8 апреля 2015, 18:01
Процесс возникновения заблуждения из состояния Основы
Как же возникает этот процесс?
Когда восходит Проявленная Основа, её резонирующая энергия естественно выражается в ясном осознающем восприятии, способном отражать объекты. В случае неосознавания своей сущности она возникает в сочетании с тремя типами неведения:
1) «причинное неведение единой тождественности» — это возникновение (разумной энергии) в виде (искажённой) ментальной активности, которая не осознаёт себя;
2) «возникающее неведение» — это ментальная активность, возникающая одновременно с этим неосознаванием собственной сущности;
3) «всеобъярлычивающее неведение» — это аспект (ментальной активности), оценивающий собственные проявления как нечто чужое.
Эти три аспекта являются различными фрагментами с одной сущностью в ментальной активности. Когда собственные проявления оцениваются (двойственным образом), то ни три измерения Основы — сущность, природа, энергия, ни видения процесса возникновения
спонтанного присутствия Проявленной Основы не осознаются в качестве природы Основы бытия и Проявления Основы. Они воспринимаются как нечто чужое, — в этой разнице и состоит заблуждение. Более того, когда ментальная активность заблуждается в двойственном восприятии в результате нечистых факторов причины тройного неведения, и четырёх условий ориентации, в ней возникают шесть сознаний с непрерывными цепляниями. В результате этого активизируется латентный фактор шести негативных эмоций, который сковывает чистое осознавание и погружается в омрачённое восприятие шести типов объектов (органов чувств и ума).
Шесть объектов — это формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения и ментальные образы. Шесть отрицательных эмоций — это отсутствие осознавания, привязанность, ненависть, тупость, гордость и зависть (ревность). Отсутствие осознавания в данном контексте объяснено отдельно от тупости, потому что оно распространяется на все пять ядов, тогда как тупость является лишь одним из них. Тройная классификация неведения была объяснена выше, но у него ещё имеются шесть сущностных аспектов, как показано в тантре «Самовозникшее Осознавание»:
«Неведение таково:
Его корень — отсутствие осознавания у ума. Его заблуждение заключается в отсутствии (чистого) осознавания объектов. Основание его заблуждения — неведение Основы бытия. Его фиксация — концептуальное неведение. Его фальсификация — неведение Пути. Его непонимание — неведение (своего собственной) глупости. Именно так проявляются шесть аспектов неведения. Это слепота в отношении собственных проявлений».
Шесть сущностных аспектов объяснены по отдельности по причине того, что их собственные аспекты выражаются в шести типах тупости. Шесть типов ментальной активности описаны в той же тантре таким образом:
«Шесть возникших типов фиксирующегося менталитета таковы:
1) ментальная активность, сочетающаяся с неведением;
2) психоз ментального сознания;
3) паранойя постоянного поиска чего-то;
4) систематизирующий (или утверждающийся) менталитет;
5) ментальная активность в грубой форме;
6) менталитет, (пытающийся) точно определиться».
Эти же аспекты соответствуют:
1) движениям ментальной активности;
2) самоосознаванию восприятия;
3) цеплянию за объекты;
4) конкретной фиксации объектов*
5) отвлечению в объектах;
6) грубым эмоциям и однонаправленной замкнутости внутри.
Когда возникает общая Основа заблуждения, осознавание переходит в статус заблуждения в силу загрязнений неосознания своей собственной сущности. Хотя осознавание и то, что оно познаёт, не имеет пятен, оно оказывается запятнанным.
Осознавание с изначально чистой сущностью покрывается оболочкой обычного ума и загрязняется мыслями. В результате того, что (осознавание) сковывают шесть типов ментальной активности, тело попадает в сеть мельчайших частиц, а его ясный свет переходит в скрытое состояние.
Четыре условия заблуждения:
Вследствие неосознания Проявленной Основы, как возникшей из себя, формируется «причинное условие» заблуждения. В результате того, что (Проявленная Основа) возникает в объективной сфере, формируется «объективное условие».
В результате её эгоцентричной интерпретации формируется «контролирующее условие». В результате сочетания этих трёх условий формируется «непосредственно предшествующее условие».
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» сказано:
«Общая (Основа бытия) названа «основанием заблуждения». Так как она загрязнена неведением, То объекты восприятия также кажутся запятнанными. Поскольку в обычном уме возникает память и ментальная активность, То сама сущность загрязняется мыслями. В силу непрерывных цепляний шести типов менталитета Сама Дхармакая оказывается скованной двойственным восприятием. Поскольку она обременяется мельчайшими частицами, Сам ясный свет консервируется в латентное состояние. В силу нечистой ориентации, вызванной четырьмя условиями, Сами проявления (единства) возникают во множестве».
