8 июля 2011, 22:27
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Тулку Ургъен Ринпоче
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Тулку Ургъен Ринпоче
Поняли ли вы, что раз вы родились, вам предстоит и умереть? Поняли ли вы. что после смерти вам придётся переродиться вновь?
Поняли ли вы, что родившись вновь, вы будете испытывать страдания? А понятно ли вам, что вашим страданиям не будет конца? Пожалуйста, осмыслите это всем своим сердцем.
Вы должны стремиться именно в этой жизни достичь состояния совершенного просветления, запредельного рождению и смерти. Если нет, то старайтесь достичь просветления в самый момент смерти. Если нет, то вы можете достичь просветления в бардо (посмертном состоянии). Пока вы живы, вы должны по крайней мере обрести уверенность, что не переродитесь в трёх низших мирах самсары.
Совершенному йоги нет нужды умирать. Ещё до смерти он реализует радужное тело великой трансформации (‘ДЖА ЛУс ‘ПХО ЧЕН) и приносит пользу существам в своём теле. Или же он может реализовать («простое») радужное тело и манифестировать чистую землю Будды Самбхогакаи. Либо атомы его тела просто исчезают в реализации Дхармакаи. Возможно и то, что он отправится в чистые земли в своём собственном теле или просто станет невидимым, – это два случая реализации Нирманакаи. Когда умирает йоги, он освобождается от оболочки своего тела в самый момент смерти, подобно гаруде, рождающейся из яйца. Также как гаруда взмывает в небо, как только выбралась из скорлупы, так и йоги достигает просветления Дхармакаи в самый момент смерти. Он не проходит через посмертное состояние бардо. Его уход подобен дню полнолуния, когда солнце встречается с луной без сумерек между ними. Если же йоги осознает себя во время бардо Дхарматы (посмертного состояния природы явлений), то он достигнет просветления Самбхогакаи. Если он осознает себя в бардо Становления, он достигнет просветления Нирманакаи.
Чтобы достичь этого, существует три метода: преданность и чистое восприятие, направленные «вверх», сострадание и отречение, направленные «вниз», а между ними осознавание природы ума. Так как ваша жизнь коротка и насыщена неблагоприятными обстоятельствами, которых гораздо больше, чем благоприятных, вы должны применять эти методы непрерывно. Имейте в виду, что эти три метода находят истинное применение только тогда, когда в вашем сердце появилось настоящее понимание непостоянства. Поймите, что вы приближаетесь к смерти с каждой секундой. И остановить этот ужасающий процесс просто невозможно. Допустим, что вы живёте сто лет, и сорок уже прожиты. Эти сорок лет вы не сможете вернуть назад, даже если привлечёте все силы этого мира. Спросите себя, – когда вы на самом деле занимаетесь практикой наставлений своего коренного Гуру по преданности, чистому восприятию, отречению, состраданию и осознаванию природы ума? Взгляните на себя со стороны. Как вы проводите день? Семь часов вы спите, три часа вы тратите на еду и питьё, два часа просто перемещаетесь и восемь часов тратите на работу и разговоры с другими. Ну а после всего этого, посвящаете ли вы практике оставшиеся четыре часа? Как вы продвинулись в своих переживаниях и реализации? Насколько уменьшаются ваши эмоции с каждым днём? Практикующий с высшими способностями продвигается в своей практике изо дня в день. Подходите ли вы к этой категории? Или же вы соответствуете практикующим со средними способностями, которые измеряют свой прогресс по месяцам? Насколько ваши цепляния за «Я» и «мое» уменьшаются с каждым месяцем? Насколько улучшается ваше осознавание пробуждённости с каждым месяцем? А может вы просто практикующий с низшими способностями, чей прогресс заметен лишь по прошествию года? Если вы сравните свою практику в этом году с прошлым годом, заметно ли какое-нибудь продвижение? Увеличилась ли ваша преданность и сострадание?
Если вы не продвинулись за целый год, то какой практикой вы там вообще занимаетесь? Чьему примеру вы следуете? Смотрите, не ошибитесь с примером своего подражания. Будда сказал: «Если вы хотите быть такими же как я, следуйте за мной». Если вы хотите обрести обычные и высшие сиддхи, то в первую очередь вы должны чётко знать, как сделать Дхарму своим главным приоритетом и отвести мирским занятиям второстепенное место. Проверьте себя, когда кто-то приглашает вас в ресторан или на вечеринку во время практики. Прекратите ли вы свою практику ради одного лишь хорошего обеда или будете поддерживать усердие и завершите свою сессию? Разберитесь в своих настоящих ценностях и предпочтениях.
