12 января 2012, 00:49
Энтони де Мелло. БОЖЕСТВЕННОЕ ВОКРУГ НАС
Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Матфей, 24, 44
Рано или поздно, но в каждом человеческом сердце возникает стремление к праведности, духовности, Богу — называйте это как хотите.
Мистики говорят, что Божественное окружает нас со всех сторон, что оно рядом и может наполнить жизнь смыслом, сделать ее прекрасной и богатой. Остается лишь обнаружить эту Божественность.
Люди слабо представляют, о чем в действительности идет речь. Они перечитывают книги, консультируются с гуру, стараются понять, что нужно сделать, чтобы заполучить эту неуловимую Праведность или Духовность.
Люди берут на вооружение различные техники, методы, духовные упражнения, формулы. После многих лет бесплодных поисков они теряют энтузиазм, опускают руки и хотят знать, почему у них ничего не получилось. Как правило, они упрекают в этом самих себя.
Если бы они практиковались более регулярно, были более целеустремленными или усердными, то, возможно, достигли бы успеха.
Но чего бы они добились конкретно? У них нет четкого представления о той святости, которую они ищут. Тем не менее, они точно знают, что в их жизни все еще много путаницы, что они по-прежнему не знают покоя, боятся, тревожатся, презирают и не прощают, что у них немало притязаний и себялюбия, что они манипулируют людьми. И вот они вновь энергично принимаются за решение новой задачи, думая, что таким способом достигнут поставленной цели.
Людям некогда остановиться и задуматься о том, что их усилия ни к чему не приведут.
Своими стараниями они только ухудшат ситуацию; это все равно что огонь тушить бензином.
Усилие не способствует духовному росту; старание, какую бы форму оно ни принимало — будь то сила воли, привычка, техника или духовное упражнение, — не приводит к изменениям.
В лучшем случае напряжение вызывает угнетенность и прячет корни болезни.
Усилие может изменить поведение, но не может изменить человека.
Только подумайте — какого рода ментальность обнаруживает себя, когда вы спрашиваете: «Что я должен сделать, чтобы достичь праведности?» Разве это не напоминает вопрос: «Сколько я должен заплатить за это? Какие жертвы я должен принести?» Какое учение мне лучше взять за основу? Какую медитацию я должен практиковать, чтобы достичь успеха? Представьте себе мужчину, который, в попытке завоевать любовь женщины, старается улучшить свой внешний вид, занимается культуризмом, меняет свое поведение и применяет разные техники, лишь бы очаровать ее.
В действительности, чтобы завоевать любовь окружающих, важно не практиковать техники, а быть личностью определенного типа. А этого никогда не достичь посредством усилий и техник. То же самое относится и к Духовности, и к Праведности. Не все, что ты делаешь, принесет то, о чем мечтаешь.
Духовность — не товар, который можно купить; не приз, который можно выиграть. Здесь важно, кем ты являешься, кем становишься.
Святость — это не достижение; это Милость, именуемая Пробуждением; милость, именуемая Видением, наблюдением, пониманием:
A. Если вы зажгли свет осознания и наблюдаете за собой и за окружающим миром в течение всего дня;
Б. Если вы видите свое отражение в зеркале осознанности так, как видите свое лицо в обычном зеркале: четко, без помех, таким, какое оно есть в действительности — без искажений и прикрас;
B. Если вы видите свое отражение без критических замечаний и осуждения, то почувствуете удивительные изменения.
Однако эти изменения нельзя контролировать, планировать их загодя или решать, как и когда им произойти.
Лишь беспристрастная осознанность сама исцеляет, изменяет и способствует духовному росту человека. Но это происходит в свое время и своим путем.
Что конкретно необходимо осознавать?
1. Свои реакции, взаимоотношения с людьми и миром. Находясь в присутствии человека — а им может быть кто угодно, — или на природе, или в определенной ситуации, вы испытываете самые разные эмоции — и позитивные, и негативные.
2. Изучайте свои реакции, определите, что именно их вызывает и когда это происходит. При этом вы должны избегать любых нравоучительных нотаций, чувства вины, и даже каких-то пожеланий и малейшего усилия изменить эти эмоции.
