8 июля 2013, 14:11

Дзогчен - самосовершенное состояние


В Дзогчене изначальное состояние, или Основа, не определяется только как шунья, считается, что оно имеет три аспекта, или признака, называемые «три изначальные мудрости»: Сущность, Природа и Энергия.
Сущность — это пустотное, реальное состояние личности и всех явлений. Эта Основа является состоянием всех существ, осознают они это или нет, просветлены ли они или находятся в сансаре. Говорят, что она «чиста с самого начала» (ka-dag), потому что она, подобно чистому небу, свободна от всех помех и представляет собой источник всех проявлений бытия.
Проявление же изначального состояния во всех его аспектах, его ясность, называется «Природа». О ней говорят, что она самосовершенна (lhun-drub), потому что существует самопроизвольно с самого начала, как солнце, освещающее пространство. Ясность — это чистое качество всякой мысли и всякого воспринимаемого явления, не загрязненное мысленными оценками. Например, когда мы видим цветок, сначала мы воспринимаем его очертания, не давая мысленных оценок, даже если этот этап восприятия длится всего долю секунды. Затем на втором этапе дается мысленная оценка, и мы классифицируем это восприятие, думая: «Вот цветок, он красный, у него особый аромат» — и так далее. От этого происходят страсть к объекту или отвращение, принятие или отрицание, вследствие чего создается карма и совершается круговорот сансары. Ясность — это этап, на котором восприятие живо и реально, но ум еще не вступил в действие. Это спонтанное проявление состояния личности. То же самое верно и по отношению к мыслям: если мы не следуем за ними и не увлекаемся умственными оценками, то они тоже становятся частью нашей собственной ясности.
Третья из трех изначальных мудростей — это энергия. Ее признак — беспрерывное проявление. На объяснении энергии в Дзогчене строится понимание Основы. Все измерения, чистые и нечистые, материальные и тонкие, являются проявлениями того или иного аспекта энергии. Для объяснения происхождения как круговорота перерождений, так и просветления, описываются три способа проявления энергии. Эти три видоизменения энергии называются цел (rtsal), ролпа (rol-ba) и данг (gDangs), на западные языки эти названия не переводятся.
Чтобы понять проявление энергии в виде «цел», можно привести пример того, что происходит, если хрустальный шар поместить у окна. Хрусталь чист и прозрачен, но, когда на него попадает солнечный свет, он преломляется в разноцветные лучи, распространяющиеся по всей комнате. Эти лучи не присущи самому хрусталю, но проявляются, когда имеется соответствующая вторичная причина, в данном случае, солнечный свет. Хрустальный шар символизирует изначальное состояние человека, включающее в себя Сущность, Природу и Энергию. Цветные лучи, рассеивающиеся по комнате, являются примером естественного проявления энергии, выступающей по отношению к индивиду как объект. В момент проявления энергии изначального состояния, если вы признаете ее проекцией своих собственных, неотъемлемых от вас качеств, то реализуете себя в измерении чистого видения. Если происходит противоположное и вы воспринимаете лучи и цвета как нечто внешнее по отношению к самому себе, то вы проявляете нечистое видение. Таким образом, причина того и другого видения — сансары и нирваны — одна и та же: проявление света изначального состояния.
Чтобы иметь пример ролпа, нам надо представить не отражение цветных лучей во внешнем по отношению к хрусталю пространстве, а внутреннее отражение, внутри его граней. Точно таким же образом энергия изначального состояния может проявиться внутри своего собственного измерения «субъективно» по отношению к человеку. Это происходит, например в бардо, промежуточном состоянии между смертью и перерождением, когда появляются сто спокойных и гневных божеств. Они не являются внешними по отношению к человеку, а представляют собой проявления его естественных самосовершенных качеств. Однако облик этих божеств проявляется только для тех, кто в своей жизни получил передачу от Учителя и применял метод преображения, соответствующий спокойным и гневным божествам. Для обычного существа возникает только проявление «звуков, лучей и света», которое может длиться только одно мгновение и чаще всего вызывает чувство тревоги. Поэтому в тантризме большое внимание уделяется знанию метода энергии ролпа, являющегося основой всех разнообразных методов преображения.
