7 августа 2015, 03:35

Тулку Ургьен Ринпоче. Так как есть. (отрывки)



Сама сущность не идентифицируема. То, что нам нужно осознать или идентифицировать, так это то, что наша сущность не опознаваема, в ней нет ни одной вещи, которую можно отождествить, или опознать. Мы это видим мгновенно, когда смотрим на нее правильным образом. Однако этого недостаточно. Мы отвлекаемся и забываем, затем вновь начинаем думать. Разве это не так? Есть два вида неведения: совозникающее неведение и концептуальное. Как только мы увидели нашу сущность, она почти сразу ускользает. Мы отвлекаемся и сразу же начинаем думать о чем-то еще. Забываем и думаем – это и есть двойное неведение: совозникающее неведение и концептуальное неведение.
Мы действительно отвлекаемся, так происходит со всеми разумными существами. Если чувствующих существ научить, как осознавать, они увидят свою природу, без сомнений. Но она будет мгновенно ускользать от них. После этого как мы забылись, мы начинаем думать; вначале забываем, затем думаем. Наша природа присутствует всегда, однако мы не видим ее. Эти два вида неведения – совозникающее и концептуальное – образуют источник сансарного существования. Вот с чем нам нужно покончить. Несмотря на то, что мы видим свою сущность, мы все равно отвлекаемся. Отвлекаясь мы начинаем вовлекаться в мысли, и тут начинаются все наши проблемы. Нам нужно тренироваться последовательно, чтобы это двойное неведение становилось слабее и слабее до тех пор, пока полностью не исчезнет. Это двойное неведение – как раз то, что сковывает, или связывает просветленную природу в живых существах. Несмотря на то, что состояние ригпа, или недвойственное осознавание, абсолютно спокойно, вне заблуждения и освобождения, неизменно как пространство, в нем все же есть два демона неведения. Не забывайте об этом!
Осознавайте природу ума. Не проецируйте ничего вовне, не сосредотачивайтесь внутри и не удерживайте никакое состояние. Не думайте ни о чем. В течение нескольких секунд вы не сможете описать ничего. Это можно назвать пустотным и пробужденным. Это и есть сущность ума. Это не действие медитации, потому что эта сущность уже присутствует естественным образом. Если вы начинаете думать, воображать, планировать, она уже забыта. Нам нужно завладеть «крепостью не-медитации».
Нигде никогда не говорилось, что для этого нам нужно завладеть крепостью медитации – неким медитативным состоянием, которое создано или произведено.
Завладейте троном не-медитации дхармакаи.
Здесь нет нужды что-то воображать или выдумывать даже размером с кончик волоса; она присутствует естественно и спонтанно. В момент не-медитации объекты воспринимаются, переживаются и не блокируются. Они ясно присутствуют. Вот как это должно быть – беспрепятственно. Не вовлекайтесь в цепляния и не приклеивайте ярлыки к каждой различимой черте, позвольте своим глазам видеть, разрешите своим ушам слышать. В противном случае вы окажетесь в инертной шаматхе, в которой не будете ничего слышать и видеть. Вместо этого будьте широко пробужденными, абсолютно ясными и не держитесь ни за что.
Отпустите это цепляние. Будьте как ребенок в богато украшенном храме, который видит все, что есть. Ребенок смотрит с удивлением на окружающее его великолепие, но не цепляется ни за что и не прикрепляет ни к чему никаких названий. Учитесь быть такими.
Когда вы сомневаетесь, вспомните, что сомнение – это лишь еще одна разновидность мысли. Осознайте пустотную сущность того кто сомневается и сомнение растворится. Вам не нужно думать: «А это действительно оно? А что же это такое? Три каи должны быть чем-то другим, чем-то особенным, впечатляющим, невероятным цирковым представлением.»
По сути дела, наше основное состояние уже является умом будды, поэтому единственное, что от нас требуется, — это отпустить текущую мысль и не создавать ничего на ее месте.
