24 октября 2024, 21:50

Ошибки сосредоточения

Сосредоточение на объекте должно быть однонаправленным, продолжительным, непрерывным, без отвлечения, без притягивания и отталкивания, без безразличия, без напряжения и чрезмерного расслабления.
Ошибки сосредоточения:
1. Отвлечение
2. Притягивание
3. Отталкивание
4. Безразличие

Притягивание и отталкивание вызывают напряжение в уме-теле.
Безразличие вызывает чрезмерное расслабление в уме-теле. И как следствие — вялый, сонливый, притуплённый ум.

Чтобы замечать эти ошибки, нужно быть внимательным к себе, наблюдать за своим телом-умом.
Если заметил, что отвлёкся от выбранного объекта, то просто верни внимание на выбранный объект.
Если заметил напряжение в теле-уме, то расслабься, отпусти эту фиксацию, зажим.
Если заметил расплывание, вялость, сонливость, притуплённость, то заостри на этом своё внимание.

Источник статьи

89 комментариев

AjnaYoga
Кратенько.
Vit7
а про сам объект сосредоточения?
AjnaYoga
В предыдущей статье 4 Йоги Махамудры написана последовательность «объектов» сосредоточения.
Сначала внешний, потом внутренний, потом пустота ума и т.д.
Vit7
начнем с внешнего.
на чем сосредотачиваться?
AjnaYoga
Любой объект чувственного восприятия: свет-цвет, звук, ощущение, вкус, запах.
Но, только один объект нужно выбрать. А не скакать вниманием с одного на другое. ;)
Vit7
этот объект может быть воссоздан воображением?
Например, свет не постоянен, цвет — имеет площадь и контрастирует, ощущение приходит и уходит, вкус тоже, запах также… Каким образом сохранить однонаправленное внимание?
AjnaYoga
этот объект может быть воссоздан воображением?
Тогда он станет внутренним объектом, отражение в уме.

