29 сентября 2023, 15:01
Упайя (метод) в ПараАдвайте. Джайдева Сингх
Однако милость не даётся по капризу. Она заслуживается моральной и духовной дисциплиной. Способы стяжании милости подразделяются на четыре большие группы, а именно: Анавопайя, Шактопайя, Шамбхавопайя и Анупайя. Эти упайя рекомендуется для избавления от мала с целью обретения готовности к получению милости.
Анавопайя представляет собой способы, с помощью которых индивид использует свои карана, или инструменты, как средства трансформации для достижения Самореализации. Она включает дисциплины, связанные с регуляцией праны, ритуалами, концентрацией на своём избранном божестве и т.д. В конечном счёте она приводит к Самореализации как результату раскрытия мадхья-дхамы, или сушумны. Она также известна как крийопайя, потому что Крийя – такие как повторение мантры или практика ритуалов и т.п. играют в ней большую роль. Также она известна как бхедопайя, потому что эта дисциплина начинается с ощущения бхеда, или различения.
Шактопайя связана с психологическими практиками, которые трансформируют внутренние силы и приводят индивида к самавеша, или растворению его индивидуального сознания в божественном. Здесь на сцену выступает главным образом мантра шакти, посредством которой индивид обретает пратибха джняна, или истинное значение; постепенно присутствующее в нем чувство дуальность сходит на нет, и его сознание растворяется в пара-сандвид. В этой форме практики ученику надлежит медитировать на формуле типа «Я есмь Шива», «Целая вселенная есть лишь расширение моего подлинного Я».
В анавопайя задействуются ощущения, прана и манас; в шактопайя же активно используется главным образом манас. Она также известна как джнянопайя, потому что важную роль в ней играет ментальная деятельность. Также она известна как бхедабхеда-упайя, потому что она основана как на различении, так и на идентичности. Благодаря этому, кундалини без больших усилий по контролю над праной поднимается вверх из муладхары и приносит Самореализацию.
Шамбхавопайя предназначена для продвинутых учеников, которые посредством медитации на Шивататтве достигают Его сознания. Таков путь «постоянного осознавания». Ученик начинает с анализа панчакритья, викальпа-кшайя садханы и практики осознавания того, что вся вселенная есть лишь отражение чит, но впоследствии даже эту практику следует оставить. Это легко приводит к чистому Я-сознанию.
Анупайя вообще вряд ли можно считать упайя. Она целиком зависит от ануграха, или милости. Таковая милость может снизойти в результате одного единственного слова, произнесённого гуру (духовным наставником) – и свет может излиться на ученика так, что он мгновенно получает опыт переживания истинного Я, или божественная милость может пролиться на него непосредственно, и он может мгновенно реализовать свою Самость. Некоторые объясняют приставку ан- в слове анупайя в смысле ишат, что означает нечто очень малое. В этом смысле анупайя означает очень малое, чисто номинальное усилие на пути ученика. В обоих случаях анупайя подразумевает реализацию, обретаемую исключительно через очень интенсивный поток милости (тивратама шактипат). Иногда ученику достаточно бывает лишь взглянуть на того, кто уже обрёл самореализацию, чтобы самому достичь просветления и пережить трансформацию.
Анупайю обычно ещё называют анандопайя.
Кшемараджа говорит, что через развитие мадхья, или центра, достигают чидананды, или блаженства Высшего сознания. Мадхья с точки зрения трёх вышеназванных упайя понимается различным образом. С позиций анупайя мадхья представляет собой сушумна нади, проходящий между идой и пингалой, который подлежит открытию. С точки зрения шактопайя мадхья есть пара-санвид, которого надлежит достичь. Под углом зрения Шамбхавопайя мадхья – это акритрима ахам, или чистое Я-сознание, которое есть мадхья, или центр всего сущего. Таков мадхья, которого надлежит достичь одним из вышеописанных способов.
Для раскрытия мадхья Кшемараджа рекомендует следующие практики: викальпа-кшая, шакти-санкоча, шакти-викаса, ваха-чхеда, а также адьянта-коти (детали см. в Сутре 18).
Из них викальпа-кшая относится к шамбхавопайя, шакти-санкоча и шакти-викаса – к шактопайя, а ваха-ччхеда и адьянта-коти – к анавопайя.
