя обратно в тайну своего ощущения: «Кто есть Я?». Он ведёт тебя назад, прямо в тайну. Если твой разум честен, он знает, что у него нет ответа. Ты спрашиваешь: «кто Я?», и мгновенно возникает тишина. Твой разум не знает. И в этом не знании есть ощущение момента прямо здесь и прямо сейчас, живое ощущение. Внутри ты сталкиваешься с пустотой – с тем, что является не-вещью, это абсолютная пустота, которую твой разум не может знать.
Ответ не приходит в виде описания или фразы; ответ – это непосредственное ощущение. И это ощущение, твоя жизненность, всегда превосходит любые слова или интеллектуальные ответы. В действительности, истина твоей сущности сама по себе бескрайне превосходит всё. Как только истина твоей сущности проецирует себя вовне, в виде чего угодно, пусть даже в виде глубочайшего озарения, она уже превосходит это озарение. Так что, в конце концов, исследование стирает само себя. Ты стираешь “я”. Ты стираешь своё эгоистическое “я”. Ты стираешь своё духовное “я”. Ты всё это стираешь. Ты исследуешь себя вон из всех этих вещей, и ты исчезаешь быстрее, чем можешь собрать себя воедино.
Нисаргадатта Махарадж сказал так великолепно и так прекрасно: «Окончательное понимание заключается в том, что не существует никакого окончательного понимания». Когда оно находится только в голове – это очень значимая часть понимания; но, когда оно попадает в сердце, как сказал Будда – оно гаснет, исчезает. И ты обнаруживаешь живое ощущение сущности, отсутствие контента, отсутствие “я”. Именно тут начинается духовное пробуждение. Именно в этом заключается живой ответ на истинное исследование.
© Adyashanti 2007
Authentic Inquiry
3 комментария
Честно признаю, что первый блин вышел малость комковатым
Сейчас текст стал намного понятнее )))