1 ноября 2011, 22:25
Свами Праджнянпад - СЕКСУАЛЬНОСТЬ . УДОВОЛЬСТВИЕ И СТРАДАНИЕ . УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ . ЧТО Я ХОЧУ?
1. Инстинкты и сексуальные желания
Половой инстинкт естествен и, следовательно, безупречен и не может вас связывать. Сексуальное желание всегда сопровождается окраской мышления, поэтому его развитие замедляется, оно остаётся неудовлетворённым и, следовательно, блокируется или действует с перебоями. Почему? Просто потому, что мышление оперирует представлениями, а не фактами.
У Кама (Kama — бог любви в индийской мифологии, имеющий двух жён — Рати и Прити), т.е. либидо, у страсти есть две энергии. Они текут в двух направлениях. Rati — физическое удовольствие. Priti — ментальное удовольствие. Оба сосуществуют вместе.
Сексуальность выражается на двух уровнях: физическом и ментальном. На физическом уровне она вполне естественна. А ментальный аспект обусловлен мыслительной деятельностью человека. В животном мире — у собак, например, кобель идёт к суке, спаривается, заканчивает и уходит. Больше ничего. Кончено. Но это не для человека.
Сексуальность человека имеет два плана — физический и ментальный. Что же порабощает? Не физическая сторона, а мышление.
Где нет ментального удовлетворения, а лишь физическое — это только половина сексуальности. Это не для человека. Должно быть ментальное удовольствие, так называемая любовь. Физическое удовлетворение — это страсть.
Страсть и любовь — вместе. Человек растёт тем выше, и тем больше растёт любовь, чем меньше элемент страсти.
2. Сексуальность — энергия и удовольствие от контакта двоих
Каждый раз, когда есть соединение двух, — есть сексуальность. Когда вы что-то видите своими глазами и от этого испытываете удовольствие — это сексуальность. Если вы что-то слышите и от этого испытываете удовольствие — это сексуальность. Почему вы думаете, что сексуальность проявляется в одной специфической форме? Почему?
Что значит сексуальность? Это удовольствие, происходящее где бы то ни было от любой комбинации. Если читая, вы получаете удовольствие, то оно сексуально, так как это взаимодействие между двумя.
Наслаждение, испытываемое от любых взаимоотношений,.— сексуально. Видеть, слышать, воображать, читать и т.д. и т.п. — всё это сексуальные действия. Другими словами, для любой деятельности необходима энергия, а любое выражение энергии — это сексуальное действие.
Когда бы вы ни испытывали потребность получить удовольствие от контакта с другим, потребность эта сексуальна.
До тех пор пока у вас возникает идея получения физического и ментального удовольствия от внешнего мира, вы находитесь под влиянием сексуальности. И вы не видите истину так, как она есть, потому что вы думаете, что получите физическое и ментальное удовольствие от внешнего мира.
3. Опыт и удовлетворение сексуальности
Раз сексуальность проявляется — это нормально. Если она неправильна, то неправильна природа. Сексуальность не возникает сама по себе, она часть природы… Итак, она здесь. Это явление природы. Если она неправильна, то цветок неправилен, фрукт неправилен.
До тех пор пока вы что-то не испытаете, вы не можете выйти за его пределы. Если кто-то вас привлекает и эта тяга сохраняется, то пытаясь её сдерживать, вы ничего не добьётесь, а останетесь на месте. Вы не можете отрицать самого себя.
4. Невозможность удовлетворения
Почему вы постоянно стремитесь заниматься любовью? Один раз, два, сто, но всё равно хотите ещё? Потому что вы никогда не удовлетворены. Удовлетворения, которое вы ищете, в этом нет.
Если бы вы получили полное наслаждение хотя бы один раз, второго раза вам бы не понадобилось. Но обычно вам необходимо повторять это снова и снова. Почему? Потому что вы не берёте целиком и полностью.
Если бы вы отдавались любви полностью и целиком, а не в силу привычки, вы бы испытали очень легко, что вы это делаете с желанием соединиться и сжать в объятиях вашего партнёра изо всех сил, как бы желая прорваться в него. Почему? Чтобы стать с ним единым. Поэтому он или она вас «жестоко» обнимает. Почему «жестоко»? Из-за желания уничтожить тело. Потому объятия «жестоки». Что это? Только настоятельная потребность быть в единстве.
Половое влечение сравнивают с голодом. Но это не так. Если вы удовлетворены, то кончено. Вы не повторяете этого. Если вы начинаете снова, то это говорит о том, что вы неудовлетворены и вновь ищете удовлетворения, несмотря на бесчисленные опыты.
