1 февраля 2016, 15:51

Реальна ли реальность? Главы из книги «Квантовая природа сознания» (М. Пальчик)


Особенность современного мира – высокие скорости изменений.
Меняются правила и законы, меняются возможности, меняется
реальность. Сегодняшний мир настолько нестабилен, что возникает
вопрос: действительно ли он так реален, как принято считать?
Древние духовные традиции говорят, что это не так. Они говорят, что
мир, который мы воспринимаем как подлинный, в большой степени
является продуктом нашего восприятия. О невидимости подлинного
мира говорится и в христианстве, и в буддизме («видимый мир –
иллюзия»), и в других традициях.
Вопрос о том, реален ли мир и чем он является «в
действительности» еще недавно мог казаться абстрактным,
оторванным от реальности. Но сегодня он становится неотъемлемой
частью актуальных проблем, которые встречаются в нашей жизни.
***
Наша эффективность и результаты наших действий в высокой
степени зависят от веры в реальность того, что мы делаем и чего
ожидаем от своих действий.

Современный человек обладает
магической способностью выстраивать «реальность» в соответствии
со своими убеждениями и верой.

Эта его способность основана на
возросших (в сравнении с прежними веками) концентрации, скорости
принятия решений и масштабе восприятия.
В контексте человеческих отношений каждый живет в своей
отдельной уникальной реальности, которая заметно отличается от
реальности других. В частности, эти различия проявляются в
убеждениях. Один скажет: «Никому нельзя доверять», другой: «Все
заслуживают доверия». Люди вступают в конфликты, отстаивая свою
реальность.
Например, пусть некто живет с убеждением: «мир враждебен».
Тогда все его поведение выстраивается в соответствии с этим
принципом: незаметно для себя он будет устанавливать словесные,
энергетические, поведенческие барьеры между собой и людьми. Он
будет пытаться контролировать и подавлять их. Защищаясь от этого
давления, люди будут отвечать ему тем же. Вскоре этот человек
обнаружит, что люди и «в самом деле» ненадежны и агрессивны, как
он и ожидал с самого начала. Об этом явлении говорят как о
самореализующихся пророчествах.
***
Есть лишь одна область, в которой восприятие всех людей
выглядит одинаково – это материальный мир. Предполагается, что
здесь действуют объективные законы. Но существует и другой взгляд
на это: мир «вещей» есть более плотная – материализованная – форма
человеческого бытия и человеческих отношений. Ограничиваясь
материальным миром, мы попадаем в область разделяемой
реальности (здесь говорят о коллективных «привычках восприятия»;
как если бы все люди были обучены одинаково воспринимать).
Именно к этой области относятся законы природы.
Абсолютны ли они? Можно ли изменять разделяемую
реальность? Останутся ли законы природы прежними, если все люди
изменят свой способ восприятия мира? В духовных традициях
считается, что материальный мир столь же условен, как и мир
человеческих отношений в приведенном выше примере.
Материальный мир может казаться условным даже в рамках
научного подхода. Действительно, современная наука основана на
пространственно-временных описаниях. Пространство и время
рассматриваются как объективные и абсолютные категории, а сила
гравитации – как эффект искривления пространства-времени. Но что
есть пространство и что есть время и как представить их себе?
В традиции говорят, что времени не существует, «мгновение
равно вечности» и «вечность присутствует в каждом мгновении».
Быть в этом мгновении – значит быть здесь и сейчас в настоящем,
одномоментно осознавая прошлое, настоящее и будущее как единое
многомерное переживание. Оно может восприниматься как целое
только в особо тонких и трудно доступных уровнях сознания. Ниже
мы будем обозначать их термином «бесформенный мир».
Пространство и время рождаются как эффекты восприятия при
попытках наблюдать этот мир из привычных нам обыденных
состояний сознания. Пространственно-временная развертка этого
многомерного переживания возникает по мере того, как наше
сознание опускается в плотный план (трехмерный мир) из области
многомерного «бесформенного мира», где оно пребывает изначально
и куда должно вернуться 1. Таков наш человеческий способ
упорядочить многомерное переживание в плотном плане, где мы
живем.
Но если пространство и время – эффекты восприятия, то и весь
