20 марта 2011, 11:13
Джефф Фостер: Тихая революция духовного поиска
Когда вы сделаете двоих одним,
И когда вы сделаете внешнее как внутреннее,
А внутреннее как внешнее,
Тогда вы войдете в Царствие.
— Иисус, Евангелие от Фомы
Есть действие, но нет делающего,
Есть Нирвана, но нет ищущего ее.
— Будда
В духовном поиске происходит тихая революция. Есть растущее ощущение того, что свободу нельзя найти в философиях, религиях, идеологиях; что ее нельзя обнаружить в книгах, или достигнуть в результате нескольких жизней, посвящённых духовной практике; что она не может быть получена от просветлённых или пробудившихся духовных учителей; что свободой нельзя овладеть, ей нельзя научить, ее нельзя зафиксировать.
Есть растущее ощущение, что свобода – это всё, что есть, что она проникает в самое сердце того, чем вы являетесь, что она всегда доступна и ничего не стоит. Именно на это указывает послание, которое я называю «Жизнь без центра» — на абсолютную свободу в самом сердце жизни. Можно не сомневаться, что это радикальное сообщение. И в то же время оно настолько же ласковое и нежное, как поцелуй любимого человека.
«Жизнь без центра» говорит о возможности того, что духовный поиск, и, в сущности, весь поиск, которым занят разум, может завершиться раз и навсегда. И в отсутствие этого поиска может быть ясное видение того, что все, что есть – это Единство. И в ясности Единства жизнь утрачивает свою тяжесть, и того, что есть всегда достаточно. Некоторые люди называют это «духовным пробуждением», но это не является чем-то сложным, и не предназначено только для ограниченного количества счастливчиков. Это пробуждение простое и очевидное, как звук дождя, барабанящего по крыше. Это немного напоминает сон, который захватывает тебя, а потом просыпаешься, открываешь глаза, смотришь вокруг, и понимаешь, да, конечно, это же был только сон…
Здесь нет никакого осуждения поиска, или какой-нибудь религии или системы убеждений. Поиск – это не больше не меньше, чем тоска по Дому, отчаянное стремление вспомнить, кто ты есть за пределами имени и формы, за пределами мыслей, за пределами концепций, за пределами всех запредельных областей. И этот поиск разворачивается так, как ему и полагается. Здесь нет осуждения поиска, есть только указание на возможность, что он может стихнуть, и при этом откроется нечто более взрывное, чем то, что нам когда-либо обещали духовные учения этого мира.
Это не новый набор убеждений, не свежая коллекция идей для пережёвывания в уме. Нет, в этом сообщении слова используются для того, чтобы выйти за пределы слов, чтобы указать на нечто, о чём на самом деле нельзя ничего сказать. Это не учение, не передача информации от одного индивидуума другому, это общение Единства с Единством. Общение, которое завершается откровением, которое совершенно выходит за пределы сна о существовании отдельных «меня-и-тебя».
И на каком-то уровне мои слова вообще не нужны: всё уже есть во всей полноте, ничего нельзя добавить. Единство уже является совершенным целым, проявляющимся сейчас как стул, пол, стол, тело, глаза, нос, руки, ноги, биение сердца, дыхание. Все это Единство, и ничто не является неуместным. И всё же индивидууму это может быть пока не видно. Может быть, индивидууму нужно ещё что-то прочесть, ещё постараться, посетить побольше духовных собраний, больше медитировать, и ещё больше пытаться понять всё это. И это именно так, как должно быть. Учения о недвойственности будут уместны до тех пор, пока ещё есть индивидуум, который пытается их постичь. В этом единственная цель этих слов: быть рядом, в дружбе и любви, для этого индивидуума. Встретить его или её именно там, где они сейчас находятся.
Но когда этот индивидуум растворится в ясности, когда поиск утихнет, все эти указатели на невыразимое тоже отвалятся, и останется только непосредственность того, что есть, и никого, кто мог бы знать это. Останется малиновка, поющая в ветвях дерева, машина, с шумом проносящаяся по дороге, чашка чая в твоей руке, и всё это будет божественным Таинством; ты никогда не станешь больше искать иного, и наступит полное освобождение от груза индивидуальности. Будет проживаться совершенно обыкновенная жизнь, но не будет никого, проживающего её. И в этой радости и ясности будет видно, что всегда и была только эта свобода, и что весь поиск и страдание всей жизни разыгрывались в абсолютном простодушии.
