28 февраля 2017, 16:02

Первый завет Прахеваджры



Все явления (внешнего мира) есть всего лишь манифестация (нашего) собственного (состояния бытия). Помимо этих не наделенных реальным бытием упорядоченных феноменов (дхарм) невозможно отыскать ничего сущего. Благодаря полноте присущей от природы силы, поскольку (Ригпа) находится в гармонии со всем множеством феноменов, они самоосвобждаются, и потому не требуется никакого иного противоядия.

Все, что возникает в сфере индивидуального восприятия как внешние явления, есть на самом деле всего лишь проявление вовне собственного внутреннего бытия. Другими словами, это просто видимое проявление потенциальности, или творческой энергии Осознания. Помимо этой упо­рядоченной системы феноменов, ничто не существует в реальности. Это есть всего лишь проекция собственной потенциальности Осознания, и, при тщательном рассмотрении, в этом невозможно найти ничего плотного, суб­станционального или реального. Нет никакого ноумена, вещи в себе, которая обладала бы реальностью и существовала независимо и в силу собственной сути, находясь при этом за покровом видимых явлений. Все феномены спонтанно проявляются в пустоте про­странства, подобно проекции кинофильма или голограмме. Проявление феноменов есть результат проекции энергии ума, иллюзорное явление, проецируемое в пространство; само же пространство, бесконечное в своей протяженности, остается само по себе пустым и безграничным. Проявление феноменов подобно солнечному лучу, который, пройдя через призму или кристалл, разлагается на составляющие цвета и появляется затем на стене в виде многоцветной радуги. Ум обладает присущей ему способностью организовывать и структурировать результаты сенсорного восприятия, а потому в тексте говорится об организо­ванной системе феноменов; тем не менее эта структура, ошибочно принимаемая за некоторую объективную реальность, на самом деле не имеет никакого независимого или истинного бытия. Она не является чем-то, независящим от ума, но, с другой стороны, не является также и в чистом виде производной этого ума, в смысле простой фантазии, как это считают последователи солипсизма. Напротив, здесь, на основе неведения, действует вполне определенный функциональный процесс, включающий в себя действие вторичных причин и условий. И только в просветлении реализуется изначальная свобода.

В сердце каждого существа неизменно присутствует Ясный свет Дхармакаи. Сердце в этом смысле можно уподобить «волшебному фонарю», предшественнику современного кинематогра­фа. Все возможное многообразие явлений потенциально существует в изначальном свете подлинного Осознания. Затем этот свет, как энергия Осознания, направляется в глаза по специальному каналу, называемому ka-ti; глаза в этом случае подобны фокусировочным линзам кинопроектора, и изображение проецируется через них в пространство как трехмерная голограмма. Эти проекции по своей природе абсолютно несубстанциональны, но на относительном уровне они наделены свойством создавать очевидную, хотя и иллюзорную, реальность. Эти образы, проецируемые в пространство, являются не самим умом, а его проявлениями. И в то же время они не независимы от ума. Очистив свой ум и органы чувств, человек начинает воспринимать мир чистым видением; в этом случае все окружение видится как чистое пространство мандалы. Если же ум, а точнее наше внутреннее осознание, находится под покровом заблуждений, перед нашим нечистым кармическим видением мир предстает в том его образе, который воспринимается обычными, пребывающими в неведении живыми существами, живущими на уровне шести сфер сансарического бытия. Дзогчен же учит не трансформации одной формы видения в другую, как это практикуется в Тантре. Практика Дзогчена состоит в очищении, достигаемом путем длительного пребывания в состоянии созерцания, находящегося за пределами всякой кармической обусловленности, после чего все видения проявляются са­мопроизвольно. Именно поэтому практикующему следует достичь полного совершенства в практике текчо, прежде чем он приступит к выполнению тогел. В противном случае кармические привычки и предрасположенности, накопленные с безначальных времен существования, вызовут появление кармически обусловленного видения, и человек окажется вновь пойман в сети круговорота сансары.