Пратьябхиджня отводит очень важное место медитации на панча-критья и практике викальпа-кшайя. Она основана на том, что пятеричное делание Шивы, а именно: сришти, стхити, санхара, вилайя и ануграха непрерывно продолжается даже на уровне индивидуума. Чтобы подняться к более высокому уровню сознания, ученик должен непрерывно медитировать на эзотерическом смысле этого пятеричного делания. Ментальное восприятие индивидуума в контексте конкретного места и времени есть происходящий в нём процесс сришти, удержание и получение удовольствия от того, что воспринимается, есть стхити, или сохранение. В момент переживания Я-сознанием восторга происходит погружение в сознание. Это есть санхара. Когда после этого погружения в себя в сознании снова готовы проявиться впечатления – это относится к вилая. Когда же посредством процесса хатха-пака сознание полностью погружается в Чит, или подлинную Самость, – это ануграха (детали см. в Сутре 11). Такая практика готовит ученика к обретению чистого чидананда.
Другим методом является викальпа-кшая. Ум счастлив, гоняясь за всеми видами идей, которые сменяют одна другую словно волны в море. Мы вовлекается в переживание этих идей и теряем способность достигать покоя, пребывающего на более глубоком уровня сознания. Практика викальпа-кшайя рекомендуется для избавления от кшобха, или умственного возбуждения, и возвращения к более глубокому уровню сознания, над поверхностью которого викальпы ведут свою игру. Этого состояния невозможно добиться силой, ибо сила порождает сопротивление. Оно может быть достигнуто только путём алертной (бодрствующей) пассивности через расслабление читта, или ума, и избегание размышлений над чем-либо конкретным, не теряя при этом осознанности.
Выполняя эти практики, ученик обретает самавеша, или погружение в божественное сознание. Чтобы самвеша стала полным, совершенным и длящимся опытом, необходимо практиковать Крама-мудру (детальное описание Крама-мудры см. в Сутре 19). Посредством выполнения Крамы-мудры опыт идентификации индивидуального сознания с Универсальным сознанием следует привнести в опыт переживания внешнего мира. Данное учение не считает, что самавеша полностью освоена, если она длится пока длится самадхи (созерцание) и исчезает, когда выходят из последнего. Считается, что самавеша совершенна только тогда, когда она продолжается и после выхода из созерцания, а мир более уже не видится как просто «обыденный мир, нечто житейское», но предстаёт «облечёнмым в небесный свет» – как игра и выражение Универсального Сознания, а ученик ощущает себя более ничем иным как сознание. Тогда мир перестаёт быть чем-то таким, чего следует избегать, и превращается в вечно длящийся восторг (джагадананда). Тогда подлинно достигается акритрима-ахамкара-вимарша – чистое Я-сознание, в котором мир не противостоит Я, а является выражением самого Я.
Такова концепция дживан-мукти в данном учении. Весь мировой процесс начинается в чистом сознании Шивы. В человеке это Я-сознание идентифицируется с его физическими и психическими покровами, а мир противостоит ему как нечто полностью отличное от него. Задача человека – это повторное обретение чистого Я-сознания, в котором оно само и мир едины.
Разумеется, такое состояние не достигается на счёт раз. В свете данного учения видится определённая иерархия практикующих, в ходе эволюционного процесса постепенно восходящих к чистому Я-сознанию, или Шиве.
Обычный индивидуум называется сакала. Он нагружен всеми тремя мала – карма, майя и анава. После многих перерождений, в течение которых он как физически, так и психологически – всего лишь игрушка в руках Природы – его вдруг охватывает психологическая жажда знания того, откуда он появился и куда направляется в своей жизни. Это – первое проявление ануграха Шивы.
Если он недостаточно осторожен и увлекается низшими формами йоги, он может стать пралайякала. Он становится свободен от карма мала и имеет лишь майя и анава малу, но у него нет ни джняны, ни крийи. Такое состояние не является желаемым. В момент наступления пралайи, или свертки вселенной, каждый сакала становится пралайакалой.
На более высокой ступени практикующий становится виджнянакалой. Он уже поднимается над майей, но всё еще находится на уровне ниже Шуддхи Видья. Такой практикующий свободен от карма и майя мала, но все ещё имеет анава мала. У него есть джняна и иччха, но нет крийя.
