Продолжая тему «Секрета» предлагаю вам перевод небольшого отрывка из книги Кена Уилбера «Интегральная духовность» (Wilber K. (2006). Integral Spirituality. pp. 294—295), который посвящён фильму «What the bleep do we know?!» («Что мы вообще знаем?»):
Фильмы наподобие «The Secret» и «What the bleep do we know?!» приобрели значительную популярность, поскольку в них продвигаются те нью-эйджевские ценности, которые симпатичны очень большому числу людей, — а именно: я — Бог и всё могу, всё будет по моему хотенью, по моему веленью; и рождаются целые когорты тех, кто с горящими глазами восклицает: «Но ведь это же работает!»
Как было уже отмечено в посте про «Секрет», позитивный настрой в нашей жизни играет действительно важную роль, — и осознание этого факта может стать первым шагом ко внутреннему и внешнему преображению, — но, видимо, это вовсе не тот секрет, который пытаются продать нам производители рассматриваемых фильмов и книг. Тот мемовирусный секрет, в который нас стремительно инициируют, — это суррогатная псевдодуховность, апеллирующая к нашим поверхностным импульсам и кормящаяся за наш счёт.
Суррогатная духовность, или псевдодуховность (олицетворяющая все пре/транс-заблуждения), как культурный феномен обещает нам исполнение всех желаний — богатство, власть, сексуальные партнёры, машины, дома, — достаточно лишь повизуализировать требуемые параметры, требуемый размер, требуемый цвет! Духовность становится похожа на дешёвый европейский супермаркет, по которому ходишь с тележкой и выбираешь приглянувшийся товар в яркой упаковке. Культура потребления требует потребления духовности, и суррогатная духовность обещает нам исполнение всех наших желаний, — но чего же мы хотим на самом деле?
Ситуация тревожит: к примеру, когда-то прекрасное издательство «София», прославившееся публикациями Джона Лилли и Рам Дасса, Кастанеды и Ксендзюка, превратилось сейчас в немудрую побирушку пурпурно-красной духовности, тянущую в свою лавку всё подряд — включая книги, подобные «What the bleep do we know?!». В информационную эпоху нам нужны надёжные поставщики второпорядковой информации, — а какое может быть теперь доверие к неразборчивой «Софии»? Меч различающей мудрости не знаком этой блуднице. Остаётся надеяться, что в ближайшем будущем появятся новые русскоязычные издательства, которые будут не гоняться за псевдодуховным чаннелингом для домохозяек, но сеять зёрна высшего познания в наших сердцах.[collapse]
Кен Уилбер
What the Bleep Do We Know?
Поразительный успех этого независимого фильма наглядно демонстрирует то, как сильно люди жаждут хоть какого-нибудь подтверждения истинности для более мистического и духовного взгляда на жизнь. Но проблем с этим фильмом такое громадное множество, что тяжело решить, с чего начинать. ( Свернуть )
«What the bleep» выстроен вокруг серии интервью с физиками и мистиками, каждый из которых делает онтологические утверждения относительно природы реальности и того факта, что — о да, вы верно угадали — «вы создаёте свою собственную реальность». Но вы не создаёте свою собственную реальность, больные в стадии психоза делают так. Есть по меньшей мере шесть ведущих школ современной физики, и ни одна из них не согласна с общими и огульными утверждениями, допускаемыми в этом фильме. Ни одна из школ физики не верит в то, что человек может коллапсировать волновое уравнение Шрёдингера в отношении 100 % атомов объекта для того, чтобы «кваффнуть» его в этот мир. Физика в этом фильме попросту ужасна, и мистицизм ничем не лучше, представляя мистицизм того человека («Рамса»), заявляющего, что ей 35 000 лет и она является воином из Лемурии. Ни один из интервьюируемых не называется во время беседы по имени, потому что создатели фильма желают создать впечатление, что это известные и уважаемые учёные. В итоге мы получаем нью-эйджевский мистицизм (разновидности «ваше эго управляет всем»), смешанный с никудышной физикой (по типу болтовни от «парадигмы-415». Даже ЕСЛИ БЫ человеческий ум был необходим для того, чтобы кваффнуть объект в этот мир — и даже Дэвид Бом не согласился бы со столь безумной идеей! — но даже если бы это было так, то смысл состоял бы в том, что Большой Ум из мгновения в мгновение кваффает ВСЮ манифестацию мира сразу, а не только лишь выборочно кваффает одну вещь, предпочитая её другой, как, например, в случае с получением новой машины, работы, повышения по службе, — а ведь именно последнее и утверждается в данном фильме. Это опять-таки философия субъекта на стероидах, также известная как бумерит.).
Плохая физика и душевнобольной мистицизм… и люди жаждут подобных вещей, да будут они благословенны. После модернизма (с его научным материализмом) и постмодернизма (с его отрицанием глубины) для души более не осталось пищи, и посему «What the bleep» будет принят с распростёртыми объятиями. Я сожалею, что мне приходится столь жёстко говорить об этом, поскольку намерения, очевидно, благие, однако именно такого рода чепуха необычайно подмачивает репутацию мистицизма и духовности в глазах настоящих учёных, всех постмодернистов и всякого, кто может читать, не шевеля при этом губами.Ссылки по теме:
Кен Уилбер о том, доказывает ли квантовая физика существование Бога[collapse]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
1 комментарий
Фильмы наподобие «The Secret» и «What the bleep do we know?!» приобрели значительную популярность, поскольку в них продвигаются те нью-эйджевские ценности, которые симпатичны очень большому числу людей, — а именно: я — Бог и всё могу, всё будет по моему хотенью, по моему веленью; и рождаются целые когорты тех, кто с горящими глазами восклицает: «Но ведь это же работает!»
