17 августа 2012, 13:59
Лонгчен Рабджам. Драгоценная Сокровищница Дхармадхату. Глава 9
(1) В единой сфере великой естественной открытости
Ударная сила пробуждённого ума, равного пространству,
Заключает в себе квинтэссенцию, к которой сводятся все ключевые пункты.
Грандиозное величие распахнутого Ума Самантабхадры
Лишено внешних покровов в самой сущности.
В этом едином великом пространстве нет раздвоения
На реализацию и нереализацию, на свободу и несвободу.
Это великая равностность.
(2) Поскольку крылья гаруды полностью формируются внутри яйца,
Она взмывает в небесное пространство, как только освобождается из скорлупы,
Уверенно покоряя нагов и преодолевая пропасти.
Достойный йоги, реализовавший ваджрную суть
Наивысшей колесницы «так как есть», также преодолевает пропасть самсары,
Затмевая последователей низших путей.
(3) Полная свобода, находящаяся в великой равностности,
Неприемлема для одержимых усилиями, достижениями и причинно-следственной связью,
Но в высшей колеснице смысл непоколебимой равностности более чем уместен.
(4) Всё является великим блаженством в сфере Дхармакаи, равной пространству.
В сфере Дхармакаи нет ничего несвободного.
Естественно произошедшая природа явлений — это воплощение ваджрной сути,
А энергия этой сути полностью совершенна в обычном теле, обусловленном кармическими тенденциями.
Когда отбрасывается тело, существовавшее между рождением и смертью,
Только неразлучное осознавание остаётся со всеми.
Завладев царством спонтанно присутствующего состояния,
Эманации появляются без ограничений
И беспрепятственно проникают куда угодно, —
Таков удел йогинов, «оседлавших прану бездействия».
Хотя это неприемлемо во всех низших колесницах,
В Ати (йоге) уместность этого является ключевым принципом абсолютного плода.
(5) Тогда как иллюзия рождения возникает в отсутствии рождения,
Только заблуждающийся рассудок может цепляться за атрибуты причинно-следственной связи.
Хотя отсутствие причин и условий неприемлемо в низших колесницах,
Это абсолютно уместно в Ати (йоге).
(6) В то время как нет никакого различия между умами
Будд и переживаниями обычных существ,
Только заблуждающийся рассудок может цепляться за
двойственность самсары и нирваны.
Хотя такая недвойственность неприемлема на низших путях,
В Ати (йоге) она показана абсолютно уместной.
(7) Тогда как свобода не зависит от реализации или её отсутствия,
Только противники равностности могут утверждать, что
освобождение наступает в результате реализации.
Хотя универсальная равностность неприемлема на низших путях,
В Ати (йоге) она показана абсолютно уместной.
(8) Только идиоты могут утверждать, что реализация невыразимого состояния
Зависит от особенных выражающих средств.
Хотя в Ати (йоге) абсолют показан неотделимым от вас,
Этот логичный принцип неприемлем на низших путях.
(9) В то время как изначально всеобъемлющее Великое
Совершенство (Дзогчена) глубоко и неограниченно,
Только идиоты могут называть его «бесконечностью».
Хотя безграничное состояние недоступно людям со слабым интеллектом,
В Ати (йоге) оно показано абсолютно приемлемым и самодостаточным.
(10) Все причинные связи меняют свой курс в едином бинду (осознавания),
Отсекая предвкушения и опасения в отношении плода,
равного пространству.
Как просторен и велик небоподобный Ум Победоносных!
В этой сфере единого бинду нечего отвергать и достигать.
Его изначальная свобода не зависит от реализации или её отсутствия.
Блажен тот йоги, кому нечего делать на пути, подобном пространству.
(11) Это изначально просветлённое и нематериальное осознавание
Не странствует в самсаре, ибо запредельно всем основам заблуждения.
Никто вообще не заблуждался, так как в нём нет места для заблуждения.
Всё находится в состоянии единого ясного пространства Дхармадхату,
Чья открытость, неделимая на прошлое и будущее, подобна пространству.
Самсара изначально чиста, покоясь в спонтанном присутствии испокон веков.
