18 сентября 2014, 17:59

Чогьям Трунгпа Ринпоче - Безнадежность...

(из «Безумной мудрости»)
Дамы и господа, до тех пор, пока мы не осознаем истинный смысл безнадёжности, у нас не будет возможности понять безумную мудрость.


Чогьям Трунгпа
Вопрос:
Необходимо просто оставить надежду?

Ответ:
Надежду и страх.

Вопрос:
Похоже, невозможно просто расслабиться и ничего не делать. Появляется какая-то неудовлетворённость, вслед за которой естественным образом появляется надежда, что эта неудовлетворённость может пройти. Поэтому кажется, что надежда — это очень естественная и спонтанная вещь.

Ответ:
Это очень плохо. Из этого точно этого не выйдет. Это очень плохо.

Вопрос:
Да, но так происходит в любой ситуации, и я не понимаю, как можно этого избежать.

Ответ:
Вам не нужно пытаться избежать этого, руководствуясь надеждой, что такой подход будет верным. Очень плохо. Это очень просто. Всё безнадёжно. Если мы пытаемся разобраться, что к чему, ничего не выйдет. Безнадёжно!

Вопрос:
Да, но история, буддизм, всевозможные традиции обнадёживают нас.

Ответ:
Они все основаны на безнадёжности, поэтому они дают нам некую надежду. Когда вы полностью отбрасываете надежду, возникают обнадёживающие ситуации. Но безнадёжно пытаться разобраться с ними при помощи логики. Абсолютно безнадёжно! У нас нет инструкций и карт. Если бы у нас были карты, они бы постоянно твердили: «Там нет надежды, и здесь нет надежды, и тут нет надежды». Безнадёжно. В этом-то всё и дело.

Вопрос:
Надежда подразумевает ощущение, что я справлюсь, смогу манипулировать, — верно?

Ответ:
Да, это чувство, что мне удастся что-то из того, что я пытаюсь сделать.

Вопрос:
Является ли достижение безнадёжности делом одного момента — вы просто внезапно переключаетесь…

Ответ:
Нет. Это не внезапная вспышка, спасающая вас. Всё совсем иначе.

Вопрос:
Значит, это нечто такое, что каждый может почувствовать интуитивно в любой момент?

Ответ:
Да, это бывает со всеми и всегда. Но даже это не свято.

Вопрос:
Если нет карт и инструкций и всё безнадёжно, есть ли у учителя в этом путешествии какая-либо функция, кроме того, чтобы говорить, что всё это безнадёжно?

Ответ:
Ты сам это сказал!

Вопрос:
Что бы вы посоветовали: просто нырнуть в безнадёжность или постепенно взращивать её?

Ответ:
Это зависит от вас. Это действительно зависит от вас. Я скажу только одно. Невозможно развить безумную мудрость без чувства безнадёжности, тотальной безнадёжности.

Вопрос:
Не означает ли это превращение в профессионального пессимиста?

Ответ:
Нет, нет. Профессиональный пессимист также имеет надежду, потому что развил свою систему пессимизма. Это всё та же старая добрая надежда.

Вопрос:
Каково ощущение безнадёжности?

Ответ:
Это просто чистая безнадёжность. Нет никакой опоры, нет почвы под ногами.

Вопрос:
В момент, когда осознаёшь, что чувствуешь безнадёжность, безнадёжность как бы теряет свою подлинность?

Ответ:
Это зависит от того, относитесь ли вы к ней как к чему-то святому в рамках какой-либо религии или духовного учения или рассматриваете её как совершенно безнадёжную. Это зависит только от вас.

Вопрос:
Я имею в виду, мы всё время говорим об этой безнадёжности, и все начинают чувствовать, что она — ключ, так что мы хотим её. Мы ощущаем безнадёжность и говорим: «Ну, теперь я на пути». Это может сделать её менее реальной.

Ответ:
Плохо. Очень плохо. Если вы считаете её путём, чувствуя, что из неё может что-то выйти, это не сработает. Выхода нет. Такой подход обречён на провал. Безнадёжность — это не уловка. Всё по-настоящему, понимаете, это истина. Это истина безнадёжности, а не доктрина безнадёжности.

Вопрос:
Ринпоче, если дела с безнадёжностью действительно обстоят так, то, похоже, вся эта история с хинаяной, махаяной, ваджраяной и прочим — просто большое путешествие, ведущее к оставлению надежд. Вы часто говорите о своего рода дзюдо, использующем энергию эго для того, чтобы оно поразило само себя. В данном случае мы могли бы использовать энергию надежды для получения безнадёжности, энергию всего этого против него самого. Так ли это или идея о практике дзюдо — тоже лишь часть путешествия?