Если вы действительно хотите достичь просветления в этой самой жизни, то вы должны практиковать днём и ночью всю свою жизнь до тех пор, пока не станете просветлёнными. В данном случае речь идёт не о годах и месяцах. Достижение просветления за одну жизнь возможно только для людей с высшими способностями. Высшие способности означают великую веру, великое усердие, великую осознанность, великое самадхи и великое знание. Благодаря великому знанию вы понимаете истинный смысл учений о воззрении, медитации и поведении. Посредством такого знания вы обретаете великую преданность, ибо у вас будет повод для такой веры.
Это вдохновит вас на практику великого самадхи. Такая практика приведёт вас к великой осознанности, и вы никогда не забудете о воззрении, медитации и поведении. Таким образом, благодаря великому усердию вы будете непрерывно практиковать вплоть до достижения полного просветления. Ваше усердие должно быть непрерывным как поток реки, или подобным тетиве лука, – без утомления и послабления. С такой практикой вы в конце концов достигнете стабильности в осознавании и станете «йогинами непрерывного потока», которые никогда не отвлекаются от осознавания.
Вы должны развивать эти пять качеств до тех пор, пока не обретёте их в совершенстве. Читайте биографии великих мастеров и вы разовьёте преданность. Осознавайте природу ума и вы обретёте веру в гуру своего собственного осознавания. Внешний гуру – это ваш коренной учитель, внутренний гуру – ваш собственный ум, тайный гуру – это пробуждённость вашего осознавания. Постигнете единство этих трёх гуру. Осознайте, что вся вселенная и все существа в ней – это гуру пробуждённости осознавания.
Развивайте усердие, размышляя о непостоянстве. Воодушевляйте себя на усердную практику, думая о преимуществах Дхармы. С ясным и свежим умом радуйтесь усердной практике. Чтобы обрести такую ясность, находитесь в уединении. Не обращайте внимание на то, что говорят, делают или думают остальные. Смотрите только на неподдельную пробуждённость, присутствующую в этот миг.
Развивайте знание посредством слушания учений, размышления над ними и их практического применения. Благодаря интенсивной практике вы обретёте знание, происходящее из медитации. Вы познаете Дхарму Будды без обучения.
Развивайте самадхи, тренируясь в шаматхе и випашьяне. В Дзогчене абсолютной формой шаматхи считается аспект стабильности осознавания. Абсолютная форма випашьяны – это постигающий аспект осознавания.
Тренируйтесь в осознанности, общаясь с духовными друзьями и учителями. Присутствуйте в осознавании природы ума в любой ситуации. Практикуйте наставления «коротких промежутков, повторяемых много раз».
Если человек с высшими способностями встретит учение Великого Совершенства, он или она быстро достигнет просветления. Этот человек оставит все мирские занятия и посвятит всю свою жизнь практике. Этот йоги проведёт жизнь, прекратив «девятикратные активности», – три активности тела, три активности речи и три активности ума. Три активности тела – это 1) внешне – все омрачённые мирские занятия; 2) внутренне – второстепенные религиозные занятия типа простираний, обхождений (святых мест) и прочие; 3) секретно -даже малейшие шевеления тела. Сидите на своём месте медитации без малейших движений как труп, брошенный на кладбище.
Три активности речи – это 4) внешне – омрачённые мирские разговоры; 5) внутренне – рецитация мантр и чтение молитв; 6) секретно – вдохи и выдохи. Полностью прекратите разговаривать, позволив своему дыханию успокоиться в естественном состоянии, где оно едва заметно.
Три активности ума – это 7) внешне – заблуждающееся мирское мышление; 8) внутренне – идеи об учении и сосредоточение на визуализациях; 9) секретно – все умственные проекции и концентрации. Пребывайте в неконцептуальном состоянии, не покидая присутствия осознавания.
Практикуя эти наставления по прекращению девятикратных активностей, начинайте тренировку с получасовой неподвижности в каждой из четырёх сессий. Привыкнув к этому, переходите к часу в каждой сессии и так далее. Продолжительность неподвижности тела, речи и ума должна соответствовать возможностям тела и практики.