Причина заблуждения — это отсутствие осознавания, тогда как его условием является то, что объективная сфера предстаёт перед восприятием. Из Основы бытия появляется (ошибочная) интерпретация Основы, так что осознавание распространяющихся мысленных
движений заблуждающегося индивида сковывается в объективно-субъективном восприятии.
В тантре «Пронзительный Звук» говорится:
«Причина заблуждения — это отсутствие осознавания. В результате загрязнения Основы её интерпретацией раскручивается процесс восприятия с органами чувств. Условие (заблуждения) — это объективная сфера, аспект восприятия которой приводит к разграничению соответствующих границ, на эту ориентацию и опирается неведение единства. Основа бытия никоим образом неразличима и неопределенна, но в результате подавляющего (неведения) восприятие (начинает) двигаться, исчезать, распространяться и цепляться. Загрязнение — это запятнанное цепляние, а собственный поток ума сковывается воспринимаемыми объектами. Хотя там не за что ухватиться, когда вы (воспринимаете их) истинно (существующими), это вас и сковывает».
Объяснение аспекта формальных условий:
Причина заблуждения, тройное неведение, заключается в том, что несуществующее воспринимается существующим. Не ведая того, что сама (Основа) запредельна заблуждению в абсолютном смысле, вы вменяете (ей какой-то статус) и тем самым заблуждаетесь. Это и называется «причинным неведением единой тождественности». Незнание своей сущности в этой самой (Основе) — «совозникающее неведение», которое производит проявленные измерения как самсары, так и нирваны. «Всеобъярлычивающее неведение» происходит из повсеместного размышления и оценки каждого проявляющегося
объекта по отдельности.
У этой причины (тройного неведения) есть четыре условия:
1. «Причинное условие» — это возникновение заблуждения в результате объединения трёх типов неведения. Это подобно тому, как проявляются собственные очертания индивида, обладающего телесной формой и суставами.
2. «Объективное условие» проявляется во внешней объективной сфере подобно зеркалу. Это аналогично тому, как облик, находящийся перед зеркалом, отражается в нём.
3. В результате того, что собственный свет возникает внешне в объективной сфере, появляется «контролирующее условие», которое названо таковым в результате концептуализации света, осознавания и природы явлений. Это аналогично тому, как появляются понятия «зеркало» и «облик», если эгоцентрично воспринимать зеркало
и свой облик как нечто реальное.
4. В результате временного совмещения этих трёх условий с причиной тройного неведения возникает «непосредственно предшествующее условие» — фактическое заблуждение.
Все это обговаривается в тантре «Сердечное Зеркало Ваджрасаттвы»:
«Все эти существа, живущие в трёх мирах, заблуждаются как угодно в первичной Основе, которая не является чем-либо вообще. Сущность этой Основы пуста, природа — светоносна, а энергия способна проявляться в живых существах. Ментальная активность,
фиксирующаяся на этом, возникает из аспекта неведения, и в результате её краткой вспышки, помрачённое сознание думает: «Возникло ли Я из того, что там, или то, что там, возникло из меня?».
Появление одного лишь такого раздумья приводит к заблуждению. Неведение отсутствует в Основе бытия, но существует в переживании или в виде фактора. Из этого фактора возникают четыре условия. Так называемое причинное условие содержится в Основе,
пребывающей в светоносной сфере, — это и есть само неведение. Концептуальная фиксация на этом называется «контролирующим условием». Субъективное восприятие этого именуется «объективным условием», что аналогично лицу человека, представшему перед зеркалом. Временное совпадение этих трёх (условий) называется «непосредственно
предшествующим условием». Заблуждение наступает в результате того, что в своей Основе бытия не распознаётся своя собственная сущность. Вследствие этого формируются три мира самсары. Это приводит к появлению грубых эмоций, после чего возникают различные формы живых существ. Заблуждение в этой Основе происходит из-за нечистых (факторов).
В тантре «Прекрасное Благоприятствие» сказано:
«В силу непрерывности проявления в естественном состоянии драгоценного амулета спонтанного присутствия, возникают видения, не изменяющие Основу бытия.(Сознание) следует за множеством (появившихся) объектов и размышляет над всем этим. Хотя манифестация Дхармакаи неизменна, в заблуждающемся переживании появляются изменения и трансформации. Хотя Ваджрасаттва (то есть пробуждённый ум) не подвластен заблуждению, он предстаёт перед живыми существами в виде заблуждения.
