18 июня 2022, 23:55
Ясный Свет - это Основа Осознанности
Отрывок из учения «Вершина всех Колесниц», данного Его Святейшеством в Сан-Хосе в 1989 г.)
Уникальность учения Дзогчен.
Если разные подходы различных традиций приводят к одной цели, тогда почему именно Дзогпаченпо, или Ати-йога, считается вершиной всех Колесниц?
В своей работе «Сокровищница Дхармадхату» Лонгченпа пишет:
«Ати, Колесница нерушимой сути — это сущность и вершина всех Колесниц. Она возвышается подобно величественному горному пику, стоящему посреди четырех континентов.»
В Тантре «Великого Естественно Возникающего Осознания» сказано:
«Вершина всех воззрений — это Ати, Дзогпаченпо.»
Уникальность подхода учения Дзогчен состоит в том, что здесь в процесс медитации не вовлекаются грубые уровни ума, такие, как дискурсивное и понятийное мышление. С самого начала вы позволяете самопроявиться переживанию ясного света — оно как будто осязаемое, прямое, непосредственное и обнаженное.
Сейчас я приведу цитаты из текста Додрупчена Джигме Тенпе Ньимы. Там сказано:
«В отцовских тантрах обнаженный ясный свет постигается через силу обуздания жизненной энергии-праны. По мере овладения праной переживание ясного света будет становиться все глубже и устойчивей.»
Таким образом, в отцовских тантрах ясный свет проявляется при сосредоточении на основной практике жизненной энергии-праны.
«В материнских тантрах тренируются в йоге ясного света. Сияющее и великолепное переживание ясного света раскрывается и становится все сильнее по мере того, как набирает силу практика туммо и повышается способность работать с тонкими жизненными субстанциями (тигле).»
Итак, в этих двух отрывках говорится о том, что ясный свет является основой йоги тонкой энергии в отцовских тантрах и основой йоги тонких жизненных субстанций в материнских. Таким образом:
«Чем выше уровень накопленной жизненной энергии или чем больше возрастает
великое блаженство, в той же мере отсекаются мысли и растворяются
умственные построения, и неуклонно проясняется переживание ясного света.»
Здесь Додрупчен говорит как о материнских, так и об отцовских тантрах, принадлежащих традиции новых переводов. Далее:
«Разница состоит лишь в том, чему уделяется большее внимание, поскольку
обе характеристики принадлежат обоим подходам.»
Если оставить в стороне вопрос о том, на чем делается основной упор в практике, можно сказать, что как в материнских, так и в отцовских тантрах фокусируются и на жизненной энергии-пране, и на тигле, поэтому оба метода можно обнаружить и том и в другом классах тантры. И в отцовских, и в материнских тантрах особое внимание уделяется мудрости единства блаженства и пустоты, и с этой позиции как отцовские, так и материнские тантры можно отнести к недвойственным. Вот что говорится о глубине и уникальных особенностях учения Дзогчен:
«В учении Дзогчен на основе самого ясного света образ пребывания ясного света
становится очевидным и несомненным в аспекте ригпа, или подлинного знания. Здесь
никакие заблуждения или искажения, вызванные рассудочным мышлением, не
препятствуют переживанию ясного света.»
Додрупчен говорит «на основе самого ясного света», а не «ясным светом». Он утверждает, что «аспект ригпа, или подлинного знания» либо делает ясный свет «очевидным и несомненным», либо попадает под власть понятий.
«Он не создается заново как результат взаимодействия причин и условий…»
… поскольку он уже изначально присутствует, в себе и из себя. Здесь говорится о «лучезарном ригпа» или " ригпа в аспекте энергии". Лучезарное ригпа — это то, которое возникает из Основы и является проявлением Основы. На самом деле, то, что я говорю о проявлении Основы, означает, что я объясняю вам Дзогчен, но использую для этого терминологию тантрической традиции новых переводов.
Вместерожденный изначальный ум ясного света считается природой ума, или абсолютной основой сознания. Пять сознаний органов чувств и им подобные, то есть те виды сознания, которые возникают при соприкосновении с грубыми материальными объектами, проявляются по своей сути как чистое и осознающее состояние. Если вы спросите, создано ли оно сознанием, я отвечу, что эта ясная сущность осознания происходит из изначального ума ясного света. В таком случае, вместерожденный изначальный ум ясного света можно считать основой или корнем всех сознаний. Именно поэтому грубые уровни сознания прекращаются в момент проявления очень тонкого окончательного ясного света. И наоборот, когда проявляется грубое сознание, переживание ясного света прекращается. Мы вынуждены употребить слово «прекращается», потому что оно отражает сущность происходящего, поскольку то, что мгновение назад было объектом переживания, прекращает им быть.
Итак, давайте вернемся к примеру с кунжутным семенем. Кунжутное семя насквозь пропитано кунжутным маслом. Подобно тому, как семя пропитано маслом, так и ясное, полностью пробужденное осознание насквозь пронизано ясным светом ригпа. Далее, это ясное осознающее качество обнаруживается в переживании алайи, также, как и в проявлениях основы. С этой точки зрения мы проводим различие между обычным умом и ригпа. То, что называется ригпа, — это удивительная особенность ясности и осознания.
Если мы станем говорить об этом необычайном качестве осознания, то описать его можно единственным способом: поскольку наличествует это ясное и осознающее сознание, постольку этот аспект ригпа, это ее особое, необычайное качество, уже присутствует. Этот аспект ригпа, этот вездесущий ясный свет, и есть так называемое сущностное ригпа.
Когда задействованы грубые уровни сознания, переживание изначального ума ясного света «прекращается». Тем не менее, и грубые уровни сознания также пронизаны качествами ясности и осознания. На самом деле все, начиная с проявления и возрастания до последующего достижения, пронизано ясным осознанием. Это особенное качество ригпа не является тем, что мы называем нашей истинной природой, природой непревзойденного беспрепятственного ригпа, но оно присутствует как качество, которое пронизывает эти состояния. Как только проявляются объекты органов чувств, в тот же момент грубый уровень сознания становится очевидным, но само сознание по своей природе всегда остается ясным и осознающим. Этот фактор, это необычайное свойство ригпа и есть лучезарное ригпа.