Чтобы понять данг, мы должны думать о самом хрустале, о его чистой и прозрачной форме. Если мы поместим хрустальный шар в центре цветной мандалы и обойдем вокруг нее, будет казаться, что хрусталь по очереди принимает цвета главных направлений мандалы, и в то же самое время сам по себе он будет оставаться чистым и прозрачным. Это пример внутреннего состояния самой энергии как она есть на самом деле, какого рода ни были бы ее проявления. Иногда вместо данг употребляется термин гьен (rGyan), обозначающий «украшение», потому что в состоянии созерцания все проявления энергии «воспринимаются» как украшения изначального состояния.
Когда мастером дается введение, то Сущность, Природа и Энергия называются Тремя Телами Основы. Они соответствуют, с точки зрения Пути, трем аспектам, или характерным состояниям природы ума: спокойному состоянию (gnas-pa), движению ('gyu-ba) и присутствию (rig-pa).
Спокойное состояние — это такое состояние ума, когда не возникают никакие мысли. Примером этого является промежуток между исчезновением одной мысли и возникновением другой, такая пауза, которая обычно не воспринимается. Движение есть проявление мыслей без перерыва. Приводят пример, в котором состояние без мыслей сравнивается со спокойным озером, а возникновение мыслей — с движением рыбы в озере. Эти два два фактора характерны для всех живых существ. Присутствие же как бы спит в нас, и нам нужен Учитель, который пробудил бы его посредством передачи. Присутствие — это чистое узнавание без оценки, как в спокойном состоянии, так и в движении. Таковы Три Тела Пути. В Плоде, или реализации, они проявляются как Дхармакайя, Самбхогакайя и Нирманакайя — три «очищенных измерения». Дхармакайя соответствует состоянию Сущности, пустотности всех явлений. Однако присутствие здесь полностью пробуждено. Состояние Дхармакайи — вне всякой формы и цвета, оно подобно беспредельному пространству. Самбхогакайя — это самосовершенное измерение проявления энергии. Она соответствует естественной ясности Основы, связанной с присутствием, Нирманакайя — это измерение проявления, как чистого, так и нечистого, воспринимаемого в качестве объекта по отношению к собственному состоянию человека, хотя там уже и не осталось никаких следов двойственности. Присутствие полностью воссоединено с внешним измерением.
Сколько бы мы ни занимались анализом, не следует забывать, что мы всегда имеем дело со своим собственным состоянием, аспектами своего собственного тела, речи и ума. Если мы стараемся понять учение с этой точки зрения, то всякое получаемое объяснение будет иметь смысл и не останется чем-то абстрактным. Помню, еще мальчиком, живя в Тибете, я изучал основательно «Абхисамаяланкару», комментарии на «Праджня-парамита-сутру», и стал знатоком ее содержания. Но с пониманием его истинного смысла у меня было хуже, потому что все описания различных уровней Будд и Бодхисаттв представлялись мне не имеющими ничего общего с моим собственным состоянием. Вероятно, мой учитель заметил это, потому что однажды он сказал: «Читая эти описания Будд и все остальное, ты должен понимать, что это описания твоего собственного состояния». Я попытался применять этот совет на практике, но мне это показалось чрезвычайно трудным. Только несколько лет спустя, когда у меня появились знания о Дзогчене, я понял смысл слов моего учителя в колледже. И тогда, когда я перечитал этот текст, то как будто читал его впервые, его смысл для меня оказался совершенно новым. Практика Дзогчена опирается