3 июля 2011, 15:11
Самоузнавание (Лекция по Атма-Вичаре)
САМОУЗНАВАНИЕ
Когда вы практикуете самоисследование, самоосвобождение параллельно с избавлением от собственного эгоцентризма, внутри вас появляется это состояние. Это состояние постоянного пребывания в вашей Природе Ума. Самоисследование — это специальные методы Джняна-йоги, погружение в Природу Ума. Самоосвобождение — это специальные методы ментального самоанализа с целью выяснения подлинной сущности. Когда вы можете осознать все проявления этого мира как ум, как проявление вашего сознания, понять, что ничто не возникает само по себе, ничто не является самосущим, всё является проявлением вашего же сознания, движениями вашей души ваше сознание начинает втягиваться, оно начинает поглощаться, вы понимаете свою обусловленность.
Тогда вы понимаете, что вы видите объект только потому, что есть ваше зрительное сознание. Объект не существует вне вашего сознания. Если нет зрения, кто может сказать, что эта колонна белая? Кто может сказать, что это вообще колонна, если нет зрения? Если нет слуха, кто может оценить этот звук: прекрасен он или ужасен? А что такое слух, зрение? Это сознание, которое есть в астральном теле, сформированное прошлым опытом — это определённая способность к различению, не более того. Вы можете сформировать новые способности к различению, новые сознания, а старые стереть. То есть, всё это несубстационально, это нематериально, не абсолютно — это относительное, созданное вашим же сознанием, понимаете вы это? А раз это создано вашим сознанием, то это ваш ум творит все эти вещи. Когда вы это всё понимаете, тогда проблема не во вне — нет проблем во вне. Проблема внутри — всё внутри вас. Страдания, рождение, смерть, счастье, взаимоотношения — всё это сводится к внутренней проблеме. И тогда вы выясняете: раз проблема внутри, тогда что есть я? Что я собой представляю? Что есть моё сознание и что есть мой ум? Таким образом, вы выполняете первую ступень практики — всё сводить к уму.
Затем вы начинаете анализ ума. Вы пытаетесь думать: а что же такое мой ум? И когда вы пытаетесь рассуждать об уме — это подобно собаке, пытающейся укусить себя за хвост. Ум сам пытается думать о себе. Но может ли ум познать себя? Мысли — это продукт старого опыта, впитанные через воспитание, общество, родителей, книги, социум — то, из чего мы сформированы. Как сказал один человек: “Люди подобны колбасам: чем их начинят, то они в себе и носят”. Это наш ум — он просто начинён разной информацией. И когда мы анализируем наш ум, мы выясняем, что в нём нет ничего, что бы принадлежало ему собственно. Мы видим, что всё заимствовано, всё это мы где-то взяли, потому что ум — это прежде всего мысли, которые возникают в нашем сознании. Они называются вритти — это как тонкие движения или колебания на глади озера. И мы выясняем, что любая вритти — это заимствованное, это отпечаток, который на нас оставило чьё-то воздействие, чьи-то слова, какое-то событие, обучение. И тогда мы начинаем разбираться со своим сознанием, выяснять из чего состоит “я”.
И когда мы начинаем разбираться, мы приходим в ужас, от того, что “я” — это просто набор каких-то механических вещей, набор железок и не высшего качества. Мы приходим в ужас от того, что то “я”, которое считал личностью двадцать или сорок лет не имеет никакой сущности, оно создано другими — это слепок, это форма, понимаете? Это болванка, которую отштамповали и выпустили, это продукт общества, социума, воспитания, чего угодно, но только это не что-то абсолютное. Это что-то очень относительное. Это штампованная кукла. И мы все вот такие штампованные куклы. Наш ум — это просто программа, вложенная в наше сознание. И, будучи такими куклами, мы ходим, любим, страдаем, творим. Но всё это творчество штампованных кукол. Кукла может делать что-то, если нажать куда-то, она может заговорить, но в пределах программы, не больше. Компьютер. Мы общаемся, мы думаем, творим великие вещи, но всё это творение в пределах этой компьютерной дискеты.
И когда мы занимаемся таким самоанализом, у нас впервые наступает познавательный шок. Мы проникаем внутрь и обнаруживаем несубстанциональность всего; весь наш опыт — это нечто заимствованное, в нём нет ничего абсолютного — это просто набор впитанных идей, он не самосущий, не самоценный, в нём нет какой-то абсолютной субстанции — ничего абсолютного вообще — это просто нечто сложенное как мозаика. Просто взяли оттуда, оттуда и что-то выложили. И вы видите, что другой человек такой же — он продукт этой же информации, только он немного в других условиях вырос, его программа чуть-чуть другая, но это такая же штампованная кукла. Две куклы общаются друг с другом, и думают, что живут. Это и называется жизнью: кукла живёт — кукла умирает, получает новое тело куклы. Это Сансара, это майя.