Ответ:
Считается, что в конце путешествия по девяти янам становится ясно, что необходимости в путешествии не было никогда. Так что данный нам путь — это в некотором смысле акт безнадёжности. В путешествии никогда не было необходимости. Вы будто поедаете собственный хвост до тех пор, пока не проглотите собственный рот. Можно использовать такую аналогию.

Вопрос:
Кажется, для того, чтобы двигаться дальше, нужно пренебречь предостережением. Хотя я слышу, что это безнадёжно, дальше я могу двигаться только с надеждой. Зачем сидеть и медитировать? Почему бы просто не повеселиться? В этой ситуации всё кажется парадоксальным, но ладно, я ещё побуду тут. Пусть я слышу, что это безнадёжно, я притворюсь.

Ответ:
Это действие тоже полно надежды, но само по себе безнадёжно. Оно поглощает само себя. Другими словами, вам кажется, что, будучи умным путешественником, вы способны обмануть путь, но потом начинаете понимать, что являетесь самим путём. Вы не можете обмануть путь, потому что вы и есть путь. Вы обязательно получите очень сильное напоминание о безнадёжности.

Вопрос:
Похоже, что единственный способ разобраться в этом — продолжать играть в игру.

Ответ:
На ваше усмотрение. Вы также можете сдаться. У вас есть вполне определённый выбор. У вас есть два ясных варианта, которые, как мне кажется, можно назвать мгновенным просветлением и постепенным просветлением. Выбор полностью зависит от вас — от того, оставляете вы надежду сразу же или продолжаете играть в игру и придумывать новые развлечения. В общем, чем быстрее вы перестанете надеяться, тем лучше.

Вопрос:
Думаю, безнадёжную ситуацию можно терпеть только некоторое время. В какой-то момент вы больше не можете оставаться в ней и готовы использовать любой предлог, чтобы отвернуться от неё.

Ответ:
На ваше усмотрение.

Вопрос:
Нужно просто заставлять себя снова и снова…

Ответ:
Вообще-то, пока вы живы, так оно и получается.

Вопрос:
Если ситуация в целом безнадёжна, на каком основании можно принять решение о том, чтобы убить одного буйвола и накормить семью, или о том, чтобы убить пятьсот и повесить их головы на стену в доме?

Ответ:
Обе альтернативы безнадёжны. Оба эти варианта — попытки выжить, подразумевающие надежду. Так что оба они одинаково безнадёжны. Нам надо учиться работать с безнадёжностью. Нетеистическая религия — это безнадёжный подход неверия ни во что. Теистическая же религия обнадёживает, она верит в отдельность «меня» от, так сказать, соска, который я сосу. Простите за грубость, но примерно так это и устроено.

Вопрос:
Вы говорите, что нет Бога, нет «я». Существует ли так называемое «истинное я»? Есть ли что-либо за пределами безнадёжности?

Ответ:
Должен напомнить вам, что всё это только подготовка к безумной мудрости, не знающей никаких истин, кроме себя самой. С этой точки зрения, не существует истинного «я», поскольку разговоры об истинном «я» или природе будды сами по себе являются попыткой навязать некое позитивное отношение, которое должно привести нас в норму. В безнадёжности ничего подобного не существует.

Вопрос:
Безнадёжность кажется мне новой формулировкой идеи о прекращении самозащиты, прекращении попыток улучшить ситуацию. Согласно нашему стереотипному пониманию просветления в момент, когда мы прекращаем защищаться и улучшать, может возникнуть истинное понимание. Вы говорите об этом?

Ответ:
Относительно этого процесса невозможно дать никаких обещаний — вообще никаких. Это полное отпускание всего, включая «я».

Вопрос:
Тогда отсутствие надежды приводит вас к «здесь и сейчас».

Ответ:
Всё не так просто. Оно вас никуда не приводит. У вас нет почвы под ногами, абсолютно никакой опоры. Вы полностью опустошены, но даже опустошение вы не считаете своим домом, потому что вы настолько совершенно, абсолютно лишены надежды, что даже одиночество больше не является вашим прибежищем. Всё совершенно безнадёжно. Даже оно само (кричит «само», щёлкает пальцами). У вас отняли всё, абсолютно, полностью. Любая энергия, направленная на защиту себя, также безнадёжна.

Вопрос:
Если энергия, которая защищала «я», образовывала что-то вроде панциря вокруг «я», прекращается, она просто исчезает в нераздельности «я» и всего, что меня окружает?

