18 апреля 2015, 02:40

Кибалион (1908 г.)

[...]
«Под и за Вселенной Времени, Пространства и Изменения всегда можно найти существенную Реальность (действительность) — основную Истину». КИБАЛИОН.

«Сущность» означает то, под чем подразумеваются все внешние проявления: суть материальная действительность, явление само по себе и т. д. «Существенный» означает действительно существующий, являющийся действительным элементом, являющийся реальным и т. д. «Действительность» подразумевает состояние реального бытия, истинного, длящегося, имеющего силу, устойчивого (постоянного), непрерывного, действующего и т. д.
Под и за всеми внешними проявлениями должна быть всегда существенная реальность. Это закон. Человек, размышляя о Вселенной, частичкой которой он является, не видит ничего, кроме изменений материи, в силах и душевных состояниях. Он видит, что ничего действительно не существует, но все становится и изменяется. Ничто не является неподвижным — все рождается, растет, умирает; в тот самый момент, когда явление достигает своей вершины, оно начинает снижаться — закон ритма всегда действует постоянно; нет реальности, длящейся величины постоянства и вещественности в чем-либо — ничто не постоянно, кроме изменений. Он видит все явления вытекающими из других, преобразовывающихся в другие — постоянное действие и противодействие, вливание и отток, построение и разрушение, творчество и уничтоение, рождение, рост и смерть. Ничто не длится, кроме изменения. Если он мыслящий человек, он осознает, что все эти изменения, изменяющиеся явления должны быть внешними проявлениями какой-то силы, какой-то Существенной Реальности.
Все мыслители всех земель и всех времен признавали необходимость постулирования существования этой Существенной Реальности. Все философии, заслуживающие этого названия, основаны на этой мысли. Человек дал этой Существенной Реальности множество названий — некоторые называли ее Божеством (под множеством имен), другие называли ее «Бесконечной и вечной энергией», третьи пытались назвать ее «Материей» — но все признавали ее существование. Это самоочевидно и не требует доказательства.
В этих уроках мы следовали примеру величайших мыслителей мира — как древнего, так и современного — Мастеров Герметиков, и назвали эту основную Силу, существующую Действительность герметическим названием «ВСЁ», считая этот термин наиболее исчерпывающим из когда-либо применявшихся человеком к тому, что превосходит имена и названия.
Мы следуем и учим точке зрения величайших из Герметиков — мыслителей всех времен, а также тех просветленных душ, достигших высших плоскостей бытия, которые утверждают, что внутренняя природа этого ВСЁ непознаваема. Так и должно быть, ибо никто, кроме самого ВСЁ не может постичь своей природы и бытия.
Герметисты верят и учат, что ВСЁ само по себе есть и должно быть всегда непознаваемо. Они принимают все теории, предположения и толкования теологов и метафизиков, относящиеся к внутренней природе ВСЕГО не за что иное как за детские попытки смертных умов постичь тайну Бесконечности. Такие попытки терпели и всегда будут терпеть неудачи, ввиду самой природы проблемы. Тот, кто предпринимает такие попытки, блуждает по лабиринту мыслей вокруг да около до тех пор, пока не потеряет здравый смысл в рассуждении, в действиях и в поведении до такой степени, что станет совершенно не пригодным к жизни и труду. Такой человек похож на белку, неистово бегущую внутри вращающегося колеса, вечно стремясь и ничего не достигая, оставаясь попрежнему пленником, стоящим на том же месте, откуда был начат бег.
Еще более самонадеянны те, кто пытается приписать ВСЕМУ какую-то личностную характеристику, качества и свойства самих себя, придавая этому ВСЕ человеческие эмоции, чувства и переживания, вплоть до самых низменных человеческих свойств, таких как ревность, склонность к лести, славе, пристрастие к оскорблениям и к поклонению, и все другие пережитки детских периодов человеческого рода. Такие идеи недостойны зрелых мужчин и женщин, и отбрасываются ими.
Здесь мне кажется уместным заметить, что мы проводим различие между Религией и Теологией, между Философией и Метафизикой. Религия для нас означает интуитивное осознание существования этого ВСЕ и чье-то отношение к нему, тогда как Теология означает попытки людей приписать личностные свойства и характеристики этому ВСЕ, создать теории относительно его взаимоотношений, желаний, страстей, планов и проектов, оправдать необходимость «людей-посредников» между этим «ВСЁ» и обычными людьми. Философия для нас означает стремление к познанию вещей познаваемых и объясняемых, тогда как метафизика есть попытка вынести это исследование за пределы познаваемого, исходя из тех же предпосылок, что и теология.
Как религия, так и философия мыслятся нами в виде явлений, уходящих корнями в Реальность, тогда как теология и метафизика кажутся нам подобными изломанному тростнику, растущему на зыбучих песках невежества, и служащему весьма ненадежной опорой для мысли и души человека. Мы не настаиваем на том, чтобы наши ученики приняли эти определения — мы хотели просто показать наше понимание. Но, во всяком случае, в этих уроках вы очень мало услышите о Теологии и Метафизике.
В то время как внутренняя природа этого ВСЁ непознаваема, существуют определенные истины, связанные с его существованием, которые человеческий разум вынужден принять. Изучение этих высказываний является несомненной областью исследований, особенно если они согласуются с высказываниями Просветленных с более высоких планов. И к этому исследованию мы вас теперь при глашаем.