Поскольку это так, то даже в то время, когда очевидны лишь грубые уровни сознания, они пронизаны этим качеством ясного света ригпа. Это и есть то свойство ригпа, которое следует «обнажить». Это тайна, которая скрыта под покровом понятийного мышления и других факторов. Благодаря благословению учителя, силой своих благих заслуг и медитации на основе сущностных наставлений, вы можете получить прямое введение в это знание, и тогда даже в самой гуще возникающих грубых мыслей будете переживать это удивительное состояние беспрепятственного, всепроникающего ригпа. Это ригпа, которое присутствует среди всех мыслей, не следует ни за внешними, ни за внутренними объектами, и не цепляется за них, потому что оно способно пребывать, опираясь само на себя как на собственную основу.
Вначале это ясное, осознающее сознание пребывает в своей собственной основе. Затем вы достигаете алайи, стабильного состояния, в котором сознание остается непоколебимым и не следует за объектами. Постепенно вы углубляете это переживание. Алайя — пустое, притупленное, подобное бессознательности состояние ума. Не подпитывая мысли, не производя разделения на субъект и объект, оно лишено качества ясности. Это то, что называется «спокойная алайя, наделенная качествами притупляющего оцепенения».
Превзойдя это состояние, вы испытываете ощущение, будто кто-то снял с вашей головы тяжелую шапку, потому что состояние ригпа становится полностью очевидным и ясным. Нет ни внешнего, ни внутреннего, ничего, похожего на «то» или «это», нечего переживать, потому что нет переживающего, и отсутствует всякое деление на субъект и объект. В то же время это состояние не является бессознательным, и совсем не значит, что, находясь в нем, вы вообще не думаете. Ригпа нельзя найти тем же путем, каким сознание узнает свои объекты. Это необычайное состояние осознания, где все объекты познания, внешние и внутренние, словно возвращаются обратно в него.
Когда вы были прямо ознакомлены и распознали этот осознающий аспект ясного света, вы сможете идентифицировать его даже в самой гуще возникающих мыслей. Поскольку то, с чем вы были напрямую ознакомлены, способно оставаться в собственной основе, у вас появляются благоприятные условия для глубокого переживания возникновения ясного света. Вам не нужно вовлекать в этот процесс ни мысли, ни идеи, ни что-либо еще. Уникальное качество основополагающего врожденного ума ясного света вам уже знакомо, потому что вы получили это переживание во время прямого введения. Вы фокусируете внимание на этой основной опоре и в результате входите в ни с чем не сравнимое переживание. В этом состоит уникальная особенность Дзогчена.
Додрупчен продолжает:
«Он не создается заново как результат взаимодействия причин и условий, но
присутствует с самого начала. Ясный свет приходит силой своей собственной тонкой
энергии и пробуждается в ясность; не допуская того, чтобы он рассеялся, и не
теряя, вы обнажаете его и делаете единственным пунктом своего сосредоточения.»
Когда вы находитесь в более грубых состояниях сознания, чем переживание ясного света, например, когда множатся и исчезают мысли, тогда грубое сознание и ясный свет смешиваются между собой. Если здесь вы не сможете сфокусироваться на ключевом моменте своей практики, тогда очень трудно различить мысли и ясный свет. Подход учений Тайной Мантры в этом случае состоит в решительном пресечении мыслей, что должно привести к переживанию ясного света. Но в Дзогчене, опираясь на сущностные наставления, вы сосредотачиваетесь на обнаженно присутствующем осознающем качестве ясного света. Далее:
«Он не создается заново как результат взаимодействия причин и условий, но
присутствует с самого начала. Ясный свет приходит силой своей собственной тонкой
энергии и пробуждается в ясность; не допуская того, чтобы он рассеялся, и не
теряя, вы обнажаете его и делаете единственным пунктом своего сосредоточения.»
Ключевым моментом является осознание, которое способно ясно воспринимать способ
пребывания пространства-основы и мудрости. На базе этого обретается постижение
ясного света, сияющего в своем великолепии подобно тысяче миллионов солнц и
становящегося все более и более ясным.
Теперь о том, что именно делает подход Дзогчена таким уникальным и выдающимся:
«Процесс собирания грубой жизненной энергии в центральном канале или пылание и
таяние красной и белой капель тонкой жизненной субстанции происходит только
тогда, когда вы занимаетесь этой практикой.»
Поскольку в данном случае переживания возникают только в результате приложенных вами усилий, Додрупчен говорит о том, что это «происходит только тогда, когда вы занимаетесь этой практикой». Но в Дзогчене другой подход. Даже если мысли активны, они насквозь пронизаны ригпа. Поэтому всепроникающее качество ясного света ригпа присутствует всегда, даже когда возникают сильные эмоции, такие, как привязанность или отвращение. Это ригпа вы искали, чтобы распознать его, выдвинуть на первый план, обнажить и использовать в практике.
«Здесь, в Дзогчене, поскольку естественный способ существования ясного света
подобен нераздельности солнца и его лучей, если вы способны через это выявить
сияние подлинного ума, тогда вы сможете поддерживать переживание ясного света в
медитации без перерывов, без прихода и ухода.»
Даже после занятия медитацией, когда уже задействованы шесть грубых видов сознания, вы находитесь в прямом введении в знание на основе ясного света ригпа. Следовательно, можно считать, что и вне формальной практики вы также находитесь в состоянии медитации. Здесь сама суть медитации состоит в отсутствии разделения на субъект и объект. Итак, если ваше ригпа способно поддерживать само себя и сохранять стабильность, результатом этого станет состояние, в котором «нет разницы между медитацией и постмедитацией». Его Святейшество цитирует из «The Special Teaching of the Wise and Glorious King.» То есть здесь говорится о неотличимости периодов формальной медитации и перерывов между ними.
