11 июля 2021, 15:33

Шесть Йог Наропы

Согласно линии Ламы Пакмо Друпа Шесть Йог Наропы перечислены следующим образом: йога внутреннего тепла; йога иллюзорного тела; йога ясного света; йога переноса сознания в высшие сферы; йога переноса сознания в другое тело (форсированной проекции); йога бардо.
При таком расположении Шести Йог Наропа, йога внутреннего тепла является основанием всех йог; йоги иллюзорного тела и ясного света сгруппированы вместе как основные или собственно практики для получения переживания просветления; и йоги переноса сознания в высшие сферы и переноса в другое тело являются вспомогательными приложениями или ответвлениями. Таким образом классифицируются пять йог из шести; шестая, йога бардо, считается как ответвлением йоги иллюзорного тела, как и третьей вспомогательной практикой.
Другими словами, первые три йоги – внутреннего тепла, иллюзорного тела и ясного света – являются реальными методами для достижения просветления в течение одной жизни. В последних трёх йогах – переноса сознания в высшую сферу, переноса сознания в другое тело и йога бардо – возникает необходимость только тогда, когда просветление не достигнуто, а смерть близка, и в последний момент приходится прибегнуть к насильственному методу. Первый Панчен Лама описывает это следующим образом в труде «Золотой Ключ: Глубинное Руководство к Шести Йогам Наропы»:

Идея заключается в том, что если человек не сможет завершить все практики, ведущие к просветлению до того, как смерть придёт разрушить сосуд тела, тогда для того, чтобы завершить исполнение целей своих и других людей, практикующий применяет либо йогу переноса, либо проекции сознания в другое тело. В противном случае, если практикующий не способен осуществить этот перенос, или если он вместо этого желает попытаться достичь окончательного просветления в бардо, тогда для этого существует доктрина йог бардо.

Как в более длинном, так и в кратком трактатах о системе Шести Йог («Книга Трёх Вдохновений» и «Практическое Руководство по Шести Йогам») Лама Дже Цонкапа уделяет особое внимание первой из шести йог или йоге внутреннего тепла, потому что успех в остальных пяти зависит от уровня мастерства, достигнутого в практике внутреннего тепла. Как он объясняет в «Книге Трёх Вдохновений»:

В общем, все системы стадии завершения высших йога тантр включают предварительный процесс контролирования жизненных энергий, протекающих через два боковых канала, расануи лалану, и перенаправление их в центральный канал, авадхути. Это является необходимостью.
Существует множество способов для достижения этого, основываясь на традициях индийских махасиддхов, которые почерпнули из различных тантрических систем.


О Шести Йогах Наропы.
Из книги Гленна Мюллена «Чтения на тему Шести Йог Наропы.»

26 комментариев

AjnaYoga
Первоисточники Шести Йог.

Как и во всех остальных буддистких учениях, традиция утверждает, что первоисточником Шести Йог Наропы был сам Будда, который 2500 лет назад учил многим различным сутрам и тантрам, где сутры были открытыми проповедями, а тантры – тайными проповедями Ваджраяны. Шесть Йог Наропы являются синтезом многочисленных тантрических доктрин, воплощённых в исходных тантрах, преподанных Буддой. Это объясняется Ламой Цонкапой в «Книге Трёх Вдохновений»:

Наставления по йоге внутреннего тепла приходят к нам через Тилопу, который пояснил, что она была передачей Махасиддхи Кришначарьи, также известным [тибетцам] как Лопон Ачарьяпа, которая сплавляет воедино [учения по внутренней йоге, присутствующие в] Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре…
Доктрины иллюзорного тела и ясного света берут начало из устной традиции учений Гухьясамаджа Тантры, как она была передана через индийского махасиддху Джнанагарбху. Эта традиция передачи устных наставлений Гухьясамаджи Марпы использовалась как основа, обогащённая передачей Гухьясамаджи Ариев – Отца и Сыновей [т.е. Нагарджуны и его учеников Арьядевы и Чандракирти].
Практики переноса сознания и форсированной проекции в новую обитель основаны большей частью на Шри Чатурпита Тантре.