Но внутри этой куклы существует самая высшая драгоценность, и она даже не знает об этом. Она ведёт свою кукольную жизнь до тех пор, пока её тело не отправят на переплавку. Дадут новое тело и так будет продолжаться.
Но затем у этой куклы что-то срабатывает, и она начинает думать: “Что-то не так. Почему я должен так жить? Почему я должен вести эту монотонную жизнь: есть, спать, совокупляться, размножаться, смотреть телевидение, снова есть, спать, размножаться, работать-работать-работать, пить чай вечером, общаться с друзьями — всё. Это моя жизнь. Так меня сделали, так меня научили — всё. Я — весь механичен. Это есть полное состояние механичности. «Ты должен работать. Мы должны быть процветающими куклами. Мы должны всё вкуснее есть, иметь больше всего материального, делать всё больше кукол и рассуждать о благе, исходя из своего кукольного восприятия. Рассуждать о том, что есть добро, что есть зло, рассуждать о любви кукольной, рассуждать о благотворительности, о принципах гуманизма. Мы должны быть гуманными! Но в пределах кукольного восприятия, не дальше.» Это полное состояние неведения, полное состояние обусловленности. Всё. Слеплено, сделано — выполняй программу. И это мир людей. Существуют другие миры, и из этого состоит наша жизнь.
И когда вы проникаете в это сознание, обнаруживаете бутафорность, несубстациональность, несущностность сансары, у вас возникает сильное возмущение этим: “Так жить нельзя! Я не хочу быть всем этим! Я должен реализовать нечто гораздо более глубокое”. У нас есть подспудное, подсознательное чувство, что внутри нас есть нечто гораздо высшее, и это чувство пытается пробиваться, но оно подавлено, оно полностью погашено всей обусловленностью, всеми обрядами Сансары.
Бракосочетание — это обряд, это инициация. Посвящение в пионеры — это посвящение. Вас посвящали с самого начала лжегуру, служащие майе, начиная от роддома. И последнее посвящение — это ПОА — Бардо-инициация. Куда? В тот же мир людей.
Но, получая инициации от таких “гуру”, вы будете оставаться такими штампованными куклами, вы никуда не придёте. Вы снова получите новое тело куклы в этом мире. Это и есть состояние иллюзии, и от этого нужно освободиться, от этого нужно полностью избавиться.
И когда мы анализируем наш ум, мы понимаем, что за умом есть нечто, что выходит за пределы этой программы. Мы понимаем его полную несубстанциональность, мы осознаём, что ум — это только мысли — вритти. Мысли — это нечто, что мы впитали с прошлым опытом, какие-то заимствованные вещи. Всё, что в пределах мысли — это то, что вписывается в круг нашего опыта. Ничего нельзя выразить через мысли из состояния, которое выше, из запредельного состояния, потому что ум действует в категориях причины-следствия, категориях времени-пространства, категориях субъект-объектных отношений, «я» — «ты» — он полностью подвержен четырём законам формальной логики: тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания, он подвержен, так называемому, здравому смыслу. За пределы логики он не может прорваться. Но мы не можем найти Истинное Я, если будем жить на уровне этого кукольного штампа.
Тогда мы изо всех сил пытаемся анализировать мысль и выяснить где же мы в этом состоянии. И мы выясняем, что среди всех мыслей есть какая-то одна самая важная мысль — это Ахам-Вритти. Это мысль — “Я”. Я-мысль — это царь всех мыслей, это ложное отождествление — то, чем мы себя считаем. И эта Ахам-Вритти — она стоит на троне, она занимает главенствующее положение — это наше ложное эго, оно гнездиться там и посылает своих чистых преданных туда-сюда, даёт им различные задания и считает себя чем-либо. И эта я-мысль на троне — наша вера в собственное эго, в собственную личность, в собственное отдельное независимое я. И когда есть эта я-мысль и отождествление с ней, тогда я-мысль проецирует себя: “Я есть мужчина, я есть женщина, я есть человек, я есть какая-то личность. Соответственно, эта я-мысль строит отдельные комнаты, отдельные номера, где она может проецировать себя в более разветвлённом состоянии, а затем она начинает вращаться по этим комнатам. Так создаётся наша ахамкара — ложное эго.
