16 февраля 2011, 14:00
Нисаргадатта Махарадж: Убийство вредит убийце, не убитому
Ищущий: Один человек жил и умер тысячу лет назад. Его личность (антахкарана ) перешла в новое тело. Почему он не помнит свою прошлую жизнь? А если помнит, то можно ли перевести эту память в область сознательного?
Нисаргадатта: Как вы определите, что в новом теле появился тот же человек? Новое тело может означать совершенно новую личность.
Ищущий: Представьте горшок с ги (индийское топленое масло). Если горшок разбивается, ги остаётся и может быть переложено в другой горшок. Старый горшок имел свой собственный аромат, у нового тоже будет свой собственный. Ги будет переносить ароматы от горшка к горшку. Таким же образом личность переносится от тела к телу.
Нисаргадатта: Всё правильно. Если есть тело, его особенности влияют на личность. Без тела у нас есть чистая индивидуальность в чувстве «я есть». Но когда вы перерождаетесь в новом теле, куда уходит мир, который вы воспринимали раньше?
Ищущий: Все воспринимают свой собственный мир.
Нисаргадатта: Для настоящего тела старое тело – просто концепция или память?
Ищущий: Конечно, концепция. Как ум может помнить то, что он не воспринимал?
Нисаргадатта: Вы сами ответили на свой вопрос. Зачем вам концепции? Довольствуйтесь тем, в чём вы уверены. А единственное, в чём вы можете быть уверены, – это «я есть». Погрузитесь в него и откажитесь от всего остального. Это Йога.
Ищущий: Я могу отказаться только на словах. В лучшем случае я вспоминаю и повторяю фразу: «Это не я. Это не моё. Я за пределами всего этого».
Нисаргадатта: Уже хорошо. Сначала на словах, потом ментально и эмоционально, и затем на деле. Направьте внимание на реальность внутри вас, и она выйдет на свет. Это похоже на взбивание масла из молока. Если делать это правильно и настойчиво, результат обязательно появится.
Ищущий: Как абсолютное может быть результатом процесса?
Нисаргадатта: Вы правы, относительное не может перейти в абсолютное. Но относительное может заблокировать абсолютное, как не взбивание может помешать маслу отделиться от молока. Истинное создаёт устремлённость, внутреннее подталкивает внешнее, и внешнее реагирует заинтересованностью и усилием. Но в абсолютном смысле нет ни внутреннего, ни внешнего, свет сознания – это и создатель, и создание, воспринимающий и восприятие, тело и воплощённое в теле. Берегите силу, которая проецирует всё это, и все ваши проблемы закончатся.
Ищущий: Что такое проецирующая сила?
Нисаргадатта: Это воображение, подталкиваемое желанием.
Ищущий: Я знаю всё это, но у меня нет для этого сил.
Нисаргадатта: Это ещё одна ваша иллюзия, порождённая жадностью к результатам.
Ищущий: Что плохого в целенаправленном действии?
Нисаргадатта: Оно здесь ни при чём. В этом деле нет ни цели, ни действия. Всё, что вам нужно, – это слушать, запоминать, размышлять. Это как приём пищи. Вы можете только откусывать, жевать и глотать. Всё остальное происходит бессознательно и автоматически. Слушайте, запоминайте и понимайте; ум – это и актёр, и сцена. Всё является продуктом ума, а вы не являетесь умом. Ум рождается и перерождается, но не вы. Ум создаёт мир и всё его прекрасное разнообразие. Как в хорошей пьесе есть множество героев и ситуаций, так и вам нужно всего понемножку, чтобы создать мир.
Ищущий: В пьесе никто не страдает.
Нисаргадатта: Если не отождествляет себя с происходящим. Не отождествляйте себя с миром и не будете страдать.
Ищущий: Другие будут.
Нисаргадатта: Тогда сделайте ваш мир совершенным. Если вы верите в Бога, сотрудничайте с Ним. Если не верите, станьте им. Или наблюдайте за миром как за спектаклем, или всеми силами делайте его совершенным. Или и то и другое одновременно.
Ищущий: А что происходит с личностью умирающего? Вы согласны, что после его смерти личность продолжает своё существование в другом теле?
