23 апреля 2011, 23:10
Старец Иосиф Афонский: Прерывание молитвы...
Прерывание молитвы (из книги «Изложение монашеского опыта»)
…Теперь я объясню вам, что имеется в виду под выражением «прерывание молитвы», когда умножится в человеке благодать. Благодать делания уподобляется сиянию звезд, просвещения — полнолунию, а благодать совершенства — созерцания — полуденному солнцу, проходящему по небосводу. Поскольку отцы разделили духовное жительство на три чина.
Так вот, когда благодать умножится в человеке и он знает все написанное, как мы сказали, он приходит в великую простоту. Ум его расширяется, приобретая огромную вместимость. И как вкусил ты каплю той благодати, когда пришли к тебе большая радость и веселие, так и снова приходят они, когда ум находится в молитве. Но сильно, как тонкое дуновение, как стремительное благоуханное дыхание. И переполняет все тело, и обрывается молитва. Замирают члены. И только ум созерцает в ослепительном свете. Совершается единение Бога и человека, так что он не может сам себя разделить, — как железо.
Прежде чем его поместят в огонь, оно называется железом. Когда же накалится и покраснеет, то делается одно с огнем. Или как воск, который, приблизившись к огню, тает, не может остаться в своем естестве. Только когда пройдет созерцание, он снова возвращается в свое естество. Тогда как пребывая в созерцании, он как бы другой и из другого. Весь полностью соединяется с Богом. Думает, что у него нет ни тела, ни жилища. Весь — парящий. Без тела восходит на небо!
Воистину велико это таинство. Ибо видит человек то, о чем язык человеческий не может рассказать. И когда проходит это созерцание, он пребывает в таком смирении, что плачет, как малое дитя, о том, как ему дает это Господь, тогда как сам он не делает ничего. И происходит такое осознание себя, что, если заговоришь с ним, он считает себя ничтожнейшим, недостойным существовать на свете.
И до тех пор, пока он так думает, ему дается еще больше. — Достаточно! — взывает он к Богу. А благодать умножается еще. Он становится сыном Царя. И если спросишь его:
— Чье то, что на тебе?
— Господа моего, — говорит.
— А хлеб и пища, которую ешь?
— Господа моего.
— А твое имение?
— Господа моего.
— А что у тебя своего?
— Ничего.
Я земля, я месиво, я пыль.
Меня поднимаешь — поднимаюсь.
Меня бросаешь — падаю.
Меня возносишь — лечу.
Меня кидаешь — ударяюсь.
Естество мое — ничто.
И он говорит это, не насыщаясь. А что это за «ничто»?
Это то, что было ничем прежде чем Бог сотворил небо и землю.
10 комментариев
А с Индией все намного проще. Люди приходят к йоге, занимаются асанами, чувствуют эффект и мало-помалу продвигаются дальше. Они на своем опыте убеждаются что эта система по-настоящему работает и дает результаты. И тогда путешествие на родину йоги становится естественной вехой в их духовном путешествии. А уж если они сталкиваются с учениями индийских святых, так тут вообще все шито белыми нитками. Прочитал Раману — попробуй-ка не захотеть посетить Аруначалу! :) Конечно, и туристов хватает, но они чаще всего совсем не маскируются, а открыто заявляют, что едут покурить гаш и на песочке поваляться. А уж если едут за духовностью, то это, скорее всего по-настоящему.
Кстати, по моему субъективному мнению серьезно настроенных искателей-иностранцев в Индии гораздо больше, чем искателей-индусов. И это вполне объяснимо. «Нет пророка в своем отечестве» — да? :) То есть, здесь важную роль может сыграть еще и смена среды. Сидел в России и никуда духовно не двигался, а потом поехал в Индию и сразу получил там опыты. Потому что изначально был настроен на чудо и слышал, что Индия это священная земля. А у индусов на всю эту духовность глаза зашорены, потому что они с этим с пеленок живут. Поэтому и воспринимают не серьезно, а только как дань традициям. Вот им действительно, чтобы торкнуло надо в Россиюшку, да в православный монастырь к старцам! :)
«Пробужденные» христиане/хрещенные в детстве на родине сталкиваются не с мистическим христианством (которое доступно не многим), а с традиционным, религиозным. А чутье-то, нюх проснулись… А тут — открытые восточные религии, новые для западного ума… как бы с другой стороны… не от материи (с приевшимися, набившими оскомину философскими догмами), а от сознания, бытия… Все тот же ум хватается за новое. Про мудрецов/учителей Индии гораздо больше информации, нежели про христианских мистических старцев… Да и слова типа «Будда» не замарала идеология, как слышанное с детства простое слово «Бог», так долго бывшее чуть не ругательным…
Но это все, конечно, субъективные рассуждалки :)))
И так приятно «открыть» русских православных мистиков:))
БлагоДарю, Всевышний…