«То, что является Основной Истиной — Существенной Реальностью — выше любых имен, но мудрые люди называют ее ВСЁ» (КИБАЛИОН).

«По своей сущности это ВСЁ непознаваемо» (КИБАЛИОН). «Но слова Разума должны быть приняты гостеприимно и изу чены с уважением» (КИБАЛИОН).

Человеческий разум, доводы которого мы должны принимать постольку, поскольку мы вообще мыслим, говорит нам относительно этого ВСЁ, без попыток сдвинуть завесу Неизвестного, следую щее:

1. ВСЁ должно быть всем, что реально существует. Ничто не может существовать вне ВСЕГО, иначе ВСЁ не было бы ВСЕМ.

2. ВСЁ должно быть бесконечным, так как нет ничего более, что могло бы определить, ограничить, оградить, поставить пределы и преграды ВСЕМУ. Оно должно быть бесконечно во времени — т. е. вечно; — оно должно всегда непрерывно существовать, так как нет ничего, что могло бы когда-либо создать это ВСЁ, и ничто никогда не создается из ничего, а если оно когда-то не было, пусть даже на мгновение, оно бы не было и теперь.
ВСЁ должно было существовать непрерывно всегда, так как нет ничего, что могло бы его разрушить; ВСЁ никогда не сможет не быть, даже на мгновение, так как ничто никогда не сможет стать ничем. ВСЁ должно быть бесконечно в пространстве, оно должно быть повсюду, так как нет пространства вне ВСЕГО.
Оно не может быть каким-либо иным, нежели бесконечным в пространстве без времени, перерывов, разделений или обрывов, так как нет ничего, что могло бы прервать, разделить или оборвать его протяженность и ничего, что могло бы «заполнить его время». Оно должно быть Бесконечным по Силе (власти) или Абсолютным, так как нет ничего, способного лимитировать, ограничивать, определять, возмущать или обуславливать его — ВСЕ не подвержено никакой другой Силе, так как нет другой Силы.