Но король голый
Если вы возьмёте эту я-мысль — Ахам-Вритти, и попытаетесь её проанализировать и держаться её, следуя практике самоисследования, вы увидите, что я-мысль тоже не субстанциональна. Мы выяснили, что все мысли не субстанциональны, осталась только одна мысль — я-мысль — чувство “Я”, наше ложное отождествление. Но мы не знаем кто мы, не знаем. Кто мы? Тело? Чувства? Ум? Все передачи по радио, которые мы прослушали, новости, институтское образование? Кто мы — непонятно. Тогда мы берём эту я-мысль, держимся её и исследуем. Когда мы исследуем я-мысль, мы очень цепко за неё держимся и пытаемся удержать Ахам-Вритти первую дхьяну, вторую дхьяну, третью дхьяну, и тогда мы видим, что я-мысль начинает распадаться. Оказывается, что это ложное эго, этот король голый — он не субстационален, он не настоящий. Ум не настоящий. И тогда я-мысль начинает растворяться.
Когда я-мысль начинает растворяться, мы проникаем в нечто глубокое. Мы проникаем в какое-то глубинное наблюдающее осознавание, отъединённое от процесса двойственного мышления. Это тонкое наблюдающее сознание, подобное глади спящего озера. Это сознание подобное зеркалу, которое отделено от процесса мышления и на котором нет этих колебаний, нет вритти, нет двойственности, флуктуаций, нет никаких отождествлений, нет ложного чувства “Я”, делающего, нет внешнего субъекта как делателя, нет процесса восприятия субъект-объектного, которое отделено от зрения, запаха, вкуса, осязания, которое отделено от зрительного, слухового, вкусового сознания. Это нечто, что мы не можем описать словами, и это очень глубокое и очень мудрое состояние осознавания. И тогда мы видим, что наше я тоже не субстанционально, оно пустотно.
И впервые мы открываем внутри себя огромное пространство осознавания, Пустоту.
И второе правило, после того как мы всё свели к уму — ум нужно сводить в пустоту, обнаружить на собственном опыте не субстанциональность всего. Это не есть состояние пустоты в смысле негатива, ничего — нет. Это Абсолютная Полнота. Это абсолютная позитивность, это абсолютное сверхтрансцендентное сознание. Пустота в том смысле, что там нет ничего из нашего прошлого материального опыта, из наших движений души. Но это сверхясное, сверхчистое, суперинтенсивное сознание, которое является источником всего.
И тогда мы впервые выходим за пределы шаблонов, программ, стереотипов, мышления, кукла начинает открывать в себе нечто живое. До этого мы все ведём жизнь кукол и перерождаемся как куклы. Это бессмысленная, сансарно-обусловленная жизнь. Но тогда начинается подлинное осознавание, и мы начинаем жить, мы начинаем осознавать. И когда мы открываем это сознание, мы видим, что это сознание является источником всего. Оно творит все миры. Ничто не лежит вне этого сознания, оно является самым ценным, самым дорогим, оно живет в каждом человеке, и только оно и важно. И вся жизнь людей сводится только к тому, чтобы открыть это сознание. Это единое на всех сознание, и жизнь — это жизнь этого сознания, а не вас, ни как тело, ни как чувств. Это сознание в вас живет и пытается пробиться. И жизнь ценна: пробьется это сознание за эту жизнь или не пробьется. Не пробьется — значит Бардо-инициация, новое тело штампованное, новый ум штампованный — будет пробиваться в следующей жизни. Понимаете, насколько это ценная вещь, чем вы занимаетесь — это осознать нужно. Пробьётся в нас осознание или нет! Или мы будем вести жизнь штампованных кукол?
И когда мы обнаруживаем эту пустоту, мы продолжаем нашу медитацию дальше. Мы не должны отходить, сознание в это время изменяется. Опыты дьхяны и опыты праджни мы рассматривали. Я даю другую формулу учения, но принципы одни и те же. И когда вы медитируеите, пытаясь осознавать эту пустоту, эта пустота вначале кажется чем-то чужим, бесконечным, поглощающим, страшным, бездонным — вы вообще теряетесь, приходите в шок, замешательство и ужас. Это настолько непостижимое, настолько вечное, абсолютное, что вас там вообще нет, вы там вообще никто, понимаете. Если муравья взять и опустить в океан, где муравей — непонятно. Что от него осталось? Где его муравьиные заботы?
Когда вы прикасаетесь к этому океану бездонного осознавания, первое ваше впечатление — шок, вы отшатываетесь в ужасе. И многие., кто прикоснулся, отшатнулись и держаться от этого подальше. Многие ужаснулись: “Куда я вообще лезу?! Буду чуть-чуть практиковать и понемножку продвигаться. Я — падшая личность, у меня столько загрязнений. Достижение Освобождения — это пусть Будды, монахи в Гималаях достигают и для этого нужно очень много жизней. И Будда Шакьямуни практиковал четыре асангхи и сто тысяч кальп, а кто я такой вообще? Буду делать поклоны, молитвы, может когда-нибудь, через сто жизней стану на путь”.
