1 мая 2015, 21:57
Пьеса "ИГРА" Джеда МакКенны
Акт I. Близнецы.
Вступительная песня, исполняемая детским хороводом:
баю баюшки баю
не ложися на краю
придёт серенький волчок
и укусит за бочок
и утащит во лесок
под ракитовый кусток
там птички поют
тебе спать не дадут
Декорации и персонажи:
Брат и Сестра: Младенцы однодневки девочка и мальчик, пристёгнутые к заднему сиденью автомобиля на пути домой из роддома. Из пелёнок торчат их головы в розовом и голубом чепчике, они размахивают руками и ногами.
Другие персонажи: голос отца, голос матери, голос старшего брата, голос маршрутизатора.
Брат и Сестра просыпаются, оба держат бутылочки, Брат роняет свою, тянется, но достать не может, замечает Сестру.
БРАТ
Привет, малышка! Ты часто здесь бываешь? Я — Близнецы. А какой твой знак?
СЕСТРА
Сбавь обороты, умник, мы двойняшки.
БРАТ
Круто! Добро пожаловать в мир, сестричка.
(голосом диктора, объявляющего начало боксёрского поединка)
Вы готовы к схватке???
СЕСТРА
Никаких схваток, пока не закроется родничок.
БРАТ
Родничок? Ну да, конечно. А что это?
СЕСТРА
Это мягкое место наверху черепа. У тебя он тоже есть.
(Брат тянется к голове)
СЕСТРА
Не трогай его, ты, молокосос! Там твой мозг. Ты что, хочешь засунуть свои сопливые пальцы себе в мозг?
БРАТ
(изучает пальцы)
Не называй меня молокососом!
СЕСТРА
А ты перестань вести себя как новорожденный.
БРАТ
Сама перестань!
СЕСТРА
Я и не веду!
БРАТ
Дура!
СЕСТРА
Сам дурак! Тупой пацан.
(успокаивается)
Ой, ну и ну…
БРАТ
Да… Похоже мы уже вошли в свои роли.
СЕСТРА
Да, как будто нас запрограммировали заранее.
БРАТ
Или это инстинкт.
СЕСТРА
Или мы — просто персонажи в пьесе.
БРАТ
Да, и наша жизнь уже написана.
СЕСТРА
И наш конец уже известен.
БРАТ
Как крысы в лабиринте.
СЕСТРА
Как куклы на ниточках.
БРАТ
Может быть, мы должны проказничать, не соблюдать свои роли.
СЕСТРА
Да уж, дети проказники — похоже на программу.
БРАТ
Нам нужна подходящая песенка
(напевает что-то в стиле полицейских сериалов 70-х годов)
Да да даааа, да да даааа, да да даааа, да да даааа,
Проказники! Проказники! Давай пошалим!
Споём мы нашу песенку без врак про нашу жизнь.
Вот здесь споём про малыша,
который любит сладости.
А здесь (чтоб рифму соблюсти)
— про гордого мыша!
Да да дааа, да да дааа…
СЕСТРА
(перебивает)
Да, наверно придётся отложить на время проказы, пока не поймём, как ходить на горшок.
БРАТ
На горшок? Ну да, конечно. А что это?
СЕСТРА
Точно не знаю. Нужно пройти обучающие курсы.
(показывает в окно автомобиля)
Ого! Ты это видел?
БРАТ
Что?
СЕСТРА
Не знаю, я ещё не выучила всех названий. У него два крыла, белые перья и длинный заострённый клюв.
БРАТ
А, это пожарная машина. Они приносят детей.
СЕСТРА
А-а. Мы сейчас в такой же?
БРАТ
Нет, это матка.
СЕСТРА
Как мило — матка с окном. А кто те люди на переднем сиденье?
ГОЛОС СТАРШЕГО БРАТА
(хнычущий, капризный пятилетний мальчик)
Мы ещё не приехали? А сколько нам ещё ехать?
БРАТ
А, это он! Я слушал этого ребёнка, пока ты спала. Он уже древний — пять лет точно, а он, прикинь, принимает этих мужчину и женщину за идиотов. Они говорят что-то действительно умное, как будто знают, о чём говорят, понимаешь, типа почему небо голубое, а этот малец — говорю тебе, это бунт — заводит: «Пачимууу?». Именно так: «Пачимууу?». И что бы они не ответили, он опять повторяет: «Пачимууу?». Эй, я серьёзно, он может всю ночь так продолжать без остановки. Каким бы ни был ответ на последний вопрос, из него просто выскакивает следующий. Почему? Почему? Почему? Совсем свёл их с ума.
СЕСТРА
Да ты уже здесь совсем освоился. У тебя уже есть имя?
БРАТ
Они зовут меня Мистер Вонючие Штанишки. А тебя?
СЕСТРА
Принцесса Обкаканные Трусики.
БРАТ
Приятно познакомиться.
СЕСТРА
Мы знакомы.
БРАТ
А, ну да, это ты была в том тёмном счастливом месте.
СЕСТРА
Да, мы плавали как рыбы кругами, инь-ян, шестёрки-девятки, а потом — уушшш! Нас выдавило наружу как теннисные мячи сквозь садовый шланг, и какой-то человек держал меня на весу, словно пойманную рыбу, и шлёпал меня по заду.
БРАТ
А что это был за человек в маске?
СЕСТРА
Извращенец.
БРАТ
Ну, вот. Жизнь. Ты кем хочешь быть, когда вырастешь?
СЕСТРА
Не знаю. Сейчас я живу от бутылочки до бутылочки.
БРАТ
Конечно, куда спешить? Годик подождём, научимся ходить, увидим Европу.
СЕСТРА
Как тебе всё это нравится?
БРАТ
Есть, как есть.
СЕСТРА
Как éсть?
БРАТ
Как есть что?
СЕСТРА
Что как есть.
БРАТ
Вроде бы. Кто может сказать больше?
СЕСТРА
Меня не волнует больше.
БРАТ
Ты бывала здесь раньше?
СЕСТРА
По крайней мере, не помню.
БРАТ
Есть какие-нибудь планы?
СЕСТРА
Нет ещё, но я чувствую огромный потенциал.
БРАТ
Я знаю о чём ты. Как будто всё возможно.
СЕСТРА
Да, словно ты всё можешь, всем можешь быть, будто весь мир лежит у твоих ног.
БРАТ
Как ты думаешь, на самом деле так и есть?
СЕСТРА
Так на самом деле кажется.
(отпивает из бутылочки)
БРАТ
Можно мне сделать глоток?
СЕСТРА
(трясёт бутылочку)
Пусто.
БРАТ
Я свою уронил.
(показывает вниз)
Вижу её, но достать не могу. Это мука.
СЕСТРА
Уже мучишься? Наверное, у тебя артистический темперамент или поэтическая душа. Твоя жизнь будет длинной чередой неудовлетворённых желаний.
БРАТ
Круто. А деньги у меня будут?
СЕСТРА
Думаю, нет. Интересно, а какой буду я?
БРАТ
С таким именем как Принцесса Обкаканные Трусики, уверен, мир склонится перед тобой.
СЕСТРА
Может быть, и нет. Никто не планирует грустную жизнь. Никто не хочет быть в одиночестве. Никто не думает о болезнях, о несчастье, об опасностях. Вот сейчас я представляю себе, что буду очень красивой и все будут меня любить, что я вырасту, буду очень умной, у меня будет хорошая семья, и мои дети позаботятся обо мне, когда я состарюсь. Как думаешь, так будет?