Благодаря полноте присущей от природы собственной силы, или способности, Осознание, то есть наше естественное состояние, вызывает возникновение всего многообразия проявлений внешнего мира, которые затем самоосвобождаются просто потому, что это Осознание находится в гармонии с их истинной природой, а не является чем-то противоположным ей. Явления и Осознание находятся в состоянии радостного взаимодействия и интеграции, поэтому освобождение присуще им по их внутренней природе и является спонтанным. Из этого следует отсутствие необходимости в каких-либо специальных мерах или «противоядиях». Такой подход весьма сильно отличается от принятого в системе Сутры, где применению «противоядий» уделяется очень много внимания. Все эти «противоядия» работают на уровне сознания, или ума. Но в Дзогчене практикующий не пытается остановить мысли или использовать специальные меры для того, чтобы сменить одни свои помышления на другие что, собственно, и является применением «противо­ядия». В этом Дзогчен подобен более гомеопатической, чем аллопатической терапии. Состояние непосредственно присутствующего Осознания является здесь единственным противоядием, универ­сальным лекарством. В состоянии созерцания все интегрируется с непрерывно присутствующим Осознанием, поэтому речь не может идти, как в системе Сутры, о Двух Истинах: Относительной и Абсолютной. Существует только одна единая Истина, Изначальное Состояние, в котором явления и пустота пребывают в нераз­дельном единстве.

(Все феномены-дхармы) встречаются сами с собой [Это подобно тому, как два человека, говорящие на одном языке, встретившись на чужбине, сразу узнают друг друга по говору, или как гнев освобождается (исчезает) сам собой, будучи узнан как гнев]

Здесь снова в тексте упоминается практика тогел. Все проявляющееся в сфере восприятия, относится ли оно к области чистого (нирвана) или нечистого кармического (сансара) видения, есть проявления энергии подлинного Осознания. Поэтому в состоянии созерцания эти явления, или феномены, не становясь ничем иным, встречаются сами с собой, подобно отражению лица в зеркале, или двум людям из одной страны, случайно встретившимся на чужбине. Встретившись, они мгновенно узнают друг друга. В такой момент самоосознания и происходит самоосвобождение. Ригпа есть зеркало осознания, в котором отражаются все феномены и явления, а потому самоосознание существует всегда, везде и во всех обстоятельствах. Это подобно великой «сети Индры», состоящей из бесчисленных цепочек зеркал, где каждое зеркало отражает все прочие зеркала. В индийской мифологии говорится, что божественный строитель царя богов Индры по имени Вишвакармаи сделал такую зеркальную сеть для небесного дворца Виджаянти, расположенного на вершине космической горы Су меру. В этой сети, называемой Индраджала, все вещи и явления мира отражают все прочие вещи и явления.

Согласно Дзогчену, однако, Ригпа является единым состоянием, а конкретные познавательные акты множатся бесконечно. Это в равной мере относится как к внешним явлениям, так и к мыслям, которые человек рассматривает как свой внутренний мир, а также к ощущениям и чувствам. Так, например, чувство гнева исчезает, или самоосвобождается в тот самый момент, когда нам удается распознать его как гнев, вся его энергия немедленно улетучивается. Этот метод носит название «освобождение посредством обнажения пристальным вниманием».

В поисках Матери (источника), знание встречает Мать [то есть видение самоосвобождается самим видением, подобно тому, как растапливаемое масло растворяется в масле]

В поисках источника света, породившего это первичное осознание, или ведение явлений (и феноменов), знание напрямую встречается со своей Матерью, которая есть изначальное состояние Ясного Света основы. Это подобно встрече солнечного луча с солнцем, и по сути представляет собой растворение света в Свете. Все видимое обретает освобождение в сиянии Осознания. Видимое самоосвобождается самим видением. Мы можем узнать о зеркале, лишь взглянув на свое отражение в нем.

Сын (который есть первичное осознание) также встречает самого себя.

Сын, который есть познавательная способность, или первичное осознание любых объектов восприятия, проявляющаяся до того, как ум приступит к своей деятельности, обнаженным предстает созерцанию, или состоянию Ригпа. Это подобно рассматриванию в зеркале своего отражения. Зеркало — это Мать, бодхичитта, или изначальное состояние просветленности. Сын — первичное восприятие, индивидуальный акт изначального осознания, или ведение. В индивидуальном опыте всегда существует бесконечное разнообразие таких актов осознания, но все они — дети одной Матери. Множество восприятий, единых по своей природе, и лишь одно Ригпа.

[Осознание самоосвобождается Осознанием; это подобно воде, вливаемой в воду.]

Если искать это единое состояние, встретишься со своим собственным единым состоянием.

В поисках этого единого состояния, которое есть Ригпа, встречаешься с этим единым состоянием напрямую. Именно это происходит, когда практикующий научается узнавать это единое и неповторимое состояние Осознания во всех своих многочисленных опытах и переживаниях.