Мы отшатываемся от этого сознания — такое Оно великое. Мы чувствуем, что от нас вообще ничего не останется, мы не готовы к Нему. Это — глубочайший шок и глубочайшее разочарование практикующих; появляется глубочайшее неверие в себя. Но если у вас достаточно мудрости, вы не должны так поступать, вы должны накапливать заслуги, шлифовать свое поверхностное сознание, читать молитвы, использовать все относительные методы, которые у вас есть, углубляя свою философию Атмана, недвойственности и снова пытаться как лбом биться. Снова — чуть-чуть. Снова. Растворился, получил опыт — выскочил, пришел в себя и снова. И вы пытаетесь как бы в океан прыгать.
Рамакришна приводил такой пример: соляная кукла зашла в океан, но когда она зашла, от нее ничего не осталось. Вы пытаетесь, поставить туда одну ногу, затем вторую. Вы пытаетесь туда входить. Это состояние созревания души.
И понемногу вы, вдруг, начинаете открывать, что это огромное бесконечное сознание не такое уж чужое. Это ваше сознание. Вы начинаете его признавать. Более того, вы его осваиваете. Оно не является какой-то чужеродной бездной, Орлом каким-то, который вас пожирает, который описан в Мексике. Ничего подобного. Они, очевидно, очень испугались, так испугались на всю жизнь, что начали заниматься какими-то другими практиками, но это оставили — слишком это высоко. Вы чувствуете, что это пространство становится вам родным. Вы начинаете осваиваться в Нём, ваше сознание изменяется, ваши отождествления уходят, ваши привязанности уходят, но на смену этого приходят ясность, мудрость и изменение концепции себя, концепции мира, концепции существования, жизни. Это настолько глубинные перевороты в сознании, что дух захватывает.
Вы открываете вообще новое измерение — это очень большая внутренняя работа, это тотальная внутренняя работа, это величайшая внутренняя работа. Когда вы открываете это сознание, вы начинаете в нём осваиваться, и вы должны иметь смелость стать тем, кто вы есть.
Пока мы говорим на словах, но затем вы должны это сделать реально. То есть, вы должны взять это пространство. Оно и так вам уже принадлежит. Медитатор в сутрах описывается как вор, прокрадывающийся в пустой дом. В пустом доме никого нет, а вор крадется. Вор крадется, сохраняет меры предосторожности, прячется за шторы, в шкафу, ползет под половиком, а дом пустой вообще. Более того — это его дом. Понимаете — это его собственный дом, и это открытие потрясает.
Этот медитирующий — это мы сами. Мы крадёмся в дом, который нам принадлежал с самого начала — в свой собственный дом. И когда мы это начинаем понимать, появляется мудрость и появляется бесстрашие. Мы понимаем, что мы можем быть этим бесконечным пространством, мы можем быть бесконечными, мы можем быть Абсолютом, мы можем быть Богом. Можем быть Богом! Мы уже Им являемся. Как можно стать тем, кем ты был с самого начала? Это парадокс. Мы становимся тем, чем мы уже были. Мы были этим до рождения, просто старая карма, воспитание, социум, нам очень долго объясняли, что мы этим не являемся, и мы сами себе это вбили нашими захваченностями.
И когда мы проникаем в это сознание, мы, вдруг, открываем: “Как я мог это упускать? Это тотальное сознание и Оно всё мое. Как я мог этого не замечать?! Как я мог жить так мелочно, так бессмысленно, так поверхностно?!” Мы проникаем в это сознание, позволяем Ему расширится, полностью Его осознаем и наша жизнь переворачивается. Мы становимся бессмертными, мы становимся абсолютно осознающими, и нет других, а есть только мы — это абсолютная субъективность. Нет «я», нет «ты», есть только величайшее осознавание. Если я скажу “я”, то кто это говорит? То же сознание. Нет “ты”, потому что “ты” — это тоже сознание. И в начале вы можете себя почувствовать очень брошенным, одиноким, неуютным, -мир разламывается. Как бы раньше друзья, все это было, а теперь только это сознание и даже «меня» там нет. Не то, чтобы одиноким, а вообще непонятно каким. Это процессы созревания души. Но вы никогда не должны входить ни в какие депрессии, ни в какие отчаяния никогда, никогда. С самого начала у вас должна быть твердая вера.: Атман — это радость, это сознание абсолютно радостное. Ананда, ананда. То есть, если вы не радуетесь, то куда-то вы не туда ушли, просто вы что-то не так думаете. Исток, корень бытия — это радость, это счастье.
Второй аспект Атмана — это осознавание, мудрость — это Чит. Ваша осознанность, ваша мудрость возрастает.