Если бы этой пробужденности там не было, мы были бы трупами. Вы же можете слышать звуки, не правда ли? Их слышит ум, а не уши. У трупа есть уши, но труп не слышит звуков, не так ли? То, что переживает, — это ваше нынешнее состояние ума, а не вчерашнее, не завтрашнее, и не послезавтрашнее. Когда осознаёте, не делайте с ним ничего, не прикладывайте даже малейших усилий. Не исправляйте его. Оставьте его широко распахнутым и естественным, как пространство. Естественно – значит ТАК КАК ЕСТЬ. Это и есть настоящий Самантабхадра, который никогда не расставался с вашим умом. Этот просветленный ум не покидал вас ни на мгновение.
Осознайте же ригпа, свою сущность! Живым существам так редко это удается: они не знают, как смотреть. Даже если они и видят, они не знают что это такое. Они мгновенно начинают думать о чем-то еще, об одной вещи за другой, добавляя всё новые звенья к цепи сансары.
Смотрите, в этом нынешнем мгновении мысль о прошлом уже угасла, а мысль о будущем еще не появилась. Не исправляйте свою нынешнюю пробужденность, а просто признайте ее.
Когда осознаете ее, не связывайте ее с мыслями. Эта присутствующая пробужденность не длится долго; из-за того что мы провели все прошлые жизни в отвлечении, нам нужно постепенно привыкать к ней. Вновь и вновь мы попадаем под влияние двух демонов неведения. Мы снова забываем сущность и начинаем думать.
Настоящий йогин – это тот практикующий, который осознает вновь и вновь; для него периоды осознавания начинают медленно и постепенно увеличиваться. Вовлечение в мысли автоматически ослабевает, тогда как промежуток между мыслями увеличивается все больше и больше. Когда присутствующая пробужденность не прерывается, ни днем, ни ночью, ни заблуждением, ни отвлечением, тогда вы действительно завладели крепостью дхармакаи. Это также называется «исчерпанием явлений и понятий»!
… Все живые существа постоянно занимаются тем, что добавляют еще одно звено к цепи сансарного сознания. Это та функция, которую выполняет каждая мысль в любой момент: продолжение сансарного состояния. Как мы можем остановить этот процесс? Для ищущего это действительно дилемма, как обращаться с текущим мышлением, которое основывается на предвкушениях и опасениях, принятии одного и отвержении другого.
Но в действительности это не такая уж и большая проблема. ПРОСТО ОСОЗНАВАЙТЕ СУЩНОСТЬ УМА. В этот самый миг текущая мысль лишается почвы, она не пребывает нигде, она просто растворяется и ее больше нет. В этот момент вам не нужно делать ничего, чтобы улучшить её, или довести до совершенства. Это уже сама сущность, так, как есть. Когда не нужно принимать или отвергать что-либо, этот миг и есть неподдельная естественность.
… Вот вам метод, способный растворить любую мысль. Даже самая мучительная идея — это продукт нашего мышления, не так ли? Мы называем «нечто» мучительным, а потом думаем: «У меня нет сил терпеть это, это слишком ужасно, это невыносимо, я просто не переживу этого!» Такое отношение создает одну мысль за другой; именно этот мыслительный процесс, а не сам «мучительный» объект и становится невыносимым. Просто осознайте, что эта мучительна мысль подобна любой другой мысли. Это ничто иное как мысль, идея! А с мыслями мы поступаем одинаковым образом, вне зависимости от их содержания. Просто осознайте сущность или идентичность «думающего», кто этот «думающий»? В этот момент мышление не может оставаться само по себе, оно просто исчезает. И это невыносимое чувство, возникающее при виде боли и страданий других людей, на самом деле всегда было и остаётся пустым и эфемерным, лишённым какой-либо субстанции. Просто теперь вы действительно начинаете видеть, что оно пустотно. Там нет ничего, что действительно могло ощущать его. Оно пусто.
