23 октября 2024, 18:20
4 йоги Махамудры
Медитация шаматха в практике Махамудры — первый этап из четырех йог?
Часто ассоциируемая с йогой однонаправленности, шаматха махамудры содержит наставления о том, как сидеть в правильной позе, называемой семиточечной позой Вайрочаны. Учение Махамудры шаматхи также включает в себя наставления о том, как работать с умом, который испытывает различные препятствия для сосредоточения, такие как поднимание взгляда, когда человек чувствует себя тупым или сонным, и опускание его снова, когда он чувствует себя чрезмерно возбужденным. Обычно учат двум типам Махамудры шаматхи:
шаматха с поддержкой и шаматха без поддержки.
Махамудра шаматха с поддержкой предполагает использование объекта внимания, к которому медитирующий постоянно возвращает свое внимание. Ванчук Дордже упоминает, что можно использовать самые разнообразные опоры, визуальные объекты, такие как пламя свечи, а также звуки, запах и т. д.
Одна из основных техник, используемых в Махамудра-шаматхе с поддержкой, — это внимательность к дыханию (Шанапанасмрити). Внимательность к дыхательной практике считается глубоким средством успокоения ума, чтобы подготовить его к следующим этапам. Для Кагьюпы, в контексте Махамудры, внимательность к дыханию считается идеальным способом для медитирующего перейти к восприятию самого ума как объекта медитации и порождению випашьяны на этой основе. Выдающийся современный мастер школы Кагью / Ньингма Чогьям Трунгпа, выражая точку зрения Махамудры Кагью, писал: «Ваше дыхание — это самое близкое, что вы можете представить себе в своем уме. В некотором смысле это портрет вашего ума… Традиционная рекомендация в линии медитации, которая развивалась в традиции Кагью-Ньингма, основана на идее смешения ума и дыхания.»
Шаматха без поддержки или безобъектная медитация означает отдых ума без использования определенной фокусной точки или объекта концентрации. Согласно Реджинальду Рэю, в этой практике » глаза открыты, и человек смотрит прямо перед собой в пространство, направляя свой ум ни к чему вообще.»
В Гелуг-Сутре Махамудры техники саматхи подобны изложению Кагью.
Практика второго уровня 4 йог Махамудры — медитация випашьяна
Подробные инструкции для практик прозрения — это то, что делает махамудру (и Дзогчен) уникальными в тибетском буддизме. В «Махамудре випашьяне» Вангчук Дордже дает десять отдельных созерцаний, которые используются для раскрытия сущностного ума внутри; пять практик «смотрения» и пять практик «указания» на природу ума. Все они предполагают определенный уровень спокойствия, культивируемый махамудрой шаматхой. В ретрите каждому созерцанию обычно назначались определенные периоды времени.
Пять практик для «смотрения» на природу ума заключаются в следующем:
1) Глядя на спокойный ум. Человек постоянно смотрит на неподвижное состояние ума, возможно, задавая вопросы, чтобы пробудить осознание, например: «какова его природа? Она совершенно неподвижна?»
2) Глядя на движущийся или думающий ум. Человек пытается внимательно исследовать возникновение, существование и прекращение мыслей, возможно, задавая себе вопросы, чтобы лучше понять этот процесс, например: «как он возникает? Какова же его природа?»
3) Глядя на ум, отражающий внешние проявления. Мы смотрим на то, как в опыте происходят явления внешних чувств. Обычно в качестве субъекта берется визуальный объект. Человек постоянно смотрит на объект, пытаясь увидеть, как именно эта видимость возникает в уме, и понять природу этого процесса. Кто-то, возможно, задает такие вопросы, как «какова их природа? Как они возникают, пребывают и исчезают? Отличается ли их первоначальное появление от того, как они в конечном итоге поняли?»
4) Глядя на ум по отношению к телу. Человек исследует такие вопросы, как «что такое ум? Что такое тело? Является ли тело нашими ощущениями? Каково отношение наших ощущений к нашему ментальному образу нашего тела?»
5) Глядя на устоявшиеся и движущиеся умы вместе. Когда ум неподвижен, человек смотрит на это, а когда ум находится в движении, он смотрит на это. Человек исследует, являются ли эти две стадии одинаковыми или разными, задавая такие вопросы, как: «если они одинаковы, то в чем же их общность? Если они разные, то в чем разница?»
Практика «указания на природу ума» строится на этих принципах. Теперь человек снова смотрит на каждого из пяти, но на этот раз постоянно спрашивает себя: «что это такое?»