Соломон сказал: “В большой мудрости много печали”. Я сомневаюсь, что в большой мудрости много печали. Значит у него мудрости недостаточно было, чтобы пойти дальше. В большой мудрости много радости! Это если обычный человек немного мудрым стал, то он печалится, он осознает своё обусловленное положение. Но если бы он дальше практиковал, то это был бы непрерывный экстаз, непрерывное счастье.
И третий аспект — это Сат — это истинность, это абсолютность. Вы осознаете истинность этого сознания. И когда вы проникаете в это сознание, позволяете ему расшириться, вы начинаете воспринимать Свет. Вы видите, что сущность вашего сознания — это Чистый Свет.
Когда вы практикуете самоисследование, самоосвобождение параллельно с избавлением от собственного эгоцентризма, внутри вас появляется это состояние. Это состояние постоянного пребывания в вашей Природе Ума. Самоисследование — это специальные методы Джняна-йоги, погружение в Природу Ума. Самоосвобождение — это специальные методы ментального самоанализа с целью выяснения подлинной сущности. Когда вы можете осознать все проявления этого мира как ум, как проявление вашего сознания, понять, что ничто не возникает само по себе, ничто не является самосущим, всё является проявлением вашего же сознания, движениями вашей души ваше сознание начинает втягиваться, оно начинает поглощаться, вы понимаете свою обусловленность.
Тогда вы понимаете, что вы видите объект только потому, что есть ваше зрительное сознание. Объект не существует вне вашего сознания. Если нет зрения, кто может сказать, что эта колонна белая? Кто может сказать, что это вообще колонна, если нет зрения? Если нет слуха, кто может оценить этот звук: прекрасен он или ужасен? А что такое слух, зрение? Это сознание, которое есть в астральном теле, сформированное прошлым опытом — это определённая способность к различению, не более того. Вы можете сформировать новые способности к различению, новые сознания, а старые стереть. То есть, всё это несубстационально, это нематериально, не абсолютно — это относительное, созданное вашим же сознанием, понимаете вы это? А раз это создано вашим сознанием, то это ваш ум творит все эти вещи. Когда вы это всё понимаете, тогда проблема не во вне — нет проблем во вне. Проблема внутри — всё внутри вас. Страдания, рождение, смерть, счастье, взаимоотношения — всё это сводится к внутренней проблеме. И тогда вы выясняете: раз проблема внутри, тогда что есть я? Что я собой представляю? Что есть моё сознание и что есть мой ум? Таким образом, вы выполняете первую ступень практики — всё сводить к уму.
Затем вы начинаете анализ ума. Вы пытаетесь думать: а что же такое мой ум? И когда вы пытаетесь рассуждать об уме — это подобно собаке, пытающейся укусить себя за хвост. Ум сам пытается думать о себе. Но может ли ум познать себя? Мысли — это продукт старого опыта, впитанные через воспитание, общество, родителей, книги, социум — то, из чего мы сформированы. Как сказал один человек: “Люди подобны колбасам: чем их начинят, то они в себе и носят”. Это наш ум — он просто начинён разной информацией. И когда мы анализируем наш ум, мы выясняем, что в нём нет ничего, что бы принадлежало ему собственно. Мы видим, что всё заимствовано, всё это мы где-то взяли, потому что ум — это прежде всего мысли, которые возникают в нашем сознании. Они называются вритти — это как тонкие движения или колебания на глади озера. И мы выясняем, что любая вритти — это заимствованное, это отпечаток, который на нас оставило чьё-то воздействие, чьи-то слова, какое-то событие, обучение. И тогда мы начинаем разбираться со своим сознанием, выяснять из чего состоит “я”.
И когда мы начинаем разбираться, мы приходим в ужас, от того, что “я” — это просто набор каких-то механических вещей, набор железок и не высшего качества. Мы приходим в ужас от того, что то “я”, которое считал личностью двадцать или сорок лет не имеет никакой сущности, оно создано другими — это слепок, это форма, понимаете? Это болванка, которую отштамповали и выпустили, это продукт общества, социума, воспитания, чего угодно, но только это не что-то абсолютное. Это что-то очень относительное. Это штампованная кукла. И мы все вот такие штампованные куклы. Наш ум — это просто программа, вложенная в наше сознание. И, будучи такими куклами, мы ходим, любим, страдаем, творим. Но всё это творчество штампованных кукол. Кукла может делать что-то, если нажать куда-то, она может заговорить, но в пределах программы, не больше. Компьютер. Мы общаемся, мы думаем, творим великие вещи, но всё это творение в пределах этой компьютерной дискеты.