Таким образом, все Шесть Йог Наропы имеют истоки в подлинных тантрических текстах, преподанных Буддой. Йога внутреннего тепла является сплавом этих практик, преподанных в Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре; йоги иллюзорного тела и ясного света основаны на Гухьясамаджа Тантре; йога переноса сознания, как и йога ясного света основаны на Шри Чатурпита Тантре. Все эти исходные тантры были даны Буддой. Здесь Лама Цонкапа не упоминает отдельно йогу бардо, так как в традиции Шести Йог она рассматривается как продолжение йоги иллюзорного тела, и, таким образом, также основана на Гухьясамаджа Тантре.
Все эти исходные тантры были переведены с санскрита на тибетский и сохранены в каноне Ганджур. К тому же, многочисленные комментарии к ним более поздних индийских мастеров сохранены в Тангьюре. Цонкапа указывает, что для традиции Шести Йог наиболее важным из индийских комментариев является трактат Кришначарьи о йоге внутреннего тепла.
О Шести Йогах Наропы.
Из книги Гленна Мюллена «Чтения на тему Шести Йог Наропы.»
Gonzo
Лучше чем Гарма Ч. Чангом — Шесть йог не излагались… Да у меня у самого есть опыт комментария к ним самостийный, опыт из опыта такскать, не помню только, где искать… Да и бог с ним!)))

advaitaworld.com/blog/62149.html

.
AjnaYoga
Спасибо! Почитаю.
AjnaYoga
Чже Цонкапа хорошо излагает.
AjnaYoga
Тот, кто практикует это глубокое учение Шести Йог, не должен никогда довольствоваться мелкими приятными переживаниями, обретаемыми в медитации. Он должен со старанием и прилежанием выполнять практику до конца жизни

Оказаться поглощенным Исконным Светом — это означает соединение с Дхармакайей, проецировать из Света Иллюзорное Тело, созданное Праной-Умом, — объединение с Самбхогакайей, растворить грубые элементы тела в Центральном Канале и преобразовать их в Мандалу — связь с Нирманакайей…

Оказаться поглощенным Исконным Светом во время наступления смерти — означает соединение с Дхармакайей, проецировать Иллюзорное Тело в состоянии Бардо — объединение с Самбхогакайей, и воплощаться в различных местах и формах — связь с Нирманакайей.

Гарма Чанг, «Учения Тибетской Йоги»
AjnaYoga
Основываясь на принципе «Тождественности Праны и Ума», Тибетский Тантризм предлагает два Пути, или вида, Йоги, которые оба ведут к той же трансцендентной цели. Первый именуется Путем Освобождения или «Йогой Ума», второй — Путем Мастерства или «Энергетической Йогой». Первый Путь во многом подобен Чань (Дзэн)-Буддизму, поскольку акцент в нем делается на наблюдении и культивировании Исконного Ума при минимуме обрядности и йогической подготовки. Второй Путь представляет собой ряд сложных йогических практик, требующих большого напряжения и известных как Йога Восхождения и Йога Завершения.

Махамудра относится к первой группе. Шесть Йог Наропы относятся ко второй группе и являются синтезом Йоги Восхождения и Йоги Завершения с акцентом на второй.

Гарма Чанг, «Учения Тибетской Йоги»
AjnaYoga
Итак, осуществляя тело [божества] на ступени зарождения и при отстранении тела и в совершенной практике начитывателя мантр совершая высшее, [ваджрное], начитывание, овладеваешь всеисполняющими ветрами. Тогда удержание и поднятие элемента (khams) и все прочее делается возможным силой ветров. Поэтому благодаря соитию с внешней мудрой возгорается огонь туммо, и расплавленная бодхичитта не извергается наружу, удерживается. Вследствие этого пресекаются представления (rnam rtogs) о восьмидесяти свойствах [личности]164, порождаются Мудрости (Co-знания) трех пустых [видений]. Так осуществляется самадхи Ваджры ума, и в конце его возникаешь в иллюзорном теле. Благодаря полному порождению Мудрости (Со-знания) великого пустого [видения] [обретаешь] способность войти во всеобъемлющее пустое [видение] – ясный свет. И благодаря возникновению в иллюзорном теле из ветра-сознания в конце великого пустого [видения] можешь осуществить тело единения в конце всеобъемлющего пустого [видения].
Затем, свыкнувшись с сутью единения, естественно приходишь на уровень Будды. Это святые принципы текстов Арьи Отца и Сына.

