18 июля 2014, 17:06
Нагарджуна
Хвала владыке, который провозгласил взаимозависимое происхождение. Благодаря этому закону (найя), возникновение и разрушение полностью отбрасываются.
Те мудрые мужи, которые преодолели [двойственность] бытия и не-бытия (асти-насти), [постигнув то, что] вне какой бы то ни было опоры, те мужи раскрывают сокровенное и лишённое предметности, значение и смысл обусловленности (пратьяя).
Так что следует отвратиться от не-бытия, как источника всяческих ошибок. Выслушай теперь довод разума (юкти), благодаря которому отвергается и бытие. Если бытие считать истинным, соответственно измышлениям обычных людей, то почему не признать не-бытие освобождением?
Посредствам бытия невозможно освободиться. В силу не-бытия [не выйдешь] из данного существования. Великие существа (махатман) освобождаются благодаря полному постижению бытия и не-бытия.
Те кто не зрит [интуитивно] высшую реальность (таттва), верят как в череду рождений (сансара), так и в прекращение череды рождений (нирвана). Те кто зрит интуитивно высшую реальность (таттва) не верят ни в череду рождений, ни в прекращение череды рождений.
Существование (бхава) и прекращение череды рождений – этих двух нет [на самом деле]. Ведь именно полное постижение (париджняна) существования, называется “прекращением череды рождений (нирвана)”.
Когда обычный человек воображает, что прекращение (ниродха) свойственно существующей вещи, которая возникает и разрушается, тогда мудрый размышляет о прекращении всего созданного, ибо оно подобно иллюзии (майя).
Хотя прекращение сотворённое вещи (санскрита), наблюдается через разрушение, но в сотворённой вещи нет необходимости при подлинном постижении. Для кого же тогда существует непосредственное восприятие (пратьякша) вещи? И как можно говорить, что она разрушилась?
Если на возникновение обусловленное неведением, взирать с помощью истинного знания, то ни возникновение, ни прекращение, не будут восприняты, как нечто (логически) возможное.
Если взираешь на высшую реальность, то [постигаешь] Закон (дхарму) и [стремишься] прекратить череду рождений (нирвана), тем самым делаешь то, что необходимо делать. Как только познано Законоучение (дхарма-джняна), здесь различие (вищеша между сансарой и нирваной) ещё будет иметь место.
Тогда даже более тонкая частица, представляется возникающей (утпада), и несведущий человек не сможет воспринять значения происхождения во взаимозависимости.
Если бы было начало, то было бы и воззрение [относительно начала], к которому определённо привязывались бы (цеплялись за него). Если всё возникает во взаимозависимости, то что будет там началом, и что концом?
Разве может то, что было произведено, после этого вновь исчезнуть? Мир лишённый крайностей прошлого и будущего (начала и конца), появляется подобно иллюзии.
Если кто-то думает, что иллюзия возникает или что она разрушается, то тот, кто познал иллюзию, не приходит в замешательство, тот же кто не познал её, страстно желает (её познать).
Кто постиг умом, что существование подобно миражу (маричи) и иллюзии (майя), тот ум не будет искажён воззрениями относительно крайностей начала и конца.
То, что возникает в зависимости от того или этого, то не является возникшим с точки зрения самосущего (свабхаватах). Но то, что не возникло как самосущее, разве можно назвать возникшим?
Прекращение действия причин, есть собственно умиротворение (щанта) деяний – [следовательно], “прекращение” [и череды рождений] (нирваны) постигнуто так. Но прекращение [причин] само по себе произойти не может. Что же тогда назвать “прекращением”?
Таким образом нет ни происхождения (ушпада) ни прекращения (ниродха). Будды говорили о Пути происхождения и прекращения, исходя из того, на сколько это нужно [для понимания ученика].
Воистину, знанием происхождения постигается и прекращение. Воистину знанием прекращения постигается и непостоянство (анитья). Постигая же суть непостоянства, проникаешься и знанием истинного Законоучения (сад-дхарма).
Те, кто познаёт, что взаимозависимое происхождение, лишено возникновения и разрушения, те пересекают океан существования, созданный догмами (мнениями, соображениями – дришти).
6 комментариев