Поэтому:
«Вы сможете поддерживать переживание ясного света в медитации без перерывов,
прихода и ухода. Это не просто означает, что вы напрямую ознакомлены с ясным
светом и поддерживаете его на основе присутствующего в данный момент состояния
ума.»
Это действительно важно. Это не то состояние, когда, в то время как функционируют шесть сознаний, присутствующее в данный момент сознание просто ни о чем не думает или не следует за объектами. Это основной момент. Многие из нас могут сказать: «Я достиг состояния покоя ума» или «Я поддерживаю состояние природы ума», хотя на самом деле им просто удалось ненадолго отложить сумятицу мыслей и дать своему уму немного отдохнуть. Когда Додрупчен говорит о ясном свете, он имеет в виду совсем другое:
«Это не просто означает, что вы напрямую ознакомлены с ясным светом и
поддерживаете его на основе присутствующего в данный момент состояния ума.
Здесь осознающий аспект ясного света, или лучезарного ригпа…
Здесь он говорит о лучезарном ригпа, которое появляется из сущностного ригпа:
»Здесь осознающий аспект ясного света, или лучезарного ригпа, предстает
обнаженным, и вы все дальше проникаете в глубины ясного света, что называется
достижением тепла. Это соотносится с практиками ясного света из материнских
тантр, в которых работают с праной, каплями жизненной субстанции и каналами."
В Дзогчене осознающий аспект ясного света таков, что даже если кажется, будто
объекты продолжают возникать…
Проявление объектов продолжается, но даже если они возникают, ригпа по-прежнему присутствует, и таким образом…
… даже если кажется, что объекты продолжают возникать, это возникает ригпа,
которое не поймано этими объектами,
Здесь сказано, что ригпа не следует за объектами двойственного цепляния, внешними и внутренними, и предстает обнаженным. Оно «возникает» в том смысле, что остается в собственной основе.
… и на этой основе вы тренируетесь. Это может полностью заменить медитацию на
каналы, жизненную энергию и тонкие жизненные субстанции.
Вот о чем говорит Додрупчен Джигме Тенпе Ньима.
Итак, в этой точке, в том, что касается опыта переживания изначального ума ясного света, подходы тантрических традиций как новых, так старых переводов, полностью совпадают. Если вы понимаете отличительную особенность подхода Дзогчена, значит, вы действительно сможете понять, в чем состоит его уникальность.
Перевод с английского: С. Хос и А. Розова.
Материал подготовлен на основе книги «Далай-лама о Дзогчен», изданной в издательстве «Открытый мир» в 2007 г.
Уникальность учения Дзогчен.
Если разные подходы различных традиций приводят к одной цели, тогда почему именно Дзогпаченпо, или Ати-йога, считается вершиной всех Колесниц?
В своей работе «Сокровищница Дхармадхату» Лонгченпа пишет:
«Ати, Колесница нерушимой сути — это сущность и вершина всех Колесниц. Она возвышается подобно величественному горному пику, стоящему посреди четырех континентов.»
В Тантре «Великого Естественно Возникающего Осознания» сказано:
«Вершина всех воззрений — это Ати, Дзогпаченпо.»
Уникальность подхода учения Дзогчен состоит в том, что здесь в процесс медитации не вовлекаются грубые уровни ума, такие, как дискурсивное и понятийное мышление. С самого начала вы позволяете самопроявиться переживанию ясного света — оно как будто осязаемое, прямое, непосредственное и обнаженное.
Сейчас я приведу цитаты из текста Додрупчена Джигме Тенпе Ньимы. Там сказано:
«В отцовских тантрах обнаженный ясный свет постигается через силу обуздания жизненной энергии-праны. По мере овладения праной переживание ясного света будет становиться все глубже и устойчивей.»
Таким образом, в отцовских тантрах ясный свет проявляется при сосредоточении на основной практике жизненной энергии-праны.
«В материнских тантрах тренируются в йоге ясного света. Сияющее и великолепное переживание ясного света раскрывается и становится все сильнее по мере того, как набирает силу практика туммо и повышается способность работать с тонкими жизненными субстанциями (тигле).»
Итак, в этих двух отрывках говорится о том, что ясный свет является основой йоги тонкой энергии в отцовских тантрах и основой йоги тонких жизненных субстанций в материнских. Таким образом:
«Чем выше уровень накопленной жизненной энергии или чем больше возрастает
великое блаженство, в той же мере отсекаются мысли и растворяются
умственные построения, и неуклонно проясняется переживание ясного света.»
Здесь Додрупчен говорит как о материнских, так и об отцовских тантрах, принадлежащих традиции новых переводов. Далее:
«Разница состоит лишь в том, чему уделяется большее внимание, поскольку
обе характеристики принадлежат обоим подходам.»
Если оставить в стороне вопрос о том, на чем делается основной упор в практике, можно сказать, что как в материнских, так и в отцовских тантрах фокусируются и на жизненной энергии-пране, и на тигле, поэтому оба метода можно обнаружить и том и в другом классах тантры. И в отцовских, и в материнских тантрах особое внимание уделяется мудрости единства блаженства и пустоты, и с этой позиции как отцовские, так и материнские тантры можно отнести к недвойственным. Вот что говорится о глубине и уникальных особенностях учения Дзогчен:
«В учении Дзогчен на основе самого ясного света образ пребывания ясного света
становится очевидным и несомненным в аспекте ригпа, или подлинного знания. Здесь
никакие заблуждения или искажения, вызванные рассудочным мышлением, не
препятствуют переживанию ясного света.»
Додрупчен говорит «на основе самого ясного света», а не «ясным светом». Он утверждает, что «аспект ригпа, или подлинного знания» либо делает ясный свет «очевидным и несомненным», либо попадает под власть понятий.