Вот и все, что нужно тому, кто ищет просветления.
Но разве осознанность сама по себе не является усилием?
Нет, ощутив ее вкус хотя бы один раз, вы поняли бы, что осознанность — это восторг, с каким маленький ребенок с удивлением открывает для себя мир. И даже когда осознанность обнажит ваши внутренние недостатки, она всегда несет освобождение и радость. И тогда узнаешь, что неосознанная жизнь не стоит того, чтобы ее проживать: в ней слишком много тьмы и боли.
Не форсируйте наступление осознанности, если поначалу все продвигается медленно. Иначе вам не избежать усилий… Нужно просто осознавать этот застой без какого-либо недовольства или осуждения. Тогда понимаешь, что осознанность потребует от вас столько же усилий, сколько от влюбленного — пойти на свидание с возлюбленной, от голодного — съесть пищу, от альпиниста — взобраться на вожделенную вершину. Потрачено немало энергии, и даже преодолены немалые трудности, но все это не стало пыткой, это — сплошное удовольствие! Другими словами, осознанность — это действие без усилий.
Принесет ли осознанность пробуждение, о котором мы так мечтаем? И да, и нет. Дело в том, что об этом никогда не узнаешь, ибо просветления с помощью усилий и подавления достичь невозможно — оно себя не осознает.
Мы никогда не узнаем, что стали просветленными. Более того, нас это совершенно не будет интересовать: когда живешь от мгновения к мгновению, когда благодаря осознанности жизнь становится полной смысла, счастья и ясности, пропадает само желание обрести просветление.
Достаточно оставаться внимательным и пробужденным. Именно в таком состоянии наши глаза смогут увидеть Спасителя. Ничто более, абсолютно ничто — ни безопасность, ни любовь, ни имущество, ни красота, ни власть, ни святость — не будет иметь никакого значения.
Матфей, 24, 44
Рано или поздно, но в каждом человеческом сердце возникает стремление к праведности, духовности, Богу — называйте это как хотите.
Мистики говорят, что Божественное окружает нас со всех сторон, что оно рядом и может наполнить жизнь смыслом, сделать ее прекрасной и богатой. Остается лишь обнаружить эту Божественность.
Люди слабо представляют, о чем в действительности идет речь. Они перечитывают книги, консультируются с гуру, стараются понять, что нужно сделать, чтобы заполучить эту неуловимую Праведность или Духовность.
Люди берут на вооружение различные техники, методы, духовные упражнения, формулы. После многих лет бесплодных поисков они теряют энтузиазм, опускают руки и хотят знать, почему у них ничего не получилось. Как правило, они упрекают в этом самих себя.
Если бы они практиковались более регулярно, были более целеустремленными или усердными, то, возможно, достигли бы успеха.
Но чего бы они добились конкретно? У них нет четкого представления о той святости, которую они ищут. Тем не менее, они точно знают, что в их жизни все еще много путаницы, что они по-прежнему не знают покоя, боятся, тревожатся, презирают и не прощают, что у них немало притязаний и себялюбия, что они манипулируют людьми. И вот они вновь энергично принимаются за решение новой задачи, думая, что таким способом достигнут поставленной цели.
Людям некогда остановиться и задуматься о том, что их усилия ни к чему не приведут.
Своими стараниями они только ухудшат ситуацию; это все равно что огонь тушить бензином.
Усилие не способствует духовному росту; старание, какую бы форму оно ни принимало — будь то сила воли, привычка, техника или духовное упражнение, — не приводит к изменениям.
В лучшем случае напряжение вызывает угнетенность и прячет корни болезни.
Усилие может изменить поведение, но не может изменить человека.
Только подумайте — какого рода ментальность обнаруживает себя, когда вы спрашиваете: «Что я должен сделать, чтобы достичь праведности?» Разве это не напоминает вопрос: «Сколько я должен заплатить за это? Какие жертвы я должен принести?» Какое учение мне лучше взять за основу? Какую медитацию я должен практиковать, чтобы достичь успеха? Представьте себе мужчину, который, в попытке завоевать любовь женщины, старается улучшить свой внешний вид, занимается культуризмом, меняет свое поведение и применяет разные техники, лишь бы очаровать ее.