Каким образом сохранить однонаправленное внимание?
На пламя свечи смотри, например.
Музыку слушай.
Вкус кофе смакуй.
Шагай по асфальту и ощущай, как стопы касаются асфальта.
и т.д.
И при этом не называй, не оценивай, не сравнивай, т.е. не болтай в уме. Просто воспринимай. Болтовня будет отвлечением.
Vit7
какой в этом смысл?
Пламя свечи шевелиться. Музыка — совершенно изменчива. Вкус кофе — пока кофе, от глотка до глотка, шаги дискретны… Ты уверен, что правильно понимаешь зачем нужно одностороннее внимание и каким должен быть объект?
AjnaYoga
Ещё раз повторю, чтобы ум успокоился, остановился.
А когда это произойдёт, то наблюдай пустой-спокойный ум, а объекты чувственного восприятия убери из наблюдения.
Hvoya
Чтобы ум остановился, ничего не надо наблюдать. Нужно выключить восприятие
AjnaYoga
Выключить восприятие можно только со спокойным умом. Иначе ты погрузишься в фантазии. Так происходит каждую ночь. Восприятие отключается, сновидение начинается.
Hvoya
Нет, когда ты выключаешь восприятие в бодрствовании, то и сны меняются. Никаких снов со сновидениями нет. Ложишься байки и утром встаешь пустой))
AjnaYoga
Просто сновидения не осознаются. Т.е. осознанность не включилась во время сна со сновидением.
Hvoya
Почему неосознаются? Я часто осы вижу
Не вещие сны, но и их тоже. Но осознанные сновидения вижу регулярно.
Но я не об этом, а о том, что выключенное воприятие отражается на снах. Их просто нет.
AjnaYoga
Если ум предварительно успокоен, то выключение восприятия позволяет полностью сосредоточиться на пустоте ума и не отвлекаться на объекты чувственного восприятия. Тем самым погрузиться ещё глубже. И на фоне пустого-спокойного ума будет видно возникновение мысли. Но, нужно не вовлекаться в эти мысли. Тогда они приходят и уходят. Тем самым вы утвердитесь в спокойном уме. Тогда и сновидений (как отражение впечатлений за день) будет меньше. Нет впечатлений — нет сновидений. Тут есть связь, да. По-этому в тёмный ретрит уходят.
Но, там начинается другая история. Начинают всплывать из памяти ранее накопленные впечатления, тогда сны обостряются.
Vit7
а куда ты денешь объекты физического восприятия?
Vit7
в чем смысл абстрагирования чувственности до первой дефекации?:))
AjnaYoga
уточни, ты о чём?
Vit7
о том, что умение игнорировать «объекты чувственного восприятия» не стоит и выеденного яйца.
AjnaYoga
Это нужно для того, чтобы фокус внимания перевести на пустоту ума и не отвлекаться. Объекты чувственного восприятия будут сильно отвлекать в самом начале. Даже если глаза-уши-нос закроешь.
Kleo
А ты что можешь сказать?))) Давай-ка совет пиши, раз столько критики накатал! :)))
Vit7
Дай поупрожняться во многословии.
AjnaYoga
А как же покой ума? :)
Vit7
Вторым потоком сознания! Который истинный!
Kleo
В тебя что, вселился путник или раф или релсам — я всех их путаю :))?
Смотри, а то не сможешь остановиться и всё, и всё — будешь комменты лесенкой писать ))))
Sofa
А внешний и внутренний относительно чего? Какой то центр подразумевается или чёткая граница между внутренним и внешним?
AjnaYoga
Vit7
прочел. Дыхание.
Что однонаправленно наблюдаешь? Вдох? Выдох? Промежуток?
AjnaYoga
Что однонаправленно наблюдаешь? Вдох? Выдох? Промежуток?
И вдох, и выдох, и промежуток. Это всё вместе и есть дыхание.
Vit7
и где тут однонаправленность?
можно также и «любовь» прилепить. Любовь к маме, родине, телятине, котам, — это же все вместе любовь:))
Что самое главное то в однонаправленном внимании? Ты ж читал дзогчен?:))
AjnaYoga
На другие объекты, на болтовню ума не отвлекайся.
Если смотришь на пламя свечи, то не отвлекайся на телевизор, например.
Если наблюдаешь дыхание, то не упускай из вида этот объект, не отвлекайся на пи**у и пирожки. ;)
Чё не понятно то? :)
Vit7
да ничего не понятно:))
У тебя сам объект — например телевизор — совершенная дискретность. Внимание следует за объектом.
Зачем нужна имитация практики, если твое внимание повторяет дискретный объект? Оно и так постоянно меняет объекты. Дискретность никуда не уходит. Она лишь закольцовывается. Что дальше?:))
Это как бы ты мне сказал — практикуй глубокий сон! Но я и так сплю глубоким сном:)
AjnaYoga
Когда ты направишь внимание на объект чувственного восприятия, то ум успокоится, остановится, перестанет болтать без умолку.
Тогда наблюдай этот пустой-спокойный ум.
Чё непонятно то?
Vit7
я так понимаю, что ценность практики не в том, чтобы сделать ум спокойным и остановить его деятельность.
Даже если он «остановится сам». Потому что как остановился, так и заведется опять.
Смысл однонаправленного внимания в освобождении потока мышления от наблюдателя:)))
Понимаешь?
AjnaYoga
Наблюдатель — это уже следующая стадия. Никакой наблюдатель не выделится, если не прошёл путь сосредоточения ума.
Vit7
а зачем выделять наблюдателя, если наблюдатель это субъект, у которого всегда есть объекты?:)))
Мы же хотим выйти за границы субъектно-объектных отношений? Или в чем тогда свобода «освобождения»?
AjnaYoga
Нужно двигаться шаг за шагом, постепенно.
Когда наблюдатель выделится, т.е. осознает сам себя, то наблюдай его, постигай. Тогда перейдёшь на следующую стадию. До выхода «за границы субъектно-объектных отношений» ещё далеко. ;)
Vit7
Наблюдать наюлюдателя, который выделился в результате наблюдения одного объекта?
AjnaYoga
«Наблюдать наблюдателя, который выделился в результате наблюдения» пустоты ума.
Так проще.
Vit7
И какой наблюдатель тут главный, последний и истинный?))
Vit7
О двух наблюдателях и пустом уме
AjnaYoga
Где ты увидел 2 наблюдателя?
Наблюдатель(осознание) наблюдает(осознаёт) самого себя и пустоту ума одновременно.
Vit7
А чего тогда выделилось?
AjnaYoga
Это просто такой способ объяснить.
Hvoya
Вот тут я с тобой согласна. Наблюдатель мешает тебе быть, это раздвоение и оценивание. Наблюдателя нужно грохнуть усилием воли. Я даже наблюдателя считаю контролем. А контроль это не свобода.
AjnaYoga
Наблюдателя нужно исследовать. ;) Тогда он сам исчезнет. ;)
AjnaYoga
Вот так:
Наблюдатель(осознание) наблюдает(осознаёт) самого себя и пустоту ума одновременно.
Vit7
А как же ОДНОНАПРАВЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ?!
Kleo
Грохать будет «грохающий», это тоже контроль — попытка что-то грохнуть, выкинуть и тд.
Я не мастер и не фломастер, но мне видится адекватнее — оставление в покое осознания. Оно осознается — и прекрасно… а не осознается ничего — и придумывать не нужно…
Vit7
Предлагаешь ничего не делать?!
Но это же преступление в мире просветленных!
Kleo
Наказание — пожизненная сансара)))
Safiya
Пойдёшь на перевоплощение)
Hvoya
Мы говорим о наблюдателе, а значит есть и грохающий, т.е. я.
Я такая, ты другая, итог — убрать наблюдатели и остаться я, которое без поддержки живет.
Kleo
Может это к чему-то и приводит, наверное даже. Но это из разряда — бегаешь за хвостом, пока пена изо рта не пойдет, не устанешь и не дойдет, что это твой хвост… Если не побегав, не разобраться — то лучше бегать. Но если есть возможность, не пытаясь оторвать хвост, увидеть его таким, какой есть — лучше не загонять себя в мыло, пытаясь его откусить
Hvoya
Мне сложно понять иносказательность твоего текста, тем более хвоста у меня отродясь не бывало))))