В этих практиках человек пытается распознать и осознать точную природу, соответственно:
Устоявшийся ум,
Движущийся или думающий ум,
Ум, отражающий видимость,
Отношение ума и тела,
Устоявшийся и думающий ум вместе.
Вышеприведенные практики не имеют конкретных «ответов»; они служат для того, чтобы побудить человека с течением времени все более и более пристально изучать опыт, стремясь понять, что же там действительно есть.
Гелуг-сутра Махамудра, представленная Чокьи Гьялценом, практикует уникальный Гелуг-стиль выполнения випашьяны, основанный главным образом на Гелуг-Мадхьямаке. По словам Роджера Джексона:
В настоящей сессии медитации это включает, прежде всего, анализ того, действительно ли медитирующий, достигший спокойной уравновешенности, может быть найден в конечном смысле. Ища медитирующего как внутри, так и вне различных элементов, человек нигде не встречает медитирующего; ища предельность в явлениях (дхармах), он нигде не встречает ее. Таким образом, человек приходит к пребыванию в подобном пространству осознании пустотной природы как личности, так и дхарм. Далее (или, наоборот) более тщательно исследуется, можно ли найти сам ум в предельном смысле: обнаруживается, что он имеет условную природу потока осознания и ясности, но не имеет предельности, не имеет истинного существования.
Короче говоря, следует признать, что любое существующее, которое возникает, будь то объект ума или сам ум, является просто концептуальным, пустым и-как говорит Чо гьян, цитируя своего гуру, Сан гья йе ше, — » когда... вы уравновешены однонаправленно на этом, чудесно!” (GBZL: 4а; транс. Далай-Лама и Берзин: 100; YSGM: 30b).
В период между сеансами медитации (rjes thob) человек должен воспринимать все явления как обманчивые (sgyu ma), как существующие иначе, чем они кажутся, но в то же время он должен признать, что их предельная пустота не препятствует их обычному функционированию, так же как обычное функционирование не дает им истинного существования.
Экстраординарные практики медитации
Практика обычной медитации в конечном счете приводит человека к йоге простоты, которая, согласно Гампопе, есть «понимание сущностного состояния этого осознания [однонаправленности] как не-рожденной [пустоты], выходящей за пределы концептуальных модусов реальности и нереальности.Человек видит все явления такими, какие они есть, неконцептуально, вне пределов существования и небытия.
Один вкус — все многообразие целостности
Согласно Гампопе, йога Единого вкуса — это » понимание различных проявлений как единого целого с точки зрения их внутренней природы.»
Говорит Пхагмо Друпа:
Медитируя на единый вкус всех вещей, медитирующий познает единый вкус всех этих вещей. Разнообразие видимостей и непознаваний, ум и пустота, пустота и непустота-все это один вкус, неразличимый в своей внутренней пустоте. Понимание и отсутствие понимания-это один вкус; медитация и не-медитация неразличимы; медитация и отсутствие медитации объединены в один вкус; различение и отсутствие различения-это один вкус в пространстве реальности.
Не-медитация
Гампопа утверждает, что не-медитация — это «непрестанное осознание единства видимости и ее внутренней пустоты.»
Говорит Пхагмо Друпа:
Совершенствуя эту стадию [не-медитации], медитирующий достигает обнаженного, ничем не поддерживаемого осознания. Это неразличающее осознание и есть медитация!
Выходя за пределы двойственности медитации и медитирующего, внешней и внутренней реальностей, медитирующее осознавание растворяется в своей сияющей ясности. Выходя за пределы интеллекта, он лишен двойственности медитации и пост-медитации. Такова квинтэссенция ума.
Источник статьи
Часто ассоциируемая с йогой однонаправленности, шаматха махамудры содержит наставления о том, как сидеть в правильной позе, называемой семиточечной позой Вайрочаны. Учение Махамудры шаматхи также включает в себя наставления о том, как работать с умом, который испытывает различные препятствия для сосредоточения, такие как поднимание взгляда, когда человек чувствует себя тупым или сонным, и опускание его снова, когда он чувствует себя чрезмерно возбужденным. Обычно учат двум типам Махамудры шаматхи:
шаматха с поддержкой и шаматха без поддержки.
Махамудра шаматха с поддержкой предполагает использование объекта внимания, к которому медитирующий постоянно возвращает свое внимание. Ванчук Дордже упоминает, что можно использовать самые разнообразные опоры, визуальные объекты, такие как пламя свечи, а также звуки, запах и т. д.