Нисаргадатта: И да и нет. Всё зависит от того, как вы на это смотрите. Что такое личность? Продолжительность в памяти? Вы можете говорить о личности вне памяти?
Ищущий: Да, могу. Ребёнок может не знать своих родителей, но наследственные качества у него всё равно сохранятся.
Нисаргадатта: Кто их определяет? Некто с памятью, кто их устанавливает и сравнивает. Неужели вы не понимаете, что память искажает вашу ментальную жизнь? Личность – это всего лишь узор событий во времени и пространстве. Измените узор, и человек изменится.
Ищущий: Этот узор значителен и важен. Он имеет свою ценность. Говоря, что сотканный узор – всего лишь разноцветные нитки, вы теряете самое главное – его красоту. Или описывая книгу как бумагу с пятнами чернил на ней, вы упускаете её значение. Личность важна, потому что она основана на индивидуальности, на том, что делает нас уникальными и незаменимыми. «Я есть» – это интуиция уникальности.
Нисаргадатта: И да и нет. Личность, индивидуальность, уникальность – всё это наиболее ценные аспекты ума, но только ума. «Я есть всё, что есть» – такое же ценное переживание. Частное и общее неразделимы. Это два аспекта неназываемого, видимого изнутри и снаружи. К сожалению, слова могут только упоминать, но не передавать. Постарайтесь выйти за пределы слов.
Ищущий: Что умирает со смертью?
Нисаргадатта: Умирает идея «я есть тело», свидетель остаётся.
Ищущий: Джайны верят в множественность свидетелей, разделённых навсегда.
Нисаргадатта: Это их традиция, основанная на опыте некоторых великих людей. Один свидетель отражается в неисчислимых телах как «я есть». Пока тела остаются, даже самые тонкие, «я есть» проявляется как множество. За пределами тела есть только Единое.
Ищущий: Бог?
Нисаргадатта: Создатель – это личность, чьим телом является мир. Неназываемое – за пределами всех богов.
Ищущий: Шри Рамана Махарши умер. Что для него изменилось?
Нисаргадатта: Ничего. Чем он был, тем и остался – Абсолютной Реальностью.
Ищущий: Но для обычного человека смерть меняет всё.
Нисаргадатта: Каким он себя считал до смерти, таким он продолжает быть и после смерти. Его образ себя остаётся.
Ищущий: В прошлый раз беседа была об использовании шкуры животных для медитации джняни. Вы меня не убедили. Легко оправдать всё что угодно, ссылаясь на обычай и традицию. Обычаи могут быть жестокими, традиции безнравственными. Они объясняют, но не оправдывают.
Нисаргадатта: Я никогда не говорил, что за самореализацией следует беззаконие. Освобождённый человек предельно законопослушен. Но его законы – это законы его истинного Я, а не общества. Общественные законы он соблюдает или нарушает в соответствии с обстоятельствами и необходимостью. Но он никогда не будет капризничать и бесчинствовать.
Ищущий: Я не могу принять оправдание традицией и привычками.
Нисаргадатта: Трудность заключается в различии наших точек зрения. Вы говорите из состояния тела ума. Я говорю из состояния свидетеля. Это основное различие.
Ищущий: И всё же жестокость есть жестокость.
Нисаргадатта: Никто не заставляет вас быть жестоким.
Ищущий: Пользоваться жестокостью других людей – жестокость по доверенности.
Нисаргадатта: Если вы внимательнее посмотрите на жизненный процесс, вы найдёте жестокость повсюду, поскольку жизнь питается жизнью. Это факт, но это не заставляет вас чувствовать вину за то, что вы живы. Вы начали жестокую жизнь, причиняя своей матери жестокие страдания. До последнего дня своей жизни вы будете бороться за пищу, одежду, кров, цепляться за своё тело, сражаться за его нужды, желать ему безопасности в мире, полном опасности и смерти. С точки зрения животного быть убитым – не худшая из смертей, гораздо лучше болезни и старческого угасания. Жестокость лежит в мотиве, а не в факте. Убийство вредит убийце, а не убитому.
Ищущий: Я согласен, тогда человек не должен принимать услуги охотников и мясников.
Нисаргадатта: Кто заставляет вас принимать их?
Ищущий: Вы принимаете.
