15 сентября 2014, 13:55

Коренные строфы о Срединности



[Вводные строфы]

Нет ни прекращения, ни возникновения,
Ни уничтожения, ни вечности,
Ни единственности, ни множественности,
Ни прибытия, ни убытия.
Есть только взаимозависимое происхождение — Благоприятствующее [Пути] и умиротворяющее суету мыслей.
Это провозгласил (установил) Просветлённый (Будда).
Я восхваляю его — наилучшего из говоривших учителей.


Исследование пленения и освобождения

Если силы и влияния прежних деяний вращают круг бытия,
То они не вращают его в качестве вечных [неизменных сил]
И они не вращают его в качестве невечных [изменяющихся сил].
Точно такой же порядок действует в отношении живого существа.

Допустим, живая особь (пудгала) вращает круг рождений (бытия).
Однако такой искомой особи нет в пяти видах странствия существ
Среди групп [дхармо-частиц], опор восприятия и основ сознания.
Кто же будет вращать круг бытия?

[Если бы] они вращали круг бытия от одного достижения целей (упадана)
К другому достижению целей, то оказались бы без существования.
Кто же это есть без существования и без достижения целей?
Кем же будет вращаться круг рождений (бытия)?

Неверно, что прекращение череды рождений достигается силами и влияниями прежних деяний. Каким же образом это может стать достоверным?
Неверно, что прекращение череды рождений достигается живым существом.
Каким же образом это может стать достоверным?

Природа сил и влияний прежних деяний состоит в возникновении и исчезновении.
Они не закабаляют пленом и не освобождают [из него].
Точно так же живое существо не пленяется и не освобождается.

Если бы достижение целей являлось пленением,
То тогда бы достигший целей не был бы пленён.
Не был бы пленён и не стремящийся к достижению целей.
Что же это за состояние того, кто пленён?

Вероятно, если бы пленение существовало до того,
Что должно быть пленено, тогда оно бы и закабаляло пленом.
Но это не так. Всё остальное уже сказано при [обсуждении]
Движущегося сейчас, уже прошедшего [путь] и ещё не прошедшего.

Пленённый не освобождается,
Точно так же непленённый (свободный) не освобождается.
Если пленённый был бы тем, кто должен освобождаться,
То тогда бы пленение и освобождение наступали одновременно.

«Без [стремления] к достижению целей я обрету нирвану.
Меня ждёт прекращение череды рождений (нирвана)» —
Кто привязан к таким [надеждам, тот должен знать, что]
Они суть крепчайшая привязанность к достижению целей.

Когда нельзя переместиться в [царство] нирваны,
Тогда нельзя избавиться и от круга рождений (бытия).
Что же это такое — круг рождений (бытия)?
Каким же можно представить прекращение череды рождений?

0 комментариев