Одна из основных техник, используемых в Махамудра-шаматхе с поддержкой, — это внимательность к дыханию (Шанапанасмрити). Внимательность к дыхательной практике считается глубоким средством успокоения ума, чтобы подготовить его к следующим этапам. Для Кагьюпы, в контексте Махамудры, внимательность к дыханию считается идеальным способом для медитирующего перейти к восприятию самого ума как объекта медитации и порождению випашьяны на этой основе. Выдающийся современный мастер школы Кагью / Ньингма Чогьям Трунгпа, выражая точку зрения Махамудры Кагью, писал: «Ваше дыхание — это самое близкое, что вы можете представить себе в своем уме. В некотором смысле это портрет вашего ума… Традиционная рекомендация в линии медитации, которая развивалась в традиции Кагью-Ньингма, основана на идее смешения ума и дыхания.»
Шаматха без поддержки или безобъектная медитация означает отдых ума без использования определенной фокусной точки или объекта концентрации. Согласно Реджинальду Рэю, в этой практике » глаза открыты, и человек смотрит прямо перед собой в пространство, направляя свой ум ни к чему вообще.»
В Гелуг-Сутре Махамудры техники саматхи подобны изложению Кагью.
Практика второго уровня 4 йог Махамудры — медитация випашьяна
Подробные инструкции для практик прозрения — это то, что делает махамудру (и Дзогчен) уникальными в тибетском буддизме. В «Махамудре випашьяне» Вангчук Дордже дает десять отдельных созерцаний, которые используются для раскрытия сущностного ума внутри; пять практик «смотрения» и пять практик «указания» на природу ума. Все они предполагают определенный уровень спокойствия, культивируемый махамудрой шаматхой. В ретрите каждому созерцанию обычно назначались определенные периоды времени.
Пять практик для «смотрения» на природу ума заключаются в следующем:
1) Глядя на спокойный ум. Человек постоянно смотрит на неподвижное состояние ума, возможно, задавая вопросы, чтобы пробудить осознание, например: «какова его природа? Она совершенно неподвижна?»
2) Глядя на движущийся или думающий ум. Человек пытается внимательно исследовать возникновение, существование и прекращение мыслей, возможно, задавая себе вопросы, чтобы лучше понять этот процесс, например: «как он возникает? Какова же его природа?»
3) Глядя на ум, отражающий внешние проявления. Мы смотрим на то, как в опыте происходят явления внешних чувств. Обычно в качестве субъекта берется визуальный объект. Человек постоянно смотрит на объект, пытаясь увидеть, как именно эта видимость возникает в уме, и понять природу этого процесса. Кто-то, возможно, задает такие вопросы, как «какова их природа? Как они возникают, пребывают и исчезают? Отличается ли их первоначальное появление от того, как они в конечном итоге поняли?»
4) Глядя на ум по отношению к телу. Человек исследует такие вопросы, как «что такое ум? Что такое тело? Является ли тело нашими ощущениями? Каково отношение наших ощущений к нашему ментальному образу нашего тела?»
5) Глядя на устоявшиеся и движущиеся умы вместе. Когда ум неподвижен, человек смотрит на это, а когда ум находится в движении, он смотрит на это. Человек исследует, являются ли эти две стадии одинаковыми или разными, задавая такие вопросы, как: «если они одинаковы, то в чем же их общность? Если они разные, то в чем разница?»
Практика «указания на природу ума» строится на этих принципах. Теперь человек снова смотрит на каждого из пяти, но на этот раз постоянно спрашивает себя: «что это такое?»
В этих практиках человек пытается распознать и осознать точную природу, соответственно:
Устоявшийся ум,
Движущийся или думающий ум,
Ум, отражающий видимость,
Отношение ума и тела,
Устоявшийся и думающий ум вместе.
Вышеприведенные практики не имеют конкретных «ответов»; они служат для того, чтобы побудить человека с течением времени все более и более пристально изучать опыт, стремясь понять, что же там действительно есть.
Гелуг-сутра Махамудра, представленная Чокьи Гьялценом, практикует уникальный Гелуг-стиль выполнения випашьяны, основанный главным образом на Гелуг-Мадхьямаке. По словам Роджера Джексона:
В настоящей сессии медитации это включает, прежде всего, анализ того, действительно ли медитирующий, достигший спокойной уравновешенности, может быть найден в конечном смысле. Ища медитирующего как внутри, так и вне различных элементов, человек нигде не встречает медитирующего; ища предельность в явлениях (дхармах), он нигде не встречает ее. Таким образом, человек приходит к пребыванию в подобном пространству осознании пустотной природы как личности, так и дхарм. Далее (или, наоборот) более тщательно исследуется, можно ли найти сам ум в предельном смысле: обнаруживается, что он имеет условную природу потока осознания и ясности, но не имеет предельности, не имеет истинного существования.