Чже Цонкапа_Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо)_Том 3
AjnaYoga
порождаются Мудрости (Co-знания) трех пустых [видений]
Благодаря полному порождению Мудрости (Со-знания) великого пустого [видения] [обретаешь] способность войти во всеобъемлющее пустое [видение] – ясный свет.
Вот тебе про 4 Пустоты-Блаженства-Света
AjnaYoga
Та много книг по 500 страниц в каждой.
Всё подробненько объяснено.
А ты хочешь, чтобы я тебее за 5 минут в одной фразе объяснил?
Нужно изучить контекст.
Я могу тебе рассказать как я это прошёл. Я уже рассказывал, кстати.
И это соответствует описанию Пути в этих многотомных трудах.
Чтобы разобраться теоретически во всём, осмыслить свой путь, мне понадобилось 10 лет.
И этот процесс продолжается.
Но, ты не поверишь мне на слово. :) Поэтому, видимо, тебе придётся самому читать эти книги и разбираться. :)
AjnaYoga
Ты почитай мой блог. Я много лет пишу. Провожу параллели с разными Учениями. Везде говориться об одном и том же, только разными словами.
AjnaYoga
Можешь предметно спрашивать, что тебе непонятно. Я постараюсь объяснить. Если ты будешь слушать и пытаться разобраться. А если будешь спорить, то какой мне смысл доказывать что-то? Это невозможно, если дверь закрыта.
Diego
я спросил о том что такое «4 Пустоты-Блаженства-Света».
в опыте можешь сказать, где это и что?
AjnaYoga
В НЕ2-йога-тантре сказано, что ты не сможешь раскрыть 4 Пустоты-Блаженства-Света, если не реализовал иллюзорное тело. А иллюзорное тело не сможешь реализовать, если не научился вводить праны в центральный канал. А это уже Йога Энергии.
Я могу провести тебя по этому пути. Передать все посвящения и методы работы с энергией. В результате которых, ты реализуешь иллюзорное тело. Примерно 2 года нужно, чтобы пройти весь курс. А дальше будешь расскрывать 4 Пустоты-Блаженства-Света.
AjnaYoga
Если интересно — стучись в скайп: gakuseido2
Если хочешь стебать и троллить — избавь меня от этого, прошу. Не трать моё время.
Diego
не хочу я реализовывать ничего иллюзорного, и другим не советую.
исследовать нужно то что есть — этого достаточно.
ты же не можешь объяснить что это даже на словах, а предлагаешь это практиковать? ты серьезно?
кто-то на такое еще ведется, при том что инфы в открытом доступе более чем достаточно, было бы желание копать.
Diego
что там у тебя, закрытая секта?
и судя по тому, как ты с людьми общаешься — тоталитарная.
загружаешь дай бог, сложные тексты, куча всего…
можно такого напрактиковать что мама не горюй, потом лечится будешь.
с твоим то напором, да еще и в закрытом режиме, где никто тебя не одернет и не скажет какой фигней ты занимаешься.
Diego
тем более, что ты говоришь что еще в пути, и очищаешь сознание.
AjnaYoga
Не нужен ты мне. Успокойся. :)
Diego
тренинги твои мне не интересны от слова совсем.
а вот то что ты тут говоришь, я буду обсуждать и задавать вопросы по тому что ты пишешь.
здесь сайт открытый и позволяет писать комментарии и обсуждать.
так что не ставь знак равенства между тем что здесь и твоими тренингами.
это разные контексты.
тут ты пользователь со своим мнение, а не мастер, которого нужно беспрекословно слушать и выполнять указания.
или ты тут только для того, чтобы заманить к себе в скайп?
и раздражаешься, потому что не удалось заманить и ты потратил в пустую свое время?
ну это извини наглость высшей степени.
AjnaYoga
Что тебя так несёт? Я предложил. Ты отказался. Что шуметь-то? :)
Читай книжки, разбирайся, вникай. Кто тебе мешает?
Diego
И этот процесс продолжается.
ну так закончишь тогда расскажешь :)
AjnaYoga
это не закончится никогда
каждый раз новые грани, тонкости и ньюансы раскрываются
Vit7
это правильно…
Субъективный наблюдатель всегда существует как внимающий объекты:))
До самой своей смерти.
Diego
тебе будут выдумывать всё новые грани, пока до тебя не дойдет что все это в Пространстве осознания.
еще чего нибудь интересное и ум побежал…
AjnaYoga
что к чему?
Я говорю про процесс осмысления пути. Это не так просто, как тебе кажется.
Если не до конца понял, что к чему, тогда будешь топтаться на месте или пойдёшь не в ту сторону.
AjnaYoga
То есть получается пять аспектов (ступеней): (1) ваджрное начитывание или отстранение речи; (2) сосредоточение на уме или отстранение ума; (3) самоблагословение – иллюзорное тело или относительная истина; (4) истинный предел – ясный свет или прозрение156; (5) недвойственная Мудрость или единение.
В «Собрании деланий» указано также отстранение тела и установлен такой безусловный порядок от ступени зарождения до единения каждую последующую [ступень] практикуют после того, как практиковали каждую предыдущую; а если отстранение тела и прочие предыдущие [ступени] отсутствуют, последующие не зарождаются.
Итак, [есть] три отстранения и три завершающие ступени – отдельные две истины и их единение.

Чже Цонкапа_Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо)_Том 3