12 апреля 2011, 00:48
Денис Зикеев. ВНЕ ЙОГИ ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ
Все мы так или иначе пытаемся убежать, отгородиться от реальности. Каждый по-своему, но цель всегда одна — спрятаться, укрыться от того, что есть. Если вы думаете, что это не про вас, пронаблюдайте, как что-то в вас противится этому факту, выставляет защитный барьер. У вас есть целая куча доводов, что это не так, что у вас все наоборот… Вы защищаетесь, а ведь защищаться можно только от реальности.
С точки зрения бегства от реальности, всех нас можно разделить на две категории.
Заметьте, как вы насторожились… Вы хотите узнать, что это за категории, и в какую из них вы попадете. Ведь сейчас у вас есть шанс определить себя в еще одном контексте. Конечно, вам может быть немного обидно — ведь вы хотите видеть себя вне категорий, единственным и неповторимым — тогда снова почувствуйте барьер, которым вы отгораживаетесь от возможности оказаться таким же, как многие другие, попавшие в ту же категорию, что и вы…
Итак, две категории. Первые — это те, что кто бежит от реальности бесхитростно, уйдя с головой в житейские заботы, в отношения, в эмоции и так далее. Если же вы вдруг осознали всю бессмысленность и бренность житейской суеты, пытаетесь искать себя в мире духовном, являетесь человеком религиозным или «практикующим», то вы — вторая категория — тяжелый случай, то есть те, кто прилагает усилия, чтобы, как им кажется, приблизиться к реальности, тем самым удаляясь от нее еще дальше.
Возможно, вы надеетесь, что есть еще какая-то третья, благополучная категория… Почувствуйте, как вы всеми силами пытаетесь защититься от этого факта — категории только две.
Самые изворотливые подумают, что я, подобно психологу, ограниченному спектром изучаемых проблем, просто не знаю про третью категорию «избранных», идущих все же к реальности, а не от нее. Еще вы можете подумать, что я знаю про «избранных» и лишь провоцирую вас… Насчет провокации вы отчасти правы, но категории все равно только две, и вы относитесь к одной из них. Заметьте, как вы ищите все новые и новые способы уйти от этого.
Еще одна реакция — вы со мной заранее согласны, не спорите, что бежите от реальности и ждете, что дальше по тексту вам будет предложена «техника», возвращающая вас к реальности… Техники не будет, ведь во-первых ее не существует, а во-вторых, дай вам технику — вы заползете в нее так прочно, что вас уже оттуда будет не выковырять.
Теперь, загнанные в угол, вы, возможно, переходите к тяжелой артиллерии, и спрашиваете: «А как же Будда, Христос, Лао-цзы?.. Они то не бежали от реальности?..». Сейчас мы с вами выманили и любуемся своей лживой надеждой на просветление. Если бы мы действительно к нему стремились, мы бы просветлели еще вчера…
Итак, мы поколебали одну из жизненных ниш — духовное развитие. В качестве ниши может быть и семья, и работа, и творчество, и развлечения — все, что угодно. И всех нас объединяет здесь одно — нам так или иначе нужна опора, точка отсчета. Нам необходима ниша, которую можно занять, нора, в которую можно нырнуть, из которой было бы уютно обозревать мир. Мы неизбежно формируем некое смысловое поле текущего момента, текущего дня, текущего периода жизни… И в это поле мы ныряем с головой, убегая от реальности. Мы воспринимаем мир искаженно, в контексте нашей текущей обусловленности, будь то обусловленность погони за деньгами или обусловленность погруженности в йогу. Суть одна.
Текущая обусловленность фиксирует наш образ самих себя. Ведь, так или иначе, мы хотим быть кем-то. Нам нужно себя обозначить. Каждый пытается постоянно утвердиться в том, что «я — семьянин», или «я — бизнесмен», или «я — разгильдяй», или «я — йог», или «я — бестелесная сущность, воплощенная в теле», ну и так далее. Наша обусловленность поддерживает образ себя, а образ себя — в свою очередь укрепляет обусловленность.
На этом этапе мы можем увидеть два выхода. Первый — сказать «ну и хрен с ним… мне и так нормально...». Это акт самосохранения — он подталкивает вас к еще более полному и сладкому погружению в себя. Это путь страуса, уткнувшего голову в песок. Поймите, что хоть ваша голова и спряталась, все остальное ваше хрупкое тело продолжает бестолково торчать в реальности.
