12 ноября 2016, 15:15
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Женщина в зале: Я бы хотела спросить у вас о любви… Я по правде говоря только прикоснулась к теме недвойственности. И все началось с психотерапевта, который в некотором роде, работает с этой темой, но я об этом не знала и пришла к нему, чтобы разобраться с процессом переживания скорби. И у меня случился опыт пробуждения, пробуждения любви, соединение с моей истинной природой. И я думаю, что у этого человека безупречные границы и не думаю, что здесь были какие-то риски, но благодаря этому переживанию опыта любви, я продолжаю чувствовать себя живой, и сейчас я учусь…после того как случилось это переживание, я учусь как находиться в этом. Но мой вопрос касается того, что…мне кажется, когда я в соединенности со своей истинной природой, там нет никакого чувства недостаточности. И там нет никакого сопротивления. Я чувствую что моя жизнь поменялась. Только, мои отношения с учителем. В них есть преданность и благодарность … но есть также тоска, которую я чувствую, когда я не в этих отношениях. Мне кажется, я использую время с ним плодотворно и уже после стараюсь привносить то, что мне открывается в этих отношениях в мою повседневную жизнь, но сейчас я прозвучу несколько драматично…эта тоска, стремление ощущается так, будто мое сердце тоскует по этим отношениям. Я говорила с ним об этом, рефлексируя о себе. Я так тоскую по этим отношениям, это отвлекает…и я подумала, возможно, вы сможете немного поговорить про отношения учителя-ученика и про это качество любви, преданности…чем это отличается от других отношений?
Руперт:
Задача учителя в том, чтобы освободить нас от зависимости к объектам и людям, ради покоя и спокойствия. Поэтому если учитель, который так или иначе осознает это, поддерживает нас своими словами или действиями, быть преданными Ему, на самом деле посылает нам двойное послание. Я так часто вижу это, — людей, которые фанатично преданы своим учителям, чье счастье и покой зависит от них. Причем, даже больше чем у большинства тех, кто не интересуется всем этим. И я вижу, как учителя отрицают это на словах, тогда как своими действиями поощряют такое поведение. И все это во имя освобождения.
Как вы думаете, как может преданность к человеку вести вас к освобождению от зависимости к объектам, к счастью? Не обманывайте себя – это невозможно. Истинный учитель возьмет вашу преданность и перенаправит, очень мягко и корректно, к своему источнику.
Женщина: Мне кажется в этих отношениях я сама себе создаю проблему… Я не уверена, что есть что-то такое, прямо или косвенно.
Руперт:
Теперь вы защищаете своего учителя. Вам не нужно делать это, потому что я не обвиняю его ни в чем, я не знаю даже кто это и пожалуйста не говорите мне кто он. (смех). Потому что в этом случае это усложнит наш диалог, потому что я не люблю комментировать других людей. И здесь нет ничего личного, я не говорю про конкретного человека, я говорю про определенный тип отношений. Я понимаю ваше желание взять на себя ответственность за свою проекцию, но тем не менее учитель причастен к этому. Когда мы выбираем учителя, мы открываемся ему с большим доверием и открытостью. Мы уязвимы и у учителя есть большая ответственность, не воспользоваться этим, — доверием и уязвимостью. Это неизбежно, практически во всех случаях, что мы проецируем наши надежды на учителя. Практически все, что происходит до встречи с учителем, опускает нас на землю. Наши родители не оказались способны предоставить нам счастье, в котором мы нуждались. Наши школьные учителя, партнеры, наши мужья или жены, наши дети, наша работа, ничего из этого не смогло обеспечить нас счастьем, к которому мы стремились. И тут появляется учитель …наш последний шанс. И мы вкладываем все наши представления и надежды в учителя. Это неизбежно. Поэтому у учителя есть ответственность. И если кто-то ставит себя в позицию учителя, они должны принять эту ответственность. Здесь недостаточно и лицемерно говорить, что это не имеет отношения ко мне, что это просто так мои ученики себя ведут, они проецируют на меня, так себя ведут по отношению ко мне, но я не имею к этому отношения. Это лицемерие. Возьмем к примеру компанию, обычную компанию. Если будут иметь место нечестные и мошеннические транзакции, и будет расследование…руководитель не может по закону сказать, что это не имеет ко мне никакого отношения, я ничего об этом не знал. Это забота руководителя, знать об этом. Если в школе происходит травля, незаконно для директора школы сказать я ничего об этом не знаю, так себя ведут ученики. Это ответственность директора или директрисы школы. И если вы ставите себя в эту позицию, как руководителя, главы института, директора школы, учителя, по определению это ваша ответственность. И если вы не готовы взять на себя эту ответственность, вы не готовы к этой работе. И если есть кто-то в ответе, то это учитель, а не ученик. Потому что ученик приходит невинным, открытым, в доверии… И мы все знаем истории, когда этим доверием злоупотребляют, физически, эмоционально, сексуально, финансово… И я сейчас не говорю о том, что это происходит в вашем случае, это может быть выражено так же очень тонко, в этой тонкой зависимости от учителя.