В конце, собственные проявления возвращаются в Основу бытия, являющуюся их естественным условием. «Контролирующее условие происходит в результате ошибочной эгоцентричной интерпретации недвойственных проявлений, которые не осознаются самовозникшими. Не поняв, что плод самоосознавания восходит естественно, сама причина воспринимается как точка зрения, — это «причинное условие». Не осознав пустоту объективного измерения и восприятия, восприятие цепляется за объекты в фокусе, что есть (объективное) «условие собственной сущности».
С точки зрения времени имеется «непосредственно предшествующее условие», в котором неосознавание света самосуществующим сочетается с возникшим восприятием, цепляющимся за то, чем он не является».
В тантре «Пронзительный Звук» говорится:
«В этом месте (будут описаны) причины и условия заблуждения, его факторы, разделы,
незрелость, мысли и самсара. У неведения есть три формы: (Неведение) «единой тождественности» является корнем заблуждения. «Совозникающее» (неведение) — это двойственные мысли. «Всеобъярлычивающее» (неведение) проявляется в объектах. Условия имеют четыре аспекта, объединение и фиксация которых называется «заблуждением».
Факторы — это формация и прочие (звенья), всего их различается двенадцать в измерении заблуждения. Они вызревают в летоисчисление и функции. Посредством разделов (заблуждения) в разных усложнениях всё превращается в две формы измерения заблуждения в разных названиях. Карма создаёт три типа миров — Желаний, Форм и Неформ. Незрелость проявляется в формах шести типов существ, различных названиях и функциях, а мыслительный процесс может охватывать как в латентном, так и в активизированном состоянии. Так называемая «самсара» сочетается с накопленной кармой, которая интегрируется, распространяется, завершается и имеет разнообразные особенности». Из-за своей незрелости осознавание, взошедшее из Основы бытия,
циркулирует в трёх мирах шести типов существ с индивидуальной кармой. Первая фаза заблуждения состоит из двенадцати звеньев взаимозависимости, которые внешне проявляются как двенадцатилетние и двенадцатимесячные циклы, а внутренне — как скопление двенадцати негативных эмоций. Посредством этого обусловленное существование формируется в контексте двенадцати полей восприятия. Процесс взаимозависимости возникает из двенадцати нечистых звеньев.
1. «Неведение», когда Проявленная Основа восходит из (Пребывающей) Основы, ментальная активность возникает из энергии осознавания одновременно с неосознанием собственной сущности.
2. «Формация» — это формирование заблуждения из этого.
3. «Сознание» — это оценка аспектов объектов.
4. Имя — это обозначение их как «объект», «проявление» и так далее. Цепляясь за естественные формы обозначенных вещей, заблуждение обусловленного существования получает статус «имени и формы».
5. Из этого возникают шесть сенсорных полей (аятан), производящих и распространяющих чувственное восприятие шести аспектов объектов.
6. Из этого происходит «контакт», то есть цепляние за объекты.
7. Из него возникает «ощущение», которое имеет аспекты привязанности, неприязни и нейтральный аспект.
8. Из этого происходит «стремление» — одержимость каким-то объектом.
9. Результатом этого становится «присвоение», так как присваивающее лицо обретает тот объект.
10. Это влечёт за собой «становление», благодаря возникновению неопределённости в появляющихся переживаниях действий и многообразных видениях заблуждения.
11. «Рождение» — это вытекающее из этого рождение в (мирах)Желания, Форм или Неформ.
12. За ним следуют болезни и старость, вплоть до самой «смерти».
Этот процесс закручивается вновь и вновь. Эта двенадцатичленная взаимозависимость, которая первоначально распространяется из проявленной Основы, считается причиной (или механизмом) самсарного существования.