И когда мы занимаемся таким самоанализом, у нас впервые наступает познавательный шок. Мы проникаем внутрь и обнаруживаем несубстанциональность всего; весь наш опыт — это нечто заимствованное, в нём нет ничего абсолютного — это просто набор впитанных идей, он не самосущий, не самоценный, в нём нет какой-то абсолютной субстанции — ничего абсолютного вообще — это просто нечто сложенное как мозаика. Просто взяли оттуда, оттуда и что-то выложили. И вы видите, что другой человек такой же — он продукт этой же информации, только он немного в других условиях вырос, его программа чуть-чуть другая, но это такая же штампованная кукла. Две куклы общаются друг с другом, и думают, что живут. Это и называется жизнью: кукла живёт — кукла умирает, получает новое тело куклы. Это Сансара, это майя.
Но внутри этой куклы существует самая высшая драгоценность, и она даже не знает об этом. Она ведёт свою кукольную жизнь до тех пор, пока её тело не отправят на переплавку. Дадут новое тело и так будет продолжаться.
Но затем у этой куклы что-то срабатывает, и она начинает думать: “Что-то не так. Почему я должен так жить? Почему я должен вести эту монотонную жизнь: есть, спать, совокупляться, размножаться, смотреть телевидение, снова есть, спать, размножаться, работать-работать-работать, пить чай вечером, общаться с друзьями — всё. Это моя жизнь. Так меня сделали, так меня научили — всё. Я — весь механичен. Это есть полное состояние механичности. «Ты должен работать. Мы должны быть процветающими куклами. Мы должны всё вкуснее есть, иметь больше всего материального, делать всё больше кукол и рассуждать о благе, исходя из своего кукольного восприятия. Рассуждать о том, что есть добро, что есть зло, рассуждать о любви кукольной, рассуждать о благотворительности, о принципах гуманизма. Мы должны быть гуманными! Но в пределах кукольного восприятия, не дальше.» Это полное состояние неведения, полное состояние обусловленности. Всё. Слеплено, сделано — выполняй программу. И это мир людей. Существуют другие миры, и из этого состоит наша жизнь.
И когда вы проникаете в это сознание, обнаруживаете бутафорность, несубстациональность, несущностность сансары, у вас возникает сильное возмущение этим: “Так жить нельзя! Я не хочу быть всем этим! Я должен реализовать нечто гораздо более глубокое”. У нас есть подспудное, подсознательное чувство, что внутри нас есть нечто гораздо высшее, и это чувство пытается пробиваться, но оно подавлено, оно полностью погашено всей обусловленностью, всеми обрядами Сансары.
Бракосочетание — это обряд, это инициация. Посвящение в пионеры — это посвящение. Вас посвящали с самого начала лжегуру, служащие майе, начиная от роддома. И последнее посвящение — это ПОА — Бардо-инициация. Куда? В тот же мир людей.
Но, получая инициации от таких “гуру”, вы будете оставаться такими штампованными куклами, вы никуда не придёте. Вы снова получите новое тело куклы в этом мире. Это и есть состояние иллюзии, и от этого нужно освободиться, от этого нужно полностью избавиться.
И когда мы анализируем наш ум, мы понимаем, что за умом есть нечто, что выходит за пределы этой программы. Мы понимаем его полную несубстанциональность, мы осознаём, что ум — это только мысли — вритти. Мысли — это нечто, что мы впитали с прошлым опытом, какие-то заимствованные вещи. Всё, что в пределах мысли — это то, что вписывается в круг нашего опыта. Ничего нельзя выразить через мысли из состояния, которое выше, из запредельного состояния, потому что ум действует в категориях причины-следствия, категориях времени-пространства, категориях субъект-объектных отношений, «я» — «ты» — он полностью подвержен четырём законам формальной логики: тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания, он подвержен, так называемому, здравому смыслу. За пределы логики он не может прорваться. Но мы не можем найти Истинное Я, если будем жить на уровне этого кукольного штампа.
Тогда мы изо всех сил пытаемся анализировать мысль и выяснить где же мы в этом состоянии. И мы выясняем, что среди всех мыслей есть какая-то одна самая важная мысль — это Ахам-Вритти. Это мысль — “Я”. Я-мысль — это царь всех мыслей, это ложное отождествление — то, чем мы себя считаем. И эта Ахам-Вритти — она стоит на троне, она занимает главенствующее положение — это наше ложное эго, оно гнездиться там и посылает своих чистых преданных туда-сюда, даёт им различные задания и считает себя чем-либо. И эта я-мысль на троне — наша вера в собственное эго, в собственную личность, в собственное отдельное независимое я. И когда есть эта я-мысль и отождествление с ней, тогда я-мысль проецирует себя: “Я есть мужчина, я есть женщина, я есть человек, я есть какая-то личность. Соответственно, эта я-мысль строит отдельные комнаты, отдельные номера, где она может проецировать себя в более разветвлённом состоянии, а затем она начинает вращаться по этим комнатам. Так создаётся наша ахамкара — ложное эго.