Поняли ли вы, что раз вы родились, вам предстоит и умереть? Поняли ли вы. что после смерти вам придётся переродиться вновь?
Поняли ли вы, что родившись вновь, вы будете испытывать страдания? А понятно ли вам, что вашим страданиям не будет конца? Пожалуйста, осмыслите это всем своим сердцем.
Вы должны стремиться именно в этой жизни достичь состояния совершенного просветления, запредельного рождению и смерти. Если нет, то старайтесь достичь просветления в самый момент смерти. Если нет, то вы можете достичь просветления в бардо (посмертном состоянии). Пока вы живы, вы должны по крайней мере обрести уверенность, что не переродитесь в трёх низших мирах самсары.
Совершенному йоги нет нужды умирать. Ещё до смерти он реализует радужное тело великой трансформации (‘ДЖА ЛУс ‘ПХО ЧЕН) и приносит пользу существам в своём теле. Или же он может реализовать («простое») радужное тело и манифестировать чистую землю Будды Самбхогакаи. Либо атомы его тела просто исчезают в реализации Дхармакаи. Возможно и то, что он отправится в чистые земли в своём собственном теле или просто станет невидимым, – это два случая реализации Нирманакаи. Когда умирает йоги, он освобождается от оболочки своего тела в самый момент смерти, подобно гаруде, рождающейся из яйца. Также как гаруда взмывает в небо, как только выбралась из скорлупы, так и йоги достигает просветления Дхармакаи в самый момент смерти. Он не проходит через посмертное состояние бардо. Его уход подобен дню полнолуния, когда солнце встречается с луной без сумерек между ними. Если же йоги осознает себя во время бардо Дхарматы (посмертного состояния природы явлений), то он достигнет просветления Самбхогакаи. Если он осознает себя в бардо Становления, он достигнет просветления Нирманакаи.
Чтобы достичь этого, существует три метода: преданность и чистое восприятие, направленные «вверх», сострадание и отречение, направленные «вниз», а между ними осознавание природы ума. Так как ваша жизнь коротка и насыщена неблагоприятными обстоятельствами, которых гораздо больше, чем благоприятных, вы должны применять эти методы непрерывно. Имейте в виду, что эти три метода находят истинное применение только тогда, когда в вашем сердце появилось настоящее понимание непостоянства. Поймите, что вы приближаетесь к смерти с каждой секундой. И остановить этот ужасающий процесс просто невозможно. Допустим, что вы живёте сто лет, и сорок уже прожиты. Эти сорок лет вы не сможете вернуть назад, даже если привлечёте все силы этого мира. Спросите себя, – когда вы на самом деле занимаетесь практикой наставлений своего коренного Гуру по преданности, чистому восприятию, отречению, состраданию и осознаванию природы ума? Взгляните на себя со стороны. Как вы проводите день? Семь часов вы спите, три часа вы тратите на еду и питьё, два часа просто перемещаетесь и восемь часов тратите на работу и разговоры с другими. Ну а после всего этого, посвящаете ли вы практике оставшиеся четыре часа? Как вы продвинулись в своих переживаниях и реализации? Насколько уменьшаются ваши эмоции с каждым днём? Практикующий с высшими способностями продвигается в своей практике изо дня в день. Подходите ли вы к этой категории? Или же вы соответствуете практикующим со средними способностями, которые измеряют свой прогресс по месяцам? Насколько ваши цепляния за «Я» и «мое» уменьшаются с каждым месяцем? Насколько улучшается ваше осознавание пробуждённости с каждым месяцем? А может вы просто практикующий с низшими способностями, чей прогресс заметен лишь по прошествию года? Если вы сравните свою практику в этом году с прошлым годом, заметно ли какое-нибудь продвижение? Увеличилась ли ваша преданность и сострадание?
Если вы не продвинулись за целый год, то какой практикой вы там вообще занимаетесь? Чьему примеру вы следуете? Смотрите, не ошибитесь с примером своего подражания. Будда сказал: «Если вы хотите быть такими же как я, следуйте за мной». Если вы хотите обрести обычные и высшие сиддхи, то в первую очередь вы должны чётко знать, как сделать Дхарму своим главным приоритетом и отвести мирским занятиям второстепенное место. Проверьте себя, когда кто-то приглашает вас в ресторан или на вечеринку во время практики. Прекратите ли вы свою практику ради одного лишь хорошего обеда или будете поддерживать усердие и завершите свою сессию? Разберитесь в своих настоящих ценностях и предпочтениях.