В контексте индивидуального заблуждённого существования эти двенадцать звеньев взаимозависимости следует понимать в следующей связи. После того как угасли (видения посмертного бардо) природы явлений, НЕВЕДЕНИЕ собственной (сущности) приводит к ФОРМАЦИИ следующей (жизни), где фактор СОЗНАНИЯ разыскивает (новое) тело. Оно попадает в утробу, где после «дрожащей» и других стадий эмбриона формируется его ИМЯ и ФОРМА. Затем — ШЕСТЬ ПОЛЕЙ ЧУВСТВ. Объединение необходимых условий создаёт КОНТАКТ. Из него происходит приятное или неприятное ОЩУЩЕНИЕ. К переживаниям возникает СТРЕМЛЕНИЕ, а затем ПРИСВОЕНИЕ объектов и кармы. Это приводит к новому СТАНОВЛЕНИЮ, в котором происходит РОЖДЕНИЕ из утробы. После возраста расцвета все составляющие (тела) изменяются, то есть стареют, и в конце наступает СМЕРТЬ. Так формируется эта связь. Таким образом переживания заблуждения проявляются в виде самсары. Более того, они возникают из набравшей силу привычной тенденции воспринимать Я в его отсутствии по причине неосознавания. После того как
сформировалось индивидуальное тело с его совокупностями (скандхами), элементами (дхату) и полями чувств (аятанами), индивид переходит из одной (жизни) в другую, продолжительное время оставаясь в обусловленном существовании.
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» говорится:
«В этих трёх преходящих мирах пять совокупностей, пять органов чувств, пять суставов (тела) и пять внутренних органов, пять объектов (органов чувств) и пять негативных эмоций, пять аспектов ума, пять аспектов менталитета и пятикратная мыслительная активность — всё это сформировано в двойственном восприятии самсары. Двойственное переживание заблуждения подобно быстро вращающемуся колесу, оно постоянно крутится, а вы долгое время пребываете в самсаре».
Пять объектов органов чувств, как то форма и т.д., возникают в результате фиксации на пяти светогаммах, которые мы не осознаём как собственное проявление. Пять негативных эмоций проявляются в результате неосознавания собственной сущности пяти изначальных мудростей. Умственно-физический комплекс, интегрирующий разнообразные пятёрки аспектов, возникает из-за загрязнения естественного излучения природы явлений. Пять типов менталитета, как то «постоянно ищущий» и остальные, возникают из нечистых аспектов пяти энергетических ветров {пран). Пятикратная мыслительная
активность, а именно:
1) эгоцентричная мыслительная активность посредством размышления и памяти;
2) эгоцентричное осмысление множества объектов;
3) эгоцентричная мыслительная активность различных ментальных движений;
4) эгоцентричная мыслительная активность в аспектах восприятия;
5) эгоцентричная мыслительная активность, обдумывающая ментальные аспекты — всё
это возникает ввиду того, что ментальное движение не было самопресечено
в начале. Все эти явления нечистой самсары находятся в сфере, проецируются
в сфере и возникают из сферы осознавания, без малейшего колебания в какую-то другую сторону. Это аналогично тому, как сновидения не покидают сонное состояние. На самом деле они являются пустотными формами, ясно возникающими, но несуществующими
миражами, — в этом заключается полная чистота самсары. Изначально пустые самопроявления возникают лишь как игра, подобно тому как то, что в грубом виде кажется верёвкой, на самом деле лишь прядь волос, которые лишены даже неделимых частиц. Точно так же, несмотря на грубое проявление переживаний заблуждения, на самом деле они запредельны возникновению, пребыванию и исчезновению, будучи лишь пустыми самопроявлениями.
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» говорится:
«Таким образом, все разнообразные явления подобны верёвке, которая вам кажется змеёй. Воспринимая их как то, чем они не являются, формируется двойственность внешнего мира и его внутреннего содержания. Однако, при анализе, как сама верёвка, так и мир с содержимым оказываются пустыми с самого начала. Относительное измерение — это формальность Абсолюта. Видение змеи имеет смысл только в контексте видения её таковой, ибо в данном случае аутентичным и истинным будет видение верёвки.
Другой пример — птица, которая вам кажется на вершине. Природа двух истин такова, что этот преходящий мир — лишь условность, он не имеет отношения к настоящей реальности. В основном пространстве пустотности всё свободно в её сущности».
Итак, совокупности (скандхи) и все остальные явления в сфере осознавания подобны облакам в небе. Хотя они и проявляются в осознавании, они не загрязняют его, будучи пустотными формами, наподобие иллюзий или миражей.
«Совокупности подобны иллюзорным миражам».
Где же находятся эти совокупности?
Так же, как мир с его содержимым размещен в пространстве, так и совокупности, элементы и органы чувств, карма и негативные эмоции находятся в пустотном состоянии природы ума, будучи лишь естественными проекциями мыслей. Они были пусты в начале, они пусты сейчас, и в конце тоже будут пустыми. Их присутствие свободно от возникновения, пребывания и исчезновения.