«Он не создается заново как результат взаимодействия причин и условий…»
… поскольку он уже изначально присутствует, в себе и из себя. Здесь говорится о «лучезарном ригпа» или " ригпа в аспекте энергии". Лучезарное ригпа — это то, которое возникает из Основы и является проявлением Основы. На самом деле, то, что я говорю о проявлении Основы, означает, что я объясняю вам Дзогчен, но использую для этого терминологию тантрической традиции новых переводов.
Вместерожденный изначальный ум ясного света считается природой ума, или абсолютной основой сознания. Пять сознаний органов чувств и им подобные, то есть те виды сознания, которые возникают при соприкосновении с грубыми материальными объектами, проявляются по своей сути как чистое и осознающее состояние. Если вы спросите, создано ли оно сознанием, я отвечу, что эта ясная сущность осознания происходит из изначального ума ясного света. В таком случае, вместерожденный изначальный ум ясного света можно считать основой или корнем всех сознаний. Именно поэтому грубые уровни сознания прекращаются в момент проявления очень тонкого окончательного ясного света. И наоборот, когда проявляется грубое сознание, переживание ясного света прекращается. Мы вынуждены употребить слово «прекращается», потому что оно отражает сущность происходящего, поскольку то, что мгновение назад было объектом переживания, прекращает им быть.
Итак, давайте вернемся к примеру с кунжутным семенем. Кунжутное семя насквозь пропитано кунжутным маслом. Подобно тому, как семя пропитано маслом, так и ясное, полностью пробужденное осознание насквозь пронизано ясным светом ригпа. Далее, это ясное осознающее качество обнаруживается в переживании алайи, также, как и в проявлениях основы. С этой точки зрения мы проводим различие между обычным умом и ригпа. То, что называется ригпа, — это удивительная особенность ясности и осознания.
Если мы станем говорить об этом необычайном качестве осознания, то описать его можно единственным способом: поскольку наличествует это ясное и осознающее сознание, постольку этот аспект ригпа, это ее особое, необычайное качество, уже присутствует. Этот аспект ригпа, этот вездесущий ясный свет, и есть так называемое сущностное ригпа.
Когда задействованы грубые уровни сознания, переживание изначального ума ясного света «прекращается». Тем не менее, и грубые уровни сознания также пронизаны качествами ясности и осознания. На самом деле все, начиная с проявления и возрастания до последующего достижения, пронизано ясным осознанием. Это особенное качество ригпа не является тем, что мы называем нашей истинной природой, природой непревзойденного беспрепятственного ригпа, но оно присутствует как качество, которое пронизывает эти состояния. Как только проявляются объекты органов чувств, в тот же момент грубый уровень сознания становится очевидным, но само сознание по своей природе всегда остается ясным и осознающим. Этот фактор, это необычайное свойство ригпа и есть лучезарное ригпа.
Поскольку это так, то даже в то время, когда очевидны лишь грубые уровни сознания, они пронизаны этим качеством ясного света ригпа. Это и есть то свойство ригпа, которое следует «обнажить». Это тайна, которая скрыта под покровом понятийного мышления и других факторов. Благодаря благословению учителя, силой своих благих заслуг и медитации на основе сущностных наставлений, вы можете получить прямое введение в это знание, и тогда даже в самой гуще возникающих грубых мыслей будете переживать это удивительное состояние беспрепятственного, всепроникающего ригпа. Это ригпа, которое присутствует среди всех мыслей, не следует ни за внешними, ни за внутренними объектами, и не цепляется за них, потому что оно способно пребывать, опираясь само на себя как на собственную основу.
Вначале это ясное, осознающее сознание пребывает в своей собственной основе. Затем вы достигаете алайи, стабильного состояния, в котором сознание остается непоколебимым и не следует за объектами. Постепенно вы углубляете это переживание. Алайя — пустое, притупленное, подобное бессознательности состояние ума. Не подпитывая мысли, не производя разделения на субъект и объект, оно лишено качества ясности. Это то, что называется «спокойная алайя, наделенная качествами притупляющего оцепенения».
Превзойдя это состояние, вы испытываете ощущение, будто кто-то снял с вашей головы тяжелую шапку, потому что состояние ригпа становится полностью очевидным и ясным. Нет ни внешнего, ни внутреннего, ничего, похожего на «то» или «это», нечего переживать, потому что нет переживающего, и отсутствует всякое деление на субъект и объект. В то же время это состояние не является бессознательным, и совсем не значит, что, находясь в нем, вы вообще не думаете. Ригпа нельзя найти тем же путем, каким сознание узнает свои объекты. Это необычайное состояние осознания, где все объекты познания, внешние и внутренние, словно возвращаются обратно в него.
Когда вы были прямо ознакомлены и распознали этот осознающий аспект ясного света, вы сможете идентифицировать его даже в самой гуще возникающих мыслей. Поскольку то, с чем вы были напрямую ознакомлены, способно оставаться в собственной основе, у вас появляются благоприятные условия для глубокого переживания возникновения ясного света. Вам не нужно вовлекать в этот процесс ни мысли, ни идеи, ни что-либо еще. Уникальное качество основополагающего врожденного ума ясного света вам уже знакомо, потому что вы получили это переживание во время прямого введения. Вы фокусируете внимание на этой основной опоре и в результате входите в ни с чем не сравнимое переживание. В этом состоит уникальная особенность Дзогчена.
Додрупчен продолжает:
«Он не создается заново как результат взаимодействия причин и условий, но
присутствует с самого начала. Ясный свет приходит силой своей собственной тонкой
энергии и пробуждается в ясность; не допуская того, чтобы он рассеялся, и не
теряя, вы обнажаете его и делаете единственным пунктом своего сосредоточения.»