Ответ:
Нет никакой гарантии. Когда мы говорим о безнадёжности, это безнадёжность в буквальном смысле. Чувство надежды здесь — это надежда как противоположность потери. Больше нет способов получить что-то взамен. Никаких. Даже её саму.

Вопрос:
Она себя потеряла?

Ответ:
Потерялась, точно.

Вопрос:
Кажется, такое отсутствие опоры — что-то большее, чем просто безнадёжность. Я хочу сказать, в безнадёжности всё же есть ощущение того, что ты кто-то, не имеющий надежды.

Ответ:
Даже это подозрительно.

Вопрос:
Что происходит с опорой? Опора уходит. Я не понимаю.

Ответ:
Опора — это также безнадёжность. В опоре также нет прочности.

Вопрос:
Я понимаю, о чём вы. Вы говорите, что не важно, в каком направлении вы смотрите…

Ответ:
Да, вы ошеломлены безнадёжностью. Целиком. Полностью. Совершенно. Крайне. Вы — сама клаустрофобия безнадёжности.

Мы говорим о чувстве безнадёжности как об ощущении отсутствия опоры. Мы говорим о том, что испытываем. Мы говорим о переживании, которое является лишь одной из нитей целого полотна. Мы говорим о чувстве отсутствия надежды. Это переживание невозможно забыть, от него нельзя отказаться. Оно может отрицать само себя, и всё же этот опыт существует. Это что-то вроде непрерывно тянущейся нити. Я думал, мы сможем обсудить это ещё и в рамках разговора о проживании Падмасамбхавой своего опыта. Но тот факт, что эти переживания испытал Падмасамбхава, ничего не значит. Всё равно это безнадёжно.

Вопрос:
Вы говорите, отсутствие надежды — это разумность, а когда кажется, что надежда есть? — это неведение?

Ответ:
Нет, золотце, я так не думаю. Это полностью безнадёжно.

Вопрос:
Когда вы говорите об отсутствии надежды, всё выглядит крайне депрессивно. Кажется, эта депрессия с лёгкостью может захлестнуть человека настолько, что ему придётся либо спрятаться в панцирь, либо сойти с ума.

Ответ:
Это на ваше усмотрение. Полностью на ваше усмотрение. В этом-то всё и дело.

Вопрос:
Есть ли что-то…

Ответ:
Видите ли, всё дело в том, что я не создаю абсолютную модель безнадёжности со всеми её возможными тщательно проработанными модификациями и не предлагаю вам работать с ней. Ваше внутреннее добро, ваша свобода от надежды — это единственная существующая модель. Если бы я что-то сфабриковал здесь, это была бы просто уловка, нечто нереалистичное. Но это, скорее, ваша безнадёжность, ваш мир, ваша фамильная драгоценность, ваше наследство. Эта безнадёжность появляется в вашем существовании, в вашей психологии. Всё дело в том, чтобы раскрыть её в себе такой, какая она есть. Но она по-прежнему безнадёжна. Как бы вы ни пытались сделать её обнадёживающей, она всё равно безнадёжна. И я не могу придать ей другую форму, иначе смоделировать её. Здесь вам не телевидение, где политическим кандидатам перед выступлением пудрят лицо и красят губы помадой, чтобы сделать их внешность более презентабельной. Здесь этого сделать нельзя. В данном случае, это безнадёжно, абсолютно безнадёжно. Вам придётся сделать по-своему.

Вопрос:
Можно ли полностью осознавать безнадёжность, и всё же оставаться радостным?

Ответ:
Ну, знаете, безнадёжные ситуации бывают разными, но все они — лишь проявления безнадёжности. Думаю, то, что вы описали, возможно, но кого вы пытаетесь обмануть?

Вопрос:
Ситуация, когда у Наропы были видения и возможность выбора — перепрыгнуть через собаку или возиться с ней — аналогична ситуации «да» или «нет», которую вы описали?

Ответ:
Думаю, да.

Вопрос:
И, в конце концов, отчаяние Наропы…

Ответ:
Прежде чем воочию увидеть своего гуру, Наропа находился в состоянии абсолютного отчаяния. Без ощущения безнадёжности понимание жизни Падмасамбхавы было бы совершенно невозможно.

===============

Ощущение безнадёжности — это отправная точка взаимоотношений с безумной мудростью. Если безнадёжность способна отсечь нереалистичные цели, она становится чем-то более определённым. Безнадёжность становится определённой, поскольку мы не пытаемся сфабриковать то, чего нет. Так чувство безнадёжности может стать основой подхода к недвойственности.
Ощущение безнадёжности можно напрямую связать с практическим уровнем нашей повседневной жизни. Жизнь на практическом уровне не содержит тонкой философии или тонких мистических переживаний. Она просто есть. Если мы способны увидеть это, скажем так, бытие, появляется чувство понимания. Мы испытываем мгновенное просветление. Без ощущения безнадёжности невозможно рождение внезапного просветления. Только отказ от планов может привести к абсолютному, определённому, позитивному состоянию бытия, являющемуся осознанием того, что мы — здесь и сейчас — уже просветлённые существа.

54 комментария

relsam
Таки без сладкой пилюльки в концовке не обошлось)
xdim
Супер!
А то, что написано после диалога, абсолютно безнадежно :)))
liya
То, что доктор прописал!
Punita
Точно, все как доктор прописал..!)
Рам Цзы называет это… путь бессилия,
у Нго-Ма… ну это просто виртуоз!)))настолько мастер пластичен… много вариантов — указателей на ЭТО
Да… на ЭТО указывает все… как же может быть иначе)))
enso
фотка шикарная)))))) как же я люблю и уважаю этого мужика)))
sambodhi2sambodhi
— Изя, вы играете на скрипке?
— Нет.
— А ваш брат, Беня?
— Да.
— Что, да?
— Тоже нет.
WTF
не фотка шикарная,
а человек — шикарный… был, жаль, таких больше не выпускают)))

))))))

.
xdim
самый самый любимый топ на сайте :)))
Felix
Топ прекрасный, но и в нём можно найти надежду. И она будет находится, пока есть тот кому она нужна.
WTF
Ты не можешь найти ничего, кроме своих иллюзий,
признай уж это, брат, не мути)))

)))

.
Felix
Но тот кто находит или не находит всегда за скобкой:) Вот это и есть главная муть.
WTF
Вот этого мутного убери ты н-ц,
и не будет больше нужды прыгать по концепциям, и спрягать кислое с пресным…

)))

.
Felix
Так и и есть но что бы убрать придётся попрыгать. Раф дорогой ну чего ты застрял на какой то правильности?.. Какое это имеет значение Буддизм, Адвайта, Христианство? Ты ведь уже прыгал от ума к любви, но не удержался, почему сейчас боишся?
WTF
Нет, Феликс,
мне на самом деле ровно, и я только за Любовь, обеими руками… По большому счёту, и нет разницы — буддизм-индуизм или христианство… если пространство свободы, мира, любви, радости, покоя расширяется — этому можно только аплодировать стоя… Но всё эта красота существует здесь-и-сейчас, а не где то ТАМ… И если гений этого места объявляет это благое всё в себя вмещающее пространство омрачённым, если назначает это чистое пространственное сознание неким козлом отпущения… То я вроде как нормальный человек не вижу поводов для восторга…

… а так — я только за Любовь, И ТОЛЬКО.

.
xdim
и я только за Любовь, обеими руками…
именно поэтому они заняты, и заняты они удержанием…
… и это желание удержать — абсолютно безнадежно.
WTF
совершенно безнадёжно.

_ ^ _

.
Amitola
Вон Рики пост выложел. Он по твоему тогда тоже застрял без прощения. Возьми и честно и ему скажи.)
WTF
Рики СВОЙ,
ему нельзя, он дозревает)))

)))

.
xdim
с дуру можно и палец сломать :))
WTF
особенно, если не туды его сувать,
да с завидным постоянством)))

)))

.
Rezo
А что, наступит момент кода не будет того кому она нужна и надежда сдохнет навсегда? Отвечай не думая.
Felix
Момент это время, а время появляется одновременно с «тем кто»
Rezo
думаешь выскользнул? Та бог с тобой.
Felix
Это ты смотришь с позиций правоты. Для меня есть только бесконечное нети :)
RA-MIR
Вы будто поедаете собственный хвост до тех пор, пока не проглотите собственный рот
Класс!:)))
sambodhi-raf
Мы говорим о чувстве безнадёжности как об ощущении отсутствия опоры. Мы говорим о том, что испытываем. Мы говорим о переживании, которое является лишь одной из нитей целого полотна. Мы говорим о чувстве отсутствия надежды. Это переживание невозможно забыть, от него нельзя отказаться. Оно может отрицать само себя, и всё же этот опыт существует. Это что-то вроде непрерывно тянущейся нити. Я думал, мы сможем обсудить это ещё и в рамках разговора о проживании Падмасамбхавой своего опыта. Но тот факт, что эти переживания испытал Падмасамбхава, ничего не значит. Всё равно это безнадёжно.

… а Падмэ грят,
был ни разу не добрый, хААА!!!))))))