Когда восходит Проявленная Основа, её резонирующая энергия естественно выражается в ясном осознающем восприятии, способном отражать объекты. В случае неосознавания своей сущности она возникает в сочетании с тремя типами неведения:
1) «причинное неведение единой тождественности» — это возникновение (разумной энергии) в виде (искажённой) ментальной активности, которая не осознаёт себя;
2) «возникающее неведение» — это ментальная активность, возникающая одновременно с этим неосознаванием собственной сущности;
3) «всеобъярлычивающее неведение» — это аспект (ментальной активности), оценивающий собственные проявления как нечто чужое.
Эти три аспекта являются различными фрагментами с одной сущностью в ментальной активности. Когда собственные проявления оцениваются (двойственным образом), то ни три измерения Основы — сущность, природа, энергия, ни видения процесса возникновения
спонтанного присутствия Проявленной Основы не осознаются в качестве природы Основы бытия и Проявления Основы. Они воспринимаются как нечто чужое, — в этой разнице и состоит заблуждение. Более того, когда ментальная активность заблуждается в двойственном восприятии в результате нечистых факторов причины тройного неведения, и четырёх условий ориентации, в ней возникают шесть сознаний с непрерывными цепляниями. В результате этого активизируется латентный фактор шести негативных эмоций, который сковывает чистое осознавание и погружается в омрачённое восприятие шести типов объектов (органов чувств и ума).
Шесть объектов — это формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения и ментальные образы. Шесть отрицательных эмоций — это отсутствие осознавания, привязанность, ненависть, тупость, гордость и зависть (ревность). Отсутствие осознавания в данном контексте объяснено отдельно от тупости, потому что оно распространяется на все пять ядов, тогда как тупость является лишь одним из них. Тройная классификация неведения была объяснена выше, но у него ещё имеются шесть сущностных аспектов, как показано в тантре «Самовозникшее Осознавание»:
«Неведение таково:
Его корень — отсутствие осознавания у ума. Его заблуждение заключается в отсутствии (чистого) осознавания объектов. Основание его заблуждения — неведение Основы бытия. Его фиксация — концептуальное неведение. Его фальсификация — неведение Пути. Его непонимание — неведение (своего собственной) глупости. Именно так проявляются шесть аспектов неведения. Это слепота в отношении собственных проявлений».
Шесть сущностных аспектов объяснены по отдельности по причине того, что их собственные аспекты выражаются в шести типах тупости. Шесть типов ментальной активности описаны в той же тантре таким образом:
«Шесть возникших типов фиксирующегося менталитета таковы:
1) ментальная активность, сочетающаяся с неведением;
2) психоз ментального сознания;
3) паранойя постоянного поиска чего-то;
4) систематизирующий (или утверждающийся) менталитет;
5) ментальная активность в грубой форме;
6) менталитет, (пытающийся) точно определиться».
Эти же аспекты соответствуют:
1) движениям ментальной активности;
2) самоосознаванию восприятия;
3) цеплянию за объекты;
4) конкретной фиксации объектов*
5) отвлечению в объектах;
6) грубым эмоциям и однонаправленной замкнутости внутри.
Когда возникает общая Основа заблуждения, осознавание переходит в статус заблуждения в силу загрязнений неосознания своей собственной сущности. Хотя осознавание и то, что оно познаёт, не имеет пятен, оно оказывается запятнанным.
Осознавание с изначально чистой сущностью покрывается оболочкой обычного ума и загрязняется мыслями. В результате того, что (осознавание) сковывают шесть типов ментальной активности, тело попадает в сеть мельчайших частиц, а его ясный свет переходит в скрытое состояние.
Четыре условия заблуждения:
Вследствие неосознания Проявленной Основы, как возникшей из себя, формируется «причинное условие» заблуждения. В результате того, что (Проявленная Основа) возникает в объективной сфере, формируется «объективное условие».
В результате её эгоцентричной интерпретации формируется «контролирующее условие». В результате сочетания этих трёх условий формируется «непосредственно предшествующее условие».
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» сказано:
«Общая (Основа бытия) названа «основанием заблуждения». Так как она загрязнена неведением, То объекты восприятия также кажутся запятнанными. Поскольку в обычном уме возникает память и ментальная активность, То сама сущность загрязняется мыслями. В силу непрерывных цепляний шести типов менталитета Сама Дхармакая оказывается скованной двойственным восприятием. Поскольку она обременяется мельчайшими частицами, Сам ясный свет консервируется в латентное состояние. В силу нечистой ориентации, вызванной четырьмя условиями, Сами проявления (единства) возникают во множестве».