БРАТ
Почему нет? Идея должна откуда-то появиться. Я думаю, что буду профессиональным футболистом, у меня будет много денег и женщин, а может, я стану полицейским, или киллером. Много вариантов.
СЕСТРА.
Если они вообще есть. Ты хочешь иметь семью?
БРАТ
Слишком рано говорить об этом. Не буду торопить события, посмотрим сперва, как покажет себя эта.
СЕСТРА
Наша семья, да. Что ты о них думаешь?
БРАТ
Не знаю. Эта большая голова слева…
(показывает)
СЕСТРА
По-моему, это наш папа.
БРАТ
… он кажется немного нервным. Постоянно говорит о стрижке травы и просмотре игры. Большая голова справа…
(показывает)
СЕСТРА
Кажется, это наша мама.
БРАТ
… она кажется усталой, хотя я не заметил, чтобы она что-то делала. Маленькая голова посредине это тот, о ком я рассказывал, который спрашивает «Почему?» обо всём подряд. Он просто придурок.
СЕСТРА
А ещё один?
БРАТ
Кто ещё?
СЕСТРА
Строгая женщина, которая постоянно говорит что-то типа: «Через пятьсот метров поверните направо»?
БРАТ
Может быть, это наша мама, а большая голова справа — всего лишь служанка.
СЕСТРА
По-моему, у той справа есть титьки.
БРАТ
О боже мой!
(пританцовывает, подняв руки ладонями кверху)
Оп, оп! Я не шучу! Я страсть как люблю титьки!
СЕСТРА
Знаю, знаю. И что?
БРАТ
Не знаю. Возможно, мы действительно запрограммированы.
СЕСТРА
Ты имеешь в виду, что мы вынуждены вести себя определённым образом?
БРАТ
Да, типа любить титьки.
СЕСТРА
Или устраивать чаепития.
БРАТ
Или ловить лягушек.
СЕСТРА
Или наряжаться.
БРАТ
Или играть в гоночные машинки.
СЕСТРА
Или привлекать наиболее сильное мужское семя, чтобы дать своему потомству лучшие шансы на выживание и улучшение вида.
БРАТ
Или победить всех соперников и оплодотворить множество женщин.
(они на секунду замолкают, обмениваясь взглядами)
СЕСТРА
Да, может быть мы и есть персонажи. Интересно, а можно ли выйти из своей роли?
БРАТ
Может быть, но сначала мы должны… станцевать безумный танец!
(оба пять секунд визжат и неистово размахивают руками и ногами)
СЕСТРА
Оох, этого надолго хватит!
БРАТ
Пора вздремнуть!
(оба на пять секунд отключаются )
Я снова здесь!
СЕСТРА
Что мы пропустили?
БРАТ
Всё выглядит точно так же.
СЕСТРА
Ох, надеюсь, в мире есть не только это. Хотелось бы, чтобы было что-то ещё.
БРАТ
Как думаешь, мы симпатичные?
СЕСТРА
Так все всё время говорят. Послушай.
ГОЛОС МАТЕРИ
Я вообще думаю, что это самые симпатичные малышки на всём белом свете!
ГОЛОС ОТЦА
Все малышки симпатичные, дорогая. Гитлер был симпатичным малышом, и Сталин тоже.
ГОЛОС МАТЕРИ
А Черчилль?
ГОЛОС МАРШРУТИЗАТОРА
Через пятьсот метров поверните налево.
СЕСТРА
Как ты думаешь, что лучше — быть популярным или правым?
БРАТ
Популярным, ясное дело. Все тебя будут спрашивать, «Ноль это число?».
СЕСТРА
Я к этому готова. Ты просто персонаж в моей игре?
БРАТ
Ты никогда этого не узнаешь. Кто похоронен в Мавзолее Гранта*?
— *Улисс Грант – 18 президент США, в честь которого в Манхэттене был воздвигнут Мавзолей
— СЕСТРА
Никто. Или или?
БРАТ
Ни то, ни другое. Быть иль не быть?
СЕСТРА
Вот в чём — вопрос! Как можно перейти от конечного к бесконечному?
БРАТ
Через дверь за кулисами. Ты когда-нибудь делала так: встаёшь, потом сгибаешься и бьёшься лбом об пол?
СЕСТРА
Я ещё не вставала. Ты уже выбрал религию?
БРАТ
Я выбираю позицию «поживём-увидим». Какое твоё первое ясное воспоминание?
СЕСТРА
Не знаю, типа пять минут назад? Я всё ещё очень юна.
БРАТ
Да, ты ещё пахнешь как младенец.
СЕСТРА
Спасибо. Ну и как тебе нравится жизнь до сих пор?
БРАТ
По-моему, неплохо. Я только что написал в штаны, так что всё замечательно.
СЕСТРА
Как ты думаешь, мы уже готовы взяться за какую-нибудь большую проблему?
БРАТ
Как Ближний Восток или как Новый Зуб?
СЕСТРА
Как ты думаешь, мы обладаем свободой воли?
БРАТ
Мне нравится так думать.
СЕСТРА
Всем нравится так думать, но что ты думаешь на самом деле?
БРАТ
Мне нравится думать, что я думаю, но я не думаю, что я на самом деле могу думать.
СЕСТРА
А я на самом деле думаю, что я в отчаянии.
БРАТ
Уже? Боже мой, оставь что-нибудь на второй акт.
СЕСТРА
Жизнь это одноактная пьеса!
БРАТ
Да ну, не делай из мухи слона.
(показывает за окно)
О-о, ты видела то облако? Оно похоже на титьку!
СЕСТРА
Для тебя всё похоже на титьки. Всего день от роду, а уже только одно на уме. Ты когда-нибудь спрашивал себя, зачем всё это?
БРАТ
Питание. Связь. Любовь.
СЕСТРА
Не титьки, болван, жизнь! Что такое жизнь? Почему мы здесь? Что всё это значит?
БРАТ
А разве я говорил о титьках?
СЕСТРА
Титьки, какашки и смерть. Неужели это всё, что нас ждёт впереди?
БРАТ
Тебе всего один день от роду, мне кажется рановато ещё для экзистенциального кризиса.
СЕСТРА
Почему же? Что изменится? В жизни нет смысла. Конечно, в ней полным полно развлечений и отвлечений, но над всем этим висит чёрная туча, отбрасывая тень на каждый момент, отравляя каждую радость, сводя на нет каждое стремление. От этого никуда не уйти, мы не более чем короткая искра в бесконечной ночи.
БРАТ
Какой же ты меланхоличный ребёнок. Так мрачно.
СЕСТРА
Наша ситуация именно такая мрачная, и ты отрицаешь это. Проснись, малыш! Никто не выйдет отсюда живым.
БРАТ
Не выйдет? Мы только что вошли! То есть, мы буквально вошли сюда несколько часов назад, и ты сейчас говоришь о выходе? Ты не подумала о том, чтобы сперва оглядеться немного? Отведать здешнего колорита? Потусоваться с местными? Принять участие в шоу?
СЕСТРА
Я знаю всё, что нужно знать. Я вижу, что мёртвые счастливее живых, но ещё лучше вообще не рождаться. Какое преимущество у мудрецов перед дураками? Камю говорил, что единственная философская проблема это самоубийство.