Но это длится всего лишь пару секунд. Мысль исчезает, и с ней исчезает проблема, но потом она возвращается вновь, возникает повторно. Но вы поступаете с ней точно так же, как до этого: осознаете того, кому кажется это слишком назойливым или невыносимым. И опять вы видите, что там ничего нет — пусто. Однако вы не остаетесь в пустоте, вы можете чувствовать. Тренируйтесь таким образом вновь и вновь.
Осознайте пустотное познавание сущности ума и делайте то же самое каждый раз когда вспомните об этом. Вы осознаете то же самое неограниченное пустое познавание, которое распознали перед этим. Мы еще не просветлены; и если у нас появился один проблеск сущности ума, это еще не значит, что мы достигли состояния окончательного плода. Мы по-прежнему на пути. Другими словами, мы еще не достигли полного совершенства, не привыкли полностью и не обрели внутренней устойчивости в сущности ума. Как же быть тем, кто ещё не достиг совершенства?
Просто тренируйтесь вновь и вновь! нет иного способа достичь совершенства в практике. Что бы ни создавало для вас проблему — будь то чувство, понятие, физическая форма, состояние или ощущение, — тренировка остаётся точно той же самой. Все эти совокупности неотделимы от пустотности с самого начала, просто признайте это.
С другой стороны некоторым людям очень сложно переносить боль и страдания других существ. Такой человек чувствует, что он или она не может даже сосредоточиться на практике подобающим образом. В этот момент лучше всего собраться, другими словами — ОСОЗНАТЬ СУЩНОСТЬ УМА. Иногда не очень просто вспомнить природу ума, и нас уносит прочь. В этом случае, очень полезно исследовать и более пристально взглянуть на субъект и объект этого чувства или ощущения.
Например, вы чувствуете клаустрофобию или вас одолевает иное очень болезненное ощущение. Исследуйте объект и субъект. Объект это само чувство, субъект — это «я», который ощущает его. позвольте себе взглянуть поближе на это интенсивное переживание. Где оно в действительности? Где вы его впервые заметили и из какого физического места оно возникло? Где это чувство сейчас, когда оно кажется таким сильным? Исчезая, в каком направлении оно уходит? Куда оно исчезает? Найдите точное место. Также исследуйте того субъекта, который ощущает его, этот ум, который замечает и осознает. Такой подход очень помогает. Если боль и страх становятся слишком сильными, слишком эмоциональными, нам нужно проанализировать субъект и объект этого чувства.
Живые существа не могут не иметь мыслей, и иногда наши мысли становятся просто невыносимыми, они просто одолевают нас. ЭТО НЕ ОЗНАЧАЕТ ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ СДАВАТЬСЯ В ЭТОТ МОМЕНТ!
Конечно, когда мы встречаем несчастных, страдающих существ, нас могут переполнять эмоции, которые могут показаться нам вполне оправданными. Но в самом деле, должны же мы начать с чего-то! Если у вас нет благословений или сострадательной силы, чтобы спасти других или помочь им, мы можем начать, по крайней мере, с устранения своего собственного заблуждения. наше собственное заблуждение сейчас прямо перед нами. Вовлечённость в помраченные мысли не содержит в себе ничего истинного — вот почему она называется заблуждением.
Честно говоря, в природе не существует таких вещей как страдание, мысль или чувство, чьё конкретное местонахождение мы могли бы установить. Если бы они существовали, мы могли бы назвать их материальными и не применять по отношению к ним термины «иллюзия» или «состояние заблуждения». они были бы реальными. Можете ли вы найти где-либо конкретное чувство или страдание как плотную вещь, которая явилась из какого-то источника, находится в каком-то определенном месте, и указать точное направление, в котором она исчезает? Существует ли плотный, осязаемый ум, который замечает и вовлекается в эту эмоцию? После того, как вы сами обнаружите, что всего этого не существует, дальше эту тему можно не обсуждать.