Практикующие выше уровня виджнянякала по мере возвышения проходят ступени Мантра, Мантрешвара, Мантра-махешвара и Шивапарамата. Они свободны от всех трёх мал, но имеют различный опыт переживания единого сознания (детали см. в примечании 39).
Только на стадии Шивапрамата всякая вещь предстаёт перед практикующим как Шива.
Чистое сознание есть источник и исток всего мирового процесса.
Инволюция берёт начало в чистом сознании Шивы. Эволюция ведёт назад в это же самое чистое сознание, но пилигрим возвращается домой, обогащенный опытом переживания великолепия Шивы, нажитым в дороге. Покров спадает за покровом, и вот он уже покоится в самом сердце Реальности. Теперь он может повторить вслед за Абхинавагуптой:
«Это сам Шива, с Его Волей, не знающий преград, и ясным сознанием – тот, кто вечно сияет в моём сердце. Это сама Его высочайшая Шакти – та, кто вечно играет на моих обостренных до предела ощущениях. Весь мир сверкает как грандиозная вспышка восторга чистого Я-сознания. Во истину не знаю я, к чему ещё можно приложить слово «мир»».
Пратьябхибжня-хридаям_Кшемараджа_перевод и комментарий Джайдева Сингх
Анавопайя представляет собой способы, с помощью которых индивид использует свои карана, или инструменты, как средства трансформации для достижения Самореализации. Она включает дисциплины, связанные с регуляцией праны, ритуалами, концентрацией на своём избранном божестве и т.д. В конечном счёте она приводит к Самореализации как результату раскрытия мадхья-дхамы, или сушумны. Она также известна как крийопайя, потому что Крийя – такие как повторение мантры или практика ритуалов и т.п. играют в ней большую роль. Также она известна как бхедопайя, потому что эта дисциплина начинается с ощущения бхеда, или различения.
Шактопайя связана с психологическими практиками, которые трансформируют внутренние силы и приводят индивида к самавеша, или растворению его индивидуального сознания в божественном. Здесь на сцену выступает главным образом мантра шакти, посредством которой индивид обретает пратибха джняна, или истинное значение; постепенно присутствующее в нем чувство дуальность сходит на нет, и его сознание растворяется в пара-сандвид. В этой форме практики ученику надлежит медитировать на формуле типа «Я есмь Шива», «Целая вселенная есть лишь расширение моего подлинного Я».
В анавопайя задействуются ощущения, прана и манас; в шактопайя же активно используется главным образом манас. Она также известна как джнянопайя, потому что важную роль в ней играет ментальная деятельность. Также она известна как бхедабхеда-упайя, потому что она основана как на различении, так и на идентичности. Благодаря этому, кундалини без больших усилий по контролю над праной поднимается вверх из муладхары и приносит Самореализацию.
Шамбхавопайя предназначена для продвинутых учеников, которые посредством медитации на Шивататтве достигают Его сознания. Таков путь «постоянного осознавания». Ученик начинает с анализа панчакритья, викальпа-кшайя садханы и практики осознавания того, что вся вселенная есть лишь отражение чит, но впоследствии даже эту практику следует оставить. Это легко приводит к чистому Я-сознанию.
Анупайя вообще вряд ли можно считать упайя. Она целиком зависит от ануграха, или милости. Таковая милость может снизойти в результате одного единственного слова, произнесённого гуру (духовным наставником) – и свет может излиться на ученика так, что он мгновенно получает опыт переживания истинного Я, или божественная милость может пролиться на него непосредственно, и он может мгновенно реализовать свою Самость. Некоторые объясняют приставку ан- в слове анупайя в смысле ишат, что означает нечто очень малое. В этом смысле анупайя означает очень малое, чисто номинальное усилие на пути ученика. В обоих случаях анупайя подразумевает реализацию, обретаемую исключительно через очень интенсивный поток милости (тивратама шактипат). Иногда ученику достаточно бывает лишь взглянуть на того, кто уже обрёл самореализацию, чтобы самому достичь просветления и пережить трансформацию.
Анупайю обычно ещё называют анандопайя.