БРАТ
Держу пари, его обожают в весёлых компаниях.
СЕСТРА
По-моему, он уже мёртв.
БРАТ
О, как мне разрешить проблему самоубийства? Было бы неплохо это узнать.
(поёт)
Камююю, камююю, где же ты, камююю?
Вышиб себе мозг иль принял цианистого калиююю?
Сделал харакири или выбрал сеппукууу*?
А может, ты залез на стул и надел себе петлююю?
Камююю, камюю, что случилось с тобою, я спрашиваююю?
Сиганул ты из окна иль утонул в ручьююю?
Открыл ты газ иль надышался клеююю?
А может, ты напился и захлебнулся блевотиной своеююю?
Камююю, камююю, что случилось с тобоююю?
Камююю, камююю, что случилось, камююю?
—------------------
*харакири по всем правилам
—------------------
СЕСТРА
По-моему, он погиб в автокатастрофе.
БРАТ
Да, это не очень-то по-философски.
СЕСТРА
Не очень.
БРАТ
Я чувствую какую-то неразрешённость.
СЕСТРА
Знаю, как-то это не удовлетворяет, да?
БРАТ
Ставит вопрос и оставляет повиснуть в воздухе.
СЕСТРА
Да. Типа, ну давай, Камю, сделай попытку, дружище.
БРАТ
Я думаю, нам ничего не остаётся, кроме… БЕЗУМНОГО ТАНЦА!!!
(оба визжат и дико размахивают руками и ногами пять секунд, потом на пять секунд отключаются)
Окей, на чём мы остановились? Ах да, первый в мире младенец-самоубийца.
СЕСТРА
Нет, нет, я не хочу умирать ребёнком, я хочу иметь ребёнка!
БРАТ
Иметь ребёнка? Вот блин! Думаешь, это хорошая идея? В твоём-то возрасте?
СЕСТРА
Мои часы тикают.
БРАТ
Да нет же! Твои часы не тикают! Их ещё даже не завели. Не уверен даже, что у тебя вообще есть часы. Ты не можешь иметь ребёнка, ты сама — ребёнок.
СЕСТРА
О боже! Ты что меня учить вздумал?
БРАТ
Учить? Кого ты хочешь надуть? Ты не хочешь иметь ребёнка, это просто эмоциональный жест отчаяния, дабы спасти себя от изматывающего нигилизма, но послушай меня, сестричка, тебе не обязательно это делать. Жизнь стоит того, чтобы жить! Жизнь прекрасна! Жизнь это драгоценный дар!
СЕСТРА
Да ну тебя, братец, перестань молоть вздор, я не вчера родилась, знаешь ли.
БРАТ
Именно вчера ты и родилась! Вчера! Вчера был день твоего рождения! Тебя пышненькую, румяненькую только что вытащили из печки, а у тебя уже душевное расстройство. Это вся твоя история!
СЕСТРА
Наши истории ещё только будут рассказаны.
БРАТ
Наши истории рассказаны в звёздах.
СЕСТРА
Тогда зачем мы им нужны?
БРАТ
Потому что наши истории либо невозможны, либо необходимы. Они должны быть либо рассказаны, либо нет. И то и другое возможно, но невозможно и то и другое одновременно.
СЕСТРА
То, что ты говоришь, справедливо во времени, но справедливо ли само время?
БРАТ
Таким оно кажется, кто может сказать больше?
СЕСТРА
Меня не волнует больше. Господи, мне нужно выпить!
БРАТ
Мне тоже. Мы должны вернуться к грудному питанию.
СЕСТРА
Да, напиться из источника, а не хлебать это бутылочное говно.
БРАТ
Окей, пошли.
СЕСТРА
Окей, идём.
(оба тянутся вперёд, борясь с ремнями)
У меня ничего не получается.
БРАТ
У меня тоже. После этого задумаешься о свободе воли.
СЕСТРА
Я не ощущаю свободы, я ощущаю связанность.
БРАТ
Ах, но свободны ли мы внутри своей связанности?
СЕСТРА
Ты имеешь в виду, имеем ли мы ограниченную свободу? Свободны ли мы внутри нашего плена? Бесконечны ли мы в своей конечности? Заперты ли мы в какой-то волшебной коробочке?
БРАТ
Разве я об этом говорил?
СЕСТРА
Думаю, мы должны продолжать жить так, будто мы свободны.
БРАТ
А, значит, мы свободны делать вид, что свободны?
СЕСТРА
Свободны делать вид, да. И если свобода это свобода делать вид, тогда, возможно, мы действительно свободны, и нам не нужно делать вид.
БРАТ
Если свобода это свобода делать вид, свободны ли мы делать вид, что не свободны?
СЕСТРА
Да, потому что если мы свободны, значит, мы свободны быть несвободными, а если мы несвободны, тогда вообще нет проблем. Но постой-ка!
БРАТ
Что?
СЕСТРА
Но может быть, мы просто можем держать глаза закрытыми. Тогда мы могли бы думать, что свободны, потому что не видели бы, что несвободны. Но постой-ка!
БРАТ
Что?
СЕСТРА
Но если мы несвободны…
БРАТ
Да?
СЕСТРА
Если мы несвободны, если мы на самом деле заперты в какой-то волшебной коробочке, тогда мы могли бы покрасить стены, так ведь? Как в детской комнате. Мы могли бы нарисовать голубое небо и облака на потолке, зелёную травку на полу, и прекрасные бескрайние просторы на стенах.
БРАТ
Но постой-ка!
СЕСТРА
Что?
БРАТ
Если мы на самом деле застряли в волшебной коробочке, то мы могли бы попросту всё переименовать. Свободный пол! Свободный потолок! Свободные стены!
СЕСТРА
А что снаружи этой волшебной коробочки?
БРАТ
Иногда мне кажется, там ничего нет.
СЕСТРА
Ничего?
БРАТ
Существует ли вообще ничто?
СЕСТРА
Похоже на вопрос с подвохом. Может, нам постараться не думать так много, пока у нас мозги ещё не окрепли.
БРАТ
Или может, мы должны лишь… отжигать!!!
(пять секунд оба дико орут и размахивают руками и ногами, потом отключаются на пять секунд)
CЕСТРА
Мы ещё едем? Или уже приехали?
БРАТ
(указывает за окно)
Видишь, как проплывают облака? Значит, мы движемся. Если ты движешься, значит, ещё не приехал.
СЕСТРА
Да, но ты никуда не исчезаешь. Большеголовые не исчезают. Значит, возможно, мы не двигаемся. Наверное, мы уже приехали.
БРАТ
А не может ли быть и то и другое? Типа мы на самом деле здесь, но в действительности едем куда-то.
СЕСТРА
Я думаю, ты либо двигаешься, либо нет, а если ты не двигаешься, тогда кто ты? Мне кажется, я должна всё время быть в движении, иначе умру, как акула.
БРАТ
Акула, да, это та штука, в которую смотришь и она говорит всю правду.
СЕСТРА
Нет, это волшебное зеркало.
БРАТ
Ах, да, конечно, акула это та штука, которая должна всё время быть в движении, а то умрёт.
СЕСТРА
Да, я акула.
БРАТ
Тогда я что-то другое. Я то, что не двигается. Я должен оставаться в покое, иначе умру. Я цветок в горшке.