на два основополагающих аспекта природы личности: спокойное состояние и движение мысли, посредством которых требуется обнаружить свое воссоединение с состоянием присутствия. В некоторых буддийских традициях большое значение придается медитации для вхождения в спокойное состояние, называемое шинэ (zhi-gnas). Целью здесь является высвобождение ума в состояние, лишенное мыслей или ненарушаемое их движением. Однако в таких состояниях имеется опасность сонливости, что препятствует продвижению практики. Поэтому в учениях Дзогчена считается важным уметь работать с энергией самого этого движения, неотъемлемого, внутренне присущего аспекта человека.
В Дзогчене также практикуются различные методы использования энергии, но они не опираются на деятельность ума. Их принцип заключается в непосредственном воссоединении проявлений энергии с состоянием присутствия. Нет никакой разницы, предстает ли перед мысленным взором чистое видение мандалы, или же перед вашими глазами появляется кармическое видение вашей комнаты — и то и другое рассматривается как часть вашей ясности. Находитесь ли вы в спокойном состоянии или в чистом проявлении движения, и то и другое является переживанием, а не самим состоянием созерцания. В состоянии присутствия, которое остается тем же самым по отношению к тысячам различных переживаний, все, что бы ни проявилось, освобождает себя само. Вот что имеется в виду под «самоосвобождением».
Именно это самоосвобождение нужно применять в своей повседневной жизни. Мы брали как пример страсти гнев и описывали различные способы, какими будут реагировать практикующие Путь Отречения и практикующие Путь Преображения. Мы говорили также, что преображение страстей в мудрости — а это метод Тантр — требует способностей более высокого уровня, достигаемых многими годами практики. Однако в понятии преображения все еще остается чувство двойственности. То есть здесь, с одной стороны, имеется страсть, а с другой стороны, ее преображение в мудрость. А практикующий Дзогчен, в тот момент, когда его охватывает гнев, не пытается ни блокировать эту страсть, ни преобразовать ее, но наблюдает ее без оценки. Таким способом гнев рассеивается сам по себе, он как бы остается в своем естественном состоянии и ему представляется возможность освободиться от себя самого.
Вообще, когда возникает мысль или страсть, можно различить две ступени. На первой возникает движение, например гнев, а на второй мы позволяем себе вовлечься в мысленные оценки и перейти к действию. Чтобы применить метод самоосвобождения, важно наблюдать тот момент, когда ум еще не привлечен к оценке. Когда мы сохраняем состояние присутствия, всякую мысль или движение можно сравнить с облаком величиной с яйцо, которое мало-помалу растет, пока не станет величиной с гору, и затем, в обратном порядке, становится все меньше, пока совсем не исчезнет.
Знание состояния самоосвобождения — это основа практики Дзогчена. Говорят, что «практикующий Дзогчен медитирует без медитации», и это кажется всего лишь игрой слов, но в действительности верно. Самое важное заключается в том, чтобы никогда не отвлекаться, сохранять состояние присутствия в любой момент.
Есть рассказ о том, как один ученый монах отправился к Юнтону (gYung-ston), Учителю Дзогчена, который вел простую жизнь в окружении большого числа учеников. Этот монах, в течение многих лет изучавший буддийские учения и считавший себя образованным, в припадке ревности подумал: «Как он, простой человек, осмеливается учить? Как смеет он претендовать на звание Учителя, если даже не носит монашеской одежды? Пойду-ка я покажу, что значит настоящее знание, посрамлю его перед учениками, так что они покинут его и пойдут за мной». Полный гордости и высокомерия, он пришел к Юнтону и спросил его: «Вы, практикующие Дзогчен, всегда ли вы медитируете?» На что Юнтон ответил: «А зачем медитировать?» — «Значит, — продолжал монах, — вы не медитируете?» — «А разве я когда отвлекался?»- ответил Юнтон.