*
Возможно, имеет смысл рассказать о моём прошлом, конечно, не забывая о том, что мы называем «прошлым» просто воспоминание, просто мысль, которая возникает сейчас, и что моё прошлое не более особенное, чем твоё прошлое, или чьё угодно.
После примерно двадцати пяти лет жизни, полной застенчивости, беспокойства и сильной неприязни к сущности, которую я называл «самим собой», у меня наступил период депрессии и болезни.
Подгоняемый стремлением избавиться от страдания всей своей жизни, я пустился в напряжённый духовный поиск, который продолжался несколько лет, что провело меня по всем мировым религиям и духовным традициям. Всю жизнь я был закоренелым атеистом, но страдание в конце концов стало таким сильным, что уход в духовность показался единственным вариантом.
Я пристрастился к идее о «духовном пробуждении», отключился от окружающего мира, погрузился в медитацию и исследование своих мыслей, постоянно меняя и подвергая сомнению свои системы убеждений, читая буквально сотни духовных книг и просиживая часами в саду, пытаясь быть «здесь и сейчас», в ожидании момента, когда это отдельное я исчезнет и страдание прекратится.
Но я так и не нашёл то, что я искал, и моё отчаяние и досада достигли критической точки. И тогда, посреди этого отчаяния, что-то открылось. Разум, истощённый целой жизнью, проведённой в попытках достижения недостижимых целей, рухнул, и пришло глубокое расслабление. Секрет был раскрыт прямо посреди того, что я принимал за «свою жизнь». Духовный поиск закончился осознанием, что существует только Единство, что жизнь уже полна и совершенна, и неотделима от того, чем я считал себя. В этой очевидности весь поиск утих, оставляя только ясность и простоту того, что есть. Меня потрясло осознание того, что секрет духовного пробуждения был со мной с самого начала, я просто не мог его увидеть, потому что был так занят его поиском и тем самым отделял его от себя. Но это отделение было иллюзией, и когда иллюзия рассеялась, открылась истина, ясная, как удар кулаком в живот. Истина открылась как стул, цветок, дерево, мои руки, мои ноги, всё остальное. Откровение Единства происходило вокруг меня, каждое мгновение, но в своем поиске того, с чем я могу отождествиться, я это совершенно упускал.
Оглядываясь на прошлое, я вижу, что оно разворачивалось совершенным образом. Целая жизнь поисков и страданий была необходима, чтобы пробудить меня от сна поисков и страданий! И на самом деле поиски и страдания всегда указывали на другую возможность – они всегда указывали путь Домой.
*
Сначала я просто встречался с людьми в барах и на скамейках парков и рассказывал о своём опыте. Потом появился вебсайт, книги оказались написаны, стали происходить встречи, сначала в Лондоне, а потом в других местах Великобритании и за границей. Я этого никогда не ожидал. Всё это словно живёт собственной жизнью, и кто знает, во что это может развиться?
Ясно, что Единству доставляет удовольствие распространение этого послания. Что за подарок – возможность встретиться со многими людьми со всего мира и в то же время видеть, что нет никаких «отдельных людей», и всё Едино. В самом деле, я всегда встречаю себя, и каждый вопрос, который мне задают – один и тот же вопрос: это разум, тоскующий по возвращению Домой. Какая совершенная игра.
Что ж, сейчас самое время прийти Домой. Читайте эти страницы с открытым разумом, открытым сердцем, и, может быть, вам постепенно станет ясно: этого никогда не было в словах. За пределами слов происходит что-то ещё, слишком удивительное, чтобы говорить об этом. На самом деле это вовсе не учение. Это костёр, в котором все вопросы разума распутываются и сгорают, оставляя только удивление от того, что есть. Об этом огне даже нечего сказать, потому что любые попытки говорить сгорают в нём. И всё же, слова продолжают возникать, и жизнь продолжает разворачиваться, и совершенно ясно, что мы не контролируем этот поразительный мир сновидений, и что мы постоянно охвачены Единством, каждое мгновение, от рождения до смерти, и после этого.
Желаю вам встретить своё отсутствие и взорваться благоговением.
Оригинальный текст на английском языке: A Quiet Revolution in Spirituality — Jeff Foster
И когда вы сделаете внешнее как внутреннее,
А внутреннее как внешнее,
Тогда вы войдете в Царствие.