СЕСТРА
Хорошо, следующий пункт: будем ли мы играть роли или выполнять функции?
БРАТ
Давай разделимся, тогда в конце мы сможем сойтись и сравнить наблюдения.
СЕСТРА
Хорошо, давай. Ты что выберешь?
БРАТ
Думаю, я буду выполнять функцию.
СЕСТРА.
Окей, тогда я буду играть роль. Какую функцию ты будешь выполнять?
БРАТ
Ту, которая мне предписана. Какую роль ты будешь играть?
СЕСТРА
Думаю, узнаю в процессе.
БРАТ
Значит, ты будешь и актёром и автором?
СЕСТРА
И режиссёром тоже, я надеюсь.
БРАТ
А кто будет смотреть твоё представление?
СЕСТРА
Ах да, верно. Мне нужны зрители! Я не могу быть и зрителем тоже. Возможно, быть моим зрителем будет твоей функцией!
БРАТ
Да, я буду твоим зрителем. Я буду сидеть тихо как цветок в горшке и смотреть твоё представление. Я буду неподвижным растением для твоей вечнодвигающейся акулы.
СЕСТРА
А что, если мы столкнёмся?
БРАТ
Тогда и узнаем.
СЕСТРА
(тыльной стороной запястья торжественно касается лба)
Увы, нет. Спасибо, старый друг, это прекрасный сон, но я не могу продолжать. В чём смысл? Это ещё одна пустая игра, которая заканчивается там же, где и начинается. Я пытаюсь обмануть себя, но истина в том, что я совершенно одинока.
БРАТ
(напевно)
Э-эй, я зде-есь.
СЕСТРА
(смотрит и тянется вперёд)
Я не вижу тебя. Я не чувствую тебя. Я хочу коснуться тебея, но мои руки не встречают преграды. Ты просто голос в моей голове. Я рождена меж вечностей, вскормлена на лжи, запеленута в обрывки сновидений. Всё, что я делаю, не имеет никакого значения, и я умру в одиночестве. Это правда. Долго я была ребёнком, но теперь пришло время покинуть детство.
БРАТ
Оставь себе хотя бы погремушку.
СЕСТРА
Моё преступление в том, что я свободна, и свобода — моё наказание. Это хуже всего. Мы мечтаем о свободе, но свобода это проклятье. Лучше быть запертой в волшебной коробочке, где каждое действие что-то значит, где каждый звук эхом отзывается во времени, где каждое решение всё меняет; не ведать о свободе, не ведать о мыслях, делающих человека свободным. Мы должны жить в коробочках, иначе уплывём в пространство, где любое действие пропадает бесследно.
БРАТ
О боже мой, неужели мы родственники?! Посмотри, где мы! Мы на карнавале вечности! Ты можешь делать всё, что угодно — играть любую игру, совершить любое путешествие — всё, что захочешь. Ешь, пей и веселись, ибо завтра ты лопнешь как пузырь соплей. Это не тюрьма безнадёжности и отчаяния, это великолепный карнавал без правил с бесплатным входом. Ты не можешь оставаться здесь вечно, но сейчас ты здесь, вся такая сияющая, новенькая и готовая навести тут большого шороху. Разумеется, ты можешь отложить в сторону свою инфантильную нужду в значении и просто играть. Ты же можешь играть, не правда ли, сестричка?
СЕСТРА
Очень мило с твоей стороны пытаться развеселить меня…
БРАТ
Я не милый! В сущности, я чудовище. Я просчитал свой путь, сделал скидки на отклонения и наметил свой курс. Я понимаю, что совершу как легальные, так и моральные преступления. Я предам любовь и оскверню узы сообщества. Близкие мне люди будут страдать из-за моих грехов, и когда я умру, они скажут, что лучше бы я никогда не рождался. Жизнь на этой земле это полный пипец, и я наведу здесь шороху. Теперь ты понимаешь, что это за место? Теперь ты видишь что это за карнавал?
СЕСТРА
Да! Теперь вижу, и я вижу, что у этого карнавала есть правила, и первое правило это всегда держать глаза закрытыми. Я совершила ошибку, посмотрев вокруг, но я больше не буду такой глупой. Я закрою глаза, и буду участвовать в веселье, буду смеяться и кричать. Меня легко смогут узнать работники карнавала, я буду играть в их игры, кривляться, и если я подойду близко к тому, чтобы увидеть, что это за место на самом деле, тогда я ещё крепче закрою глаза, ещё яростнее буду играть, и ещё громче буду смеяться и кричать.
БРАТ
На этом карнавале каждая роль имеет своего актёра. Все персонажи сыграны. То, что может произойти, должно произойти. Наши персонажи должны быть обитаемы. Наши истории должны быть рассказаны.
СЕСТРА
Мы неизбежны, у нас нет выбора.
БРАТ
Мы неизбежны, у нас нет выбора.
СЕСТРА
Когда лопается пузырь моих слюней, он щекочет мне нос.
БРАТ
Я могу подмигивать, но только обоими глазами сразу.
СЕСТРА
Когда я какаю, открываются окна.
БРАТ
Может быть, если мы накакаем вместе, то сорвёт крышу.
ВМЕСТЕ
Сорвёт крышу!!!
(оба дико орут и размахивают членами пять секунд и отключаются)
затемнение
Антракт 1
Девушка и парень двадцати с чем-то лет входят в зрительный зал справа и слева и ведут отдельные телефонные разговоры.
ПАРЕНЬ
Да, нет, нет… да… что-то типа мини антракта. Перерыв, вроде смены декораций…
ДЕВУШКА
Да, это я. У меня только минутка.
(бросает взгляд на парня)
Да, он милый… наверное, своеобразный. Он привёл меня сюда, на спектакль… да, спектакль, ну, люди на сцене играют и всё такое. Я знаю, да? Может, он пытается быть уникальным или что-то типа того…
ПАРЕНЬ
Она выглядит ничего… как только начался антракт, села на телефон… довольно стрёмно…
ДЕВУШКА
Не знаю, о чём это, только что было что-то про детей… нет, нет, взрослые дети… нет, дети, которых играли взрослые… какой-то смысл в этом есть… и у них был брат, который всё время спрашивал «почему»…
ПАРЕНЬ
Да, дети, довольно смешно — дети, титьки… они сделали так, что дети бесятся, а потом засыпают, довольно смешно, по-моему… Я думаю, это какая-то зарисовка, не как, ну знаешь, обычная история, как фильм или что-то вроде… нет, не история, похоже на скетч на какую-то тему, я думаю, ещё не знаю, какую… да, нет, не знаю, нравится ли ей это…
ДЕВУШКА
Я не знаю ещё, нравится ли мне это… Он? Не знаю, довольно симпатичный…
(Парень ловит взгляд девушки и они машут друг другу)
…заплатил за такси и выпивку. Ему кажется, что он интересный… Я знаю, хорошо? … Пьеса? Ну, я не знаю, думаю это что-то ну, знаешь, философское, затрагиваются важные темы… Я знаю! У меня полным-полно неважных тем! Но однако, это интересно, один малыш поёт песенку про самоубийство, да…
(поёт)
Камююю, камююю, утонул ли ты в ручью?.. довольно смешно… Камю? Не знаю, какой-то человек…
ПАРЕНЬ
Да, да, младенцы, не совсем, однако, глупость… нет, о чём-то другом, кажется, следующий акт о войне…
(начинается музыка)
О, опять начинается… мне пора…
Вступительная песня, исполняемая детским хороводом:
баю баюшки баю
не ложися на краю
придёт серенький волчок
и укусит за бочок
и утащит во лесок
под ракитовый кусток
там птички поют
тебе спать не дадут
Декорации и персонажи:
Брат и Сестра: Младенцы однодневки девочка и мальчик, пристёгнутые к заднему сиденью автомобиля на пути домой из роддома. Из пелёнок торчат их головы в розовом и голубом чепчике, они размахивают руками и ногами.