19 комментариев

wwwatcher
Основные термины Учения Free Away
advaitaworld.com/blog/free-away/22894.html

У меня вопросы к Мастеру Нго-Ма. В чем отличие терминов Учения Free Away от выше изложенных терминов? Есть ли здесь какая-то существенная разница на которую следует обратить внимание? Или же нет никаких отличий всё включено, просто переложено на более понятный современный язык, разъясняющий тонкости каждого аспекта?
Сущность, Природа и Энергия.
Присутсвтие = Сущность, Осознание = Природа, Знание = Энергия?

Как Учение Free Away рассматривает понятие Кармы? За ранее благодарен!
DASHKA
Мне кажется Осознание — Энергия
wwwatcher
Я тоже так думал сначала. Но внимательно прочитав текст я пришёл к выводу, что это всё таки Знание. Конечно я могу и ошибаться.
itslogin
Дхармакайя соответствует состоянию Сущности, пустотности всех явлений. Самбхогакайя — это самосовершенное измерение проявления энергии. Нирманакайя — это измерение проявления, как чистого, так и нечистого, воспринимаемого в качестве объекта по отношению к собственному состоянию человека.
Дхармакайя-Сущность-Осознание-Сат, Самбхогакайя-Природа-Присутствие-Чит, Нирманакайя-Энергия-Знание-Ананда. так вроде (было на сатсанге).
wwwatcher
Вот комментарий Амешвары.
Сат — Присутствие, энергетический феномен, позволяющий присутствовать любому феномену (включая Осознание).
Чит — Осознание, энергетический феномен, с помощью которого осознаются все феномены (в том числе Присутствие, и само Осознание).
Ананда — Знание, информационный феномен, или другими словами вся проявленная вселенная, которая всегда Осознается и Присутствует.
Если взять аналогию с кинотеатром, то Сат — экран, Чит — свет, Ананда — фильм.
Есть не стыковка.
itslogin
насчет сат-чит-ананда согласен)) порядок перепутан
Dragon
Существенных отличий нет и быть не может, просто лучше придерживаться единой терминологии в рамках одного учения, но если понял наше учение проведешь параллели и поймешь дзогчен!:)))
wwwatcher
Спасибо Мастер!
Присутсвтие = Сущность, Осознание = Природа, Знание = Энергия?
Здесь есть ошибка? Хочу провести параллели, так как имею мало информации о том, что говорится на сатангах и не до конца выяснил, что чем является. Спасибо!
Dragon
Я тоже так считаю, но не могу гарантировать, ведь границы всех аспектов Основы условны!
wwwatcher
Спасибо большое!
itslogin
в тексте Намхай Норбу выше написано: «Дхармакайя соответствует состоянию Сущности».
Значит дхармакайя — это присутствие, а не осознание?
а почему присутствие (экран) первично, а осознание (свет) вторично?
Dragon
в том то и дело, что это ТРОИЦА, возникающая одномоментно! Без света осознания ничего не осознается без присутствия не присутствует даже свет, но само их восприятие — уже знание, появляется образ и света и тьмы!
wwwatcher
Всё это аспекты Основы, где граница условна, из которой может развернутся игра. Это всё ещё в потенциале без «раскрытия». :)
Dragon
ничто не покидает основу, так как ЗНАНИЕ включено в нее, просто идет иллюзия потери основы и начинают все эти аспекты дублироваться в знании как мое восприятие, мое присутствие, мое мышление… но это все знание, которое всегда развернуто!
wwwatcher
Всё так дорогой Мастер!
ничто не покидает основу
Потому, что это невозможно, просто некому это сделать, Она это всё, что Есть, поэтому она не может покинуть Себя! Нет выхода из Себя! Везде Она, куда «не посмотрит»!
itslogin
а можно сказать так:
осознание — ветер, поток. но ветер сам по себе не обнаружить, его как бы и нет вовсе. пока он не натолкнется на присутствие какого-нибудь препятствия, пусть например дерево. и не начнет его раскачивать (обдувать, обтекать). тогда появляется «дерево, раскачивающееся на ветру» (знание).
при это мы не можем выделить причину и следствие, неизвестно ветер качает дерево, или дерево гонит ветер — для этого нужна следующая мысль. потому дуновение ветра существует только вместе с качанием деревьев и с вот_этим_самым знанием об этом.

или еще: внимание существует только вместе с вещами (или присутствием их отсутствия) в его потоке. если нет вещей, феномена внимания тоже нет — ему не во что «упереться», не от чего отразиться. а знание это… сам эффект искажения потока внимания возникшими вещами?

еще аналогия: вот чистый пруд с идеальной прозрачной водой. ее вообще не видно, кажется, что это просто пустая яма. если туда упадет камень, поднимется волна. вода тут же будет обнаружена, вместе с камнем и волной. вода — осознание, камень — присутствие, волна — знание.

похоже?
Dragon
да, очень неплохо!
itslogin
мне бы еще Волшебный пендаль, чтобы хоть 1/10 начать в жизни применять))
а то бывает ситуацию — вижу, правильное отношение к ситуации — пожалуйста (хотя реже чем правильное видение), а вот как действовать — зась.
TVN
Озеро — присутствие, природа озера (берег, дно, вода, волны на воде) — осознание. Восприятие озера(как вижу) — знание.