Почему после удавшегося полового акта испытывают чувство облегчения и счастья? Потому что на некоторое время сознание разделения было потеряно, и вы достигли полноты и единства.
************************
Когда вы чего-то желаете, вы получите это и испытаете удовольствие, но также неизбежно вы испытаете и страдание.
Страдание — это только негативная сторона удовольствия или противодействие удовольствию. Поэтому, желая освободиться от страдания, вы должны стать свободным и от удовольствия. Вам не нужно освобождаться от страдания. Нет, нет, совсем нет. Это противодействие. Если вы хотите избавиться от страдания, избавьтесь сначала от удовольствия. Тогда страдание уйдет само.
Физический уровень — только физический. На физическом уровне страдания нет. Есть просто ощущение. Только мышление превращает это в страдание. Мышление создаёт удовольствие и страдание. Физическое ощущение остаётся на физическом уровне, пока нет мышления.
А мудрец? Он свободен от мышления, не от тела. Тело не порабощает. Порабощает мышление или отождествление со своим телом.
Вы должны прийти к пониманию того, что положительное и отрицательное не отделены друг от друга. Они лишь кажутся такими.
Тот факт, что удовольствие и страдание идут рука об руку, очевиден. Страдание так же подлинно, как удовольствие, удовольствие так же подлинно, как и страдание. Оба они — одно и то же. Как только вы это поняли — вы свободны.
В глубине души вы знаете, что существует удовольствие без страдания. Если бы это было не так, вы бы не говорили: «Нет, нет, я хочу именно удовольствие безо всякого страдания». Разве бы вы говорили так, если бы не знали этого?
Сначала убедитесь, что причина всех ваших страданий кроется в ваших влечениях и отвращениях.
Затем распознайте врага: что такое эти влечения и отвращения? Откуда они? Они происходят из желания превратить относительное в Абсолютное.
***********************
1. Удовлетворение желаний
Когда желание возникает, оно не может умереть само собой, не получив должного удовлетворения. Природа желания такова, что оно должно быть удовлетворено, иначе оно возьмёт реванш и вас разрушит. Вы не можете его вечно отстранять.
Удовлетворить желание — единственное средство истощить его энергию.
Пока желание здесь, примите его и сделайте всё необходимое, поскольку в этот момент это для вас истина.
Не подавляйте ваших желаний. По мере возможности удовлетворяйте их все, но так, чтобы не ранить ни себя, ни другого.
2. Желание не может быть удовлетворено
Можно освободиться от желания, только удовлетворив его и в то же время зная, что никакое желание не может быть удовлетворено.
Желание выражает фундаментальную тенденцию человека быть беспредельным, выйти за пределы всех ограничений.
Помните: «что-то другое» — постоянный зов. Ничто ограниченное не в состоянии дать вам полное удовлетворение навсегда. Как только вы чего-то достигли, вы не можете оставаться удовлетворённым. Вы желаете чего-то другого.
«Желание во мне, но удовлетворение его зависит от внешних факторов. Я не могу это контролировать!» Это против законов природы. То, что желание никогда не может быть удовлетворено, — заведено природой.
Испытайте полное наслаждение хоть раз — и вы освободитесь от жажды этого наслаждения.
Желание может быть удовлетворено лишь тогда, когда оно исполнено, и когда, одновременно с этим, приходит понимание, что оно не может быть исполнено. Невозможно получить от другого стопроцентное удовлетворение, потому что он различен. Невозможно, невозможно, невозможно! «Невозможно» возникает только после «возможно».
************************
Сперва вы должны уяснить своё направление. Какой вопрос Свамиджи вам обычно задает? «Что вы хотите?»
Любой правильно сформулированный вопрос содержит ответ в самом себе.
Чтобы найти то, что вы хотите, достаточно увидеть, что возникает неоднократно безо всяких усилий с вашей стороны. Это и есть то, что вы действительно хотите.
«Несомненно, что следует удовлетворять желания. Но какие и в какой мере? Определить точно, что и сколько я хочу иметь. Детей? Денег? Славы? Сколько?»
Первый вопрос, касающийся озарения: «Почему, почему я несчастен? В чём же причина? Ну-ка, посмотрим».
Ученик возражает: «И тогда человек будет бесконечно спрашивать «почему» и бесконечно пытаться найти ответ на этот вопрос».
«Нет, — отвечает учитель, — проблемы не бесконечны. Есть только одна проблема — быть затронутым. Только одна проблема — ваши влечения. То, что вы затронуты, зависит исключительно от ваших влечений».
4 комментария