Но король голый
Если вы возьмёте эту я-мысль — Ахам-Вритти, и попытаетесь её проанализировать и держаться её, следуя практике самоисследования, вы увидите, что я-мысль тоже не субстанциональна. Мы выяснили, что все мысли не субстанциональны, осталась только одна мысль — я-мысль — чувство “Я”, наше ложное отождествление. Но мы не знаем кто мы, не знаем. Кто мы? Тело? Чувства? Ум? Все передачи по радио, которые мы прослушали, новости, институтское образование? Кто мы — непонятно. Тогда мы берём эту я-мысль, держимся её и исследуем. Когда мы исследуем я-мысль, мы очень цепко за неё держимся и пытаемся удержать Ахам-Вритти первую дхьяну, вторую дхьяну, третью дхьяну, и тогда мы видим, что я-мысль начинает распадаться. Оказывается, что это ложное эго, этот король голый — он не субстационален, он не настоящий. Ум не настоящий. И тогда я-мысль начинает растворяться.
Когда я-мысль начинает растворяться, мы проникаем в нечто глубокое. Мы проникаем в какое-то глубинное наблюдающее осознавание, отъединённое от процесса двойственного мышления. Это тонкое наблюдающее сознание, подобное глади спящего озера. Это сознание подобное зеркалу, которое отделено от процесса мышления и на котором нет этих колебаний, нет вритти, нет двойственности, флуктуаций, нет никаких отождествлений, нет ложного чувства “Я”, делающего, нет внешнего субъекта как делателя, нет процесса восприятия субъект-объектного, которое отделено от зрения, запаха, вкуса, осязания, которое отделено от зрительного, слухового, вкусового сознания. Это нечто, что мы не можем описать словами, и это очень глубокое и очень мудрое состояние осознавания. И тогда мы видим, что наше я тоже не субстанционально, оно пустотно.
И впервые мы открываем внутри себя огромное пространство осознавания, Пустоту.
И второе правило, после того как мы всё свели к уму — ум нужно сводить в пустоту, обнаружить на собственном опыте не субстанциональность всего. Это не есть состояние пустоты в смысле негатива, ничего — нет. Это Абсолютная Полнота. Это абсолютная позитивность, это абсолютное сверхтрансцендентное сознание. Пустота в том смысле, что там нет ничего из нашего прошлого материального опыта, из наших движений души. Но это сверхясное, сверхчистое, суперинтенсивное сознание, которое является источником всего.
И тогда мы впервые выходим за пределы шаблонов, программ, стереотипов, мышления, кукла начинает открывать в себе нечто живое. До этого мы все ведём жизнь кукол и перерождаемся как куклы. Это бессмысленная, сансарно-обусловленная жизнь. Но тогда начинается подлинное осознавание, и мы начинаем жить, мы начинаем осознавать. И когда мы открываем это сознание, мы видим, что это сознание является источником всего. Оно творит все миры. Ничто не лежит вне этого сознания, оно является самым ценным, самым дорогим, оно живет в каждом человеке, и только оно и важно. И вся жизнь людей сводится только к тому, чтобы открыть это сознание. Это единое на всех сознание, и жизнь — это жизнь этого сознания, а не вас, ни как тело, ни как чувств. Это сознание в вас живет и пытается пробиться. И жизнь ценна: пробьется это сознание за эту жизнь или не пробьется. Не пробьется — значит Бардо-инициация, новое тело штампованное, новый ум штампованный — будет пробиваться в следующей жизни. Понимаете, насколько это ценная вещь, чем вы занимаетесь — это осознать нужно. Пробьётся в нас осознание или нет! Или мы будем вести жизнь штампованных кукол?
И когда мы обнаруживаем эту пустоту, мы продолжаем нашу медитацию дальше. Мы не должны отходить, сознание в это время изменяется. Опыты дьхяны и опыты праджни мы рассматривали. Я даю другую формулу учения, но принципы одни и те же. И когда вы медитируеите, пытаясь осознавать эту пустоту, эта пустота вначале кажется чем-то чужим, бесконечным, поглощающим, страшным, бездонным — вы вообще теряетесь, приходите в шок, замешательство и ужас. Это настолько непостижимое, настолько вечное, абсолютное, что вас там вообще нет, вы там вообще никто, понимаете. Если муравья взять и опустить в океан, где муравей — непонятно. Что от него осталось? Где его муравьиные заботы?