(12) Нирвана — это не то, куда надо попасть; свобода — это не то, что обретается,
Потому что неизменное великое пространство никогда не ведало существования самсары и нирваны.
Оно не обрамлено предвкушениями и опасениями по поводу достигаемого и отвергаемого,
Все вещи лишь ярлыки, на самом деле они запредельны описаниям и обозначениям.
Определившись в отсутствии заблуждения в самсаре и отсутствии свободы в нирване,
Не напрягайтесь, не исправляйте и не изменяйте ничего!
(13) Осознавание не может быть широким или узким, высоким или низким,
Ограниченным или однобоким, поэтому бросьте в нём всякую ориентацию!
Осознавание не может приходить, уходить и измеряться во времени,
Оно лишено как действий, так и противодействий, поэтому оставьте свои цепляния и усилия!
Если вы на чём-то сосредоточиваетесь, то этим же себя и сковываете,
Поэтому не опирайтесь и не хватайтесь ни за что, — расслабьтесь в равностности!
(14) Не важно, свободны ли все явления изначально или нет.
Не важно, чиста ли природа естественного состояния или нет.
Не важно, свободен ли сам ум от комплексов или нет.
Не важно, существует ли что-то в исконной природе или нет.
(15) Не важно, двойственны ли самсара и нирвана или нет.
Не важно, запредельно ли это словам и мыслям или нет.
Не важно, разрушено ли заблуждение опровержений и утверждений или нет.
Не важно, постигнут ли взгляд медитации или нет.
(16) Не важно, медитируете ли вы над смыслом Дхарматы или нет.
Не важно, соблюдаете ли вы поведение или нет, ибо нечего принимать и отвергать.
Не важно, существует ли плод у естественного состояния или нет.
Не важно, продвигаетесь ли вы по путям и буми или нет.
(17) Не важно, свободны ли вы от омрачений или нет.
Не важно, совершенствуют ли стадии развития и завершения вашу природу или нет.
Не важно, достигли ли вы плода освобождения или нет.
Не важно, блуждаете ли вы по шести мирам самсары или нет.
(18) Не важно, присутствует ли природа бытия спонтанно или нет.
Не важно, скованы ли вы двойственными идеями
постоянства и нигилизма или нет.
Не важно, достигли ли вы реализации природы явлений или нет.
Не важно, следуете ли вы по стопам мастеров прошлого или нет.
(19) Что бы ни происходило, даже если земля с небом поменяются местами,
Просто расслабляйтесь в незаземлённой открытости.
Не замыкаясь на своём беспорядочном, рассеянном и несвязанном переживании,
Вы лишаетесь двойственности предвкушений и опасений, подобно сумасшедшему.
В отсутствии схематического разделения на воззрение и медитацию разрушается ваше рациональное мышление, одержимое целенаправленными фиксациями.
В отсутствии навязчивых желаний собственной выгоды вам не к чему стремиться и не в чем усердствовать.
(20) Позвольте происходить всему происходящему и появляться всему появляющемуся.
Позвольте возникать всему возникающему, дайте всему быть таким как есть.
Позвольте всему, что есть, быть ничем вообще.
(21) Ваше осознавание функционирует моментально, вне зависимости от того, что вы делаете.
Не спекулируя о том, что духовно и что нет,
Вы просто и непосредственно покидаете клетку философских догм.
Это состояние равностности, свойственное природе явлений,
Всецело охватывает день и ночь, — не важно, лежите вы, сидите, ходите или едите.
Нет ни божеств, которых надо ублажать, ни духов, которых надо укрощать,
Не над чем даже медитировать, — это самое обыкновенное и естественное состояние.
Благодаря единой равностности, которая неподдельно царит надо всем без высокомерия,
Единство раскрепощённого состояния полностью открыто.
Наслаждайтесь изначальным несотворённым совершенством в свободе от усилий и достижений.
(22) Так же как нет основания для воззрения и состояния медитации,
Так нет и условностей поведения или плода, которого надо достигать.
Поскольку всё целостно охвачено непредвзятой равностностью,
То наслаждайтесь ненужностью напряжённых усилий в свободе от всяких измерений.
(23) Отсутствие стремлений исчерпывает идеи о достижении.