вложенный в них мир так же условен, как и сами эти категории. Это
значит, что можно воздействовать на мир «вещей», меняя
коллективные «привычки восприятия».
В некоторых традициях утверждается, что мы создаем
окружающий мир своим намерением. Говорят также об
индивидуальном намерении и коллективном намерении. Законы
природы поддерживаются коллективным намерением. Отдельный
человек не обладает силой изменить их. Но в мире человеческих
отношений индивидуальное намерение становится реальной силой.
Иногда это может восприниматься как магическая власть над
результатами своих действий и взаимодействий с людьми. В одном и
том же сюжете один лидер достигает успеха, другой – нет. Говорят,
что индивидуальное намерение или личная сила одного – больше, чем
личная сила другого.
До какой степени можно развивать индивидуальное намерение?
В духовных традициях считается, что границ не существует. Каждый
человек может стать хозяином своей реальности и своей судьбы.
***
Кто-то скажет, что это абсурдный вымысел, кого-то подобные
идеи тревожат и пугают, но некоторых людей они могут вдохновлять,
побуждая брать на себя ответственность за результаты всех своих
действий, за победы и неудачи. Современная психология солидарна с
духовными традициями в том, что каждый человек является автором
своих проблем. Тогда возникает вопрос, может ли он избежать их? В
какой степени можно менять свою реальность? Можем ли мы
изменять ее так, чтобы будущее выстраивалось в соответствии с
нашей мечтой и нашим намерением? В такой постановке вопрос о
реальности бытия становится не столь абстрактным.
Считается, что изменить судьбу можно только изменив себя.
Встречая препятствие, человек способен воспринять его по-разному –
либо как следствие объективных причин, либо как знак, указывающий
на недостаточный уровень внутренней готовности. В первом случае
внешний мир переживается как объективная реальность (объективный
источник проблем), которую необходимо изменять, что сложно, а
часто и невозможно. Во втором случае необходимо изменить
собственные стереотипы (изменить себя), совершая внутренние
действия – меняя намерение, убеждения, способы восприятия и
отношение к вещам. Превратности судьбы в этом случае следует
воспринимать как знаки – конкретные указания для внутренних
изменений. Такие внутренние изменения ведут к изменениям
внешних сюжетов и отмене либо изменению препятствий. Это может
выглядеть как обретение «магической власти» над внешней
реальностью.
В предлагаемой книге делается попытка обсудить эти имеющие
практическую важность вопросы. Появление внешних проблем мы
будем связывать с недостаточной силой намерения и устаревшими
привычками восприятия. Меняя привычки восприятия, мы меняем себя, меняем порождаемую нами реальность. Мы будем
рассматривать принципы и способы этих изменений.
В первых двух частях книги обсуждаются природа и законы
внутреннего пространства, а также механизмы формирования
привычек восприятия и внешних стратегий. Важнейший вопрос – как
обнаружить эти устаревшие привычки и устаревшие стратегии.
В третьей части книги рассматриваются технологии изменения
устаревших стратегий (или их отмены) и создания новых. Мы
предлагаем здесь пользоваться группой энергетических практик (под
условным названием выслеживание, трансформация и неделание),
выполняемых в определенной последовательности. Эти практики
служат не только решению актуальных задач, но и стратегическому
накоплению личной силы, которая возрастает с развитием
концентрации и чувствительности. Здесь мы обсуждаем основные
идеи и структуру практик, а также приводим описание разнообразных
трансформационных техник – как техник концентрации (основанных
на принципах перераспределения внимания) так и телесно-
ориентированных техник 2.
Наконец, в четвертой части мы будем рассматривать внешнюю
реальность как проекцию внутренней территории человека. В таком
подходе время и пространство, так же как и окружающий нас мир,
теряют качества объективности и начинают восприниматься как
индивидуальное переживание, т.е. интуитивно и чувственно.
Опираясь на эти идеи, мы обсудим возможность получать
интуитивное знание о будущем и понимание, как и до какой степени
можно на него влиять.
Скачать PDF: www.altway.ru/files/books/kniga_realnost_polnaya.pdf
(1):  Mint

0 комментариев