26 февраля 2012, 02:15

Гераклит Эфесский.


Мрачные и противоречивые легенды об обстоятельствах смерти Гераклита :«велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер», «сделался добычей собак».

  • Ум — бог каждого.
  • Я искал самого себя.
  • Природа любит прятаться.
  • Всё течёт, всё меняется.
  • Мнения людские — детские забавы.
  • Из разнообразия возникает совершенная гармония.
  • Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю.
  • Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.
  • Те, кто слушая, не понимают, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: присутствуя, они отсутствуют.
  • Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, то мы должны были бы называть счастливыми быков, когда те находят горох для еды.
  • Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющим и закономерно угасающим.
  • Гераклит учит:мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. По Гераклиту из всемогущего божественного первоогня, который является чистым разумом, логосом, путем раскола и борьбы произошло множество вещей («путь вниз»); согласие и мир ведут к оцепенению, пока оцепеневшее вновь не превращается в единство первоогня («путь вверх»). В этом вечном движении вверх и вниз из Единого происходит все и из всего — Единое. У Гераклита все течет, но в этом течении господствует логос как закон, который познают лишь немногие. Так, Бог есть день и ночь, лето и зима, война и мир, сытость и голод; добро есть зло, и зло есть добро; во всем объединены противоположности, и тем не менее существует скрытая гармония, и эта невидимая гармония лучше, чем видимая противоположность. Война есть отец всех вещей, и в одних она обнаруживает богов, в других — людей, в одних — рабов, в других — свободных. Мудрость по Гераклиту, есть познание разума, логоса, господствующего во всем, правящего всем посредством всего; быть мудрым — значит склониться перед этим разумом и подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума, которые выражаются как в устройстве государства, так и в устройстве природы, человек может приобрести душевную ясность, которая создает его высшее счастье.

0 комментариев