Кшемараджа говорит, что через развитие мадхья, или центра, достигают чидананды, или блаженства Высшего сознания. Мадхья с точки зрения трёх вышеназванных упайя понимается различным образом. С позиций анупайя мадхья представляет собой сушумна нади, проходящий между идой и пингалой, который подлежит открытию. С точки зрения шактопайя мадхья есть пара-санвид, которого надлежит достичь. Под углом зрения Шамбхавопайя мадхья – это акритрима ахам, или чистое Я-сознание, которое есть мадхья, или центр всего сущего. Таков мадхья, которого надлежит достичь одним из вышеописанных способов.
Для раскрытия мадхья Кшемараджа рекомендует следующие практики: викальпа-кшая, шакти-санкоча, шакти-викаса, ваха-чхеда, а также адьянта-коти (детали см. в Сутре 18).
Из них викальпа-кшая относится к шамбхавопайя, шакти-санкоча и шакти-викаса – к шактопайя, а ваха-ччхеда и адьянта-коти – к анавопайя.
Пратьябхиджня отводит очень важное место медитации на панча-критья и практике викальпа-кшайя. Она основана на том, что пятеричное делание Шивы, а именно: сришти, стхити, санхара, вилайя и ануграха непрерывно продолжается даже на уровне индивидуума. Чтобы подняться к более высокому уровню сознания, ученик должен непрерывно медитировать на эзотерическом смысле этого пятеричного делания. Ментальное восприятие индивидуума в контексте конкретного места и времени есть происходящий в нём процесс сришти, удержание и получение удовольствия от того, что воспринимается, есть стхити, или сохранение. В момент переживания Я-сознанием восторга происходит погружение в сознание. Это есть санхара. Когда после этого погружения в себя в сознании снова готовы проявиться впечатления – это относится к вилая. Когда же посредством процесса хатха-пака сознание полностью погружается в Чит, или подлинную Самость, – это ануграха (детали см. в Сутре 11). Такая практика готовит ученика к обретению чистого чидананда.
Другим методом является викальпа-кшая. Ум счастлив, гоняясь за всеми видами идей, которые сменяют одна другую словно волны в море. Мы вовлекается в переживание этих идей и теряем способность достигать покоя, пребывающего на более глубоком уровня сознания. Практика викальпа-кшайя рекомендуется для избавления от кшобха, или умственного возбуждения, и возвращения к более глубокому уровню сознания, над поверхностью которого викальпы ведут свою игру. Этого состояния невозможно добиться силой, ибо сила порождает сопротивление. Оно может быть достигнуто только путём алертной (бодрствующей) пассивности через расслабление читта, или ума, и избегание размышлений над чем-либо конкретным, не теряя при этом осознанности.
Выполняя эти практики, ученик обретает самавеша, или погружение в божественное сознание. Чтобы самвеша стала полным, совершенным и длящимся опытом, необходимо практиковать Крама-мудру (детальное описание Крама-мудры см. в Сутре 19). Посредством выполнения Крамы-мудры опыт идентификации индивидуального сознания с Универсальным сознанием следует привнести в опыт переживания внешнего мира. Данное учение не считает, что самавеша полностью освоена, если она длится пока длится самадхи (созерцание) и исчезает, когда выходят из последнего. Считается, что самавеша совершенна только тогда, когда она продолжается и после выхода из созерцания, а мир более уже не видится как просто «обыденный мир, нечто житейское», но предстаёт «облечёнмым в небесный свет» – как игра и выражение Универсального Сознания, а ученик ощущает себя более ничем иным как сознание. Тогда мир перестаёт быть чем-то таким, чего следует избегать, и превращается в вечно длящийся восторг (джагадананда). Тогда подлинно достигается акритрима-ахамкара-вимарша – чистое Я-сознание, в котором мир не противостоит Я, а является выражением самого Я.
Такова концепция дживан-мукти в данном учении. Весь мировой процесс начинается в чистом сознании Шивы. В человеке это Я-сознание идентифицируется с его физическими и психическими покровами, а мир противостоит ему как нечто полностью отличное от него. Задача человека – это повторное обретение чистого Я-сознания, в котором оно само и мир едины.
Разумеется, такое состояние не достигается на счёт раз. В свете данного учения видится определённая иерархия практикующих, в ходе эволюционного процесса постепенно восходящих к чистому Я-сознанию, или Шиве.