Женщина: Я читала просто в одной из ваших книг об этом…и слова которые употреблялись, они разжигали во мне…не просто любовь внутри этих отношений, а любовь внутри меня. И это несколько похоже…ощущаю себя как тот мотылек, который летит на пламя…
Руперт:
Пламя это не ваш учитель…пламя это вы. И учитель должен сделать это очень ясным. Это невозможно, в конечном итоге это невозможно быть преданным личности…объекту. Если вы преданы личности или объекту, вы остаетесь в позиции субъекта который отделен от того, кому он предан. Преданность другому, как объекту, просто усугубляет чувство разделенности у субъекта переживания. И поэтому здесь нет никакой преданности.
Женщина: Мне кажется, это страдание…которое я переживала. Я чувствую, что страдание не соответствует тому, как я знаю себя… Мне кажется, что страдание это сигнал, что…
Руперт:
Вы абсолютно правы, страдание это сигнал. Очень хорошо, что вы осознаете это. Страдание это сигнал, что вы направляете вашу любовь на объект. Преданность, так же как и внимание, это осознанность направленная на объект. Преданность это любовь, направленная на человека. Задача учителя здесь, с любовью развернуть эту преданность и направить ее обратно к своему источнику. Я однажды говорил с (своим учителем) Франсисом, мы говорили с ним про близкие отношения. И он сказал тогда мне, что в по-настоящему близких отношениях не может быть никакой иерархии. Мы говорили про обычные близкие отношения между людьми. В истинной близости не может быть никакой иерархии. И потом он посмотрел на меня, и я никогда не забуду этот его взгляд…и сказал, Руперт, это истинно и в отношениях между учителем и учеником. Чтобы настоящая дружба развивалась, не может быть никакой иерархии. И мои отношения с Франсисом начали развиваться с этого дня, потому что до этого я был как вы. Для меня Франсис был воплощенным Богом, он был очень высоко на пьедестале, и конечно же, что немаловажно, я был далеко внизу. И он очень нежно, но очень бескомпромиссно не позволял ничего, что поддерживало бы эту проекцию, хотя он видел во мне и с большим уважением относился к моей большой преданности, что есть то же, что моя преданность Истине. Он был нежен со мной, но вместе с тем очень квалифицирован и потому не потребовалось много времени, чтобы эти отношения между верхом и низом выровнялись и превратились в отношения любви и дружбы. От этого не стало меньше любви или уважения, но это было взаимно, мы могли это разделить. Поэтому…я не критикую вашу любовь к Учителю, это прекрасно и я поддерживаю это, и, я надеюсь что это взаимно у вас. Но я критикую зависимость вашего счастья от Учителя. Вы правы, здесь есть страдание, в этой тоске по тому, чтобы пребывать в его или ее присутствии. Это страдание сигнал, и хорошо что вы, очевидно, распознаете этот знак. Это знак, что вы позволили вашей преданности зацепиться за объект, и это никогда не принесет вам счастья, к которому вы стремитесь. Вы должны это отпустить. Это не означает отказаться от любви, но вы должны отпустить проекцию. И я бы предложил, что одна из обязанностей учителя, это способствовать развороту этой проекции, нежно, быстро и умело.
Руперт:
Задача учителя в том, чтобы освободить нас от зависимости к объектам и людям, ради покоя и спокойствия. Поэтому если учитель, который так или иначе осознает это, поддерживает нас своими словами или действиями, быть преданными Ему, на самом деле посылает нам двойное послание. Я так часто вижу это, — людей, которые фанатично преданы своим учителям, чье счастье и покой зависит от них. Причем, даже больше чем у большинства тех, кто не интересуется всем этим. И я вижу, как учителя отрицают это на словах, тогда как своими действиями поощряют такое поведение. И все это во имя освобождения.
Как вы думаете, как может преданность к человеку вести вас к освобождению от зависимости к объектам, к счастью? Не обманывайте себя – это невозможно. Истинный учитель возьмет вашу преданность и перенаправит, очень мягко и корректно, к своему источнику.
Женщина: Мне кажется в этих отношениях я сама себе создаю проблему… Я не уверена, что есть что-то такое, прямо или косвенно.