— Иисус, Евангелие от Фомы
Есть действие, но нет делающего,
Есть Нирвана, но нет ищущего ее.
— Будда
В духовном поиске происходит тихая революция. Есть растущее ощущение того, что свободу нельзя найти в философиях, религиях, идеологиях; что ее нельзя обнаружить в книгах, или достигнуть в результате нескольких жизней, посвящённых духовной практике; что она не может быть получена от просветлённых или пробудившихся духовных учителей; что свободой нельзя овладеть, ей нельзя научить, ее нельзя зафиксировать.
Есть растущее ощущение, что свобода – это всё, что есть, что она проникает в самое сердце того, чем вы являетесь, что она всегда доступна и ничего не стоит. Именно на это указывает послание, которое я называю «Жизнь без центра» — на абсолютную свободу в самом сердце жизни. Можно не сомневаться, что это радикальное сообщение. И в то же время оно настолько же ласковое и нежное, как поцелуй любимого человека.
«Жизнь без центра» говорит о возможности того, что духовный поиск, и, в сущности, весь поиск, которым занят разум, может завершиться раз и навсегда. И в отсутствие этого поиска может быть ясное видение того, что все, что есть – это Единство. И в ясности Единства жизнь утрачивает свою тяжесть, и того, что есть всегда достаточно. Некоторые люди называют это «духовным пробуждением», но это не является чем-то сложным, и не предназначено только для ограниченного количества счастливчиков. Это пробуждение простое и очевидное, как звук дождя, барабанящего по крыше. Это немного напоминает сон, который захватывает тебя, а потом просыпаешься, открываешь глаза, смотришь вокруг, и понимаешь, да, конечно, это же был только сон…
Здесь нет никакого осуждения поиска, или какой-нибудь религии или системы убеждений. Поиск – это не больше не меньше, чем тоска по Дому, отчаянное стремление вспомнить, кто ты есть за пределами имени и формы, за пределами мыслей, за пределами концепций, за пределами всех запредельных областей. И этот поиск разворачивается так, как ему и полагается. Здесь нет осуждения поиска, есть только указание на возможность, что он может стихнуть, и при этом откроется нечто более взрывное, чем то, что нам когда-либо обещали духовные учения этого мира.
Это не новый набор убеждений, не свежая коллекция идей для пережёвывания в уме. Нет, в этом сообщении слова используются для того, чтобы выйти за пределы слов, чтобы указать на нечто, о чём на самом деле нельзя ничего сказать. Это не учение, не передача информации от одного индивидуума другому, это общение Единства с Единством. Общение, которое завершается откровением, которое совершенно выходит за пределы сна о существовании отдельных «меня-и-тебя».
И на каком-то уровне мои слова вообще не нужны: всё уже есть во всей полноте, ничего нельзя добавить. Единство уже является совершенным целым, проявляющимся сейчас как стул, пол, стол, тело, глаза, нос, руки, ноги, биение сердца, дыхание. Все это Единство, и ничто не является неуместным. И всё же индивидууму это может быть пока не видно. Может быть, индивидууму нужно ещё что-то прочесть, ещё постараться, посетить побольше духовных собраний, больше медитировать, и ещё больше пытаться понять всё это. И это именно так, как должно быть. Учения о недвойственности будут уместны до тех пор, пока ещё есть индивидуум, который пытается их постичь. В этом единственная цель этих слов: быть рядом, в дружбе и любви, для этого индивидуума. Встретить его или её именно там, где они сейчас находятся.
Но когда этот индивидуум растворится в ясности, когда поиск утихнет, все эти указатели на невыразимое тоже отвалятся, и останется только непосредственность того, что есть, и никого, кто мог бы знать это. Останется малиновка, поющая в ветвях дерева, машина, с шумом проносящаяся по дороге, чашка чая в твоей руке, и всё это будет божественным Таинством; ты никогда не станешь больше искать иного, и наступит полное освобождение от груза индивидуальности. Будет проживаться совершенно обыкновенная жизнь, но не будет никого, проживающего её. И в этой радости и ясности будет видно, что всегда и была только эта свобода, и что весь поиск и страдание всей жизни разыгрывались в абсолютном простодушии.
*
Возможно, имеет смысл рассказать о моём прошлом, конечно, не забывая о том, что мы называем «прошлым» просто воспоминание, просто мысль, которая возникает сейчас, и что моё прошлое не более особенное, чем твоё прошлое, или чьё угодно.
