26 августа 2016, 12:56

Джон Уэлвуд. Трансмутация эмоций.

Не подавляя эмоции и не исследуя их смысл, медитация учит нас особым образом чувствовать их обнаженную жизненность и сдерживать их энергию, не касаясь самого повествования, раскрывающегося в их строках. Такой подход к эмоциям, как к средству собственного просветления, прозрения в глубину самого себя и в глубину своих психических комплексов, в буддизме ваджраяны и в других традициях называется трансмутацией. Понятие трансмутации, восходящее к древним традициям алхимии, подразумевает преобразование какого-то кажущегося нестоящим вещества в вещество чрезвычайно ценное, например превращение свинца в золото.
Следующее исследование трансмутации будет просто предположительным; оно не претендует на то, чтобы уловить тонкости этого процесса или концептуализировать их, ибо эти тонкости при переживании оказываются гораздо более яркими, нежели это можно описать здесь. Первый шаг в сторону трансмутации состоит в том, чтобы преодолеть борьбу суждений о себе, принять эмоцию как выражение нашей собственной жизненной энергии. Вместо того чтобы видеть в эмоциях угрозу, можно сотрудничать с ними, позволить им быть просто самими собою. Не будучи захвачены их осуждением, мы можем непосредственно почувствовать их действительную текстуру и качество. В буддийской традиции трансмутация становится возможной только благодаря практике медитации, в которой мы учимся встречать и принимать все, что возникает в уме, не теряя чувства своего присутствия.
Чогьям Трунгпа кратко излагает некоторые аспекты этого процесса: Существует несколько стадий в отношении к эмоциям: это стадии «видения», «слышания», «нюханья», «прикосновения» и превращения. В случае «видения» эмоций мы имеем общее осознание того факта, что у эмоций есть свое собственное пространство, собственное развитие; мы принимаем их как часть умственного стереотипа, не подвергая сомнению… Затем «слушание» заключает в себе переживание пульсации такой энергии, которая приходит к нам волнами. «Нюханье» представляет собой уяснение того обстоятельства, что энергия есть нечто пригодное для работы… «Прикосновение» есть чувство структуры всего явления; эту структуру вы можете как бы пощупать, как бы стать ее частью; вы ощущаете, что ваши эмоции не являются особенно разрушительными или неистовыми; это всего лишь приливы энергии, какую бы форму они ни принимали… Трансмутация (это) переживание эмоционального прилива, каков он есть; но вы продолжаете работать с ним, становитесь едиными с ним. Для того, кто привык к борьбе с эмоциями, такая задача может показаться неразрешимой. «Если я позволю себе по-настоящему пережить свои эмоции, я, может быть, стану берсерком!» В большинстве ситуаций подобный страх указывает на то, как мы отчуждены от самих себя. В силу отчужденности нашей собственной энергии, в силу того, что мы сделали ее «другой» и затем вынесли о ней отрицательное суждение, мы можем прийти к убеждению, что эмоции суть демонические проявления, что внутри нас находятся «чудища». Благодаря отношению к эмоциям как к автономной силе мы предоставляем им господство над собой. В своем первоначальном состоянии эмоции являются неустойчивыми выражениями нашей жизненности; это постоянно меняющийся внутренний процесс. Но наши реакции против них и целые повествования, которые мы ткем из них – «мой гнев справедлив, потому что...», «моя печаль плоха, потому что...» – превращают их текучую жизненность в нечто плотное и тяжелое. Ирония здесь в том, что, пытаясь взять эмоции под контроль, мы в еще большей мере подпадаем под их власть. Поэтому мы обнаруживаем, что застряли в их объятьях; а это ведет нас к новым попыткам взять их под контроль или ко взрывам и вспышкам, после которых мы оказываемся в еще большем отчуждении от них.
Первым шагом в процессе укрощения льва эмоций, в превращении их неистовой энергии в просветление будет сотрудничество с ними: мы оставляем их такими, каковы они есть, не вынося суждения о том, хороши они или плохи. Бегство от свирепого животного или попытка подчинить его силой только провоцирует нападение. Путь трансмутации заключается в том, чтобы прямо отождествить себя с энергией эмоций и стать единым с ней. Хотя нам может показаться, что эмоции держат нас в своей власти, как только мы обратимся прямо к ним, мы не найдем ничего столь прочного, столь устойчивого, как наши суждения или повествования о них. Буддийское определение «я», как привычки «держаться за самого себя», а также контролирование своих переживаний, помогает нам понять, почему так трудно позволить себе почувствовать свои эмоции и оставить их в покое, обычно мы пытаемся воспрепятствовать протеканию эмоций через нас, потому что они угрожают контролю, который мы стараемся сохранить. Поскольку, в силу самого определения, «я» представляет собой деятельность удержания, оно не в состоянии дать свободу чему бы то ни было, оно хочет предотвратить все, что угрожает его хватке. Однако можно позволить эмоциям как бы промыть нас – и при этом смыть вместе с ними контролирующую часть нас самих. Если мы сумеем по-настоящему открыться действительной текстуре эмоций, качеству какого-нибудь чувства, вместо того чтобы стараться контролировать его или выбирать из него сюжеты для повествований, тогда наше «я», деятельность, стремящаяся удержать нас в целости, может раствориться в «этом», в самом процессе более широкого чувства. Если я целиком и полностью стану своей печалью, она может на короткое время усилиться и, пожалуй, я почувствую всю ее болезненность. Однако подлинная возможность ощутить боль и раствориться в ней пробуждает меня для чувства собственной жизни. Мы могли бы назвать эмоции кровью, проливаемой «я»; они начинают течь повсюду, где мы затронуты, всякий раз, когда скорлупа вокруг «я» оказывается разрушенной. Попытка контролировать их представляет собой попытку предохранить скорлупу от трещин; напротив, когда мы даем «я» возможность пролить кровь, это открывает сердце. Итак, если я прямо взгляну на собственных демонов, они растворяются, обнаруживая мою жизненную энергию. Затем я могу начать чувствовать свою нежность, свою уязвимость по отношению к жизни; а это напоминает мне, что в действительности я – человек, открытый для воздействия мира, связанный со всеми другими людьми и зависящий от них, как и они зависят от меня. Движение за пределы своих суждений и повествований, чтобы почувствовать это обнаженное качество своей жизни, есть прорыв, который облегчает боль и вырабатывает сострадание к другим.

8 комментариев

Amitola
«Движение за пределы своих суждений и повествований, чтобы почувствовать обнаженное качество своей жизни...»
Floyd
Спасибо! Прекрасный текст. Очень трезвый безо всех этих яяяя-наворотов… ну разве это не заметно тебе дружище, что именно такая трезвость открывает возможность к исследованию, а не залипанию на всяких кайфушках, где «меня» всё лишнее вечно раздражает. А в итоге получаем тело боли вместо Знания. :) Искренне рад что ты переключился именно на такие тексты. Жму лапу!
RA-MIR
Это скорее не движение, а осознание что любые движения( в уме) уводят от непосредственного переживания Жизни.МЕДИТАЦИЯ-это Осознанное Присутствие и в этом Присутствии все эмоции и проявляются и переживаются.
DASHKA
Суперский текст, спасибо)
mks-t
Текст классный. Ток недочитал
А вот вспомнил.он там новость о убеждении что эмоции плохи и что это убеждение может помешать. Но это ведь тоже оно-я. А короче просто запрет. Как с сексуальностью
mks-t
Мастер сказал
Amitola
Что сказано надо проверять, не висеть на мысли о запрете… Открывай.))))