Когда вы находитесь в более грубых состояниях сознания, чем переживание ясного света, например, когда множатся и исчезают мысли, тогда грубое сознание и ясный свет смешиваются между собой. Если здесь вы не сможете сфокусироваться на ключевом моменте своей практики, тогда очень трудно различить мысли и ясный свет. Подход учений Тайной Мантры в этом случае состоит в решительном пресечении мыслей, что должно привести к переживанию ясного света. Но в Дзогчене, опираясь на сущностные наставления, вы сосредотачиваетесь на обнаженно присутствующем осознающем качестве ясного света. Далее:
«Он не создается заново как результат взаимодействия причин и условий, но
присутствует с самого начала. Ясный свет приходит силой своей собственной тонкой
энергии и пробуждается в ясность; не допуская того, чтобы он рассеялся, и не
теряя, вы обнажаете его и делаете единственным пунктом своего сосредоточения.»
Ключевым моментом является осознание, которое способно ясно воспринимать способ
пребывания пространства-основы и мудрости. На базе этого обретается постижение
ясного света, сияющего в своем великолепии подобно тысяче миллионов солнц и
становящегося все более и более ясным.
Теперь о том, что именно делает подход Дзогчена таким уникальным и выдающимся:
«Процесс собирания грубой жизненной энергии в центральном канале или пылание и
таяние красной и белой капель тонкой жизненной субстанции происходит только
тогда, когда вы занимаетесь этой практикой.»
Поскольку в данном случае переживания возникают только в результате приложенных вами усилий, Додрупчен говорит о том, что это «происходит только тогда, когда вы занимаетесь этой практикой». Но в Дзогчене другой подход. Даже если мысли активны, они насквозь пронизаны ригпа. Поэтому всепроникающее качество ясного света ригпа присутствует всегда, даже когда возникают сильные эмоции, такие, как привязанность или отвращение. Это ригпа вы искали, чтобы распознать его, выдвинуть на первый план, обнажить и использовать в практике.
«Здесь, в Дзогчене, поскольку естественный способ существования ясного света
подобен нераздельности солнца и его лучей, если вы способны через это выявить
сияние подлинного ума, тогда вы сможете поддерживать переживание ясного света в
медитации без перерывов, без прихода и ухода.»
Даже после занятия медитацией, когда уже задействованы шесть грубых видов сознания, вы находитесь в прямом введении в знание на основе ясного света ригпа. Следовательно, можно считать, что и вне формальной практики вы также находитесь в состоянии медитации. Здесь сама суть медитации состоит в отсутствии разделения на субъект и объект. Итак, если ваше ригпа способно поддерживать само себя и сохранять стабильность, результатом этого станет состояние, в котором «нет разницы между медитацией и постмедитацией». Его Святейшество цитирует из «The Special Teaching of the Wise and Glorious King.» То есть здесь говорится о неотличимости периодов формальной медитации и перерывов между ними.
Поэтому:
«Вы сможете поддерживать переживание ясного света в медитации без перерывов,
прихода и ухода. Это не просто означает, что вы напрямую ознакомлены с ясным
светом и поддерживаете его на основе присутствующего в данный момент состояния
ума.»
Это действительно важно. Это не то состояние, когда, в то время как функционируют шесть сознаний, присутствующее в данный момент сознание просто ни о чем не думает или не следует за объектами. Это основной момент. Многие из нас могут сказать: «Я достиг состояния покоя ума» или «Я поддерживаю состояние природы ума», хотя на самом деле им просто удалось ненадолго отложить сумятицу мыслей и дать своему уму немного отдохнуть. Когда Додрупчен говорит о ясном свете, он имеет в виду совсем другое:
«Это не просто означает, что вы напрямую ознакомлены с ясным светом и
поддерживаете его на основе присутствующего в данный момент состояния ума.
Здесь осознающий аспект ясного света, или лучезарного ригпа…
Здесь он говорит о лучезарном ригпа, которое появляется из сущностного ригпа:
»Здесь осознающий аспект ясного света, или лучезарного ригпа, предстает
обнаженным, и вы все дальше проникаете в глубины ясного света, что называется
достижением тепла. Это соотносится с практиками ясного света из материнских
тантр, в которых работают с праной, каплями жизненной субстанции и каналами."
В Дзогчене осознающий аспект ясного света таков, что даже если кажется, будто
объекты продолжают возникать…
Проявление объектов продолжается, но даже если они возникают, ригпа по-прежнему присутствует, и таким образом…
… даже если кажется, что объекты продолжают возникать, это возникает ригпа,
которое не поймано этими объектами,
Здесь сказано, что ригпа не следует за объектами двойственного цепляния, внешними и внутренними, и предстает обнаженным. Оно «возникает» в том смысле, что остается в собственной основе.
… и на этой основе вы тренируетесь. Это может полностью заменить медитацию на
каналы, жизненную энергию и тонкие жизненные субстанции.
Вот о чем говорит Додрупчен Джигме Тенпе Ньима.
Итак, в этой точке, в том, что касается опыта переживания изначального ума ясного света, подходы тантрических традиций как новых, так старых переводов, полностью совпадают. Если вы понимаете отличительную особенность подхода Дзогчена, значит, вы действительно сможете понять, в чем состоит его уникальность.
Перевод с английского: С. Хос и А. Розова.
Материал подготовлен на основе книги «Далай-лама о Дзогчен», изданной в издательстве «Открытый мир» в 2007 г.
256 комментариев
Кто мне тут рассказывал, что «Ясный Свет — это объект для Осознавания?»
И что «есть некое ТО, что являет себя как Ясный Свет?»
А?
Вы теперь понимаете, насколько вы не в теме? И вот зачем людей вводить в заблуждение?
В этом тексте чётко сказано, что Ясный Свет — это основа осознавания.
Хорошее сравнение с Солнцем и его лучами. Т.е. Солнце — это Ясный Свет (ригпа Основы). Лучи -осознавание (лучезарное ригпа).
О чём тут речь, в этом тексте?
Не нужно думать, что у вас раскроется Ясный Свет на раз-два.
