21 декабря 2011, 05:34

Сатьям Надин. Роль Учителя

В восточном мистицизме всегда делался большой акцент относительно роли учителя — гуру, в деле достижения пробуждения. Традиционно вы живете и служите Мастеру в течении долгих лет, и, если он посчитает вас подходящей кандидатурой, то, исключительно, по его милости вы можете быть одарованы пробуждением. Все, что я читал по этому поводу, сформировало у меня устойчивое представление, что только гуру обладает той секретной формулой, которая может открыть для меня это тайное знание и понимание просветления. Еще одна фишка обусловленности!
В Дзэн Буддизме это заключено в комбинации роши и коана. Все начинается обычно с Му-коана. По своей задумке, коан не несет в себе никакого рационального смысла, поэтому вы должны выйти из головы, для того, чтобы понять, что же все-таки он означает. Типичнейший коан: «Каков звук хлопка одной ладони?» Каждый день вы приходите к роши и выдаете ему свою очередную «блистательную» версию ответа, на что тот цинично отвечает «Не-а. Не то!». Вы возвращаетесь обратно в свой Дза-Дзэн и медитируете над этим коаном дальше. В конце концов, когда вы вскрываете свой первый Му-коан, вдруг оказывается, что у вас впереди еще около 200 великолепнейших произведений такого же искусства и вдобавок около 2000 дополнительных, мелких версий.
Я жил в Дзэнском ашраме и, бывало, медитировал над коаном по 13 часов в день ежедневно в течение месяцев. Они примерно определяют три года на первый коан и, затем, примерно 20 лет, чтобы справиться с остальными, после чего с вами должно случиться сатори — эквивалент Зову Пробуждения. После этого нужно еще где-то 10 лет, чтобы интегрировать этот новый опыт, после чего вы отправляетесь из монастыря в мир распространять свое вновь обретенное знание. Не правда ли звучит довольно мрачно для того, чтобы достигнуть то, чем вы уже и так являетесь? Сколько напряга и воли вкладывается в цель — сатори. Ну что ж, вероятно Источнику нужно около 400 000 Дзэнских монахов, неплохо проводящих время на планете Земля.
Я также жил несколько лет в коммуне Гуру Махараджа в Сан Антонио, Техас и еще больше в Раджнишпураме — городе-коммуне Ошо в Орегоне. Это не было традиционным вариантом жизни с гуру tet-a-tet, — нас было слишком много для этого. Я сообщаю об этом вскользь, с той лишь точки зрения, что я получил опыт того, что гуру также имеет ожидания от своих учеников, и хочу вплести это в канву. Не забывайте, что в моем заплечном багаже было еще 11 лет Католической подготовки к священничеству в монастыре.