Другие персонажи: голос отца, голос матери, голос старшего брата, голос маршрутизатора.
Брат и Сестра просыпаются, оба держат бутылочки, Брат роняет свою, тянется, но достать не может, замечает Сестру.
БРАТ
Привет, малышка! Ты часто здесь бываешь? Я — Близнецы. А какой твой знак?
СЕСТРА
Сбавь обороты, умник, мы двойняшки.
БРАТ
Круто! Добро пожаловать в мир, сестричка.
(голосом диктора, объявляющего начало боксёрского поединка)
Вы готовы к схватке???
СЕСТРА
Никаких схваток, пока не закроется родничок.
БРАТ
Родничок? Ну да, конечно. А что это?
СЕСТРА
Это мягкое место наверху черепа. У тебя он тоже есть.
(Брат тянется к голове)
СЕСТРА
Не трогай его, ты, молокосос! Там твой мозг. Ты что, хочешь засунуть свои сопливые пальцы себе в мозг?
БРАТ
(изучает пальцы)
Не называй меня молокососом!
СЕСТРА
А ты перестань вести себя как новорожденный.
БРАТ
Сама перестань!
СЕСТРА
Я и не веду!
БРАТ
Дура!
СЕСТРА
Сам дурак! Тупой пацан.
(успокаивается)
Ой, ну и ну…
БРАТ
Да… Похоже мы уже вошли в свои роли.
СЕСТРА
Да, как будто нас запрограммировали заранее.
БРАТ
Или это инстинкт.
СЕСТРА
Или мы — просто персонажи в пьесе.
БРАТ
Да, и наша жизнь уже написана.
СЕСТРА
И наш конец уже известен.
БРАТ
Как крысы в лабиринте.
СЕСТРА
Как куклы на ниточках.
БРАТ
Может быть, мы должны проказничать, не соблюдать свои роли.
СЕСТРА
Да уж, дети проказники — похоже на программу.
БРАТ
Нам нужна подходящая песенка
(напевает что-то в стиле полицейских сериалов 70-х годов)
Да да даааа, да да даааа, да да даааа, да да даааа,
Проказники! Проказники! Давай пошалим!
Споём мы нашу песенку без врак про нашу жизнь.
Вот здесь споём про малыша,
который любит сладости.
А здесь (чтоб рифму соблюсти)
— про гордого мыша!
Да да дааа, да да дааа…
СЕСТРА
(перебивает)
Да, наверно придётся отложить на время проказы, пока не поймём, как ходить на горшок.
БРАТ
На горшок? Ну да, конечно. А что это?
СЕСТРА
Точно не знаю. Нужно пройти обучающие курсы.
(показывает в окно автомобиля)
Ого! Ты это видел?
БРАТ
Что?
СЕСТРА
Не знаю, я ещё не выучила всех названий. У него два крыла, белые перья и длинный заострённый клюв.
БРАТ
А, это пожарная машина. Они приносят детей.
СЕСТРА
А-а. Мы сейчас в такой же?
БРАТ
Нет, это матка.
СЕСТРА
Как мило — матка с окном. А кто те люди на переднем сиденье?
ГОЛОС СТАРШЕГО БРАТА
(хнычущий, капризный пятилетний мальчик)
Мы ещё не приехали? А сколько нам ещё ехать?
БРАТ
А, это он! Я слушал этого ребёнка, пока ты спала. Он уже древний — пять лет точно, а он, прикинь, принимает этих мужчину и женщину за идиотов. Они говорят что-то действительно умное, как будто знают, о чём говорят, понимаешь, типа почему небо голубое, а этот малец — говорю тебе, это бунт — заводит: «Пачимууу?». Именно так: «Пачимууу?». И что бы они не ответили, он опять повторяет: «Пачимууу?». Эй, я серьёзно, он может всю ночь так продолжать без остановки. Каким бы ни был ответ на последний вопрос, из него просто выскакивает следующий. Почему? Почему? Почему? Совсем свёл их с ума.
СЕСТРА
Да ты уже здесь совсем освоился. У тебя уже есть имя?
БРАТ
Они зовут меня Мистер Вонючие Штанишки. А тебя?
СЕСТРА
Принцесса Обкаканные Трусики.
БРАТ
Приятно познакомиться.
СЕСТРА
Мы знакомы.
БРАТ
А, ну да, это ты была в том тёмном счастливом месте.
СЕСТРА
Да, мы плавали как рыбы кругами, инь-ян, шестёрки-девятки, а потом — уушшш! Нас выдавило наружу как теннисные мячи сквозь садовый шланг, и какой-то человек держал меня на весу, словно пойманную рыбу, и шлёпал меня по заду.
БРАТ
А что это был за человек в маске?
СЕСТРА
Извращенец.
БРАТ
Ну, вот. Жизнь. Ты кем хочешь быть, когда вырастешь?
СЕСТРА
Не знаю. Сейчас я живу от бутылочки до бутылочки.
БРАТ
Конечно, куда спешить? Годик подождём, научимся ходить, увидим Европу.
СЕСТРА
Как тебе всё это нравится?
БРАТ
Есть, как есть.
СЕСТРА
Как éсть?
БРАТ
Как есть что?
СЕСТРА
Что как есть.
БРАТ
Вроде бы. Кто может сказать больше?
СЕСТРА
Меня не волнует больше.
БРАТ
Ты бывала здесь раньше?
СЕСТРА
По крайней мере, не помню.
БРАТ
Есть какие-нибудь планы?
СЕСТРА
Нет ещё, но я чувствую огромный потенциал.
БРАТ
Я знаю о чём ты. Как будто всё возможно.
СЕСТРА
Да, словно ты всё можешь, всем можешь быть, будто весь мир лежит у твоих ног.
БРАТ
Как ты думаешь, на самом деле так и есть?
СЕСТРА
Так на самом деле кажется.
(отпивает из бутылочки)
БРАТ
Можно мне сделать глоток?
СЕСТРА
(трясёт бутылочку)
Пусто.
БРАТ
Я свою уронил.
(показывает вниз)
Вижу её, но достать не могу. Это мука.
СЕСТРА
Уже мучишься? Наверное, у тебя артистический темперамент или поэтическая душа. Твоя жизнь будет длинной чередой неудовлетворённых желаний.
БРАТ
Круто. А деньги у меня будут?
СЕСТРА
Думаю, нет. Интересно, а какой буду я?
БРАТ
С таким именем как Принцесса Обкаканные Трусики, уверен, мир склонится перед тобой.
СЕСТРА
Может быть, и нет. Никто не планирует грустную жизнь. Никто не хочет быть в одиночестве. Никто не думает о болезнях, о несчастье, об опасностях. Вот сейчас я представляю себе, что буду очень красивой и все будут меня любить, что я вырасту, буду очень умной, у меня будет хорошая семья, и мои дети позаботятся обо мне, когда я состарюсь. Как думаешь, так будет?