Причина заблуждения — это отсутствие осознавания, тогда как его условием является то, что объективная сфера предстаёт перед восприятием. Из Основы бытия появляется (ошибочная) интерпретация Основы, так что осознавание распространяющихся мысленных
движений заблуждающегося индивида сковывается в объективно-субъективном восприятии.
В тантре «Пронзительный Звук» говорится:
«Причина заблуждения — это отсутствие осознавания. В результате загрязнения Основы её интерпретацией раскручивается процесс восприятия с органами чувств. Условие (заблуждения) — это объективная сфера, аспект восприятия которой приводит к разграничению соответствующих границ, на эту ориентацию и опирается неведение единства. Основа бытия никоим образом неразличима и неопределенна, но в результате подавляющего (неведения) восприятие (начинает) двигаться, исчезать, распространяться и цепляться. Загрязнение — это запятнанное цепляние, а собственный поток ума сковывается воспринимаемыми объектами. Хотя там не за что ухватиться, когда вы (воспринимаете их) истинно (существующими), это вас и сковывает».
Объяснение аспекта формальных условий:
Причина заблуждения, тройное неведение, заключается в том, что несуществующее воспринимается существующим. Не ведая того, что сама (Основа) запредельна заблуждению в абсолютном смысле, вы вменяете (ей какой-то статус) и тем самым заблуждаетесь. Это и называется «причинным неведением единой тождественности». Незнание своей сущности в этой самой (Основе) — «совозникающее неведение», которое производит проявленные измерения как самсары, так и нирваны. «Всеобъярлычивающее неведение» происходит из повсеместного размышления и оценки каждого проявляющегося
объекта по отдельности.
У этой причины (тройного неведения) есть четыре условия:
1. «Причинное условие» — это возникновение заблуждения в результате объединения трёх типов неведения. Это подобно тому, как проявляются собственные очертания индивида, обладающего телесной формой и суставами.
2. «Объективное условие» проявляется во внешней объективной сфере подобно зеркалу. Это аналогично тому, как облик, находящийся перед зеркалом, отражается в нём.
3. В результате того, что собственный свет возникает внешне в объективной сфере, появляется «контролирующее условие», которое названо таковым в результате концептуализации света, осознавания и природы явлений. Это аналогично тому, как появляются понятия «зеркало» и «облик», если эгоцентрично воспринимать зеркало
и свой облик как нечто реальное.
4. В результате временного совмещения этих трёх условий с причиной тройного неведения возникает «непосредственно предшествующее условие» — фактическое заблуждение.
Все это обговаривается в тантре «Сердечное Зеркало Ваджрасаттвы»:
«Все эти существа, живущие в трёх мирах, заблуждаются как угодно в первичной Основе, которая не является чем-либо вообще. Сущность этой Основы пуста, природа — светоносна, а энергия способна проявляться в живых существах. Ментальная активность,
фиксирующаяся на этом, возникает из аспекта неведения, и в результате её краткой вспышки, помрачённое сознание думает: «Возникло ли Я из того, что там, или то, что там, возникло из меня?».
Появление одного лишь такого раздумья приводит к заблуждению. Неведение отсутствует в Основе бытия, но существует в переживании или в виде фактора. Из этого фактора возникают четыре условия. Так называемое причинное условие содержится в Основе,
пребывающей в светоносной сфере, — это и есть само неведение. Концептуальная фиксация на этом называется «контролирующим условием». Субъективное восприятие этого именуется «объективным условием», что аналогично лицу человека, представшему перед зеркалом. Временное совпадение этих трёх (условий) называется «непосредственно
предшествующим условием». Заблуждение наступает в результате того, что в своей Основе бытия не распознаётся своя собственная сущность. Вследствие этого формируются три мира самсары. Это приводит к появлению грубых эмоций, после чего возникают различные формы живых существ. Заблуждение в этой Основе происходит из-за нечистых (факторов).
В тантре «Прекрасное Благоприятствие» сказано:
«В силу непрерывности проявления в естественном состоянии драгоценного амулета спонтанного присутствия, возникают видения, не изменяющие Основу бытия.(Сознание) следует за множеством (появившихся) объектов и размышляет над всем этим. Хотя манифестация Дхармакаи неизменна, в заблуждающемся переживании появляются изменения и трансформации. Хотя Ваджрасаттва (то есть пробуждённый ум) не подвластен заблуждению, он предстаёт перед живыми существами в виде заблуждения.