В общем, весь этот интенсивный поиск в традиционном контексте оставил меня разочарованным и скептичным; в конце концов я оставил Гуру-трип и забил на учителей. За все эти годы я не встретил ни одного пробужденного! Ошо, кажется, был таковым, но мне ни разу не довелось приблизиться к нему действительно близко, чтобы разобраться наверняка. Когда я слышал его резкие обличительные речи по поводу правительства США и их полиции, и видел его окруженным охранниками с Узи наперевес, следовавшими за ним по пятам, куда бы он ни направлялся, я был всякий раз в большом недоумении относительно всего этого.
Как бы то ни было, однажды он преподнес мне очень памятный подарок. В 1984 я принял санньясу как его ученик, и он дал мне новое имя — Сатьям Надин. «Надин», на Санскрите означает «океан» и «Сатьям» — «истины». На тот момент гораздо более подходящим именем было бы «океан недоуменья» или точнее «океан путаницы». Это был единственный раз когда он давал это имя — «океан истины», кому-то из своих санньясинов.
Поскольку я не чувствовал этого имени, то никогда не использовал его вплоть до того момента как прозвенел мой будильник — в этот момент все встало на свои места, — я не только почувствовал это имя, но почувствовал, что это именно То имя; что по другому просто и не могло быть. Мое старое «Я» рассеялось в лучах рассвета Видения Жемчужины, и это было самое правильное имя для моего нового, вновь обретенного состояния «первородной целостности». Так что хоть Ошо и не дал мне той магической формулы пробуждения, которую я искал, он, по крайней мере, дал мне имя для того момента, когда пробуждение пришло само.
Да, было необходимым провести два года в тюремном аду, в условиях, не поддающихся здравому пониманию, чтобы вся жизненная «тьма души» рассеялась и дала возможность воссиять свету истины того, что я есть на самом деле. Пробуждение случилось само по себе, без присутствия учителя! Но я не хочу сказать, что все учителя, с кем я соприкоснулся в той или иной форме в течение моей жизни, не поспособствовали процессу подготовки к этому событию.
Итак, после всего этого, что же я чувствую о роли учителей? Да, они абсолютно необходимы, но не обязательно жить и рабски служить мастеру, чтобы заслужить его милость к пробуждению. Истинный гуру знает, что единственная милость приходит от Гуру-Источника, если на то есть благоволение судьбы. Как бы то ни было, я не думаю, что человеческое существо, представляющее из себя «луковицу» (таковой является основная масса населения планеты), способно освободиться от этого огромного количества обусловленностей само по себе, без вмешательства учителя, который скажет ему, кто он есть на самом деле.
Обусловленность говорит вам, что вы независимое существо со свободной волей; вы отдельны от Источника (Бога) и несете ответственность за свою жизнь. Учитель, которого вы уважаете, восхищаетесь и, главное, — которому доверяетесь, — говорит вам, что вы есть частица Сознания. Вы не являетесь хозяином — равно как и никто другой здесь — нет никакой свободной воли — никаких намеренных усилий — просто будь — не надо ничего достигать — понимание, это все!
Кажется, для человека, застрявшего в сетях человеческого преткновения, невозможно совершить этот переход от дуальности разделения к Единству Сознания без учителя, вдохновляющего его, что это не только возможно, но и есть единственная существующая реальность. Как вы считаете, сколько людей думают, что они не ответственны за то, что происходит с ними в их жизни? Мне, абсолютно точно, такое никогда не приходило в голову, поскольку все, чему я обучался в этой жизни, говорило прямо обратное, включая моих гуру, которые тоже говорили, что это зависит от меня, смогу ли я проскользнуть сквозь игольное ушко.
Я могу сказать вам из своего опыта, как это невероятно просто, потому что вы уже есть то, что вы ищите (Бог — Источник — Просветление) и все, что нужно, это Зов Пробуждения, чтобы вы вспомнили это.
Когда я прочитал книгу Рамеша Балсекара — он просто напомнил мне, что Сознание, это все, что есть и что Я и Есть Оно, — я внезапно вспомнил, осознал это и пробудился. Освобождение, последовавшее за этим и воспринимаемое мной как собственный внутренний голос мудрости, постепенно осветило интуитивным пониманием всю мою жизнь; т.е. я наблюдал как конкретно, в деталях это осознание работает день за днем, от момента к моменту в моей обычной жизни. В основном это означало принимать каждую деталь жизни как часть Сознания, которое есть все, что существует — как есть, так есть. Это в свою очередь означало, что все есть именно так как и должно быть, а потому здесь нечего делать — можно просто быть.
Все это звучит слишком наивно и просто, чтобы претендовать на Истину, но, уверяю вас, — если Судьба и Милость определили, что для вас настал момент пересечь эту черту от ответственного лица к просто бытию, вся луковая кожура обусловленности будет счищена, и вы проживете остаток путешествия в ясности, свободе и радости Видения Жемчужины.
Нет ничего, чтобы учитель мог добавить к вашему существу — как Сознание, вы уже совершенны. Я вижу смысл существования учителя как осуществления принципа «нети — нети». Это значит «не то и не это». Другими словами, на ваших ежедневных Сатсангах с учителем, он или она могут указывать на то, что не является и не имеет отношения к пробуждению. Это долгий процесс, поскольку все, чему вы научились в своей жизни относительно бога, это либо заблуждение, либо бессмыслица. Но раз вы пробудились, для вас нет лучшего учителя, чем внутренний голос Источника, говорящий непосредственно в вас, без всяких посредников.
В Видении Жемчужины необходимость пробужденного человека состоит в том, чтобы сказать тому, кто интересуется поиском истины, что Сознание есть все, что существует, и что нет никого и ничего отдельного от Источника. Единственным «удостоверением» учителя является естественное упоение, происходящее от Освобождения, льющееся сквозь него. Если вы спросите у него, как этого достичь — вам не повезло! Нет ничего, что можно было бы сделать! Есть только одно необходимое условие для пробуждения — это Судьба и Милость. Соединившись, они однажды постучатся в вашу дверь, и вы поймете в тот день, что то, что говорил когда-то ваш учитель, теперь истина и для вас тоже.
Моя интуиция подсказывает мне, что вас, искатели, в скором времени ждет новая волна пробужденных существ, чтобы танцевать и проводить с ними время. И это не будет только развлечением, а будет чем-то важным, потому что если вы на близком, «живом» примере ощутите, что существо, принявшее все что есть — как есть, живет такой свободной и действительно счастливой жизнью, то, услышав ее/его слова о том, кто вы есть на самом деле, у вас будет гораздо больше шансов поверить в это, чем просто читая книгу. Но помните, что учитель/пробужденный ни чем не отличается от вас, кроме того, что это была ее/его судьба пробудиться до вас и до финального свистка. После этого свистка смерти для всего в проявленном мире происходит абсолютно одинаковое возвращение обратно в Бытие. Возможно, вы пробудитесь; возможно — нет! Это не имеет значения! За пределами сна — все едино!

2 комментария

Dragon
После пробуждения все говорят именно так, а не отрицают…
Но я не хочу сказать, что все учителя, с кем я соприкоснулся в той или иной форме в течение моей жизни, не поспособствовали процессу подготовки к этому событию.
peresvet
За пределами сна — все едино!Но и в пределах сна — все едино.