БРАТ
Почему нет? Идея должна откуда-то появиться. Я думаю, что буду профессиональным футболистом, у меня будет много денег и женщин, а может, я стану полицейским, или киллером. Много вариантов.
СЕСТРА.
Если они вообще есть. Ты хочешь иметь семью?
БРАТ
Слишком рано говорить об этом. Не буду торопить события, посмотрим сперва, как покажет себя эта.
СЕСТРА
Наша семья, да. Что ты о них думаешь?
БРАТ
Не знаю. Эта большая голова слева…
(показывает)
СЕСТРА
По-моему, это наш папа.
БРАТ
… он кажется немного нервным. Постоянно говорит о стрижке травы и просмотре игры. Большая голова справа…
(показывает)
СЕСТРА
Кажется, это наша мама.
БРАТ
… она кажется усталой, хотя я не заметил, чтобы она что-то делала. Маленькая голова посредине это тот, о ком я рассказывал, который спрашивает «Почему?» обо всём подряд. Он просто придурок.
СЕСТРА
А ещё один?
БРАТ
Кто ещё?
СЕСТРА
Строгая женщина, которая постоянно говорит что-то типа: «Через пятьсот метров поверните направо»?
БРАТ
Может быть, это наша мама, а большая голова справа — всего лишь служанка.
СЕСТРА
По-моему, у той справа есть титьки.
БРАТ
О боже мой!
(пританцовывает, подняв руки ладонями кверху)
Оп, оп! Я не шучу! Я страсть как люблю титьки!
СЕСТРА
Знаю, знаю. И что?
БРАТ
Не знаю. Возможно, мы действительно запрограммированы.
СЕСТРА
Ты имеешь в виду, что мы вынуждены вести себя определённым образом?
БРАТ
Да, типа любить титьки.
СЕСТРА
Или устраивать чаепития.
БРАТ
Или ловить лягушек.
СЕСТРА
Или наряжаться.
БРАТ
Или играть в гоночные машинки.
СЕСТРА
Или привлекать наиболее сильное мужское семя, чтобы дать своему потомству лучшие шансы на выживание и улучшение вида.
БРАТ
Или победить всех соперников и оплодотворить множество женщин.
(они на секунду замолкают, обмениваясь взглядами)
СЕСТРА
Да, может быть мы и есть персонажи. Интересно, а можно ли выйти из своей роли?
БРАТ
Может быть, но сначала мы должны… станцевать безумный танец!
(оба пять секунд визжат и неистово размахивают руками и ногами)
СЕСТРА
Оох, этого надолго хватит!
БРАТ
Пора вздремнуть!
(оба на пять секунд отключаются )
Я снова здесь!
СЕСТРА
Что мы пропустили?
БРАТ
Всё выглядит точно так же.
СЕСТРА
Ох, надеюсь, в мире есть не только это. Хотелось бы, чтобы было что-то ещё.
БРАТ
Как думаешь, мы симпатичные?
СЕСТРА
Так все всё время говорят. Послушай.
ГОЛОС МАТЕРИ
Я вообще думаю, что это самые симпатичные малышки на всём белом свете!
ГОЛОС ОТЦА
Все малышки симпатичные, дорогая. Гитлер был симпатичным малышом, и Сталин тоже.
ГОЛОС МАТЕРИ
А Черчилль?
ГОЛОС МАРШРУТИЗАТОРА
Через пятьсот метров поверните налево.
СЕСТРА
Как ты думаешь, что лучше — быть популярным или правым?
БРАТ
Популярным, ясное дело. Все тебя будут спрашивать, «Ноль это число?».
СЕСТРА
Я к этому готова. Ты просто персонаж в моей игре?
БРАТ
Ты никогда этого не узнаешь. Кто похоронен в Мавзолее Гранта*?
— *Улисс Грант – 18 президент США, в честь которого в Манхэттене был воздвигнут Мавзолей
— СЕСТРА
Никто. Или или?
БРАТ
Ни то, ни другое. Быть иль не быть?
СЕСТРА
Вот в чём — вопрос! Как можно перейти от конечного к бесконечному?
БРАТ
Через дверь за кулисами. Ты когда-нибудь делала так: встаёшь, потом сгибаешься и бьёшься лбом об пол?
СЕСТРА
Я ещё не вставала. Ты уже выбрал религию?
БРАТ
Я выбираю позицию «поживём-увидим». Какое твоё первое ясное воспоминание?
СЕСТРА
Не знаю, типа пять минут назад? Я всё ещё очень юна.
БРАТ
Да, ты ещё пахнешь как младенец.
СЕСТРА
Спасибо. Ну и как тебе нравится жизнь до сих пор?
БРАТ
По-моему, неплохо. Я только что написал в штаны, так что всё замечательно.
СЕСТРА
Как ты думаешь, мы уже готовы взяться за какую-нибудь большую проблему?
БРАТ
Как Ближний Восток или как Новый Зуб?
СЕСТРА
Как ты думаешь, мы обладаем свободой воли?
БРАТ
Мне нравится так думать.
СЕСТРА
Всем нравится так думать, но что ты думаешь на самом деле?
БРАТ
Мне нравится думать, что я думаю, но я не думаю, что я на самом деле могу думать.
СЕСТРА
А я на самом деле думаю, что я в отчаянии.
БРАТ
Уже? Боже мой, оставь что-нибудь на второй акт.
СЕСТРА
Жизнь это одноактная пьеса!
БРАТ
Да ну, не делай из мухи слона.
(показывает за окно)
О-о, ты видела то облако? Оно похоже на титьку!
СЕСТРА
Для тебя всё похоже на титьки. Всего день от роду, а уже только одно на уме. Ты когда-нибудь спрашивал себя, зачем всё это?
БРАТ
Питание. Связь. Любовь.
СЕСТРА
Не титьки, болван, жизнь! Что такое жизнь? Почему мы здесь? Что всё это значит?
БРАТ
А разве я говорил о титьках?
СЕСТРА
Титьки, какашки и смерть. Неужели это всё, что нас ждёт впереди?
БРАТ
Тебе всего один день от роду, мне кажется рановато ещё для экзистенциального кризиса.
СЕСТРА
Почему же? Что изменится? В жизни нет смысла. Конечно, в ней полным полно развлечений и отвлечений, но над всем этим висит чёрная туча, отбрасывая тень на каждый момент, отравляя каждую радость, сводя на нет каждое стремление. От этого никуда не уйти, мы не более чем короткая искра в бесконечной ночи.
БРАТ
Какой же ты меланхоличный ребёнок. Так мрачно.
СЕСТРА
Наша ситуация именно такая мрачная, и ты отрицаешь это. Проснись, малыш! Никто не выйдет отсюда живым.
БРАТ
Не выйдет? Мы только что вошли! То есть, мы буквально вошли сюда несколько часов назад, и ты сейчас говоришь о выходе? Ты не подумала о том, чтобы сперва оглядеться немного? Отведать здешнего колорита? Потусоваться с местными? Принять участие в шоу?
СЕСТРА
Я знаю всё, что нужно знать. Я вижу, что мёртвые счастливее живых, но ещё лучше вообще не рождаться. Какое преимущество у мудрецов перед дураками? Камю говорил, что единственная философская проблема это самоубийство.