В конце, собственные проявления возвращаются в Основу бытия, являющуюся их естественным условием. «Контролирующее условие происходит в результате ошибочной эгоцентричной интерпретации недвойственных проявлений, которые не осознаются самовозникшими. Не поняв, что плод самоосознавания восходит естественно, сама причина воспринимается как точка зрения, — это «причинное условие». Не осознав пустоту объективного измерения и восприятия, восприятие цепляется за объекты в фокусе, что есть (объективное) «условие собственной сущности».
С точки зрения времени имеется «непосредственно предшествующее условие», в котором неосознавание света самосуществующим сочетается с возникшим восприятием, цепляющимся за то, чем он не является».
В тантре «Пронзительный Звук» говорится:
«В этом месте (будут описаны) причины и условия заблуждения, его факторы, разделы,
незрелость, мысли и самсара. У неведения есть три формы: (Неведение) «единой тождественности» является корнем заблуждения. «Совозникающее» (неведение) — это двойственные мысли. «Всеобъярлычивающее» (неведение) проявляется в объектах. Условия имеют четыре аспекта, объединение и фиксация которых называется «заблуждением».
Факторы — это формация и прочие (звенья), всего их различается двенадцать в измерении заблуждения. Они вызревают в летоисчисление и функции. Посредством разделов (заблуждения) в разных усложнениях всё превращается в две формы измерения заблуждения в разных названиях. Карма создаёт три типа миров — Желаний, Форм и Неформ. Незрелость проявляется в формах шести типов существ, различных названиях и функциях, а мыслительный процесс может охватывать как в латентном, так и в активизированном состоянии. Так называемая «самсара» сочетается с накопленной кармой, которая интегрируется, распространяется, завершается и имеет разнообразные особенности». Из-за своей незрелости осознавание, взошедшее из Основы бытия,
циркулирует в трёх мирах шести типов существ с индивидуальной кармой. Первая фаза заблуждения состоит из двенадцати звеньев взаимозависимости, которые внешне проявляются как двенадцатилетние и двенадцатимесячные циклы, а внутренне — как скопление двенадцати негативных эмоций. Посредством этого обусловленное существование формируется в контексте двенадцати полей восприятия. Процесс взаимозависимости возникает из двенадцати нечистых звеньев.
1. «Неведение», когда Проявленная Основа восходит из (Пребывающей) Основы, ментальная активность возникает из энергии осознавания одновременно с неосознанием собственной сущности.
2. «Формация» — это формирование заблуждения из этого.
3. «Сознание» — это оценка аспектов объектов.
4. Имя — это обозначение их как «объект», «проявление» и так далее. Цепляясь за естественные формы обозначенных вещей, заблуждение обусловленного существования получает статус «имени и формы».
5. Из этого возникают шесть сенсорных полей (аятан), производящих и распространяющих чувственное восприятие шести аспектов объектов.
6. Из этого происходит «контакт», то есть цепляние за объекты.
7. Из него возникает «ощущение», которое имеет аспекты привязанности, неприязни и нейтральный аспект.
8. Из этого происходит «стремление» — одержимость каким-то объектом.
9. Результатом этого становится «присвоение», так как присваивающее лицо обретает тот объект.
10. Это влечёт за собой «становление», благодаря возникновению неопределённости в появляющихся переживаниях действий и многообразных видениях заблуждения.
11. «Рождение» — это вытекающее из этого рождение в (мирах)Желания, Форм или Неформ.
12. За ним следуют болезни и старость, вплоть до самой «смерти».
Этот процесс закручивается вновь и вновь. Эта двенадцатичленная взаимозависимость, которая первоначально распространяется из проявленной Основы, считается причиной (или механизмом) самсарного существования.