Руперт:
Теперь вы защищаете своего учителя. Вам не нужно делать это, потому что я не обвиняю его ни в чем, я не знаю даже кто это и пожалуйста не говорите мне кто он. (смех). Потому что в этом случае это усложнит наш диалог, потому что я не люблю комментировать других людей. И здесь нет ничего личного, я не говорю про конкретного человека, я говорю про определенный тип отношений. Я понимаю ваше желание взять на себя ответственность за свою проекцию, но тем не менее учитель причастен к этому. Когда мы выбираем учителя, мы открываемся ему с большим доверием и открытостью. Мы уязвимы и у учителя есть большая ответственность, не воспользоваться этим, — доверием и уязвимостью. Это неизбежно, практически во всех случаях, что мы проецируем наши надежды на учителя. Практически все, что происходит до встречи с учителем, опускает нас на землю. Наши родители не оказались способны предоставить нам счастье, в котором мы нуждались. Наши школьные учителя, партнеры, наши мужья или жены, наши дети, наша работа, ничего из этого не смогло обеспечить нас счастьем, к которому мы стремились. И тут появляется учитель …наш последний шанс. И мы вкладываем все наши представления и надежды в учителя. Это неизбежно. Поэтому у учителя есть ответственность. И если кто-то ставит себя в позицию учителя, они должны принять эту ответственность. Здесь недостаточно и лицемерно говорить, что это не имеет отношения ко мне, что это просто так мои ученики себя ведут, они проецируют на меня, так себя ведут по отношению ко мне, но я не имею к этому отношения. Это лицемерие. Возьмем к примеру компанию, обычную компанию. Если будут иметь место нечестные и мошеннические транзакции, и будет расследование…руководитель не может по закону сказать, что это не имеет ко мне никакого отношения, я ничего об этом не знал. Это забота руководителя, знать об этом. Если в школе происходит травля, незаконно для директора школы сказать я ничего об этом не знаю, так себя ведут ученики. Это ответственность директора или директрисы школы. И если вы ставите себя в эту позицию, как руководителя, главы института, директора школы, учителя, по определению это ваша ответственность. И если вы не готовы взять на себя эту ответственность, вы не готовы к этой работе. И если есть кто-то в ответе, то это учитель, а не ученик. Потому что ученик приходит невинным, открытым, в доверии… И мы все знаем истории, когда этим доверием злоупотребляют, физически, эмоционально, сексуально, финансово… И я сейчас не говорю о том, что это происходит в вашем случае, это может быть выражено так же очень тонко, в этой тонкой зависимости от учителя.
Женщина: Я читала просто в одной из ваших книг об этом…и слова которые употреблялись, они разжигали во мне…не просто любовь внутри этих отношений, а любовь внутри меня. И это несколько похоже…ощущаю себя как тот мотылек, который летит на пламя…
Руперт:
Пламя это не ваш учитель…пламя это вы. И учитель должен сделать это очень ясным. Это невозможно, в конечном итоге это невозможно быть преданным личности…объекту. Если вы преданы личности или объекту, вы остаетесь в позиции субъекта который отделен от того, кому он предан. Преданность другому, как объекту, просто усугубляет чувство разделенности у субъекта переживания. И поэтому здесь нет никакой преданности.
Женщина: Мне кажется, это страдание…которое я переживала. Я чувствую, что страдание не соответствует тому, как я знаю себя… Мне кажется, что страдание это сигнал, что…
Руперт:
Вы абсолютно правы, страдание это сигнал. Очень хорошо, что вы осознаете это. Страдание это сигнал, что вы направляете вашу любовь на объект. Преданность, так же как и внимание, это осознанность направленная на объект. Преданность это любовь, направленная на человека. Задача учителя здесь, с любовью развернуть эту преданность и направить ее обратно к своему источнику. Я однажды говорил с (своим учителем) Франсисом, мы говорили с ним про близкие отношения. И он сказал тогда мне, что в по-настоящему близких отношениях не может быть никакой иерархии. Мы говорили про обычные близкие отношения между людьми. В истинной близости не может быть никакой иерархии. И потом он посмотрел на меня, и я никогда не забуду этот его взгляд…и сказал, Руперт, это истинно и в отношениях между учителем и учеником. Чтобы настоящая дружба развивалась, не может быть никакой иерархии. И мои отношения с Франсисом начали развиваться с этого дня, потому что до этого я был как вы. Для меня Франсис был воплощенным Богом, он был очень высоко на пьедестале, и конечно же, что немаловажно, я был далеко внизу. И он очень нежно, но очень бескомпромиссно не позволял ничего, что поддерживало бы эту проекцию, хотя он видел во мне и с большим уважением относился к моей большой преданности, что есть то же, что моя преданность Истине. Он был нежен со мной, но вместе с тем очень квалифицирован и потому не потребовалось много времени, чтобы эти отношения между верхом и низом выровнялись и превратились в отношения любви и дружбы. От этого не стало меньше любви или уважения, но это было взаимно, мы могли это разделить. Поэтому…я не критикую вашу любовь к Учителю, это прекрасно и я поддерживаю это, и, я надеюсь что это взаимно у вас. Но я критикую зависимость вашего счастья от Учителя. Вы правы, здесь есть страдание, в этой тоске по тому, чтобы пребывать в его или ее присутствии. Это страдание сигнал, и хорошо что вы, очевидно, распознаете этот знак. Это знак, что вы позволили вашей преданности зацепиться за объект, и это никогда не принесет вам счастья, к которому вы стремитесь. Вы должны это отпустить. Это не означает отказаться от любви, но вы должны отпустить проекцию. И я бы предложил, что одна из обязанностей учителя, это способствовать развороту этой проекции, нежно, быстро и умело.
2 комментария