Второй путь — это когда вы готовы разломать свое идейное убежище ради постижения реальности. Второй случай — снова тяжелый. Ваша текущая обусловленность абсолютно реальна, и вы снова пытаетесь бороться с самой же реальностью, закапываясь в очередной идейный контекст.
Итак, как же сделать так, чтобы наше восприятие мира стало неискаженным? На первый взгляд мы в тупике, потому что любое действие, выполняемое из состояния текущей обусловленности, только усиливает эту обусловленность либо меняет одну обусловленность на другую.
Для начала нам нужно увидеть глобальную причину такого положения вещей. Нам нужно ощутить, почему все именно так, а не иначе. Мы должны пронаблюдать это в себе, но наше наблюдение не должно быть связано с дальнейшим действием. Мы должны осознать причину своего состояния, но не для того, чтобы его изменить, и не для чего либо еще. Только осознать.
Давайте выясним, что же заставляет нас всегда во что бы то ни стало оказываться внутри чего-то. Не важно даже чего. Находясь внутри, мы испытываем что-то важное. Что-то, чего нет снаружи, и что нам так необходимо. Очевидно, что мы нуждаемся в ощущении стабильности. Так или иначе мы стремимся к этому. Чем большее ощущение стабильности дает нам наша текущая обусловленность, тем более глубоко и полно мы в нее ныряем.
Стабильность дает нам чувство защищенности. Но защищенности от чего? Чего мы боимся там, вне нашей жизненной ниши? Давайте пока не будем отвечать на этот вопрос, осознав лишь факт некоего страха, загоняющего нас внутрь. Пока что мы не будем его называть, определять — иначе мы утратим его. Сейчас нам этот страх необходим как вектор, задающий направление наружу, к реальности. Мы должны ощущать его и идти к нему — это та самая нить, которая может вывести нас из лабиринта обусловленности.
Возможно, вы уже готовы осторожно двигаться по этой нити наружу. Но это лишь образ. На самом деле вам не нужно никуда идти. Что, если я скажу, что для выхода наружу вам нужно стать психологически беззащитными? Чувствуете, как что-то сжимается внутри вас? Сама идея беззащитности вызывает у вас внутренний протест. Беззащитность — обратная сторона реальности. Но что-то внутри говорит вам, что такая реальность вам не нужна. Сейчас вы можете наблюдать, как вы сами же не хотите видеть мир как есть. А это уже пол дела.
У вас также может возникнуть обратная реакция. Вы, увидев свою обусловленность, свой страх, свое нежелание видеть мир, хотите во что бы то ни стало разделаться с этим и устранить то, что мы выманили наружу и заставили предстать перед нами во всей своей красе. Вы не хотите этого, и снова пытаетесь восстановить защищенность.
Представьте, что оказались совершенно голым в час пик на центральной улице вашего города. Вы ощущаете стыд и смущение. Вы беззащитны. А теперь представьте, что кроме тела, вы еще и голы изнутри. Все самые отдаленные уголки вашей души, даже те, в существовании которых вам самим себе сложно признаться, сейчас представлены на всеобщее обозрение, и каждый может ковыряться внутри вас как ему угодно. Случись это с вами, вы попытаетесь убежать, спрятаться, прикрыться хоть чем-то. Но ведь это случается с вами двадцать четыре часа в сутки, и вы постоянно закрываетесь более лицеприятным образом себя, пытаетесь внушить его другим. Вы не хотите раздеть свою душу перед всеми, хотите сидеть в норе. А как же реальность, которую вы хотели? Или уже не хотите?
С другой стороны, оказавшись в нашем примере голым и беззащитным, вы можете сказать что-то типа «да, я такой, и плевать я на всех хотел...». Теперь вам уже не будет стыдно и неуютно. А все потому, что вы избрали другую форму защиты — равнодушие и самолюбование. Вы уже не чувствуете себя беззащитными, а значит снова ушли в очередную обусловленность.
Теперь вы видите, чем на самом деле занимались, ныряя в семью, работу, религию или йогу? Даже если вы попытаетесь уйти во что-то противоположное вашей привычной нише — результат будет тот же — новая стабильность, новая обусловленность.