Вот, когда вы практиковали йогу энергии, йогу иллюзорного тела и йогу Ясного Света. И всё-таки раскрыли Ясный Свет. То, позже нужно привнести Ясный Свет в повседневную жизнь, вне практик. А как это сделать? Вот тут и объясняется, что опорой для раскрытия Ясного Света служит само осознание. Т.е. вы просто пребываете в осознании и вам раскрывается Ясный Свет. Но, это легко и просто, когда уже всё реализовано. Поначалу, конечно это невозможно.
Т.е. 6 йог Наропы плавно перетекают в Дзогчен.
Кто тут ржал надо мной, когда я говорил, что «Ясный Свет — это естественное состояние, ригпа»?
А ведь я не читал этот текст ранее.
И слово Свет у них вызывает отторжение неясного происхождения:) и даже не важно что правда, лишь бы я прав)))
Ну и все на своих местах, свои опыты проходят
Конкретно!
Как практикующий может понять, что он постиг ясный свет? Какие феномены на это указывают?
Здесь нужен опыт того что есть до него и после.
Смена состояний.
Невозможно объяснить марсианина ситуацию на Альфа центавре
Не знаю о какой Двойственности можно говорить.
Двойственность искусственная.
А какой ее объявишь, искусственной или естественной, сути происходящего не меняет.
Боишься ты или нет.
Если ты видишь.
А если ты не переживаешь прямо сейчас Ясный Свет, то ты в двойственности и в иллюзии. И все твои разговоры про недвойственность и иллюзорность — обычная болтовня. Ты ещё в Пути!
Любое переживание феноменально по своей природе. Как быть с этим обстоятельством?
Так что такое «переживание ясного света»?
Тебе пока нечего называть, обсуждать, сравнивать. Разговор ни о чём.
Мне своих опытов хватает выше крыши!
Есть термин «ясный свет»! Я задал простой вопрос: как практикующий может понять, что он пережил ясный свет?
Тут ты заявляешь, что ясный свет — не феномен!!!
Прости, но это абсурд! Не феномены не переживают!
Так ответ будет на вопрос? Чи шо?
Только через практику и прохождение всех стадий умирания. Последней стадией смерти будет Ясный Свет.
Это нужно знать и практиковать метод. И то, люди путаются.
А ты не делая эту практику хочешь понять. Прости, но это абсурд.
Я готов ещё объяснить практикующему 6 йог Наропы. И он будет слушать, а не спорить и доказывать.
Более того, я много раз уже объяснял всю последовательность, от а до я. Но, у тебя в одно ухо влетело, а в другое вылетело. Значит, тебе это не нужно или не готов пока что. Иди своим путём. От меня ты что хочешь?
Не устраивают мои ответы — читай книжки.
Сказать по существу вопроса тебе нечего.
Собственно, было ожидаемо.
А ты маленький дятел.
Как и я, как и все мы
Это типа ознакомительная статья для третьеклассника на тему квантовой механики. Школьник понимает, что все это конечно квантовое, по ому что термины из квантовой механики.))
Вот такие тексты отвращают садхаков от дзогчен. Надолго или навсегда.
Разбираться в этой мутотени которую нагородили видимо садхаки и переводчики нет никакого смысла.
Одно только «мудрость единства блаженства и пустоты» чего стоит)))
Че со всем этим делать?))
А раз ты ничего не понял, это лишь говорит о том, что у тебя нет такого опыта. Вот и всё. Но, это не значит, что нужно хаять то, что ты не понимаешь.
Настолько чётко, внятно, ясно и понятно, я просто в восторге.
Осознанность — это проявление Ясного Света, как лучи Солнца. И пока у вас нет такого опыта, будьте скромнее.
Лучше спросите, как это реализовать.
Называть Осознанность Ясным Светом — это заблуждение и отсутствие опыта. Вы всё ещё в Пути.
Далай-лама этим текстом указывает вам на ваше заблуждение. Поспорьте с ним.
Есть вот всякие урантии — там стремительным и яростным адептам тоже все близко и понятно, или теософское общество — тоже есть почитатели…
А ты подсел на русский перевод псевдо тибетских изделий американского интеллекта:))
Потому тебе все и понятно.
Только и слышно, как ты опытен, и какие профаны — другие.
Хто тебе так отбил яйца?:))
Они скоро перевесят твое эго!
Ты же сам просил Дракона позволить тебе сидеть на ресурсе и подбирать садхаков…
У меня даже скрины есть… И я их недавно приводил…
Дракон как-то просто отнесся… Сиди и пользуйся.
А ты ему нож в спину, да?
И какой ты ясный свет то после этого?:))
Неблагодарный кабан с распухшими от самомнения яйцами!:))
Типа вот есть супермаркет. Его держит Дракон.
Приходит Шура со своей лавочкой безделушек, и просит организовать торговое место на входе-выходе…
Ну пожалуйста… Жалко что ли…
И вот спустя какое время всякому заходящему и выходящему, Шура помимо втюхивания своих поделок рассказывает какой гад и сволочь Дракон.
А потом уже по субботам и объявления по всему супермаркету расклеивает — Дракон — ссука!:))
Мало того, что не умеет торговать и не имеет опыта торговли, так её и покупателей обсчитывает!
А вот Шура… Правильный и очень опытный торговец!
Ха:)))))
Проснись уже наконец.
Я пишу не только про Дракона. А про всех ктоякнутых и недореализованных. Показываю, где вы все застряли и куда вам ещё придётся идти.
А ты не хочешь вникать в обсуждаемую тему, а просто сводишь всё к якобы моей неприязни к Дракону. Это о чём говорит?
Этот сайт никогда не принадлежал Дракону. Тут Омешвара — админ, если ты не понял.
У меня нет ни одного ученика Дракона и они мне не нужны. У меня другая аудитория.
Дракон — это контент этого сайта.
И это стало событием в рунете десять лет назад.
А ты подъедаешься.
Моему сайту 10 лет. И там 1300 учеников. И к Дракону они не имеют никакого отношения, т.к. я занимался этим в моё отсутствие на этом сайте примерно 5 лет. Но, ты об этом не знаешь. А просто разжигаешь рознь, тебе это нравиться.