Если вы действительно хотите достичь просветления в этой самой жизни, то вы должны практиковать днём и ночью всю свою жизнь до тех пор, пока не станете просветлёнными. В данном случае речь идёт не о годах и месяцах. Достижение просветления за одну жизнь возможно только для людей с высшими способностями. Высшие способности означают великую веру, великое усердие, великую осознанность, великое самадхи и великое знание. Благодаря великому знанию вы понимаете истинный смысл учений о воззрении, медитации и поведении. Посредством такого знания вы обретаете великую преданность, ибо у вас будет повод для такой веры.
Это вдохновит вас на практику великого самадхи. Такая практика приведёт вас к великой осознанности, и вы никогда не забудете о воззрении, медитации и поведении. Таким образом, благодаря великому усердию вы будете непрерывно практиковать вплоть до достижения полного просветления. Ваше усердие должно быть непрерывным как поток реки, или подобным тетиве лука, – без утомления и послабления. С такой практикой вы в конце концов достигнете стабильности в осознавании и станете «йогинами непрерывного потока», которые никогда не отвлекаются от осознавания.
Вы должны развивать эти пять качеств до тех пор, пока не обретёте их в совершенстве. Читайте биографии великих мастеров и вы разовьёте преданность. Осознавайте природу ума и вы обретёте веру в гуру своего собственного осознавания. Внешний гуру – это ваш коренной учитель, внутренний гуру – ваш собственный ум, тайный гуру – это пробуждённость вашего осознавания. Постигнете единство этих трёх гуру. Осознайте, что вся вселенная и все существа в ней – это гуру пробуждённости осознавания.
Развивайте усердие, размышляя о непостоянстве. Воодушевляйте себя на усердную практику, думая о преимуществах Дхармы. С ясным и свежим умом радуйтесь усердной практике. Чтобы обрести такую ясность, находитесь в уединении. Не обращайте внимание на то, что говорят, делают или думают остальные. Смотрите только на неподдельную пробуждённость, присутствующую в этот миг.
Развивайте знание посредством слушания учений, размышления над ними и их практического применения. Благодаря интенсивной практике вы обретёте знание, происходящее из медитации. Вы познаете Дхарму Будды без обучения.
Развивайте самадхи, тренируясь в шаматхе и випашьяне. В Дзогчене абсолютной формой шаматхи считается аспект стабильности осознавания. Абсолютная форма випашьяны – это постигающий аспект осознавания.
Тренируйтесь в осознанности, общаясь с духовными друзьями и учителями. Присутствуйте в осознавании природы ума в любой ситуации. Практикуйте наставления «коротких промежутков, повторяемых много раз».
Если человек с высшими способностями встретит учение Великого Совершенства, он или она быстро достигнет просветления. Этот человек оставит все мирские занятия и посвятит всю свою жизнь практике. Этот йоги проведёт жизнь, прекратив «девятикратные активности», – три активности тела, три активности речи и три активности ума. Три активности тела – это 1) внешне – все омрачённые мирские занятия; 2) внутренне – второстепенные религиозные занятия типа простираний, обхождений (святых мест) и прочие; 3) секретно -даже малейшие шевеления тела. Сидите на своём месте медитации без малейших движений как труп, брошенный на кладбище.
Три активности речи – это 4) внешне – омрачённые мирские разговоры; 5) внутренне – рецитация мантр и чтение молитв; 6) секретно – вдохи и выдохи. Полностью прекратите разговаривать, позволив своему дыханию успокоиться в естественном состоянии, где оно едва заметно.
Три активности ума – это 7) внешне – заблуждающееся мирское мышление; 8) внутренне – идеи об учении и сосредоточение на визуализациях; 9) секретно – все умственные проекции и концентрации. Пребывайте в неконцептуальном состоянии, не покидая присутствия осознавания.
Практикуя эти наставления по прекращению девятикратных активностей, начинайте тренировку с получасовой неподвижности в каждой из четырёх сессий. Привыкнув к этому, переходите к часу в каждой сессии и так далее. Продолжительность неподвижности тела, речи и ума должна соответствовать возможностям тела и практики.
0 комментариев