Итак, у нас есть беззащитность — состояние весьма дискомфортное. Давайте теперь посмотрим, что именно мы защищаем. Чего мы на самом деле опасаемся? Скажу, что опасаемся мы потерять сами себя, боимся утратить свое «я». Мы боимся, что не продлевай мы себя во времени, в каждый следующий миг это будем уже не мы. Нам нужен порядок, чтобы упорядочить себя. Иначе хаос распылит наше эго. Хаос нестабилен, он все время новый. Нашему «я» не выжить в такой реальности, и оно изо всех сил защищается. Я боюсь, что моя девушка перестанет меня узнавать, боюсь стать для нее кем-то новым, боюсь стать тем, кого она не привыкла любить. Я боюсь, что мой друг не узнает меня, боюсь стать тем, кого он не привык уважать. Я боюсь, что мой начальник не узнает меня, боюсь стать тем, кого он не привык ценить. Я боюсь, что через секунду я сам себя не узнаю, не буду тем, кем я привык быть. Я боюсь, что реальность просочится внутрь и я исчезну.
Мы бежим от реальности, не хотим ее видеть лишь потому, что знаем: увидев реальность мы не увидим в ней себя. Вот что мы защищаем, вот она причина бегства.
Сколько раз мы пытались побороть свое эго? Сколько раз пытались выйти из-под его власти? Эго всегда побеждало, оказываясь сильнее, быстрее, хитрее. Мы искали способ за способом, и каждый раз удивлялись живучести эго. И что теперь? Теперь, став голым и беззащитным перед реальностью, мы обнаруживаем эго слабым и запуганным. Одно неосторожное движение — и оно съежится и исчезнет.
Почему же раньше оно было таким сильным, а теперь дрожит от страха? Дело в том, что раньше именно оно боролось с собой, становясь от этого все сильнее. Оно знало, что такие игры ему ничем не грозят, и в то же время поддерживало в вас иллюзию борьбы с ним. Теперь, когда мы пошли по пути беззащитности, дискомфорта и страха — эго предстало в своем истинном облике.
Сейчас, когда вы совершенно беспомощны в своей беззащитности, у вас есть выбор. Один путь — совсем открыться натиску реальности, позволить ей войти в вас и разрушить то, что вы так геройски оберегали. Тогда ваша беззащитность превратится в неуязвимость — вам нечего будет защищать и открытость не будет больше пугать вас. Либо вы можете вернуться в лоно обусловленности, постепенно залатать в ней проделанные дыры и снова воткнуть голову в песок семьи, работы или йоги.
Дальше решать вам.
С точки зрения бегства от реальности, всех нас можно разделить на две категории.
Заметьте, как вы насторожились… Вы хотите узнать, что это за категории, и в какую из них вы попадете. Ведь сейчас у вас есть шанс определить себя в еще одном контексте. Конечно, вам может быть немного обидно — ведь вы хотите видеть себя вне категорий, единственным и неповторимым — тогда снова почувствуйте барьер, которым вы отгораживаетесь от возможности оказаться таким же, как многие другие, попавшие в ту же категорию, что и вы…
Итак, две категории. Первые — это те, что кто бежит от реальности бесхитростно, уйдя с головой в житейские заботы, в отношения, в эмоции и так далее. Если же вы вдруг осознали всю бессмысленность и бренность житейской суеты, пытаетесь искать себя в мире духовном, являетесь человеком религиозным или «практикующим», то вы — вторая категория — тяжелый случай, то есть те, кто прилагает усилия, чтобы, как им кажется, приблизиться к реальности, тем самым удаляясь от нее еще дальше.
Возможно, вы надеетесь, что есть еще какая-то третья, благополучная категория… Почувствуйте, как вы всеми силами пытаетесь защититься от этого факта — категории только две.
Самые изворотливые подумают, что я, подобно психологу, ограниченному спектром изучаемых проблем, просто не знаю про третью категорию «избранных», идущих все же к реальности, а не от нее. Еще вы можете подумать, что я знаю про «избранных» и лишь провоцирую вас… Насчет провокации вы отчасти правы, но категории все равно только две, и вы относитесь к одной из них. Заметьте, как вы ищите все новые и новые способы уйти от этого.
Еще одна реакция — вы со мной заранее согласны, не спорите, что бежите от реальности и ждете, что дальше по тексту вам будет предложена «техника», возвращающая вас к реальности… Техники не будет, ведь во-первых ее не существует, а во-вторых, дай вам технику — вы заползете в нее так прочно, что вас уже оттуда будет не выковырять.