Еще раз напоминаю, предположим, что в какой-то момент переживание становится невыносимым, то что вы испытываете, слишком мучительно. В этот момент постарайтесь вспомнить и спросить себя: «Где же это мучительное ощущение в данный момент? Где именно оно находится? Есть ли у этой невыносимой вещи какая-то особая форма. запах, вкус или звук, могу ли я пощупать ее?» не вовлекайтесь в этот объект. То что вы сейчас чувствуете, — это лишь ваш собственный ум, который испытывает боль, а не что-либо еще. Страдание ментально, не правда ли? Можете вы схватить или пощупать боль? Нет? ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧТО ОНА ПУСТА!
Для того чтобы появилось настоящее сострадание, вам необходимо переживать пустотность. Признайте тот факт, что другой человек не видит пустотность и поэтому страдает. Вот откуда проистекает подлинное сострадание. Если вы не постигаете пустотность и другой человек ее тоже не видит, то вы можете лишь пожалеть его, сказав: «Ой, бедняжка». но кому это поможет? Вам нужно тренироваться в осознавании сущности ума, если двух безруких людей уносит бурный поток, как они помогут друг другу? Обладающий видением сострадательной пустотности подобен человеку, имеющему обе руки. Если вы просто думаете: «Бедняга, какой бедняга...», то это нормально, только в этом нет никакой реальной способности помочь.
В одной молитве говорится: «Даруй благословения, чтобы мы смогли постичь пустотность, наделенную состраданием!» Именно такая, настоящая пустотность, неотделимая от сострадания, обладает способностью приносить пользу другим. Простая жалость не имеет в сравнении с этим никакой силы. сейчас нам нужно обогатить себя, насытить поток своего бытия пустотностью, наделенной состраданием. и достичь в этом мастерства. Тогда мы действительно сможем помочь другим.
Удерживая же двойственность субъекта и объекта и озадачивая свой ум разной деятельностью, вы не получите пользы в сколь-нибудь долгой перспективе. Зачем держаться за воспринимающего и воспринимаемое, субъект и объект? Что происходит, когда вас не загрязняют воспринимаемые объекты и не гложет «воспринимающий» внутри? Просто позвольте длиться этому пустотному осознаванию в его наготе. Это само по себе и есть ум всех будд.
Вначале вам необходимо понять это и ощутить вкус этого состояния. затем нужно сделать это своей действительностью. на этом пути вы вначале распознаете, затем тренируетесь, развиваете силу этого осознавания и в конце концов достигаете стабильности. Вот и всё.
… Честно говоря, какими бы мирскими делами мы ни занимались, к концу жизни окажется, что это было лишь пустой тратой времени. Пользы от них никакой. любая работа которой мы себя утруждаем, бессмыслена, если только она не приносит подлинной пользы другим. Мы изо всех сил, с полной отдачей занимаемся своими делами, так что у нас не остается времени спокойно присесть и выпить чашку чая. на лбу у нас постоянно испарина от такой деятельности. И в момент смерти всё это окажется пустой тратой времени. от этого не будет никакой пользы вообще.
Поймите, что чем бы вы не занимались и чего бы вы не достигли в жизни, совершенно тщетно; такое понимание — это настоящее прозрение. Это истинное понимание. Ничто кроме Дхармы, не имеет никакой ценности, или смысла.
Только между нами: эта человеческая жизнь с полноценными восемью свободами и десятью преимуществами, это драгоценное человеческое тело, так же ценно, как нирманакая, проявляющаяся в этом мире. Во многих руководствах и наставлениях сказано, что обрести такое драгоценное человеческое тело — не просто человеческое тело, а драгоценное человеческое тело — возможно только один раз или два раза за целый эон. Но теперь, получив его, мы по-прежнему рискуем вернуться с пустыми руками с острова, полного драгоценностей. ВЫБОР ЗА ВАМИ!

4 комментария

Dragon
Классный текст, фото добавь!:)
bodh45
Да, просто практика осознания.