После примерно двадцати пяти лет жизни, полной застенчивости, беспокойства и сильной неприязни к сущности, которую я называл «самим собой», у меня наступил период депрессии и болезни.
Подгоняемый стремлением избавиться от страдания всей своей жизни, я пустился в напряжённый духовный поиск, который продолжался несколько лет, что провело меня по всем мировым религиям и духовным традициям. Всю жизнь я был закоренелым атеистом, но страдание в конце концов стало таким сильным, что уход в духовность показался единственным вариантом.
Я пристрастился к идее о «духовном пробуждении», отключился от окружающего мира, погрузился в медитацию и исследование своих мыслей, постоянно меняя и подвергая сомнению свои системы убеждений, читая буквально сотни духовных книг и просиживая часами в саду, пытаясь быть «здесь и сейчас», в ожидании момента, когда это отдельное я исчезнет и страдание прекратится.
Но я так и не нашёл то, что я искал, и моё отчаяние и досада достигли критической точки. И тогда, посреди этого отчаяния, что-то открылось. Разум, истощённый целой жизнью, проведённой в попытках достижения недостижимых целей, рухнул, и пришло глубокое расслабление. Секрет был раскрыт прямо посреди того, что я принимал за «свою жизнь». Духовный поиск закончился осознанием, что существует только Единство, что жизнь уже полна и совершенна, и неотделима от того, чем я считал себя. В этой очевидности весь поиск утих, оставляя только ясность и простоту того, что есть. Меня потрясло осознание того, что секрет духовного пробуждения был со мной с самого начала, я просто не мог его увидеть, потому что был так занят его поиском и тем самым отделял его от себя. Но это отделение было иллюзией, и когда иллюзия рассеялась, открылась истина, ясная, как удар кулаком в живот. Истина открылась как стул, цветок, дерево, мои руки, мои ноги, всё остальное. Откровение Единства происходило вокруг меня, каждое мгновение, но в своем поиске того, с чем я могу отождествиться, я это совершенно упускал.
Оглядываясь на прошлое, я вижу, что оно разворачивалось совершенным образом. Целая жизнь поисков и страданий была необходима, чтобы пробудить меня от сна поисков и страданий! И на самом деле поиски и страдания всегда указывали на другую возможность – они всегда указывали путь Домой.
*
Сначала я просто встречался с людьми в барах и на скамейках парков и рассказывал о своём опыте. Потом появился вебсайт, книги оказались написаны, стали происходить встречи, сначала в Лондоне, а потом в других местах Великобритании и за границей. Я этого никогда не ожидал. Всё это словно живёт собственной жизнью, и кто знает, во что это может развиться?
Ясно, что Единству доставляет удовольствие распространение этого послания. Что за подарок – возможность встретиться со многими людьми со всего мира и в то же время видеть, что нет никаких «отдельных людей», и всё Едино. В самом деле, я всегда встречаю себя, и каждый вопрос, который мне задают – один и тот же вопрос: это разум, тоскующий по возвращению Домой. Какая совершенная игра.
Что ж, сейчас самое время прийти Домой. Читайте эти страницы с открытым разумом, открытым сердцем, и, может быть, вам постепенно станет ясно: этого никогда не было в словах. За пределами слов происходит что-то ещё, слишком удивительное, чтобы говорить об этом. На самом деле это вовсе не учение. Это костёр, в котором все вопросы разума распутываются и сгорают, оставляя только удивление от того, что есть. Об этом огне даже нечего сказать, потому что любые попытки говорить сгорают в нём. И всё же, слова продолжают возникать, и жизнь продолжает разворачиваться, и совершенно ясно, что мы не контролируем этот поразительный мир сновидений, и что мы постоянно охвачены Единством, каждое мгновение, от рождения до смерти, и после этого.
Желаю вам встретить своё отсутствие и взорваться благоговением.
Оригинальный текст на английском языке: A Quiet Revolution in Spirituality — Jeff Foster
13 комментариев
Без головы.
А ещё эпиграф здоровский из апокрифа.
Неописуемое, не затронутое ничем, невыразимое…
И все слова были бы пустыми и нелепыми… Но ТЫ звучишь в каждом слове.
Как-будто я сама себе передаю привет, и сама себе улыбаюсь.
Ближе невозможно…