БРАТ
Держу пари, его обожают в весёлых компаниях.
СЕСТРА
По-моему, он уже мёртв.
БРАТ
О, как мне разрешить проблему самоубийства? Было бы неплохо это узнать.
(поёт)
Камююю, камююю, где же ты, камююю?
Вышиб себе мозг иль принял цианистого калиююю?
Сделал харакири или выбрал сеппукууу*?
А может, ты залез на стул и надел себе петлююю?
Камююю, камюю, что случилось с тобою, я спрашиваююю?
Сиганул ты из окна иль утонул в ручьююю?
Открыл ты газ иль надышался клеююю?
А может, ты напился и захлебнулся блевотиной своеююю?
Камююю, камююю, что случилось с тобоююю?
Камююю, камююю, что случилось, камююю?
—------------------
*харакири по всем правилам
—------------------
СЕСТРА
По-моему, он погиб в автокатастрофе.
БРАТ
Да, это не очень-то по-философски.
СЕСТРА
Не очень.
БРАТ
Я чувствую какую-то неразрешённость.
СЕСТРА
Знаю, как-то это не удовлетворяет, да?
БРАТ
Ставит вопрос и оставляет повиснуть в воздухе.
СЕСТРА
Да. Типа, ну давай, Камю, сделай попытку, дружище.
БРАТ
Я думаю, нам ничего не остаётся, кроме… БЕЗУМНОГО ТАНЦА!!!
(оба визжат и дико размахивают руками и ногами пять секунд, потом на пять секунд отключаются)
Окей, на чём мы остановились? Ах да, первый в мире младенец-самоубийца.
СЕСТРА
Нет, нет, я не хочу умирать ребёнком, я хочу иметь ребёнка!
БРАТ
Иметь ребёнка? Вот блин! Думаешь, это хорошая идея? В твоём-то возрасте?
СЕСТРА
Мои часы тикают.
БРАТ
Да нет же! Твои часы не тикают! Их ещё даже не завели. Не уверен даже, что у тебя вообще есть часы. Ты не можешь иметь ребёнка, ты сама — ребёнок.
СЕСТРА
О боже! Ты что меня учить вздумал?
БРАТ
Учить? Кого ты хочешь надуть? Ты не хочешь иметь ребёнка, это просто эмоциональный жест отчаяния, дабы спасти себя от изматывающего нигилизма, но послушай меня, сестричка, тебе не обязательно это делать. Жизнь стоит того, чтобы жить! Жизнь прекрасна! Жизнь это драгоценный дар!
СЕСТРА
Да ну тебя, братец, перестань молоть вздор, я не вчера родилась, знаешь ли.
БРАТ
Именно вчера ты и родилась! Вчера! Вчера был день твоего рождения! Тебя пышненькую, румяненькую только что вытащили из печки, а у тебя уже душевное расстройство. Это вся твоя история!
СЕСТРА
Наши истории ещё только будут рассказаны.
БРАТ
Наши истории рассказаны в звёздах.
СЕСТРА
Тогда зачем мы им нужны?
БРАТ
Потому что наши истории либо невозможны, либо необходимы. Они должны быть либо рассказаны, либо нет. И то и другое возможно, но невозможно и то и другое одновременно.
СЕСТРА
То, что ты говоришь, справедливо во времени, но справедливо ли само время?
БРАТ
Таким оно кажется, кто может сказать больше?
СЕСТРА
Меня не волнует больше. Господи, мне нужно выпить!
БРАТ
Мне тоже. Мы должны вернуться к грудному питанию.
СЕСТРА
Да, напиться из источника, а не хлебать это бутылочное говно.
БРАТ
Окей, пошли.
СЕСТРА
Окей, идём.
(оба тянутся вперёд, борясь с ремнями)
У меня ничего не получается.
БРАТ
У меня тоже. После этого задумаешься о свободе воли.
СЕСТРА
Я не ощущаю свободы, я ощущаю связанность.
БРАТ
Ах, но свободны ли мы внутри своей связанности?
СЕСТРА
Ты имеешь в виду, имеем ли мы ограниченную свободу? Свободны ли мы внутри нашего плена? Бесконечны ли мы в своей конечности? Заперты ли мы в какой-то волшебной коробочке?
БРАТ
Разве я об этом говорил?
СЕСТРА
Думаю, мы должны продолжать жить так, будто мы свободны.
БРАТ
А, значит, мы свободны делать вид, что свободны?
СЕСТРА
Свободны делать вид, да. И если свобода это свобода делать вид, тогда, возможно, мы действительно свободны, и нам не нужно делать вид.
БРАТ
Если свобода это свобода делать вид, свободны ли мы делать вид, что не свободны?
СЕСТРА
Да, потому что если мы свободны, значит, мы свободны быть несвободными, а если мы несвободны, тогда вообще нет проблем. Но постой-ка!
БРАТ
Что?
СЕСТРА
Но может быть, мы просто можем держать глаза закрытыми. Тогда мы могли бы думать, что свободны, потому что не видели бы, что несвободны. Но постой-ка!
БРАТ
Что?
СЕСТРА
Но если мы несвободны…
БРАТ
Да?
СЕСТРА
Если мы несвободны, если мы на самом деле заперты в какой-то волшебной коробочке, тогда мы могли бы покрасить стены, так ведь? Как в детской комнате. Мы могли бы нарисовать голубое небо и облака на потолке, зелёную травку на полу, и прекрасные бескрайние просторы на стенах.
БРАТ
Но постой-ка!
СЕСТРА
Что?
БРАТ
Если мы на самом деле застряли в волшебной коробочке, то мы могли бы попросту всё переименовать. Свободный пол! Свободный потолок! Свободные стены!
СЕСТРА
А что снаружи этой волшебной коробочки?
БРАТ
Иногда мне кажется, там ничего нет.
СЕСТРА
Ничего?
БРАТ
Существует ли вообще ничто?
СЕСТРА
Похоже на вопрос с подвохом. Может, нам постараться не думать так много, пока у нас мозги ещё не окрепли.
БРАТ
Или может, мы должны лишь… отжигать!!!
(пять секунд оба дико орут и размахивают руками и ногами, потом отключаются на пять секунд)
CЕСТРА
Мы ещё едем? Или уже приехали?
БРАТ
(указывает за окно)
Видишь, как проплывают облака? Значит, мы движемся. Если ты движешься, значит, ещё не приехал.
СЕСТРА
Да, но ты никуда не исчезаешь. Большеголовые не исчезают. Значит, возможно, мы не двигаемся. Наверное, мы уже приехали.
БРАТ
А не может ли быть и то и другое? Типа мы на самом деле здесь, но в действительности едем куда-то.
СЕСТРА
Я думаю, ты либо двигаешься, либо нет, а если ты не двигаешься, тогда кто ты? Мне кажется, я должна всё время быть в движении, иначе умру, как акула.
БРАТ
Акула, да, это та штука, в которую смотришь и она говорит всю правду.
СЕСТРА
Нет, это волшебное зеркало.
БРАТ
Ах, да, конечно, акула это та штука, которая должна всё время быть в движении, а то умрёт.
СЕСТРА
Да, я акула.
БРАТ
Тогда я что-то другое. Я то, что не двигается. Я должен оставаться в покое, иначе умру. Я цветок в горшке.
СЕСТРА
Хорошо, следующий пункт: будем ли мы играть роли или выполнять функции?