А скажи, ты в принципе, веришь, что любое действие человека к чему-то приводит?
Скажем, если не будешь чистить зубки, то заработаешь кариес?
Kleo
Я просто слышала, сейчас модно быть квадробером xD
Не любое, но если сигануть в 10 этажа вниз — вероятность разбиться близка к 100 процентам)
Hvoya
О том и речь, нужно думать головой, чтобы не лететь, а не о том, как будешь выглядеть, когда приземлишься. Контроль полёта ничего не даст, как я выше писала, его лучше убрать.
Hvoya
А потому зубки лучше чистить, прививки делать, волосы мыть, ноготки обстригать.
Будь здорова, клеопатра.
osen
это если не прокачано «тело сновидений»)) *сарказм*
Hvoya
Сарказм?
Ты такая злая?
Иронию я как-то выдерживаю
Лучше тонкий юмор
Vit7
хороший вопрос.
объект любой относительно наблюдателя — всегда внешний.
Какая разница к какой стороне пространства или психики он относится?
AjnaYoga
Внутренним объектом называют пустой-спокойный ум и движущийся ум(образ, мысли, эмоции, желания)
Vit7
нет.
Внутренним объектом спокойный неподвижный ум быть не может.
а движущийся ум в виде изменчивости — не подходит в качестве внутреннего объекта.
AjnaYoga
Внутренним объектом спокойный неподвижный ум быть не может.
да, пока пустой ум принимается за субъект
а движущийся ум в виде изменчивости — не подходит в качестве внутреннего объекта.
вполне подходит
можно образ визуализировать и не отвлекаться
а можно поток мыслей наблюдать и он успокоится
Vit7
да, пока пустой ум принимается за субъект
Понеслась манда по кочкам:)) Вот Шура, ты вот весь в этом…
Какая разница как воспринимается пустой ум? Мы говорим об однонаправленном внимании. А не о идентификации воспринимаемого объекта, которое является как раз нарушением любимой твоей практики…