Отсутствие отрицаний выводит вас за пределы цепляний и сковывающих
Ударная сила пробуждённого ума, равного пространству,
Заключает в себе квинтэссенцию, к которой сводятся все ключевые пункты.
Грандиозное величие распахнутого Ума Самантабхадры
Лишено внешних покровов в самой сущности.
В этом едином великом пространстве нет раздвоения
На реализацию и нереализацию, на свободу и несвободу.
Это великая равностность.
(2) Поскольку крылья гаруды полностью формируются внутри яйца,
Она взмывает в небесное пространство, как только освобождается из скорлупы,
Уверенно покоряя нагов и преодолевая пропасти.
Достойный йоги, реализовавший ваджрную суть
Наивысшей колесницы «так как есть», также преодолевает пропасть самсары,
Затмевая последователей низших путей.
(3) Полная свобода, находящаяся в великой равностности,
Неприемлема для одержимых усилиями, достижениями и причинно-следственной связью,
Но в высшей колеснице смысл непоколебимой равностности более чем уместен.
(4) Всё является великим блаженством в сфере Дхармакаи, равной пространству.
В сфере Дхармакаи нет ничего несвободного.
Естественно произошедшая природа явлений — это воплощение ваджрной сути,
А энергия этой сути полностью совершенна в обычном теле, обусловленном кармическими тенденциями.
Когда отбрасывается тело, существовавшее между рождением и смертью,
Только неразлучное осознавание остаётся со всеми.
Завладев царством спонтанно присутствующего состояния,
Эманации появляются без ограничений
И беспрепятственно проникают куда угодно, —
Таков удел йогинов, «оседлавших прану бездействия».
Хотя это неприемлемо во всех низших колесницах,
В Ати (йоге) уместность этого является ключевым принципом абсолютного плода.
(5) Тогда как иллюзия рождения возникает в отсутствии рождения,
Только заблуждающийся рассудок может цепляться за атрибуты причинно-следственной связи.
Хотя отсутствие причин и условий неприемлемо в низших колесницах,
Это абсолютно уместно в Ати (йоге).
(6) В то время как нет никакого различия между умами
Будд и переживаниями обычных существ,
Только заблуждающийся рассудок может цепляться за
двойственность самсары и нирваны.
Хотя такая недвойственность неприемлема на низших путях,
В Ати (йоге) она показана абсолютно уместной.
(7) Тогда как свобода не зависит от реализации или её отсутствия,
Только противники равностности могут утверждать, что
освобождение наступает в результате реализации.
Хотя универсальная равностность неприемлема на низших путях,
В Ати (йоге) она показана абсолютно уместной.
(8) Только идиоты могут утверждать, что реализация невыразимого состояния
Зависит от особенных выражающих средств.
Хотя в Ати (йоге) абсолют показан неотделимым от вас,
Этот логичный принцип неприемлем на низших путях.
(9) В то время как изначально всеобъемлющее Великое
Совершенство (Дзогчена) глубоко и неограниченно,
Только идиоты могут называть его «бесконечностью».
Хотя безграничное состояние недоступно людям со слабым интеллектом,
В Ати (йоге) оно показано абсолютно приемлемым и самодостаточным.
(10) Все причинные связи меняют свой курс в едином бинду (осознавания),
Отсекая предвкушения и опасения в отношении плода,
равного пространству.
Как просторен и велик небоподобный Ум Победоносных!
В этой сфере единого бинду нечего отвергать и достигать.
Его изначальная свобода не зависит от реализации или её отсутствия.
Блажен тот йоги, кому нечего делать на пути, подобном пространству.
(11) Это изначально просветлённое и нематериальное осознавание
Не странствует в самсаре, ибо запредельно всем основам заблуждения.
Никто вообще не заблуждался, так как в нём нет места для заблуждения.
Всё находится в состоянии единого ясного пространства Дхармадхату,
Чья открытость, неделимая на прошлое и будущее, подобна пространству.
Самсара изначально чиста, покоясь в спонтанном присутствии испокон веков.
(12) Нирвана — это не то, куда надо попасть; свобода — это не то, что обретается,
Потому что неизменное великое пространство никогда не ведало существования самсары и нирваны.
