28 июня 2018, 21:27
Чогьям Трунгпа: Пять семейств будды и связанные с ними неврозы
Ваджра
Будда Акшобхья
Первое будда-семейство называется ваджра, что в буквальном смысле значит семейство резкости, кристаллизации и нерушимости. Часто термин «ваджра» поверхностно переводится как «алмаз», но это неточный перевод.
В традиционном смысле, ваджра — это небесный драгоценный камень, способный разрезать любой другой твёрдый предмет. Это не просто алмаз — ваджра совершенно нерушима. Символом семейства ваджра является алмазный скипетр, который по-тибетски называется дордже. У этого ваджрного скипетра или супер-алмаза пять острых концов, представляющих связь с пятью эмоциями: агрессией, гордыней, страстью, ревностью и неведением. Острые края или концы ваджры символизируют отсечение любых невротических тенденций. Они также символизируют острое качество осознавания множества возможных перспектив. Говорят, что несокрушимая ваджра подобна груде острых бритв: если мы наивно вознамеримся взять её или прикоснуться к ней, её многочисленные острые края оставят мелкие и глубокие порезы. Здесь имеется в виду, что ваджра точно и остро исправляет или излечивает любые невротические искажения.
Возможно, в обыденном мире переживание ваджры не настолько экстремально, как попытка взять в руку горсть бритв, и в то же время оно очень личное и проникающее вглубь. Оно похоже на острый, колючий, кусачий зимний холод. Каждый раз выходя на улицу, мы мгновенно получаем обморожение. Ваджра отличается интеллектуальной остротой. Все интеллектуальные традиции принадлежат этому семейству. Человек семейства ваджра знает, как логически оценить аргументы, используемые для объяснения переживания. Он может сказать, верна ли логика. Интеллект семейства ваджра также связан с чувством постоянной открытости и широты перспективы. Например, человек семейства ваджра способен посмотреть на хрустальный шар с сотен точек зрения, в зависимости от того, где и на каком расстоянии он находится, как воспринимается и т.д. Интеллект семейства ваджра не просто энциклопедические знания — это острота, прямота и осознавание перспектив. Эти нерушимость и острота чрезвычайно личные и очень реальные.
Невротическое выражение ваджры связано с гневом и интеллектуальной фиксацией. Если мы привязываемся к определённой логике, острота ваджры становится жёсткостью. Мы испытываем собственнические чувства по отношению к своему прозрению, вместо того чтобы сохранять ощущение открытости перспективы.
Гнев ваджрного невроза может быть как чистой агрессией, так и чувством скованности, связанным с нашей привязанностью к остроте собственного ума. Ваджра также связана с элементом воды. Мутная, неспокойная вода символизирует оборонительную и агрессивную природу гнева, тогда как чистая вода говорит об остром, точном и ясном осмыслении ваджрной мудрости. Вообще говоря, ваджрную мудрость традиционно называют зерцалоподобной мудростью, что вызывает в уме образ спокойной поверхности озера или бассейна, отражающего то, что его окружает.
Нужно сказать, что использование термина «ваджра» в таких словах и сочетаниях, как «ваджраяна», «ваджрный мастер» и «ваджрная гордость» не связано с данным будда-семейством, а лишь отражает фундаментальную нерушимость.
Будда Акшобхья
Первое будда-семейство называется ваджра, что в буквальном смысле значит семейство резкости, кристаллизации и нерушимости. Часто термин «ваджра» поверхностно переводится как «алмаз», но это неточный перевод.
В традиционном смысле, ваджра — это небесный драгоценный камень, способный разрезать любой другой твёрдый предмет. Это не просто алмаз — ваджра совершенно нерушима. Символом семейства ваджра является алмазный скипетр, который по-тибетски называется дордже. У этого ваджрного скипетра или супер-алмаза пять острых концов, представляющих связь с пятью эмоциями: агрессией, гордыней, страстью, ревностью и неведением. Острые края или концы ваджры символизируют отсечение любых невротических тенденций. Они также символизируют острое качество осознавания множества возможных перспектив. Говорят, что несокрушимая ваджра подобна груде острых бритв: если мы наивно вознамеримся взять её или прикоснуться к ней, её многочисленные острые края оставят мелкие и глубокие порезы. Здесь имеется в виду, что ваджра точно и остро исправляет или излечивает любые невротические искажения.
Возможно, в обыденном мире переживание ваджры не настолько экстремально, как попытка взять в руку горсть бритв, и в то же время оно очень личное и проникающее вглубь. Оно похоже на острый, колючий, кусачий зимний холод. Каждый раз выходя на улицу, мы мгновенно получаем обморожение. Ваджра отличается интеллектуальной остротой. Все интеллектуальные традиции принадлежат этому семейству. Человек семейства ваджра знает, как логически оценить аргументы, используемые для объяснения переживания. Он может сказать, верна ли логика. Интеллект семейства ваджра также связан с чувством постоянной открытости и широты перспективы. Например, человек семейства ваджра способен посмотреть на хрустальный шар с сотен точек зрения, в зависимости от того, где и на каком расстоянии он находится, как воспринимается и т.д. Интеллект семейства ваджра не просто энциклопедические знания — это острота, прямота и осознавание перспектив. Эти нерушимость и острота чрезвычайно личные и очень реальные.
Невротическое выражение ваджры связано с гневом и интеллектуальной фиксацией. Если мы привязываемся к определённой логике, острота ваджры становится жёсткостью. Мы испытываем собственнические чувства по отношению к своему прозрению, вместо того чтобы сохранять ощущение открытости перспективы.
Гнев ваджрного невроза может быть как чистой агрессией, так и чувством скованности, связанным с нашей привязанностью к остроте собственного ума. Ваджра также связана с элементом воды. Мутная, неспокойная вода символизирует оборонительную и агрессивную природу гнева, тогда как чистая вода говорит об остром, точном и ясном осмыслении ваджрной мудрости. Вообще говоря, ваджрную мудрость традиционно называют зерцалоподобной мудростью, что вызывает в уме образ спокойной поверхности озера или бассейна, отражающего то, что его окружает.
Нужно сказать, что использование термина «ваджра» в таких словах и сочетаниях, как «ваджраяна», «ваджрный мастер» и «ваджрная гордость» не связано с данным будда-семейством, а лишь отражает фундаментальную нерушимость.
8 комментариев