БРАТ
Давай разделимся, тогда в конце мы сможем сойтись и сравнить наблюдения.
СЕСТРА
Хорошо, давай. Ты что выберешь?
БРАТ
Думаю, я буду выполнять функцию.
СЕСТРА.
Окей, тогда я буду играть роль. Какую функцию ты будешь выполнять?
БРАТ
Ту, которая мне предписана. Какую роль ты будешь играть?
СЕСТРА
Думаю, узнаю в процессе.
БРАТ
Значит, ты будешь и актёром и автором?
СЕСТРА
И режиссёром тоже, я надеюсь.
БРАТ
А кто будет смотреть твоё представление?
СЕСТРА
Ах да, верно. Мне нужны зрители! Я не могу быть и зрителем тоже. Возможно, быть моим зрителем будет твоей функцией!
БРАТ
Да, я буду твоим зрителем. Я буду сидеть тихо как цветок в горшке и смотреть твоё представление. Я буду неподвижным растением для твоей вечнодвигающейся акулы.
СЕСТРА
А что, если мы столкнёмся?
БРАТ
Тогда и узнаем.
СЕСТРА
(тыльной стороной запястья торжественно касается лба)
Увы, нет. Спасибо, старый друг, это прекрасный сон, но я не могу продолжать. В чём смысл? Это ещё одна пустая игра, которая заканчивается там же, где и начинается. Я пытаюсь обмануть себя, но истина в том, что я совершенно одинока.
БРАТ
(напевно)
Э-эй, я зде-есь.
СЕСТРА
(смотрит и тянется вперёд)
Я не вижу тебя. Я не чувствую тебя. Я хочу коснуться тебея, но мои руки не встречают преграды. Ты просто голос в моей голове. Я рождена меж вечностей, вскормлена на лжи, запеленута в обрывки сновидений. Всё, что я делаю, не имеет никакого значения, и я умру в одиночестве. Это правда. Долго я была ребёнком, но теперь пришло время покинуть детство.
БРАТ
Оставь себе хотя бы погремушку.
СЕСТРА
Моё преступление в том, что я свободна, и свобода — моё наказание. Это хуже всего. Мы мечтаем о свободе, но свобода это проклятье. Лучше быть запертой в волшебной коробочке, где каждое действие что-то значит, где каждый звук эхом отзывается во времени, где каждое решение всё меняет; не ведать о свободе, не ведать о мыслях, делающих человека свободным. Мы должны жить в коробочках, иначе уплывём в пространство, где любое действие пропадает бесследно.
БРАТ
О боже мой, неужели мы родственники?! Посмотри, где мы! Мы на карнавале вечности! Ты можешь делать всё, что угодно — играть любую игру, совершить любое путешествие — всё, что захочешь. Ешь, пей и веселись, ибо завтра ты лопнешь как пузырь соплей. Это не тюрьма безнадёжности и отчаяния, это великолепный карнавал без правил с бесплатным входом. Ты не можешь оставаться здесь вечно, но сейчас ты здесь, вся такая сияющая, новенькая и готовая навести тут большого шороху. Разумеется, ты можешь отложить в сторону свою инфантильную нужду в значении и просто играть. Ты же можешь играть, не правда ли, сестричка?
СЕСТРА
Очень мило с твоей стороны пытаться развеселить меня…
БРАТ
Я не милый! В сущности, я чудовище. Я просчитал свой путь, сделал скидки на отклонения и наметил свой курс. Я понимаю, что совершу как легальные, так и моральные преступления. Я предам любовь и оскверню узы сообщества. Близкие мне люди будут страдать из-за моих грехов, и когда я умру, они скажут, что лучше бы я никогда не рождался. Жизнь на этой земле это полный пипец, и я наведу здесь шороху. Теперь ты понимаешь, что это за место? Теперь ты видишь что это за карнавал?
СЕСТРА
Да! Теперь вижу, и я вижу, что у этого карнавала есть правила, и первое правило это всегда держать глаза закрытыми. Я совершила ошибку, посмотрев вокруг, но я больше не буду такой глупой. Я закрою глаза, и буду участвовать в веселье, буду смеяться и кричать. Меня легко смогут узнать работники карнавала, я буду играть в их игры, кривляться, и если я подойду близко к тому, чтобы увидеть, что это за место на самом деле, тогда я ещё крепче закрою глаза, ещё яростнее буду играть, и ещё громче буду смеяться и кричать.
БРАТ
На этом карнавале каждая роль имеет своего актёра. Все персонажи сыграны. То, что может произойти, должно произойти. Наши персонажи должны быть обитаемы. Наши истории должны быть рассказаны.
СЕСТРА
Мы неизбежны, у нас нет выбора.
БРАТ
Мы неизбежны, у нас нет выбора.
СЕСТРА
Когда лопается пузырь моих слюней, он щекочет мне нос.
БРАТ
Я могу подмигивать, но только обоими глазами сразу.
СЕСТРА
Когда я какаю, открываются окна.
БРАТ
Может быть, если мы накакаем вместе, то сорвёт крышу.
ВМЕСТЕ
Сорвёт крышу!!!
(оба дико орут и размахивают членами пять секунд и отключаются)
затемнение
Антракт 1
Девушка и парень двадцати с чем-то лет входят в зрительный зал справа и слева и ведут отдельные телефонные разговоры.
ПАРЕНЬ
Да, нет, нет… да… что-то типа мини антракта. Перерыв, вроде смены декораций…
ДЕВУШКА
Да, это я. У меня только минутка.
(бросает взгляд на парня)
Да, он милый… наверное, своеобразный. Он привёл меня сюда, на спектакль… да, спектакль, ну, люди на сцене играют и всё такое. Я знаю, да? Может, он пытается быть уникальным или что-то типа того…
ПАРЕНЬ
Она выглядит ничего… как только начался антракт, села на телефон… довольно стрёмно…
ДЕВУШКА
Не знаю, о чём это, только что было что-то про детей… нет, нет, взрослые дети… нет, дети, которых играли взрослые… какой-то смысл в этом есть… и у них был брат, который всё время спрашивал «почему»…
ПАРЕНЬ
Да, дети, довольно смешно — дети, титьки… они сделали так, что дети бесятся, а потом засыпают, довольно смешно, по-моему… Я думаю, это какая-то зарисовка, не как, ну знаешь, обычная история, как фильм или что-то вроде… нет, не история, похоже на скетч на какую-то тему, я думаю, ещё не знаю, какую… да, нет, не знаю, нравится ли ей это…
ДЕВУШКА
Я не знаю ещё, нравится ли мне это… Он? Не знаю, довольно симпатичный…
(Парень ловит взгляд девушки и они машут друг другу)
…заплатил за такси и выпивку. Ему кажется, что он интересный… Я знаю, хорошо? … Пьеса? Ну, я не знаю, думаю это что-то ну, знаешь, философское, затрагиваются важные темы… Я знаю! У меня полным-полно неважных тем! Но однако, это интересно, один малыш поёт песенку про самоубийство, да…
(поёт)
Камююю, камююю, утонул ли ты в ручью?.. довольно смешно… Камю? Не знаю, какой-то человек…
ПАРЕНЬ
Да, да, младенцы, не совсем, однако, глупость… нет, о чём-то другом, кажется, следующий акт о войне…
(начинается музыка)
О, опять начинается… мне пора…
2 комментария