В контексте индивидуального заблуждённого существования эти двенадцать звеньев взаимозависимости следует понимать в следующей связи. После того как угасли (видения посмертного бардо) природы явлений, НЕВЕДЕНИЕ собственной (сущности) приводит к ФОРМАЦИИ следующей (жизни), где фактор СОЗНАНИЯ разыскивает (новое) тело. Оно попадает в утробу, где после «дрожащей» и других стадий эмбриона формируется его ИМЯ и ФОРМА. Затем — ШЕСТЬ ПОЛЕЙ ЧУВСТВ. Объединение необходимых условий создаёт КОНТАКТ. Из него происходит приятное или неприятное ОЩУЩЕНИЕ. К переживаниям возникает СТРЕМЛЕНИЕ, а затем ПРИСВОЕНИЕ объектов и кармы. Это приводит к новому СТАНОВЛЕНИЮ, в котором происходит РОЖДЕНИЕ из утробы. После возраста расцвета все составляющие (тела) изменяются, то есть стареют, и в конце наступает СМЕРТЬ. Так формируется эта связь. Таким образом переживания заблуждения проявляются в виде самсары. Более того, они возникают из набравшей силу привычной тенденции воспринимать Я в его отсутствии по причине неосознавания. После того как
сформировалось индивидуальное тело с его совокупностями (скандхами), элементами (дхату) и полями чувств (аятанами), индивид переходит из одной (жизни) в другую, продолжительное время оставаясь в обусловленном существовании.
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» говорится:
«В этих трёх преходящих мирах пять совокупностей, пять органов чувств, пять суставов (тела) и пять внутренних органов, пять объектов (органов чувств) и пять негативных эмоций, пять аспектов ума, пять аспектов менталитета и пятикратная мыслительная активность — всё это сформировано в двойственном восприятии самсары. Двойственное переживание заблуждения подобно быстро вращающемуся колесу, оно постоянно крутится, а вы долгое время пребываете в самсаре».
Пять объектов органов чувств, как то форма и т.д., возникают в результате фиксации на пяти светогаммах, которые мы не осознаём как собственное проявление. Пять негативных эмоций проявляются в результате неосознавания собственной сущности пяти изначальных мудростей. Умственно-физический комплекс, интегрирующий разнообразные пятёрки аспектов, возникает из-за загрязнения естественного излучения природы явлений. Пять типов менталитета, как то «постоянно ищущий» и остальные, возникают из нечистых аспектов пяти энергетических ветров {пран). Пятикратная мыслительная
активность, а именно:
1) эгоцентричная мыслительная активность посредством размышления и памяти;
2) эгоцентричное осмысление множества объектов;
3) эгоцентричная мыслительная активность различных ментальных движений;
4) эгоцентричная мыслительная активность в аспектах восприятия;
5) эгоцентричная мыслительная активность, обдумывающая ментальные аспекты — всё
это возникает ввиду того, что ментальное движение не было самопресечено
в начале. Все эти явления нечистой самсары находятся в сфере, проецируются
в сфере и возникают из сферы осознавания, без малейшего колебания в какую-то другую сторону. Это аналогично тому, как сновидения не покидают сонное состояние. На самом деле они являются пустотными формами, ясно возникающими, но несуществующими
миражами, — в этом заключается полная чистота самсары. Изначально пустые самопроявления возникают лишь как игра, подобно тому как то, что в грубом виде кажется верёвкой, на самом деле лишь прядь волос, которые лишены даже неделимых частиц. Точно так же, несмотря на грубое проявление переживаний заблуждения, на самом деле они запредельны возникновению, пребыванию и исчезновению, будучи лишь пустыми самопроявлениями.
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» говорится:
«Таким образом, все разнообразные явления подобны верёвке, которая вам кажется змеёй. Воспринимая их как то, чем они не являются, формируется двойственность внешнего мира и его внутреннего содержания. Однако, при анализе, как сама верёвка, так и мир с содержимым оказываются пустыми с самого начала. Относительное измерение — это формальность Абсолюта. Видение змеи имеет смысл только в контексте видения её таковой, ибо в данном случае аутентичным и истинным будет видение верёвки.
Другой пример — птица, которая вам кажется на вершине. Природа двух истин такова, что этот преходящий мир — лишь условность, он не имеет отношения к настоящей реальности. В основном пространстве пустотности всё свободно в её сущности».
Итак, совокупности (скандхи) и все остальные явления в сфере осознавания подобны облакам в небе. Хотя они и проявляются в осознавании, они не загрязняют его, будучи пустотными формами, наподобие иллюзий или миражей.
«Совокупности подобны иллюзорным миражам».
Где же находятся эти совокупности?
Так же, как мир с его содержимым размещен в пространстве, так и совокупности, элементы и органы чувств, карма и негативные эмоции находятся в пустотном состоянии природы ума, будучи лишь естественными проекциями мыслей. Они были пусты в начале, они пусты сейчас, и в конце тоже будут пустыми. Их присутствие свободно от возникновения, пребывания и исчезновения.
1 комментарий