18 апреля 2011, 23:21

Старец Иосиф Ватопедский. От смерти к жизни

… Ощущение бессмертия человеком не плод обучения или внушения, но его внутреннее состояние. Человек должен выстрадать свое бессмертие через причастность бессмертию Господа, Которому он следует.
Старец Иосиф Ватопедский

…Что такое мысль? Разве это не часть бесконечной муки? Разве это не элемент бессмыслицы? Если бы мысль была человеческой выдумкой или изобретением, то было бы легко избавиться от ее власти. Но, к сожалению, это не наше изобретение. Она нам навязывается, причем непрестанно, даже когда мы того не желаем. Она подталкивает нас к фантазиям, творит воздушные замки мечты, склонности, желания и ностальгию. Все это недоступно и потому мучает нас. Мы бы предпочли не думать вовсе, потому что доколе человек чувствует и мыслит, дотоле невозможно ему не рыдать в страшном таинстве этого мира.
Бог — обладатель и носитель вечности, а человек — представитель времени. Богочеловек — это высший, наиболее полный и совершенный синтез времени и вечности. Воплотившийся Бог Слово доказал, что время — это приготовление к вечности, и тот, кто войдет во время, одновременно войдет и в преддверие вечности, потому что это и является смыслом существования времени.
Раз без Бога ужасна, мучительна и бессмысленна эта земная жизнь, то тем более вечность. И значит, вечность без Бога Слова — это, скорее, ад. Ад, по сути, это не что иное, как жизнь без Слова, без Божественного тока, без Божественного смысла. Ибо только там не существует ни цели, ни разумности, ни смысла.
В зле — нелепость, бессмыслица. Когда человек пленяется злом, в нем образуется сатанинское расположение, превращающее жизнь в настоящий ад. В Боге же человек становится безграничным, вечным и бессмертным, ибо он перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24). Смерть не прерывает его бытие. От времени он простирается к вечности, потому что центром и стихией вечности является Сам Бог Слово, Который говорит: Я живу, и вы будете жить (Ин. 14, 19).
…Бог сотворил человека боговидным и через уподобление Себе передал ему часть Своих Божественных свойств. Потому естественно и логично, что в человеке живет ощущение и сознание Вселенной. Человек, в котором грех не вызвал разрыва и разрушения, ощущает органическое единство всего творения, его радость и его скорбь воспринимает как свою собственную, потому что некоторым таинственным образом с изначального своего устроения он — носитель участи всех творений.
…Чувство бессмертия у человека — не плод обучения или внушения, но его внутреннее состояние. Человек должен выстрадать свое бессмертие через причастность бессмертию Господа, которому он следует. Но, чтобы снова быть вечным, он должен сам осознать себя вечным, потому что его главная цель, средоточие его интересов — это Христос, единственно вечный и бессмертный. Без этого бессмертие и вечность — лишь усвоенные извне понятия, не имеющие смысла. Возможно, это и чувствовали прежние поколения. В нашем поколении это ощущение пугающим образом ослабло, о чем мы узнаём из странного течения человеческой жизни. Подлинная задача заключается в том, чтобы зажечь в себе это потухшее ощущение и исправить замутненное сознание. Однако люди со всеми подвластными им средствами и их философией не способны этого сделать,— а только один Бог, Который Себя Самого, бессмертного, воплотил в человеческом самоощущении и самосознании, и объединил Божественную и человеческую природу в одном, в Богочеловеке, и передал человеческому ничтожеству от Своих Божественных свойств бесконечность, бессмертие и вечность. Да, таким образом Богочеловек Христос в Своем Лице проложил мост между временем и вечностью и восстановил между ними связь.
… Спасение заключается в освящении человека, что совершается посредством благодати Святаго Духа, сколь бы продолжительным или трудным это освящение ни было. Целью человеческой жизни является стяжание Святаго Духа, потерянного в прародительском падении. Вместо Него человек облекся в кожаные ризы, совлечься которых стремится непрестанно. Освящение — это просвещение Святым Духом.

…Для духоносного человека все исполнено света и сияния: и жизнь, и смерть, и радость, и печаль, и вообще смысл всего в настоящей и будущей жизни. Он Духом Святым видит помыслы всех людей. Никто не может его обмануть, потому что он имеет ум Христов.
… вера и любовь соединяют человека со всеми сущими в богочеловеческом Теле Христовом
…Дух человека непрестанно желает безграничного, беспредельного, вечности, полноты жизни и всеми средствами стремится к одному: победить временное, ограниченное, приобщиться к вечному.Дух человека посредством своего знания, чувства и воли желает быть бесконечным, бессмертным и вечным. Эта жажда бесконечного, жажда бессмертия очень стара. Она находила свое выражение в многочисленных религиях, философиях и науках. Очевидно также и то, что это стремление к бесконечному не могло быть навязано человеку извне, потому что все, окружающее человека, является ограниченным и конечным, и следовательно, непричастным к вечной жизни и бесконечности. Стремление человека к бесконечности и бессмертию заложено в самой природе человеческого духа.
Человек полностью охвачен этим стремлением, потому что создан по образу и подобию Божию. Заложенное в духе человека богоподобие подталкивает его простираться к бесконечности Божией, тосковать по ней.
Для души, созданной по образу Божию, естественно любить Бога и стремиться к Нему как к своему Первообразу. Если мы положимся на опыт всего человеческого рода и рассмотрим человека в целом, то откроем, что стремление к бессмертию составляет главнейший элемент в основе человека, присущий ему онтологически. Как мы уже сказали, Всеблагий Бог, сотворив человека по Своему образу, вложил в человеческую природу стремление к Божеству со всеми присущими Ему проявлениями. Именно здесь—цель его безграничного стремления и источник его ностальгии, ибо человек не может по-настоящему удовлетвориться ничем, кроме Бога. Возвещая божественное совершенство как главную цель человеческого существования в этом мире, Господь наш Иисус Христос сказал: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).
Богоподобие нашей природы имеет как онтологический, так и телеологический смысл. Онтологический смысл заключается в том, что богоподобие, заложенное в основе человеческой природы, является уже данным; тогда как телеологический — в том, что целью жизни человека определен Бог со всеми Своими Божественными совершенствами. Богопо-добие, стало быть, составляет суть человеческого существа. В бытии человека Бог является первым, а человек — вторым. Вообще, человек — это потенциально богочеловеческое существо, которое, руководствуясь своим богоподобием, должно уподобиться своему Творцу и таким образом стать действительно богочеловеческим существом, в котором некоторым совершенным образом человек будет объединяться со своим началом — Богом и будет жить в Его Божественном и безграничном совершенстве.
…Если нас спросить о том, что есть подлинная и истинная жизнь, а что — лишь ее часть, то мы тотчас дадим ответ: [истинная жизнь — это] Личность Богочеловека Иисуса Христа. Личность, а не учение, отделенное от Его чудодейственной и животворящей Личности. В Нем жизнь обретает свой смысл, свою Божественную вечность. Как вечный Бог Слово, Он есть жизнь, поэтому только в Нем существует истинная жизнь, а там, где Он отсутствует, жизнь превращается в смерть.
… спасает только вера в Богочело-вечество Спасителя Христа, в Его единосущие с Богом Отцом. Спасает именно эта чудесная истина: «единосущный».
… Богочеловек дает человеку то, чего не может дать никто иной: победу над смертью, грехом и диаволом, вечную жизнь, вечную истину, вечную справедливость, вечное благо, вечную любовь и радость, всю полноту Божества и Божественных совершенств: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Поистине, единым на потребу для каждого человека является чудный Богочеловек.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии