3 мая 2023, 15:55
Сравнение Адвайты Шиваитов и Адвайты Шанкары
Сравнение с Адвайтавадой Шанкары и отличия от неё
Философия Шанкары известна как Шанта брахмавада или Кеваладвайтавада, также иногда её называют Майя-Веданта-вада. Кашмирская шиваистская философия известна как Ишварадвайтавада, Пратьябхиджня или Трика. Поскольку Шанкара верит в то, что брахман не вовлечён ни в какую деятельность, шиваистские философы по большей части называют его учение Шантабрахмавада или философия недеятельного брахмана.Первое яркое различие между Шантабрахмавадой и Ишварадвайтавадой заключается в том, что согласно первой, чит, или брахман, – это только пракаша, или джняна, тогда как согласно последней он – пракаша и вимарша одновременно. Другими словами, согласно Шанкаре, единственной характеристикой брахмана является пракаша, а согласно Ишварадвайтаваде он есть одновременно джнянтрива (знание) и картрива (деятельность). Шанкара, полагает, что крийя, или деятельность, присуща только дживе, или эмпирическому субъекту, но не брахману. Он понимает крийю только в очень узком смысле. Шиваистская философия понимает картриву, или деятельность, в широком значении этого слова. Согласно ей даже джняна есть форма деятельности Божественного. Без деятельности Чит, или Божественное бытие, оставалось бы инертным и неспособным вызвать что бы то ни было. Поскольку Парама Шива является сватантра (т.е. сувереном Свободной Воли), он неизбежно является также картой (деятелем). Как говорит Панини, «лишь существо, обладающее свободной волей, является деятелем». Сватантрья (Свободная Воля) и картрива (сила делания) представляют собой практически одну и ту же вещь.В Шантабрахмаваде брахман представляется полностью бездеятельным. Когда брахман соединяется с авидья, он становится Ишварой и облекается силой делания. Подлинная деятельность принадлежит авидье. Деятельность Ишвары прерывается, когда он отождествляется с видьей. Шанкара категорично утверждает:«Таким образом, могущество Ишвары, его всезнание и всемогущество обусловлены ограничением, вызванным условием или соединением с авидьей (изначальным неведением). В высшем смысле, когда все обусловленности отпадают от Атмана благодаря силе видьи (духовного просветления), дальнейшее использование им могущества, всезнания и т.п. становится неуместным». Таким образом, вся деятельность Ишвара, согласно Шанкаре, обусловлена авидьей.С другой стороны, согласно Ишварадвайтаваде джнятрива и картрива (знание и деятельность) являются самой природой Высочайшего. Совершенно невозможно мыслить Высочайшего вне Его деятельности. В данном учении деятельность является не просто привходящим свойством Ишвары, как у Шанкары, но самой Его неотъемлемой природой В самом общем виде Его деятельность в итоге сводится к пятеричным деянию: эманации или проекции (сришти), сохранению (стхити), поглощению (санхара), сокрытию истинной природы (вилайя) и милости (ануграха). Он вечно воспроизводит эти пять видов действий – даже тогда, когда он принимает форму эмпирического эго (джива). Согласно Ишварадвайтаваде, Шива есть панчакритьякари (всегда творящий пятеричное делание). Согласно Шанкаре, брахман есть нишкрийя (бездеятельный). Махешварананда говорит, что бездеятельный брахман ничем не лучше несуществующего брахмана.«Такова специфическая природа Парамешвары (Высочайшего Господа), что Он всегда производит пятеричное делание, состоящее из сришти и т.д. Если не принимать это (т.е. его деятельность), то Атма по определению Майя-Веданты и т.п., характеризуемый отсутствием даже наименьших признаков шевеления или деятельности будет ничем не лучше несуществующего».Ишварадвайтавада также принимает концепцию авидьи или майи, но в ней авидья или майя не представляет из себя чего-то такого, что каким-то образом случается и воздействует на Ишвару; напротив, это Ишвара сам по собственной воле накладывает на Себя определённые ограничения посредством собственной шакти (силы). Согласно Шанкаре, брахман полностью бездеятелен, вся его деятельность вызывается майей. Согласно Ишварадвайтаваде, вся деятельность принадлежит Ишваре; майя черпает свою собственную деятельность из Него.Во-вторых, согласно Шантабрахмаваде, вишва, или мир, – митхья, нереален. Согласно Ишварадвайтаваде, мир совершенно реален, он есть воплощение мощи Ишвары. Поскольку шакти реальна то мир, вызванный к жизни посредством шакти. также реален. Поскольку Шанкара считает майю ни реальной ни нереальной, его не-дуализм оказывается ограниченным, в то время как недуальная шиваистская философия рассматривает майю как шива-майи (как аспект Шивы), и шиваистский не-дуализм выступает как целостное учение, включающее в себя буквально всё. Ибо если, как полагает Шанкара, брахман реален, а майя представляет собой некую не поддающуюся определению силу – ни реальную, ни нереальную, то в философии Шанкары появляется некий оттенок дуализма.Опять же, согласно Ишварадвайтваде, даже в случае эмпирического эго, или дживы, продолжается пятеричное делание Шивы; согласно Шантабрахмаваде, атма даже в виде эмпирического эго остаётся нишкрийя, или бездеятельным. Всякая деятельность здесь исходит от буддхи.Согласно вивартаваде Шанкары, всякое проявление представляет собой лишь имя и форму (нама-рука) и никоим образом не может считаться реальным в подлинном смысле этого слова. Согласно Ишварадвайта, абхаса реальны в том смысле, что они представляют собой аспекты высочайшей реальности, или Парама Шивы, в виде Его опыта или идеации. Так что абхаса в своей сущности реальны. То, что составляет идеацию Реального, не может само по себе быть нереальным.Наконец, в состоянии мукти (освобождения) мир, согласно Шанкаре, исчезает, в шиваистской философии, он проявляется как вспышка [сияние] в Сознании Шивы или как выражение неимоверного восторга [Величайшего Блаженства]его самоосознания.Можно подытожить различие во взглядах обоих учений в форме таблицы.
Пратьябхибжня-хридаям_Кшемараджа_перевод и комментарий Джайдева Сингх
Философия Шанкары известна как Шанта брахмавада или Кеваладвайтавада, также иногда её называют Майя-Веданта-вада. Кашмирская шиваистская философия известна как Ишварадвайтавада, Пратьябхиджня или Трика. Поскольку Шанкара верит в то, что брахман не вовлечён ни в какую деятельность, шиваистские философы по большей части называют его учение Шантабрахмавада или философия недеятельного брахмана.Первое яркое различие между Шантабрахмавадой и Ишварадвайтавадой заключается в том, что согласно первой, чит, или брахман, – это только пракаша, или джняна, тогда как согласно последней он – пракаша и вимарша одновременно. Другими словами, согласно Шанкаре, единственной характеристикой брахмана является пракаша, а согласно Ишварадвайтаваде он есть одновременно джнянтрива (знание) и картрива (деятельность). Шанкара, полагает, что крийя, или деятельность, присуща только дживе, или эмпирическому субъекту, но не брахману. Он понимает крийю только в очень узком смысле. Шиваистская философия понимает картриву, или деятельность, в широком значении этого слова. Согласно ей даже джняна есть форма деятельности Божественного. Без деятельности Чит, или Божественное бытие, оставалось бы инертным и неспособным вызвать что бы то ни было. Поскольку Парама Шива является сватантра (т.е. сувереном Свободной Воли), он неизбежно является также картой (деятелем). Как говорит Панини, «лишь существо, обладающее свободной волей, является деятелем». Сватантрья (Свободная Воля) и картрива (сила делания) представляют собой практически одну и ту же вещь.В Шантабрахмаваде брахман представляется полностью бездеятельным. Когда брахман соединяется с авидья, он становится Ишварой и облекается силой делания. Подлинная деятельность принадлежит авидье. Деятельность Ишвары прерывается, когда он отождествляется с видьей. Шанкара категорично утверждает:«Таким образом, могущество Ишвары, его всезнание и всемогущество обусловлены ограничением, вызванным условием или соединением с авидьей (изначальным неведением). В высшем смысле, когда все обусловленности отпадают от Атмана благодаря силе видьи (духовного просветления), дальнейшее использование им могущества, всезнания и т.п. становится неуместным». Таким образом, вся деятельность Ишвара, согласно Шанкаре, обусловлена авидьей.С другой стороны, согласно Ишварадвайтаваде джнятрива и картрива (знание и деятельность) являются самой природой Высочайшего. Совершенно невозможно мыслить Высочайшего вне Его деятельности. В данном учении деятельность является не просто привходящим свойством Ишвары, как у Шанкары, но самой Его неотъемлемой природой В самом общем виде Его деятельность в итоге сводится к пятеричным деянию: эманации или проекции (сришти), сохранению (стхити), поглощению (санхара), сокрытию истинной природы (вилайя) и милости (ануграха). Он вечно воспроизводит эти пять видов действий – даже тогда, когда он принимает форму эмпирического эго (джива). Согласно Ишварадвайтаваде, Шива есть панчакритьякари (всегда творящий пятеричное делание). Согласно Шанкаре, брахман есть нишкрийя (бездеятельный). Махешварананда говорит, что бездеятельный брахман ничем не лучше несуществующего брахмана.«Такова специфическая природа Парамешвары (Высочайшего Господа), что Он всегда производит пятеричное делание, состоящее из сришти и т.д. Если не принимать это (т.е. его деятельность), то Атма по определению Майя-Веданты и т.п., характеризуемый отсутствием даже наименьших признаков шевеления или деятельности будет ничем не лучше несуществующего».Ишварадвайтавада также принимает концепцию авидьи или майи, но в ней авидья или майя не представляет из себя чего-то такого, что каким-то образом случается и воздействует на Ишвару; напротив, это Ишвара сам по собственной воле накладывает на Себя определённые ограничения посредством собственной шакти (силы). Согласно Шанкаре, брахман полностью бездеятелен, вся его деятельность вызывается майей. Согласно Ишварадвайтаваде, вся деятельность принадлежит Ишваре; майя черпает свою собственную деятельность из Него.