.
sambodhi-raf
Видите ли, всё дело в том, что я не создаю абсолютную модель безнадёжности со всеми её возможными тщательно проработанными модификациями и не предлагаю вам работать с ней. Ваше внутреннее добро, ваша свобода от надежды — это единственная существующая модель. Если бы я что-то сфабриковал здесь, это была бы просто уловка, нечто нереалистичное. Но это, скорее, ваша безнадёжность, ваш мир, ваша фамильная драгоценность, ваше наследство. Эта безнадёжность появляется в вашем существовании, в вашей психологии. Всё дело в том, чтобы раскрыть её в себе такой, какая она есть. Но она по-прежнему безнадёжна. Как бы вы ни пытались сделать её обнадёживающей, она всё равно безнадёжна. И я не могу придать ей другую форму, иначе смоделировать её. Здесь вам не телевидение, где политическим кандидатам перед выступлением пудрят лицо и красят губы помадой, чтобы сделать их внешность более презентабельной. Здесь этого сделать нельзя. В данном случае, это безнадёжно, абсолютно безнадёжно…

… вам придётся сделать по-своему.

_ ^ _

.
RA-MIR
Безнадежность -это СВОБОДА,
Надежность -это цена свободы.
_/\_
relsam
Это на ваше усмотрение. Полностью на ваше усмотрение. В этом-то всё и дело.
relsam
Кто вообще тут что-то делает? Каждый миг пакет мыслей меняется и они приходят неизвестно откуда… если чел, конечно в систему, в традицию либо Учение не включен. Но и системы — те же карточные домики, в этом весь и прикол.
imiay
Я знаю что такое безнадежность… месяцами в таком состоянии нахожусь, когда ясно понимаешь, не один твой шаг ни одно действие или даже бездействие не смогут ничего изменить. Но это «соправождающее» состояние, а основное это витальная тоска и тревога, состояние воспаленного мозга. Чувство безнадежности… и принятие самой безнадежности. Только почему-то это ничего не меняет. потому что безнадежно.
koshka
в безнадеге этой ты все-равно еще надеешься. если тотальная безнадега — то все! страдать не почем и не по ком…
imiay
Эта тотальная безнадега. Там нет никакого страдания кроме ощущения безнадежности, как чего-то вязкого, и тоска от этого, что все. мечтать не о чем, исправлять ничего не надо…
koshka
а чего ее назвала безнадегой, в сравнении с чем?
imiay
Ни с чем это не сравнить
xdim
безнадега это о другом, это когда есть надежда и не получается ее осуществить.
Rezo
и она не может умереть:))
imiay
нет я не о том. Нет надежды никакой, даже не один волосок не шепчет тебе о надежде.
Rezo
Это просто надежда вывернутая наизнанку и представляется как безнадёжность.Чем плоха надежда?
imiay
Ничем. Обожала раньше мечтать и надеется на лучшее. Теперь просто не могу))
xdim
вы ее закатали ложным приятием.
ее не убивать нужно, не воевать с собой, а честно и искренне посмотреть в чем она состоит, относясь к себе с полным понимание и готовностью услышать правду, даже саму неприятную.
imiay
Надежду? или что я
закатали ложным приятием.
ну я уже ответила
Обожала раньше мечтать и надеется на лучшее. Теперь просто не могу))
xdim
ок, значит сейчас так.
Rezo
Это другая безнадёжность.Это не то что он говорит.Посмотри на его лицо, там нет тоски и вязкости.
imiay
Да. Я вижу. Для меня это чувство неприятно
Rezo
Ты просто глубоко спрятала надежду, но не простила её.
Rezo
Достань надежду и пусть она цветёт и никода не умирает и пусть обманывает, она такая, прости её.:)))
imiay
Не… вряд ли уже смогу…
imiay
Вполне допускаю
Felix
Из ничего, что названо ничем,
В единый миг, священная неправда,
Рождает тени иллюзорных стен,
И вслед за ложью, горло сушит жажда.
Ты жаждешь правды, как воды во сне,
Вокруг лишь зной и черная пустыня,
Мираж сгорает в солнечном огне,
А сердце, как в аду Коцита стынет.
И в каждом вдохе, жесте, только ложь,
Ее отбросив, снова ищешь правду,
Уже готов подставить грудь под нож,
Но нет ножа, не выпить жажде, жажду…

И в этой безнадежности святой,
Уже не различая ложь и правду,
Не ищешь ты надежду и покой,
Не пьешь, но и не знаешь жажду.
Diamir
На фотке на Юрия Никулина похож))))
jonas
Весь текст — золото Дхармы, прямое введение. Приписка в конце — дерьмо, опять надежда.