12 сентября 2015, 14:25

Тончайшая концепция - быть в настоящем моменте.

Это высказыване интересно тем, раскрывает для нас понимание стереотипа «быть здесь и сейчас» и стереотипную ошибку в понимании освобождения.

Плод — это состояние, когда замешательство полностью рассеяно. Но куда же уходит само заблуждение, после того как замешательство исчезает? Никуда, ибо изначально заблуждения никогда и не существовало. Если бы оно было реальной сущностью, то с его уходом мы могли бы последовать за ним и увидеть, куда оно ушло. Но этого нет.

… Глядя на луну в первый день лунного месяца, мы видим лишь тоненький серп. По мере того, как луна становится все боль­ше и больше, мы воспринимаем её иначе. Однако луна остается всё той же луной. Поэтому не важно, как мы называем то, что распозна­ём, — ригпа или дхармакаЙя. Это пока лишь тончайший серп, краткий проблеск. Но когда сила нашей реализации станет совершенной, мы сможем сказать, что ригпа и ос­нова нераздельны. Тогда не будет необходимости говорить как о воззрении, медитации и поведении, так и об основе, пути и плоде. Всё это относилось к пути.

Существуют два вида воззрения: концептуальное и неконцептуальное. Концептуальное воззрение — это тренировка в шамат­хе, посредством которой мы совершенствуем свой ум в неподвижности и покое. Наш ум становится всё более и более спокойным, более и более утончённым, вплоть до момента, называемого «неделимым мгновением со­знания». Согласно точке зрения шраваков, существуют два абсолютных понятия: неделимый атом материи и не­делимый миг сознания. С точки зрения дзогчен, весь процесс, начиная с материалистического мышле­ния и вплоть до затухания ума на этом одном мгновении во времени, основан на концептуальном воззрении.

Согласно учениям дзогчен, концептуальное воззре­ние неистинно, поскольку его конечным результатом является только лишь состояние пресечения, а не сво­бодный, беспрепятственный, ничем не ограниченный ум. Это очень важный момент. Позволив своему внима­нию пребывать на чём-то, мы, вероятно, сможем выйти за пределы тревожащих эмоций и грубых мыслей. Однако
некоторое ощущение пребывания в настоящем моменте, осознавание присутствия сохраняется, хотя и становится более и более тонким.

Пока мы поддерживаем медитацию шаматхи, ощу­щение пребывания ума на чём-mо никогда полностью не исчезает. Таким образом, «пребывание в настоящем» не является истинной свободой, настоящим освобождением, поскольку это состояние несвободно от настоящего мо­мента. Безусловно, в этом состоянии мы чувствуем себя приятно, спокойно и уравновешенно. Но тем не менее оно ограничено; ограничено тонкой и концептуальной направленностью ума, выражающейся в ощущении присутствия в настоящем моменте. При этом нет значительных скачков внимания, нет ощущения занятости мыслями о прошлом, надеждами или опасениями, проецируемыми в будущее. Всё стихло. Нет прочной фиксации ни на чём, нет надежд, ожиданий или страха, и всё же остаётся очень тонкое пре­бывание в настоящем моменте. Итак, возникает вопрос: является ли это состояние медитации неверным? Нельзя сказать, что оно совершенно неверно, ведь всё-таки оно остаётся состоянием медитации пребывания в неотвле­чённости. Просто оно несовершенное. Необходимо это помнить.