Забавляйся.
Ты у Дракона спроси, есть ли хоть 1 его ученик у меня? Он тебе ответит, что нет ни одного.
11 человек вместе с тобой:))
здесь, само по себе название, неплохо было застолблено для данного сайта у хостинга, звучное довольно.
Тут была куча людей, которые были не согласны с Драконом. А преподносится, как будто он тут что-то создал. Да он один из главных разрушителей, профанаторов и вредитетей. Кучу народа сбил с Пути, запутал. Даже крышу у людей сносило от его великого учения.
Эту хрень с противопоставлением придумал Дракон в своих личных целях, чтобы никто про него ничего не говорил. Умно, для лохов.
Я тебе уже это объяснил.
Лёша, прочти ещё раз этот текст. Здесь чётко описана разница про лучезарное ригпа, ригпа Основы и всепроникающее ригпа. И как они раскрываются.
Есть и другие тексты. Может найду и опубликую. Эта тема многократно обсуждалась и объяснялась.
Не знать эту тему и говорить, что «есть только одно ригпа», говорит о том, что ты даже теоретически не понимаешь эту тему, и опыта нет тем более. Ибо если бы был опыт, то ты искал бы объяснение и нашёл бы эти тексты.
Тибетский буддизм ты не знаешь. Изучай и практикуй.
Аннутара-йога тантра идёт ещё дальше на 2 ступеньки, которые я тебе описал. Иллюзорное тело Союза медитации и Иллюзорное тело Союза НЕмедитации. Такого опыта у тебя тоже нет.
Опять же, хорошо объясняется во многих текстах. Можно почитать, вникнуть, разобраться, сравнить со своим опытом. И тогда ты увидишь, что твой опыт соответствует лучезарному ригпа. Это самое начальное ригпа.
Обрати внимание, что Далай-лама не придумал эту тему, он комментирует текст Додрупчена Джигме Тенпе Ньимы.
А это признанный Мастер!
Я забыла имя того Свами, который открыл этот путь, превзойдя своего учителя
Ты хочешь поговорить со мной на тему Адвайты? Ты же и тут не разбираешься! Опять сядешь в лужу, продемонстрируешь отсутствие опыта и понимания.
Сиддхарамешвар Махарадж говорит максимум про Индивидуальное Сознание. На эту тему я давно писал.
Ты ищешь на кого бы тебе опереться, чтобы прикрыть высокопарными словами отсутствие опыта? Не получится. Я везде тебя тыкну носом в конкретные тексты, описания опыта конкретных Мастеров. А ты опять скажешь, что это чушь? Долго будешь прятаться, как страус в песок? Или таки хватит честности и смелости признать, что ты ещё в Пути?
И что же они видят по существу? :)))))
Тут одна tara и bodh тебя боготворят. Так вы из одной секты. Это неудивительно.
Ты выйти в люди, на сторонний ресурс, там тебя засмеют.
Серьёзное у тебя занятие, ничего не скажешь. :)))))))
Скачи сколько хочешь, мне пофиг. :)))))
Ты принёс сюда очередную пугалку «духовное эго»? :)))) Да кому это интересно? Очередная фантазия Дракона. Сколько таких сказок тут уже рассказывали всем на смех? :)))))
Хочешь ещё повеселить народ? Ну пожалуйста, скачи! Запасаюсь поп-корном. :)))
Ты живёшь в виртуальном пространстве!
В комментарии выше тоже?
Ты понятия не имеешь об Учении Дракона.
Поэтому всегда и везде переходишь на комментирование его личности, как Мастера.
Я вас внимательно слушаю и делаю вывод:«Редкостная чушь!»
Это чё за хрень? :))))) Ты хоть сам понял, что сказал? :))))
Я бы и не вспоминал о нём. Нафиг он мне нужен? :)
Даже Сущее уступает место Индивидуальному Сознанию, когда оно проявляет свою волю. Каждый проходит свой путь и опыт.
Случай с Агни-йогой довольно банальный.
Можно ли возродить этот ресурс? Эх! Большие сомнения. :)
А когда пишутся посты про хитрожопость и дураков.
То ХоХоХоХо! Даже не знаешь, как реагировать? :)
Как заметил один человек: Резко падает IQ всего сайта.
Никто тебе не поможет.
На деток не обижаются. :)
Т.е. ты сейчас подтверждаешь, что сказки Дракона противоречат признанным традиционным Учениям. Ок.
Как ты думаешь, почему традиционные Учения до сих пор существуют? Почему эти «трупы» до сих пор не разложились и прах не развеялся?
А всё потому, что эти «трупы» оживляют своей реализацией Окончательно-Просветлённые Мастера. И традиция будет жива до тех пор, пока будут Просветлённые Мастера в этой традиции. Что мы и наблюдаем. Каждый год кто-то уходит в тукдам. А что это такое? Это посмертная «медитация» на Ясный Свет и пребывание в Бардо в Иллюзорном теле. Т.е. метод работает. Стоит прислушаться.
А у вас что?
Пока сказки Дракона противоречат традиционным Учениям и не подтверждены реализацией. И внятных признаков реализации у вас нет. Гадание на кофейной гуще в стиле «слышу-слышу» — не аргумент, не критерий.
Смерть всё покажет, какие вы просветлённые.
Ты же говоришь, что всегда думаешь своей головой. Вот и подумай, на досуге. Бывает полезно.
От того, что ты голову в песок засунул, ничего не меняется. Жопа то наверху.
Ну кроме бла бла бла про иллюзорные тела…
Видимо ты не медитировала толком. И в оправдание пересказываешь глупые теории. Эти сказки для детей.
Я опираюсь на проверенные временем Учения.
Простыми, обычными предложениями.
Я воспринимаю прямой написанный текст.
Что за рай, что за фрактал, что за отражение, что за иллюзия, как продвигаю?