Нисаргадатта: Вот как вы меня видите! Как быстро вы обвиняете, осуждаете, приговариваете и приводите приговор в исполнение! Почему вы начинаете с меня, а не с себя?
Ищущий: Такой человек, как вы, должен быть примером.
Нисаргадатта: Вы готовы следовать моему примеру? Я мертв для этого мира, я ничего не хочу, даже жить. Будьте таким, как я, делайте то же, что и я. Вы судите меня по моей одежде и пище, а я всего лишь смотрю на ваши мотивы. Если вы верите, что вы есть тело и ум, и действуете соответственно, то вы виновны в величайшей из жестокостей – жестокости к своей собственной истинной природе. По сравнению с этим все другие жестокости не в счёт.
Ищущий: Вы укрываетесь за утверждением, что вы не тело. Но вы контролируете своё тело и ответственны за его действия. Позволить телу полную автономию было бы безумием, идиотизмом!
Нисаргадатта: Успокойтесь. Я тоже против убийства животных из за мяса или меха, но я против того, чтобы ставить это на первое место. Вегетарианство – это достойный повод, но не самый важный. Со всеми мотивами лучше всего обходится человек, который вернулся к своему источнику.
Ищущий: Когда я был в Шри Раманашраме, я везде чувствовал всепроникающее, всеохватывающее присутствие Бхагавана.
Нисаргадатта: У вас была необходимая вера. Тот, кто истинно верит в него, будет видеть его повсюду и во все времена. Всё происходит в согласии с вашей собственной верой, и ваша вера формирует ваши желания.
Ищущий: Ваша вера в себя не является также видом желания?
Нисаргадатта: Когда я говорю: «Я есть», – я не имею в виду отдельную сущность с телом в качестве ядра. Я имею в виду тотальность бытия, океан сознания, всю вселенную того, что есть и что сознаёт. Мне нечего желать, поскольку я целостен.
Ищущий: Вы можете прикасаться к внутренней жизни других людей?
Нисаргадатта: Я и есть эти люди.
Ищущий: Я имею в виду не общность вещества или сущности и не схожесть формы. Я имею в виду реальное прикосновение к умам и сердцам других и принятие участия в их личных переживаниях. Вы можете страдать и наслаждаться вместе со мной, или вы просто предполагаете, что я чувствую, из наблюдения и аналогии?
Нисаргадатта: Все существа находятся во мне. Но восприятие своим умом другого ума требует специальной тренировки. Нет ничего, чего нельзя было бы достичь с помощью тренировки.
Ищущий: Я не являюсь вашей проекцией, а вы не являетесь моей. У меня есть свои собственные права, а не только как у вашего творения. Мне не нравится эта жестокая философия о воображении и проекции. Вы лишаете меня всей реальности. Кто чей образ? Вы – мой или я – ваш? Или я образ в своём собственном образе? Нет, что то в этом не так.
Нисаргадатта: Слова пусты. Истинное нельзя описать словами, его можно только испытать. Я не могу найти слова лучше, чтобы описать то, что знаю. Мои слова могут звучать смешно, но то, что они пытаются передать, есть высочайшая истина. Всё есть одно, сколько бы мы ни играли словами. И всё создано для того, чтобы удовлетворять источник и цель любого желания, – то, что мы знаем как «я есть».
Ищущий: В корне желания всегда лежит боль. Главное стремление – избежать боли.
Нисаргадатта: Каков корень боли? Незнание себя. Каков корень желания? Стремление найти себя. Творение трудится само для себя и не остановится, пока не вернётся к себе целиком.
Ищущий: Когда оно вернётся к себе?
Нисаргадатта: Оно может вернуться, когда бы вы ни пожелали.
Ищущий: А мир?
Нисаргадатта: Вы можете взять его с собой.
Ищущий: Должен ли я воздерживаться от помощи миру, пока не достигну совершенства?
Нисаргадатта: Помогайте миру любыми средствами. Ему это не очень поможет, но это усилие поможет вам развиваться. Нет ничего плохого в попытках помочь миру.
Ищущий: Но ведь были люди, обычные люди, которые оказали миру огромную помощь.
Нисаргадатта: Когда для мира наступает время получить помощь, некоторые люди отдают свою волю, мудрость и силу, чтобы вызвать великие перемены.
0 комментариев