Цокньи Ринпоче

18 комментариев

Kleo
Спасибо, хороший текст! :)
Parmanand
Пока чел живет весь в выборах — не видать ему «никаких моментов» (здесь и сейчас), как лысому своих волос! Для этого необходима стяженность бытья (сила жизни) и никакая кочегарка ума, пусть даже такая красивая как этот текст, не поможет!)))))
Felix
Какой чел? Ты вообще понимаешь о чём тут речь? Это указатель по практике при том специальной дзогченовской.
Parmanand
Какой чел? Ты вообще понимаешь о чём тут речь? Это указатель по практике при том специальной дзогченовской.
Все верно! Он не может быть направлен на «коня в пальто»… тщательней прочитай! Мозгами управлять при чтении газет не могут, а все туда же в дзогчен лезут!)
Felix
Так ты в пальто? Или ту думаешь что тек кто на сайте не в теме?
Felix
учиться выбирать с чем отождествляться и эту тенденцию поставить за «предел»?!
это твои слова из другой ветки. Ты уж определись, есть выбор или нет.
Parmanand
учиться выбирать с чем отождествляться и эту тенденцию поставить за «предел»?!
это твои слова из другой ветки. Ты уж определись, есть выбор или нет.
Разотождесвленные — не двигаются! Двигающиеся — неразотождествлены… пока жив (телом, а тело у тебя скорее всего есть)). Ты пытаешься себя выдать за безвыборщика!))) Флажок в руки. Но я нахожусь в «линейке» самоотождествления и могу «гулять» по ней… и мне комфортно! А вот то, что ты ум свой разотождествил — это смешно и по детски, но как говорится чем бы дитя не тешилось, лишь бы не весилось!))

Felix
Что ты пытаешся сказать не понятно. Ты же вроде знаешь темы сайта. И выбор и его отсутсвие лежат в плоскости деятеля, принимающего независимые решения. Вот на реальность этого деятеля и указывают, когда говорят выбора нет.
wwwatcher
он грит что духом «святым» стал и путешествует теперь по бездушным телам, вдоль и поперёк… вынимая из них душу… так ему кажется что он кощей… но вернуться в своё яйцо и издохнуть всё же придётся хоть и не очень того хочется… ох как не хочется… знаешь этих путешественников клуб… самому не довелось так хоть духом прокачусь… всё ничего чем так умирать от скуки… крайняя степень отрицания и нигилизм… а по сути всё тот же обиженный ребёнок… не хочу умирать и всё тут, хочу не умирать…
wwwatcher
… чтобы оно стало совершенным нужен строгий ритрит… но на это идут единицы… ни те времена… единственным способом тотально выйти их под влияния кармического действия — это осознанное самоубийство… без страха и сомнения… а как это свершится, явится следствием постижения Самадхи…
Felix
Кого ты убивать собрался? и ты так уж уверен что все тенденции сожжены и осталась только встреча с материнским светом?
wwwatcher
… тут вспоминаются Шесть Ваджрных Строк Вайрочаны… вот такие
Природа всех вещей недвойственна. Собственное состояние каждой из них — за пределами ума. Нет такого понятия, чтобы определить состояние как оно есть, но видение все же проявляется: все есть благо. Все уже совершенно, и поэтому, преодолев болезнь усилия, находишь себя в самосовершенном состоянии: таково созерцание.
или такие
Хотя природа всего многообразия вещей недвойственна,
Каждая из них свободна от умопостроений.
Несмотря на то, что реальность – как она есть – неподвластна мысли,
Она проявляется в различимых аспектах, которые все полностью прекрасны.
Всё уже совершенно; оставив болезнь целенаправленных усилий,
Пребывай в открытости, — это и есть созерцание.
… Самосовершенное Состояние, или Самадхи — парадоксально достигается действием из омраченности, или усилием практики… так Самадхи — является следствием действия создающая причину, поэтому оно не совершенно… становясь без усильным действием, или Спонтанностью… оно является Самосовершенством Всех Состояний, или Безупречностью Самого Действия… в этом весь Дзогчен…
Felix
Да, поэтому мастер и говорит
оно несовершенное. Необходимо это помнить.

Цокньи Ринпоче
. В результате усилий может проявится, плод который потом безусильно используется как практика.
Blackmore
Всё стихло. Нет прочной фиксации ни на чём, нет надежд, ожиданий или страха, и всё же остаётся очень тонкое пре­бывание в настоящем моменте.
Вот тут кстати будет совсем уместным вопрос: «А кого это волнует?» Это тонкое пребывание и напряжение идет именно оттуда.
Felix
Этот вопрос нет сработает сдесь уже дело не в волнении, а в осознании которое может случится.
Blackmore
А если сработает, то может случится Любовь! :) И не надо осознания))
Felix
В нашем сленге, любовь-наполненость неотделима от осознания
notka
Да…
Вот уж это осознание…
Порой как наосознаешь..., так и ходишь наполненный нстолько любовью...., что морда трещит по швам. Так любишь… так любишь......, что бывает чувства, что не выдержишь такой напор изнутри. Это такая пьянь… бывает…