3. ВСЁ должно быть неизменно, т. е. не должно быть подвержено изменениям в своей действительной природе, так как нет ничего, что могло бы воздействовать на ВСЁ, нет ничего, во что оно могло бы измениться, или из чего оно могло бы когда-либо измениться. Оно не может быть увеличено или уменьшено в каком-либо отношении. Оно должно было быть всегда и всегда останется именно тем, что оно представляет собой теперь — ВСЕМ. Ничего не было никогда, нет теперь и никогда не будет, во что оно могло бы переродиться. ВСЕ бесконечно, абсолютно, вечно и неизменно. Отсюда следует, что нечто конечное, изменчивое, мимолетное, обусловленное не может быть ВСЕМ. И поскольку вне ВСЕГО нет в действительности ничего, постольку все таковые конечные вещи должны быть в действительности ничем. Не пугайтесь, мы не пытаемся ввести вас в область Христианской Науки под покровом Герметической философии. Существует примирение этих совершенно противоположных положений. Мы достигнем его в свое время.
Мы видим вокруг нас то, что называется «материей», что образует физическую основу всех форм. Является ли ВСЕ просто материей? Отнюдь нет. Материя не может проявить жизнь или мысль, а поскольку жизнь и мысль проявляются во Вселенной, ВСЕ не может быть материей, так как ничто не поднимается выше всей сущности, ничто не проявляется в качестве следствия без причины, ничто не развивается как последующее, если нет чего-то предшествующего. К тому же современная наука говорит нам о том, что нет в действительности такой вещи, как материя; то, что мы называем материей есть ничто иное как «дискретная энергия или сила», т. е. энергия и сила при низких темпах вибрации. Как говорил недавно один писатель: «Материя перешла в тайну». Даже материалистическая наука оставила теорию материи и остановилась на основании «Энергия».
Тогда, является ли ВСЁ простой энергией или силой? Ни энергией, ни силой, как их обозначают материалисты, так как их энергия и сила — слепые механические явления, лишенные жизни и мысли. Жизнь и мысль никогда не могут возникнуть из слепой энергии или силы по причине, указанной ранее: «Ничто не может подняться выше своей сути», «Ничто не развивается, если оно не содержится, ничто не проявляется в действии, если нет причины».
Итак, ВСЁ не может быть просто энергией или силой, так как иначе не было бы ни Жизни, ни Мысли, и мы знаем это лучше, чем кто-либо, поскольку мы живем и пользуемся разумом для об суждения этого самого вопроса, так же, как и те, кто провозглашает, что энергия и сила есть ВСЁ.
Что же мы знаем из того, что существует во Вселенной и было бы выше материи или энергии? Жизнь и Разум, Жизнь и Мысль во всех их изменениях и градациях развития. «Тогда, — спросите вы — не хотите ли вы нам сказать, что ВСЁ есть Жизнь», «И да и нет — будет ответ. Если вы подразумеваете Жизнь и Мысль так, как ее понимают „бедные смертные“, то мы скажем: — »Нет, ВСЕ не таково". Но какой же тип жизни и Мысли вы имеете в виду? — спросите вы. Ответ: — «Живущая Мысль настолько же выше того, что смертные понимают под этими словами, насколько Жизнь и Мысль выше механических Сил и Материи — Бесконечный Живущий Разум настолько же выше при сравнении с конечной Жизнью и Разумом». Мы имеем в виду то, что просветленные (высокие) души подразумевают, когда с уважением произносят слово «ДУХ».

«ВСЁ — есть БЕСКОНЕЧНО ЖИВУЩИЙ, и РАЗУМНО ПРОСВЕТЛЕННЫЕ НАЗЫВАЮТ ЕГО ДУХОМ».

«Вселенная разумна — это вытекает из ВСЕГО». КИБАЛИОН.

ВСЁ — есть ДУХ, но что есть ДУХ? Нельзя задаваться этим вопросом, поскольку его объяснение означает определение ВСЕГО, которое не может быть объяснено или определено. Дух — название данное людьми самой высокой концепции Бесконечного. Живущий разум означает «действительную Сущность», означает Живую Мысль, настолько значительно превосходящую Жизнь и Разум, как мы их знаем, насколько последние выше механических Энергии и Материи. Дух выше нашего понимания, и мы пользуемся этим названием постольку, поскольку мы можем говорить или думать обо ВСЕМ. Для того, чтобы думать и понимать, мы находим оправдание в мысли, что Дух есть Бесконечно живущий Разум, в то же время сознавая, что мы не можем полностью понять ЕГО. Мы должны либо поступать подобным образом, либо прекратить думать об этом вообще.
[...]

0 комментариев