В действительности, чтобы завоевать любовь окружающих, важно не практиковать техники, а быть личностью определенного типа. А этого никогда не достичь посредством усилий и техник. То же самое относится и к Духовности, и к Праведности. Не все, что ты делаешь, принесет то, о чем мечтаешь.
Духовность — не товар, который можно купить; не приз, который можно выиграть. Здесь важно, кем ты являешься, кем становишься.
Святость — это не достижение; это Милость, именуемая Пробуждением; милость, именуемая Видением, наблюдением, пониманием:
A. Если вы зажгли свет осознания и наблюдаете за собой и за окружающим миром в течение всего дня;
Б. Если вы видите свое отражение в зеркале осознанности так, как видите свое лицо в обычном зеркале: четко, без помех, таким, какое оно есть в действительности — без искажений и прикрас;
B. Если вы видите свое отражение без критических замечаний и осуждения, то почувствуете удивительные изменения.
Однако эти изменения нельзя контролировать, планировать их загодя или решать, как и когда им произойти.
Лишь беспристрастная осознанность сама исцеляет, изменяет и способствует духовному росту человека. Но это происходит в свое время и своим путем.
Что конкретно необходимо осознавать?
1. Свои реакции, взаимоотношения с людьми и миром. Находясь в присутствии человека — а им может быть кто угодно, — или на природе, или в определенной ситуации, вы испытываете самые разные эмоции — и позитивные, и негативные.
2. Изучайте свои реакции, определите, что именно их вызывает и когда это происходит. При этом вы должны избегать любых нравоучительных нотаций, чувства вины, и даже каких-то пожеланий и малейшего усилия изменить эти эмоции.
Вот и все, что нужно тому, кто ищет просветления.
Но разве осознанность сама по себе не является усилием?
Нет, ощутив ее вкус хотя бы один раз, вы поняли бы, что осознанность — это восторг, с каким маленький ребенок с удивлением открывает для себя мир. И даже когда осознанность обнажит ваши внутренние недостатки, она всегда несет освобождение и радость. И тогда узнаешь, что неосознанная жизнь не стоит того, чтобы ее проживать: в ней слишком много тьмы и боли.
Не форсируйте наступление осознанности, если поначалу все продвигается медленно. Иначе вам не избежать усилий… Нужно просто осознавать этот застой без какого-либо недовольства или осуждения. Тогда понимаешь, что осознанность потребует от вас столько же усилий, сколько от влюбленного — пойти на свидание с возлюбленной, от голодного — съесть пищу, от альпиниста — взобраться на вожделенную вершину. Потрачено немало энергии, и даже преодолены немалые трудности, но все это не стало пыткой, это — сплошное удовольствие! Другими словами, осознанность — это действие без усилий.
Принесет ли осознанность пробуждение, о котором мы так мечтаем? И да, и нет. Дело в том, что об этом никогда не узнаешь, ибо просветления с помощью усилий и подавления достичь невозможно — оно себя не осознает.
Мы никогда не узнаем, что стали просветленными. Более того, нас это совершенно не будет интересовать: когда живешь от мгновения к мгновению, когда благодаря осознанности жизнь становится полной смысла, счастья и ясности, пропадает само желание обрести просветление.
Достаточно оставаться внимательным и пробужденным. Именно в таком состоянии наши глаза смогут увидеть Спасителя. Ничто более, абсолютно ничто — ни безопасность, ни любовь, ни имущество, ни красота, ни власть, ни святость — не будет иметь никакого значения.
16 комментариев
«Жизнь — не задание. Тут совершенно нечего достигать,кроме осознания, что достигать совершенно нечего.»
А вот чтоб понять то что я выделил жирным цветом у искателей и уходить фся жизнь...))))))))))))) Ну это конечно чисто моё имхо…
Тут как повезет, либо само торкнет, либо нет.:)))))))))