Теперь, загнанные в угол, вы, возможно, переходите к тяжелой артиллерии, и спрашиваете: «А как же Будда, Христос, Лао-цзы?.. Они то не бежали от реальности?..». Сейчас мы с вами выманили и любуемся своей лживой надеждой на просветление. Если бы мы действительно к нему стремились, мы бы просветлели еще вчера…
Итак, мы поколебали одну из жизненных ниш — духовное развитие. В качестве ниши может быть и семья, и работа, и творчество, и развлечения — все, что угодно. И всех нас объединяет здесь одно — нам так или иначе нужна опора, точка отсчета. Нам необходима ниша, которую можно занять, нора, в которую можно нырнуть, из которой было бы уютно обозревать мир. Мы неизбежно формируем некое смысловое поле текущего момента, текущего дня, текущего периода жизни… И в это поле мы ныряем с головой, убегая от реальности. Мы воспринимаем мир искаженно, в контексте нашей текущей обусловленности, будь то обусловленность погони за деньгами или обусловленность погруженности в йогу. Суть одна.
Текущая обусловленность фиксирует наш образ самих себя. Ведь, так или иначе, мы хотим быть кем-то. Нам нужно себя обозначить. Каждый пытается постоянно утвердиться в том, что «я — семьянин», или «я — бизнесмен», или «я — разгильдяй», или «я — йог», или «я — бестелесная сущность, воплощенная в теле», ну и так далее. Наша обусловленность поддерживает образ себя, а образ себя — в свою очередь укрепляет обусловленность.
На этом этапе мы можем увидеть два выхода. Первый — сказать «ну и хрен с ним… мне и так нормально...». Это акт самосохранения — он подталкивает вас к еще более полному и сладкому погружению в себя. Это путь страуса, уткнувшего голову в песок. Поймите, что хоть ваша голова и спряталась, все остальное ваше хрупкое тело продолжает бестолково торчать в реальности.
Второй путь — это когда вы готовы разломать свое идейное убежище ради постижения реальности. Второй случай — снова тяжелый. Ваша текущая обусловленность абсолютно реальна, и вы снова пытаетесь бороться с самой же реальностью, закапываясь в очередной идейный контекст.
Итак, как же сделать так, чтобы наше восприятие мира стало неискаженным? На первый взгляд мы в тупике, потому что любое действие, выполняемое из состояния текущей обусловленности, только усиливает эту обусловленность либо меняет одну обусловленность на другую.
Для начала нам нужно увидеть глобальную причину такого положения вещей. Нам нужно ощутить, почему все именно так, а не иначе. Мы должны пронаблюдать это в себе, но наше наблюдение не должно быть связано с дальнейшим действием. Мы должны осознать причину своего состояния, но не для того, чтобы его изменить, и не для чего либо еще. Только осознать.
Давайте выясним, что же заставляет нас всегда во что бы то ни стало оказываться внутри чего-то. Не важно даже чего. Находясь внутри, мы испытываем что-то важное. Что-то, чего нет снаружи, и что нам так необходимо. Очевидно, что мы нуждаемся в ощущении стабильности. Так или иначе мы стремимся к этому. Чем большее ощущение стабильности дает нам наша текущая обусловленность, тем более глубоко и полно мы в нее ныряем.
Стабильность дает нам чувство защищенности. Но защищенности от чего? Чего мы боимся там, вне нашей жизненной ниши? Давайте пока не будем отвечать на этот вопрос, осознав лишь факт некоего страха, загоняющего нас внутрь. Пока что мы не будем его называть, определять — иначе мы утратим его. Сейчас нам этот страх необходим как вектор, задающий направление наружу, к реальности. Мы должны ощущать его и идти к нему — это та самая нить, которая может вывести нас из лабиринта обусловленности.
Возможно, вы уже готовы осторожно двигаться по этой нити наружу. Но это лишь образ. На самом деле вам не нужно никуда идти. Что, если я скажу, что для выхода наружу вам нужно стать психологически беззащитными? Чувствуете, как что-то сжимается внутри вас? Сама идея беззащитности вызывает у вас внутренний протест. Беззащитность — обратная сторона реальности. Но что-то внутри говорит вам, что такая реальность вам не нужна. Сейчас вы можете наблюдать, как вы сами же не хотите видеть мир как есть. А это уже пол дела.