Я совсем не понимаю, что ты мне пишешь.
В Исламе есть такая поговорка:«Не слушай, что говорит мулла! Смотри, как живёт мулла!»
Я пишу в своём блоге.
А ты пиши в своём блоге.
Аналогично!
Где хочу, что хочу, то и пишу. Ты мне не указ.
Смирись.
А ты в сторонке пока посиди, совладелец. :)
Не много ли на себя берёшь?
Ты говоришь про обычную осознанность. Хватит врать себе и другим! Не смешно уже.
А сейчас призовём непримиримого и принципиального борца с хитрожопыми — Бодха. И проверим, насколько он принципиален, или тоже голову в песок.
ganga.ru/author/siddharameshvar-maharadzh
Энергия и Полнота.
Энергия и Пустота.
Энергия и Свет.
Полнота и Пустота.
Полнота и Свет.
Пустота и Свет.
Как это переживается? Раскрывается?
advaitaworld.com/blog/satsang/25655.html
Либо намерянно троллишь те Учения, до которых ещё не созрела.
Что он там сказал такого уникального? То, что самоисследование быстрее, чем мантру читать? Так кто с этим спорит? Да, это так.
А при чём тут Ваджраяна Буддизма? Ты абсолютно не знаешь это Учение, чтобы сравнивать с другими Учениями. Так что лучше помолчи, так будет честно.
Самоисследование приводит максимум к индивидуальному Сознанию. Точка. А дальше нужны другие методы, которые есть в Ваджраяне Буддизма и в ПараАдвайте. Изучи хотябы теоретически. И не говори не подумав. Ибо выглядишь глупо. Дилентство! Смешно уже вас всех слушать.
Говори из опыта и опирайся на общепризнанные, традиционные Учения, которые можно найти в открытом доступе, изучить, практиковать, чтобы можно было сверить со своим опытом.
Мои слова о том, что у вас недостаточно опыта и понимания, ты воспринимаешь как оскорбление. А это просто констатация факта, не более. Смирись.
Ты же уже все сказал о местной публике.
А вот вы никак не можете это принять.
О чём я вру?
Я очень внимательно СЛУШАЮ. Слушаю и интеллектуально и энергетически, как звучит другое индивидуальное Сознание.
Ты же не слушаешь другого, просто талдычешь: читайте, изучайте.
Нет гибкости что ли. Ведь интернет — общение это возможность объяснить или протранслировать вербально, в первую очередь, или через СЕБЯ.
Ты заранее в позиции «сверху», в превосходстве над другими.
Вот задала вопрос про проявление пар. Если ты Мастер, который действительно работает на уровне энергии, то ты сможешь объяснить.
Ты даже нигде не ищешь точки соприкосновения в общении. :)
ТАК С КЕМ ТЫ ТУТ МОЖЕШЬ ОБЩАТЬСЯ НА РАВНЫХ?
Ты не ответил.
Только Сам с собой? :)
Мы нужны для подтверждения твоей крутости?
Ты не способна слышать. Ты ретранслируешь чужие идеи, которые приняла на веру. А если и слушаешь, то воспринимаешь всё через призму этих идей.
Я могу рассказать только то, что сам прошёл. И это логично. НО, тебе это не нужно. Ты опять выворачиваешь эту тему в свою сторону, как тебе выгодно. Так о чём с тобой говорить? Иди своим путём, слушай сказки Дракона и оставь меня в покое.
Свои детские обиды проработай.
Я не занимаюсь философией, разглагольствованием.
Если хочешь у меня обучаться, то путь простой:
1. Получить посвящение — передача силы и способности практиковать.
2. Получить метод и практиковать.
3. Задавать вопросы только по этому методу.
4. Повторить всё сначала начиная с пункта 1.
Но, ты не хочешь у меня обучаться. Это же очевидно. Ты хочешь мне рассказать бредни Дракона. А мне это не интересно. Ты принижаешь традиционные, признанные Учения и сектантски возвеличиваешь бредни Дракона. Везде и всюду втюхиваешь. А ведь тебя никто не просит.
Вот, с какой целью ты спросила? Ответь честно, хотя бы себе. Хочешь меня проверить в чем-то, диагноз мне поставить? Ты считаешь себя самой умной? Это зря, это не так.
Я не доставил тебе такое удовольствие в чём-то меня укусить и ты обиделась, как ребёнок.
Ты уже проявляешь неуважение, изначально. Но, при этом требуешь уважение к себе. Как это умещается в твоей голове?
У меня нет ответа на то, как проявляются эти пары.
Думала, что может, ты с позиции твоего опыта ответишь. Ты кстати, немножко писал об этих парах
Я тут при чём? Я не последователь Дракона и понятия не имею, о чём он говорит. ОН меняет смысл слов на ходу в процессе одной беседы. А ты хочешь, чтобы я комментировал его теорию?
Я писал с позиции Аннутара-йога-тантры по Единство метода и мудрости, про постижение Пустоты с опорой на разные методы: энергия, блаженство, иллюзорное тело, Ясный Свет. Вот об этом я могу рассказать.
А о чём Дракон говорит и что имеет ввиду под этими «парами» я понятия не имею. У него и спроси.
Он склонен придумать свой язык, придавать новый смысл словам, до неузнаваемости изменить. Как в таком случае ты хочешь, чтобы я это комментировал? Сначала нужно термины согласовать. А с кем согласовывать? С автором этих терминов, теорий. Я с ним не общаюсь. Спроси у него, у его последователей. У меня зачем спрашивать?
Без комментариев.
Тонкий лёд.
Я уже наслушалась сегодня в свой адрес.:)
Зато мы имеем красивый безудержный полет Карузо
ты в таком омрачении… мама не горюй…
Лёша, ты демонстрируешь хитрожопость!
А честно и смело признать, что у тебя просто нет такого опыта, слабо?
Успехов тебе на твоём нелёгком пути!
Ты даже и тут лоханулся.