Обычный индивидуум называется сакала. Он нагружен всеми тремя мала – карма, майя и анава. После многих перерождений, в течение которых он как физически, так и психологически – всего лишь игрушка в руках Природы – его вдруг охватывает психологическая жажда знания того, откуда он появился и куда направляется в своей жизни. Это – первое проявление ануграха Шивы.
Если он недостаточно осторожен и увлекается низшими формами йоги, он может стать пралайякала. Он становится свободен от карма мала и имеет лишь майя и анава малу, но у него нет ни джняны, ни крийи. Такое состояние не является желаемым. В момент наступления пралайи, или свертки вселенной, каждый сакала становится пралайакалой.
На более высокой ступени практикующий становится виджнянакалой. Он уже поднимается над майей, но всё еще находится на уровне ниже Шуддхи Видья. Такой практикующий свободен от карма и майя мала, но все ещё имеет анава мала. У него есть джняна и иччха, но нет крийя.
Практикующие выше уровня виджнянякала по мере возвышения проходят ступени Мантра, Мантрешвара, Мантра-махешвара и Шивапарамата. Они свободны от всех трёх мал, но имеют различный опыт переживания единого сознания (детали см. в примечании 39).
Только на стадии Шивапрамата всякая вещь предстаёт перед практикующим как Шива.
Чистое сознание есть источник и исток всего мирового процесса.
Инволюция берёт начало в чистом сознании Шивы. Эволюция ведёт назад в это же самое чистое сознание, но пилигрим возвращается домой, обогащенный опытом переживания великолепия Шивы, нажитым в дороге. Покров спадает за покровом, и вот он уже покоится в самом сердце Реальности. Теперь он может повторить вслед за Абхинавагуптой:
«Это сам Шива, с Его Волей, не знающий преград, и ясным сознанием – тот, кто вечно сияет в моём сердце. Это сама Его высочайшая Шакти – та, кто вечно играет на моих обостренных до предела ощущениях. Весь мир сверкает как грандиозная вспышка восторга чистого Я-сознания. Во истину не знаю я, к чему ещё можно приложить слово «мир»».
Пратьябхибжня-хридаям_Кшемараджа_перевод и комментарий Джайдева Сингх
6 комментариев
1. Милость заслуживается моральной и духовной дисциплиной. Практика — это способ стяжании милости.
2. Самореализация — это результат раскрытия сушумна-нади(центральный канал) и подъёма Прана-Кундалини. Это ЧитАнанда(Блаженство Сознания). Это Самадхи.
3. 1 раз пережить Самадхи на 5 минут 10 лет назад НЕДОСТАТОЧНО! Необходимо привнести Самадхи в повседневную жизнь, в любой акт чувственного восприятия, любую активность тела-речи-ума. В результате этого раскрывается Сат-Чит-Ананда, «мир предстаёт «облечёнмым в небесный свет» как игра и выражение Универсального Сознания». Это Джагадананда(Блаженство мира). Это спхуратта (сияние), Чистый Свет. Это Чит-Кундалини.
4. Чистое Я-сознание (акритрима-ахамкара-вимарша) – это когда мир не противостоит Я, а является выражением самого Я. «Весь мир сверкает как грандиозная вспышка восторга чистого Я-сознания. Во истину не знаю я, к чему ещё можно приложить слово «мир»».
5. Следующая стадия — ПараКундалини. Раскрывается ПараСпанда[Это когда индивидуальное тонкое вибрационное тело растворяется в Божественном Сознании(Божественный Свет)].
Милость кого? Брахмана? Ему насрать на тебя… Души своей… Так она — паразит для тебя. Отлетит после смерти и не спросит как звали:))
Уму? Смилостивился ум Шуры и сделал из него овоща без мысли… Ага…
Чья милость?!
Чё вы все Папу ищите доброго?
Нет его… Нет… От слова совсем:))
Кто тебе сказал, что оно божественное? Ты точно уверен, что божественное сознание тебя растворяет? Или опять прочитал у индусов и кашемеров?
А если это не божественное сознание? А свет… Ну повешенные всегда кончают перед смертью… Сперма в штаны выливается… Блаженство… ага…