У вас также может возникнуть обратная реакция. Вы, увидев свою обусловленность, свой страх, свое нежелание видеть мир, хотите во что бы то ни стало разделаться с этим и устранить то, что мы выманили наружу и заставили предстать перед нами во всей своей красе. Вы не хотите этого, и снова пытаетесь восстановить защищенность.
Представьте, что оказались совершенно голым в час пик на центральной улице вашего города. Вы ощущаете стыд и смущение. Вы беззащитны. А теперь представьте, что кроме тела, вы еще и голы изнутри. Все самые отдаленные уголки вашей души, даже те, в существовании которых вам самим себе сложно признаться, сейчас представлены на всеобщее обозрение, и каждый может ковыряться внутри вас как ему угодно. Случись это с вами, вы попытаетесь убежать, спрятаться, прикрыться хоть чем-то. Но ведь это случается с вами двадцать четыре часа в сутки, и вы постоянно закрываетесь более лицеприятным образом себя, пытаетесь внушить его другим. Вы не хотите раздеть свою душу перед всеми, хотите сидеть в норе. А как же реальность, которую вы хотели? Или уже не хотите?
С другой стороны, оказавшись в нашем примере голым и беззащитным, вы можете сказать что-то типа «да, я такой, и плевать я на всех хотел...». Теперь вам уже не будет стыдно и неуютно. А все потому, что вы избрали другую форму защиты — равнодушие и самолюбование. Вы уже не чувствуете себя беззащитными, а значит снова ушли в очередную обусловленность.
Теперь вы видите, чем на самом деле занимались, ныряя в семью, работу, религию или йогу? Даже если вы попытаетесь уйти во что-то противоположное вашей привычной нише — результат будет тот же — новая стабильность, новая обусловленность.
Итак, у нас есть беззащитность — состояние весьма дискомфортное. Давайте теперь посмотрим, что именно мы защищаем. Чего мы на самом деле опасаемся? Скажу, что опасаемся мы потерять сами себя, боимся утратить свое «я». Мы боимся, что не продлевай мы себя во времени, в каждый следующий миг это будем уже не мы. Нам нужен порядок, чтобы упорядочить себя. Иначе хаос распылит наше эго. Хаос нестабилен, он все время новый. Нашему «я» не выжить в такой реальности, и оно изо всех сил защищается. Я боюсь, что моя девушка перестанет меня узнавать, боюсь стать для нее кем-то новым, боюсь стать тем, кого она не привыкла любить. Я боюсь, что мой друг не узнает меня, боюсь стать тем, кого он не привык уважать. Я боюсь, что мой начальник не узнает меня, боюсь стать тем, кого он не привык ценить. Я боюсь, что через секунду я сам себя не узнаю, не буду тем, кем я привык быть. Я боюсь, что реальность просочится внутрь и я исчезну.
Мы бежим от реальности, не хотим ее видеть лишь потому, что знаем: увидев реальность мы не увидим в ней себя. Вот что мы защищаем, вот она причина бегства.
Сколько раз мы пытались побороть свое эго? Сколько раз пытались выйти из-под его власти? Эго всегда побеждало, оказываясь сильнее, быстрее, хитрее. Мы искали способ за способом, и каждый раз удивлялись живучести эго. И что теперь? Теперь, став голым и беззащитным перед реальностью, мы обнаруживаем эго слабым и запуганным. Одно неосторожное движение — и оно съежится и исчезнет.
Почему же раньше оно было таким сильным, а теперь дрожит от страха? Дело в том, что раньше именно оно боролось с собой, становясь от этого все сильнее. Оно знало, что такие игры ему ничем не грозят, и в то же время поддерживало в вас иллюзию борьбы с ним. Теперь, когда мы пошли по пути беззащитности, дискомфорта и страха — эго предстало в своем истинном облике.
Сейчас, когда вы совершенно беспомощны в своей беззащитности, у вас есть выбор. Один путь — совсем открыться натиску реальности, позволить ей войти в вас и разрушить то, что вы так геройски оберегали. Тогда ваша беззащитность превратится в неуязвимость — вам нечего будет защищать и открытость не будет больше пугать вас. Либо вы можете вернуться в лоно обусловленности, постепенно залатать в ней проделанные дыры и снова воткнуть голову в песок семьи, работы или йоги.
Дальше решать вам.
(1):
Omeshvara
0 комментариев