Оно не обрамлено предвкушениями и опасениями по поводу достигаемого и отвергаемого,
Все вещи лишь ярлыки, на самом деле они запредельны описаниям и обозначениям.
Определившись в отсутствии заблуждения в самсаре и отсутствии свободы в нирване,
Не напрягайтесь, не исправляйте и не изменяйте ничего!
(13) Осознавание не может быть широким или узким, высоким или низким,
Ограниченным или однобоким, поэтому бросьте в нём всякую ориентацию!
Осознавание не может приходить, уходить и измеряться во времени,
Оно лишено как действий, так и противодействий, поэтому оставьте свои цепляния и усилия!
Если вы на чём-то сосредоточиваетесь, то этим же себя и сковываете,
Поэтому не опирайтесь и не хватайтесь ни за что, — расслабьтесь в равностности!
(14) Не важно, свободны ли все явления изначально или нет.
Не важно, чиста ли природа естественного состояния или нет.
Не важно, свободен ли сам ум от комплексов или нет.
Не важно, существует ли что-то в исконной природе или нет.
(15) Не важно, двойственны ли самсара и нирвана или нет.
Не важно, запредельно ли это словам и мыслям или нет.
Не важно, разрушено ли заблуждение опровержений и утверждений или нет.
Не важно, постигнут ли взгляд медитации или нет.
(16) Не важно, медитируете ли вы над смыслом Дхарматы или нет.
Не важно, соблюдаете ли вы поведение или нет, ибо нечего принимать и отвергать.
Не важно, существует ли плод у естественного состояния или нет.
Не важно, продвигаетесь ли вы по путям и буми или нет.
(17) Не важно, свободны ли вы от омрачений или нет.
Не важно, совершенствуют ли стадии развития и завершения вашу природу или нет.
Не важно, достигли ли вы плода освобождения или нет.
Не важно, блуждаете ли вы по шести мирам самсары или нет.
(18) Не важно, присутствует ли природа бытия спонтанно или нет.
Не важно, скованы ли вы двойственными идеями
постоянства и нигилизма или нет.
Не важно, достигли ли вы реализации природы явлений или нет.
Не важно, следуете ли вы по стопам мастеров прошлого или нет.
(19) Что бы ни происходило, даже если земля с небом поменяются местами,
Просто расслабляйтесь в незаземлённой открытости.
Не замыкаясь на своём беспорядочном, рассеянном и несвязанном переживании,
Вы лишаетесь двойственности предвкушений и опасений, подобно сумасшедшему.
В отсутствии схематического разделения на воззрение и медитацию разрушается ваше рациональное мышление, одержимое целенаправленными фиксациями.
В отсутствии навязчивых желаний собственной выгоды вам не к чему стремиться и не в чем усердствовать.
(20) Позвольте происходить всему происходящему и появляться всему появляющемуся.
Позвольте возникать всему возникающему, дайте всему быть таким как есть.
Позвольте всему, что есть, быть ничем вообще.
(21) Ваше осознавание функционирует моментально, вне зависимости от того, что вы делаете.
Не спекулируя о том, что духовно и что нет,
Вы просто и непосредственно покидаете клетку философских догм.
Это состояние равностности, свойственное природе явлений,
Всецело охватывает день и ночь, — не важно, лежите вы, сидите, ходите или едите.
Нет ни божеств, которых надо ублажать, ни духов, которых надо укрощать,
Не над чем даже медитировать, — это самое обыкновенное и естественное состояние.
Благодаря единой равностности, которая неподдельно царит надо всем без высокомерия,
Единство раскрепощённого состояния полностью открыто.
Наслаждайтесь изначальным несотворённым совершенством в свободе от усилий и достижений.
(22) Так же как нет основания для воззрения и состояния медитации,
Так нет и условностей поведения или плода, которого надо достигать.
Поскольку всё целостно охвачено непредвзятой равностностью,
То наслаждайтесь ненужностью напряжённых усилий в свободе от всяких измерений.
(23) Отсутствие стремлений исчерпывает идеи о достижении.
Отсутствие отрицаний выводит вас за пределы цепляний и сковывающих
2 комментария