[Собственная изначальная природа встречается сама с собой, но ее суть находится за пределами словесных определений; это подобно растворению пространства в пространстве, или змее, развязывающей узлы собственного тела.]

Итак, собственная изначальная природа практикующего (его истинное лицо) встречается с собой, или обнаруживает себя. Встреча лицом к лицу с собой самим подобна тому, как если бы некто посмотрел на себя в зеркало, а затем вдруг обнаружил, что этим зеркалом является он сам. Такой зеркальной природой обладает наша собственная истинная суть, которая представляет собой состояние пустоты и находится за пределами словесных определении. Подобного рода опыт отождествления себя со своей собственной природой подобен растворению пространства в пространстве. Происходит интеграция внутреннего пространства нашего собственного глубинного Осознания и внешнего пространства, того измерения, в котором происходит манифестация всех явлений, в результате чего постигается полная идентичность того и другого. Так например, если разбить глиняный сосуд, то окажется, что нет больше двух различных пространств — внешнего и внутреннего, но лишь одно пространство, или измерение бытия. Но при этом само пространство нисколько нe изменилось. Глиняный сосуд в данном примере подобен состоящему из скандх воплощенному существу, чья ограниченность определяется накопленной им кармой. Процесс же самоосвобождения можно уподобить тому, как змея развязывает узлы собственного тела.

Это единое Осознание находится лишь в самом себе.

Это единое и неповторимое состояние Ригпа можно обнаружить лишь в нем самом, или, дословно, «в связи с самим собой».

[Таким образом, если знаешь свою собственную суть, все соединено в едином моменте в силу присутствия первичного осознания, которое не превосходит знания этой единой сути. Это подобно тому, как любящие друг друга мужчина и женщина встречаются в уединенном месте для любви.]

Сущность есть шунья, или пустота, отражательная способность зеркала. Для того, кто знает или распознал свою собственную суть, то есть постиг зеркалоподобную природу своего внутреннего существа, весь мир мгновенно преображается в единство. Этот момент находится за пределами временных понятий, поскольку и время создано мыслительным процессом, существуя лишь в понятиях, которые сами есть «отражения», а не «поверхность зеркала». Это вневременное состояние представляет собой четвертое время, отличное от известных нам настоящего, прошедшего и будущего;

«Великое Время», содержащее в себе остальные три как единое мгновение. В этом бытии зеркала, а не отражений, непрерывно пребывает воспринимающее первичное осознание, которое целиком осознает эту единую суть, не нуждаясь в выходе за пределы такого осознавания. Получивший опыт единства в этом состоянии подлинного Осознания (rig-pa) тем самым познал весь мир. Встретившийся с Ригпа через познание одного феномена-дхармы тем самым познал все дхармы. Познавший одно — познал все. Феномены бесконечно многообразны, по непосредственное Осознание едино. Это единое зеркало, отражающее все вещи. Нет иного подлинного восприятия помимо знания непосредственного Осознания. И это подобно встрече двух любовников, уединившихся в тайном месте.

Это единое в себе (состояние) находится лишь в самом себе.

Это неповторимое и единое состояние и есть знание состояния непосредственного Осознания.

[Хотя явления мира многообразны, все их различия освобождаются самим этим многообразием в силу присутствия основного первичного осознания, подобно тому, как разрубание главного узла на веревке освобождает сотни нитей, из которых она состоит.]

Внешние явления бесконечно многообразны, но состояние Ригпа уникально в своем единстве. Всецелое знание, или первичное осознание и есть то, в чем самоосвобождается все многообразие различных феноменов именно в силу самого их возникновения в многообразии. Ригпа — тот меч, который мгновенно разрубает гордиев узел разнообразных явлений.

Это единое освобождение находится лишь в самом себе.

[Самоявленное, это изначальное осознание не может быть найдено ни в чем другом, кроме как в самом себе.]


Это освобождение в единстве можно найти только в себе самом. Знание состояния Осознания самопроявляется, это изначальное осознание, которое невозможно отыскать нигде, кроме как в самом себе.

[Это подобно тому, как тысячи дорог приводят в один город.]

Все различные духовные пути, принадлежащие разным колесницам просветления, устремлены к одной цели; все пути ведут в этот город освобождения. Так мы получаем введение в свою собственную природу, и на этом завершается обсуждение первого завета.

Продолжение