Короче говоря, следует признать, что любое существующее, которое возникает, будь то объект ума или сам ум, является просто концептуальным, пустым и-как говорит Чо гьян, цитируя своего гуру, Сан гья йе ше, — » когда... вы уравновешены однонаправленно на этом, чудесно!” (GBZL: 4а; транс. Далай-Лама и Берзин: 100; YSGM: 30b).
В период между сеансами медитации (rjes thob) человек должен воспринимать все явления как обманчивые (sgyu ma), как существующие иначе, чем они кажутся, но в то же время он должен признать, что их предельная пустота не препятствует их обычному функционированию, так же как обычное функционирование не дает им истинного существования.
Экстраординарные практики медитации
Практика обычной медитации в конечном счете приводит человека к йоге простоты, которая, согласно Гампопе, есть «понимание сущностного состояния этого осознания [однонаправленности] как не-рожденной [пустоты], выходящей за пределы концептуальных модусов реальности и нереальности.Человек видит все явления такими, какие они есть, неконцептуально, вне пределов существования и небытия.
Один вкус — все многообразие целостности
Согласно Гампопе, йога Единого вкуса — это » понимание различных проявлений как единого целого с точки зрения их внутренней природы.»
Говорит Пхагмо Друпа:
Медитируя на единый вкус всех вещей, медитирующий познает единый вкус всех этих вещей. Разнообразие видимостей и непознаваний, ум и пустота, пустота и непустота-все это один вкус, неразличимый в своей внутренней пустоте. Понимание и отсутствие понимания-это один вкус; медитация и не-медитация неразличимы; медитация и отсутствие медитации объединены в один вкус; различение и отсутствие различения-это один вкус в пространстве реальности.
Не-медитация
Гампопа утверждает, что не-медитация — это «непрестанное осознание единства видимости и ее внутренней пустоты.»
Говорит Пхагмо Друпа:
Совершенствуя эту стадию [не-медитации], медитирующий достигает обнаженного, ничем не поддерживаемого осознания. Это неразличающее осознание и есть медитация!
Выходя за пределы двойственности медитации и медитирующего, внешней и внутренней реальностей, медитирующее осознавание растворяется в своей сияющей ясности. Выходя за пределы интеллекта, он лишен двойственности медитации и пост-медитации. Такова квинтэссенция ума.
Источник статьи
15 комментариев
Кратко, но по существу.
Это выдержки.
Для интересующихся рекомендую прочесть всю статью. Там и про историю возникновения Учения Махамудра и про разные версии этого Учения в разных школах Буддизма. Много чего интересного.
Линия передачи школы Кагью делит учения Махамудры на три типа: «сутра Махамудра», «тантра Махамудра» и «сущность Махамудры» (махамудра взгляда или основы, махамудра пути и махамудра плода, или махамудра теории, махамудра практики и махамудра осуществления), в формулировке, которая, по-видимому, происходит от Джамгона Конгтрула.
Сутра Махамудра, как следует из названия, черпает свои философские взгляды и медитативные техники из традиции Сутраяны. Тантрическая Махамудра использует такие тантрические техники, как туммо, йога сновидений и осел, три из шести йог Наропы. Сущность Махамудры основана на прямом наставлении квалифицированного ламы, известном как указывающее наставление.
Всё оттуда же
Я так почти пол жизни провожу, когда не сплю!
Только вот отвлекают!
Но я тут же впадаю обратно…
Видимо я мастер недвойственности уже, или пока нет?
Это же только шаматха без поддержки или безобъектная медитация.
А дальше нужно практиковать випашьяну (Пять практик для «смотрения» на природу ума).
природа ума — изменчивость и неизменность.
ты куда смотришь?))
только не 5 минут, а 10 000 часов ;)
Я 100000 часов куда-то смотрю — и это изменчивость и неизменность.
Не стоит мистифицировать простые акты вроде дефекации:))
Важно длительное, непрерывное «смотрение» без отвлечения, без притягивания и отталкивания, без безразличия.
Ты 10 000 часов отвлекаешься. Не путай. ;)
С ошибками можно и миллион лет «смотреть». Толку ноль.
«Смотреть» нужно правильно, без ошибок. ;)
вот это самое главное. От чего отвлекаешься? Попробуй «без отвлечения» и непрерывно воспринимать отвлечение:))
Ты путаешь 2 ситуации:
1. Пока нет наблюдателя.
2. Уже нет наблюдателя.
Это как 1-я и последняя ступенька. Похоже, но не то пальто. ;)