визуализировать образ… Уже лучше. Что именно визуализировать?
Наблюдение потока мыслей еще никого не привело к успокоению ума. В то время, как спокойный ум — совершенно плевое дело. Это просто пространство ума до мысли. Посмотри в пространство ума до мысли — ты видишь границы?
Hvoya
Почему до мысли?
Можно просто выключить мысли, воти пространство ума без мысли.
Vit7
зачем их выключать, если есть «место» где их нет?:))
И это место не имеет границ если череп не жмет.
уже наверное с тысячу лет вам Хуэй Нан говорит об этом, но вы как-то все не понимаете… Или переводы плохие?:))
Насилие над мыслями конечно неизбежно, но оно должно быть минимальным, и уж никак не варварским:))
Hvoya
Ой, первый раз слышу про этого Хуэйя Нана…
Блин, Ка, мне стыдно даже такое имя писать…
Оно правда есть? Или ты прикалываешься?
Насилие это только первые несколько раз, а потом привыкаешь к безмыслию и кайфуешь)))
Я в выходные не думаю, а включаю нюх! Все нюхаю, но не описываю. Это обогащает.
Vit7
Нюх это мышление, а Хуэй Нан это шестой патриарх чань
Hvoya
Нюх не обязательно мышление
Легко может быть чувством без описания. Пограничник мешает, но его тоже можно убрать хотя бы на время.
AjnaYoga
Какая разница как воспринимается пустой ум?
Ты же сам пишешь про наблюдателя. Если наблюдатель не осознаётся, то пустота ума принимается за субъект. А когда наблюдатель осознаётся, то пустота ума становится объектом.

визуализировать образ… Уже лучше. Что именно визуализировать?
Что хочешь, то и визуализируй. Можешь «избранное божество» визуализировать, можешь тонкое тело с чакрами и каналами.
Наблюдение потока мыслей еще никого не привело к успокоению ума.
Да, если пропустил стадию сосредоточения на объектах чувственного восприятия и тем самым успокоение ума.
А если твой ум спокоен, то на его фоне наблюдать возникновение мысли и не вовлекаться в неё вполне можно.
Vit7
То есть вас трое. Ты, наблюдатель, и пустой ум? И чего со всем этим делать?)))
AjnaYoga
На этой стадии Наблюдатель наблюдает самого себя и пустой ум одновременно.
Vit7
В этом уже появляется блаженство?
Vit7
А что нужно сосредотачиваться только на объекте чувственного восприятия? Одного или всех?))
AjnaYoga
Тут нужно двигаться, как всегда, от простого к сложному.
Сначала на одном объекте, потом на 2-х, 3-х.
Можно на пространстве в котором объекты находятся.
Разные методы сосредоточения.
Vit7
То есть объединять 2,3 объекта в один?
Kleo
Что кто-то называет — понятно! А ты сам как определяешь границы внешнего? Точно они «внешние» или показалось?:)
AjnaYoga
В моём опыте нет ни внешнего, ни внутреннего.
Но, для большинства людей — это красивая теория. И рассказывать об этом не имеет смысла. Нужно вести человека шаг за шагом, опираясь на его опыт, а не на мой. Иначе будем плодить фантазии.
Vit7
А меньшинство уже не люди?
Kleo
Пахнет коаном! :)
Gross_Kino
если немного отвлечься и посмотреть...

а для чего это делается?

просто ради самадхи т.н.?

Как само прозрение-то затем или во время происходит?
Вот что бывает ключевым и в чем зачастую и понимание и отличие.
Vit7
а для чего это делается?
как для чего? Для успокоения ума!:))
AjnaYoga
Да, Vit7 тебе правильно ответил, для успокоения ума. Это первая стадия.
Прозрение-випашьяна возможна только при спокойном уме. В статье 4 йоги Махамудры всё подробно написано, как от шаматхи(сосредоточение) перейти к випашьяне(прозрению).
Gross_Kino
вот так яснее, в этом есть сходство и с Буддой