Как было уже отмечено в посте про «Секрет», позитивный настрой в нашей жизни играет действительно важную роль, — и осознание этого факта может стать первым шагом ко внутреннему и внешнему преображению, — но, видимо, это вовсе не тот секрет, который пытаются продать нам производители рассматриваемых фильмов и книг. Тот мемовирусный секрет, в который нас стремительно инициируют, — это суррогатная псевдодуховность, апеллирующая к нашим поверхностным импульсам и кормящаяся за наш счёт.
Суррогатная духовность, или псевдодуховность (олицетворяющая все пре/транс-заблуждения), как культурный феномен обещает нам исполнение всех желаний — богатство, власть, сексуальные партнёры, машины, дома, — достаточно лишь повизуализировать требуемые параметры, требуемый размер, требуемый цвет! Духовность становится похожа на дешёвый европейский супермаркет, по которому ходишь с тележкой и выбираешь приглянувшийся товар в яркой упаковке. Культура потребления требует потребления духовности, и суррогатная духовность обещает нам исполнение всех наших желаний, — но чего же мы хотим на самом деле?
Ситуация тревожит: к примеру, когда-то прекрасное издательство «София», прославившееся публикациями Джона Лилли и Рам Дасса, Кастанеды и Ксендзюка, превратилось сейчас в немудрую побирушку пурпурно-красной духовности, тянущую в свою лавку всё подряд — включая книги, подобные «What the bleep do we know?!». В информационную эпоху нам нужны надёжные поставщики второпорядковой информации, — а какое может быть теперь доверие к неразборчивой «Софии»? Меч различающей мудрости не знаком этой блуднице. Остаётся надеяться, что в ближайшем будущем появятся новые русскоязычные издательства, которые будут не гоняться за псевдодуховным чаннелингом для домохозяек, но сеять зёрна высшего познания в наших сердцах.[collapse]
Кен Уилбер
What the Bleep Do We Know?
Поразительный успех этого независимого фильма наглядно демонстрирует то, как сильно люди жаждут хоть какого-нибудь подтверждения истинности для более мистического и духовного взгляда на жизнь. Но проблем с этим фильмом такое громадное множество, что тяжело решить, с чего начинать. ( Свернуть )
«What the bleep» выстроен вокруг серии интервью с физиками и мистиками, каждый из которых делает онтологические утверждения относительно природы реальности и того факта, что — о да, вы верно угадали — «вы создаёте свою собственную реальность». Но вы не создаёте свою собственную реальность, больные в стадии психоза делают так. Есть по меньшей мере шесть ведущих школ современной физики, и ни одна из них не согласна с общими и огульными утверждениями, допускаемыми в этом фильме. Ни одна из школ физики не верит в то, что человек может коллапсировать волновое уравнение Шрёдингера в отношении 100 % атомов объекта для того, чтобы «кваффнуть» его в этот мир. Физика в этом фильме попросту ужасна, и мистицизм ничем не лучше, представляя мистицизм того человека («Рамса»), заявляющего, что ей 35 000 лет и она является воином из Лемурии. Ни один из интервьюируемых не называется во время беседы по имени, потому что создатели фильма желают создать впечатление, что это известные и уважаемые учёные. В итоге мы получаем нью-эйджевский мистицизм (разновидности «ваше эго управляет всем»), смешанный с никудышной физикой (по типу болтовни от «парадигмы-415». Даже ЕСЛИ БЫ человеческий ум был необходим для того, чтобы кваффнуть объект в этот мир — и даже Дэвид Бом не согласился бы со столь безумной идеей! — но даже если бы это было так, то смысл состоял бы в том, что Большой Ум из мгновения в мгновение кваффает ВСЮ манифестацию мира сразу, а не только лишь выборочно кваффает одну вещь, предпочитая её другой, как, например, в случае с получением новой машины, работы, повышения по службе, — а ведь именно последнее и утверждается в данном фильме. Это опять-таки философия субъекта на стероидах, также известная как бумерит.).
Плохая физика и душевнобольной мистицизм… и люди жаждут подобных вещей, да будут они благословенны. После модернизма (с его научным материализмом) и постмодернизма (с его отрицанием глубины) для души более не осталось пищи, и посему «What the bleep» будет принят с распростёртыми объятиями. Я сожалею, что мне приходится столь жёстко говорить об этом, поскольку намерения, очевидно, благие, однако именно такого рода чепуха необычайно подмачивает репутацию мистицизма и духовности в глазах настоящих учёных, всех постмодернистов и всякого, кто может читать, не шевеля при этом губами.Ссылки по теме:
Кен Уилбер о том, доказывает ли квантовая физика существование Бога[collapse]