13 июня 2015, 14:46
Тревога и страх. Медитация.
Сколько бы вы ни развивали сострадание,
уверенность или другие положительные чувства, ваш ум будет почти автоматически
ассоциировать объект, связанный с эмоцией, с идеями типа:
«Да, этот объект плохой. Борись с ним. Заставь его убраться или беги прочь».
Более конструктивный подход к негативными эмоциям, похожий на работу с
негативными мыслями, подразумевает перенос внимания на саму эмоцию, а не на её
объект. Просто смотрите на эмоцию, не анализируя её интеллектуально. Не
пытайтесь её удерживать, но и не пытайтесь подавлять. Просто наблюдайте её, и вы
заметите, что эмоция более не кажется такой мощной и всеобъемлющей, как вначале.
Это тот же самый процесс, который я практиковал во время первого года своего
затворничества, когда тревога и страх, которые я испытывал рядом с другими
людьми, вынуждали меня убегать и закрываться в одиночестве в своей комнате. Как
только я начал просто наблюдать свои страхи, то увидел, что они были не
массивными, монолитными монстрами, с которыми я никогда не мог бы справиться, а
лишь серией мелких, преходящих ощущений и образов, которые появлялись и исчезали
в поле осознавания так быстро, что только создавали впечатление, будто они
плотные и цельные (как я позже узнал, это похоже на то, как клубящаяся масса
субатомных частиц создаёт видимость чего-то неделимого и плотного). Понаблюдав
свой страх таким образом, я начал думать: «Хм, это интересно. Страх вовсе не
такой большой и сильный. На самом деле он довольно безобидный. Это просто букет
преходящих ощущений, которые появляются, остаются секунду-другую и затем просто
исчезают».
Однако иногда объект, ассоциирующийся с отрицательной эмоцией — будь то человек,
место или событие, — бывает слишком явным и очевидным, чтобы его можно было
игнорировать.
Если это так, то ни в коем случае не пытайтесь его блокировать или игнорировать.
Используйте его. Направляйте своё внимание на форму, запах, вкус или любое
другое чувственное восприятие, с которым вы учились работать ранее. Таким
образом, сам объект эмоций может стать очень мощной опорой для медитации.
«Павлины едят яд,
превращая его в красоту своих перьев». (древняя поговорка)
Изучая эти практики, мы поймём, что ровно настолько,
насколько то или иное переживание отталкивает, пугает или, как нам кажется,
ослабляет нас, оно может делать нас более сильными, уверенными, открытыми и
более способными принимать бесконечные возможности природы Будды.
уверенность или другие положительные чувства, ваш ум будет почти автоматически
ассоциировать объект, связанный с эмоцией, с идеями типа:
«Да, этот объект плохой. Борись с ним. Заставь его убраться или беги прочь».
Более конструктивный подход к негативными эмоциям, похожий на работу с
негативными мыслями, подразумевает перенос внимания на саму эмоцию, а не на её
объект. Просто смотрите на эмоцию, не анализируя её интеллектуально. Не
пытайтесь её удерживать, но и не пытайтесь подавлять. Просто наблюдайте её, и вы
заметите, что эмоция более не кажется такой мощной и всеобъемлющей, как вначале.
Это тот же самый процесс, который я практиковал во время первого года своего
затворничества, когда тревога и страх, которые я испытывал рядом с другими
людьми, вынуждали меня убегать и закрываться в одиночестве в своей комнате. Как
только я начал просто наблюдать свои страхи, то увидел, что они были не
массивными, монолитными монстрами, с которыми я никогда не мог бы справиться, а
лишь серией мелких, преходящих ощущений и образов, которые появлялись и исчезали
в поле осознавания так быстро, что только создавали впечатление, будто они
плотные и цельные (как я позже узнал, это похоже на то, как клубящаяся масса
субатомных частиц создаёт видимость чего-то неделимого и плотного). Понаблюдав
свой страх таким образом, я начал думать: «Хм, это интересно. Страх вовсе не
такой большой и сильный. На самом деле он довольно безобидный. Это просто букет
преходящих ощущений, которые появляются, остаются секунду-другую и затем просто
исчезают».
Однако иногда объект, ассоциирующийся с отрицательной эмоцией — будь то человек,
место или событие, — бывает слишком явным и очевидным, чтобы его можно было
игнорировать.
Если это так, то ни в коем случае не пытайтесь его блокировать или игнорировать.
Используйте его. Направляйте своё внимание на форму, запах, вкус или любое
другое чувственное восприятие, с которым вы учились работать ранее. Таким
образом, сам объект эмоций может стать очень мощной опорой для медитации.
«Павлины едят яд,
превращая его в красоту своих перьев». (древняя поговорка)
Изучая эти практики, мы поймём, что ровно настолько,
насколько то или иное переживание отталкивает, пугает или, как нам кажется,
ослабляет нас, оно может делать нас более сильными, уверенными, открытыми и
более способными принимать бесконечные возможности природы Будды.
6 комментариев
страха и тревоги, мне хорошо известно, насколько сильными могут быть ментальные
недуги. Я провёл тринадцать лет, думая, что умру, и порой надеясь, что
когда-нибудь смогу освободиться от страха, который я чувствовал. И, только уйдя
в затворничество, где мне пришлось столкнуться с этими недугами лицом к лицу, я
узнал, что неведение, привязанность и отвращение были материалом, данным мне для
работы, который, как и яд, поедаемый павлинами, обернулся источником великого
благословения.
Каждый умственный недуг на самом деле является основой мудрости. Если мы
поддаёмся своим недугам или пытаемся их подавлять, то в конечном счёте создаём
себе дополнительные проблемы. Если же вместо этого мы будем смотреть на них
прямо, то те вещи, которые мы прежде воспринимали как смертельно опасные,
постепенно превратятся в такие эффективные опоры для медитации, о которых мы
могли только мечтать.
Ментальные недуги — не враги. Они наши друзья.»