Во-вторых, согласно Шантабрахмаваде, вишва, или мир, – митхья, нереален. Согласно Ишварадвайтаваде, мир совершенно реален, он есть воплощение мощи Ишвары. Поскольку шакти реальна то мир, вызванный к жизни посредством шакти. также реален. Поскольку Шанкара считает майю ни реальной ни нереальной, его не-дуализм оказывается ограниченным, в то время как недуальная шиваистская философия рассматривает майю как шива-майи (как аспект Шивы), и шиваистский не-дуализм выступает как целостное учение, включающее в себя буквально всё. Ибо если, как полагает Шанкара, брахман реален, а майя представляет собой некую не поддающуюся определению силу – ни реальную, ни нереальную, то в философии Шанкары появляется некий оттенок дуализма.Опять же, согласно Ишварадвайтваде, даже в случае эмпирического эго, или дживы, продолжается пятеричное делание Шивы; согласно Шантабрахмаваде, атма даже в виде эмпирического эго остаётся нишкрийя, или бездеятельным. Всякая деятельность здесь исходит от буддхи.Согласно вивартаваде Шанкары, всякое проявление представляет собой лишь имя и форму (нама-рука) и никоим образом не может считаться реальным в подлинном смысле этого слова. Согласно Ишварадвайта, абхаса реальны в том смысле, что они представляют собой аспекты высочайшей реальности, или Парама Шивы, в виде Его опыта или идеации. Так что абхаса в своей сущности реальны. То, что составляет идеацию Реального, не может само по себе быть нереальным.Наконец, в состоянии мукти (освобождения) мир, согласно Шанкаре, исчезает, в шиваистской философии, он проявляется как вспышка [сияние] в Сознании Шивы или как выражение неимоверного восторга [Величайшего Блаженства]его самоосознания.Можно подытожить различие во взглядах обоих учений в форме таблицы.
Пратьябхибжня-хридаям_Кшемараджа_перевод и комментарий Джайдева Сингх
8 комментариев
Отсюда все эти споры про «Абсолют не знает себя», «Иллюзорность мира» и т.д.
В любом случае нужно понимать, что теория — это описание опыта.
Чтобы понять, кто из них прав, нужно теорию проверить на практике.
Описывать свой опыт можно более или менее удачно, но есть что описывать. А когда в голове одни теории, а опыта нет, то остаётся только спорить.
Если Недвойственность субъекта и объекта не переживается, то это равносильно отсутствию Недвойственности. Иначе как ты об этом узнал? Тогда «недвойственность» для тебя — это просто теория, абстракция.
Неужели сложно понять?
Вы всё не о том печетесь… Ну какая разница то… Знает себя Брахман или нет? Или вокруг иллюзия или нет?
Вот чего свою голову забивать всякой ерундой?
Вот что это за чушь:
?))
для *постигших, что там что-то пытались высказать — звучало так примерно...- :D
На каком-то там уже даже 2-м уровне дхьяны — уже по-барабану, т.е. вообще нет разницы.
**а это так сказать с обычной привычной жизнью вообще не вяжется никак соответственно — то бишь ничего этого нет, нет интереса и смысла) и как типа жить садхакам)) после этого?
шо же делать? видимо, коль внимание опять в интерес и что-то собралось тута — остается только сахаджа-самадхи...:D То бишь спокойствие ума и интеграция..)
«Сознание не знает себя» — эта дурь, придуманная Шанкарой. А вы эту дурь повторяете. Оно и понятно. Ибо опыта нет. Невозможно понять то, чего нет в опыте.
Но, изучите хотя бы теоретически эту тему.
Это не дурь. Просто не все способны это понять. Ты вот не можешь, поскольку думаешь в двойственной парадигме. Сознание не исцелённое.
Знание — это отражение какого-то фрагмента того что есть. Знание всегда! ограничено. То что есть безгранично. Собой можно только быть. Знать себя невозможно. Это элементарная логика уровня пятиклассника. Тебе пока не доступна. Видимо твой путь это путь бхакти. Джняна не твоё.