Когда вы прикасаетесь к этому океану бездонного осознавания, первое ваше впечатление — шок, вы отшатываетесь в ужасе. И многие., кто прикоснулся, отшатнулись и держаться от этого подальше. Многие ужаснулись: “Куда я вообще лезу?! Буду чуть-чуть практиковать и понемножку продвигаться. Я — падшая личность, у меня столько загрязнений. Достижение Освобождения — это пусть Будды, монахи в Гималаях достигают и для этого нужно очень много жизней. И Будда Шакьямуни практиковал четыре асангхи и сто тысяч кальп, а кто я такой вообще? Буду делать поклоны, молитвы, может когда-нибудь, через сто жизней стану на путь”.
Мы отшатываемся от этого сознания — такое Оно великое. Мы чувствуем, что от нас вообще ничего не останется, мы не готовы к Нему. Это — глубочайший шок и глубочайшее разочарование практикующих; появляется глубочайшее неверие в себя. Но если у вас достаточно мудрости, вы не должны так поступать, вы должны накапливать заслуги, шлифовать свое поверхностное сознание, читать молитвы, использовать все относительные методы, которые у вас есть, углубляя свою философию Атмана, недвойственности и снова пытаться как лбом биться. Снова — чуть-чуть. Снова. Растворился, получил опыт — выскочил, пришел в себя и снова. И вы пытаетесь как бы в океан прыгать.
Рамакришна приводил такой пример: соляная кукла зашла в океан, но когда она зашла, от нее ничего не осталось. Вы пытаетесь, поставить туда одну ногу, затем вторую. Вы пытаетесь туда входить. Это состояние созревания души.
И понемногу вы, вдруг, начинаете открывать, что это огромное бесконечное сознание не такое уж чужое. Это ваше сознание. Вы начинаете его признавать. Более того, вы его осваиваете. Оно не является какой-то чужеродной бездной, Орлом каким-то, который вас пожирает, который описан в Мексике. Ничего подобного. Они, очевидно, очень испугались, так испугались на всю жизнь, что начали заниматься какими-то другими практиками, но это оставили — слишком это высоко. Вы чувствуете, что это пространство становится вам родным. Вы начинаете осваиваться в Нём, ваше сознание изменяется, ваши отождествления уходят, ваши привязанности уходят, но на смену этого приходят ясность, мудрость и изменение концепции себя, концепции мира, концепции существования, жизни. Это настолько глубинные перевороты в сознании, что дух захватывает.
Вы открываете вообще новое измерение — это очень большая внутренняя работа, это тотальная внутренняя работа, это величайшая внутренняя работа. Когда вы открываете это сознание, вы начинаете в нём осваиваться, и вы должны иметь смелость стать тем, кто вы есть.
Пока мы говорим на словах, но затем вы должны это сделать реально. То есть, вы должны взять это пространство. Оно и так вам уже принадлежит. Медитатор в сутрах описывается как вор, прокрадывающийся в пустой дом. В пустом доме никого нет, а вор крадется. Вор крадется, сохраняет меры предосторожности, прячется за шторы, в шкафу, ползет под половиком, а дом пустой вообще. Более того — это его дом. Понимаете — это его собственный дом, и это открытие потрясает.
Этот медитирующий — это мы сами. Мы крадёмся в дом, который нам принадлежал с самого начала — в свой собственный дом. И когда мы это начинаем понимать, появляется мудрость и появляется бесстрашие. Мы понимаем, что мы можем быть этим бесконечным пространством, мы можем быть бесконечными, мы можем быть Абсолютом, мы можем быть Богом. Можем быть Богом! Мы уже Им являемся. Как можно стать тем, кем ты был с самого начала? Это парадокс. Мы становимся тем, чем мы уже были. Мы были этим до рождения, просто старая карма, воспитание, социум, нам очень долго объясняли, что мы этим не являемся, и мы сами себе это вбили нашими захваченностями.
И когда мы проникаем в это сознание, мы, вдруг, открываем: “Как я мог это упускать? Это тотальное сознание и Оно всё мое. Как я мог этого не замечать?! Как я мог жить так мелочно, так бессмысленно, так поверхностно?!” Мы проникаем в это сознание, позволяем Ему расширится, полностью Его осознаем и наша жизнь переворачивается. Мы становимся бессмертными, мы становимся абсолютно осознающими, и нет других, а есть только мы — это абсолютная субъективность. Нет «я», нет «ты», есть только величайшее осознавание. Если я скажу “я”, то кто это говорит? То же сознание. Нет “ты”, потому что “ты” — это тоже сознание. И в начале вы можете себя почувствовать очень брошенным, одиноким, неуютным, -мир разламывается. Как бы раньше друзья, все это было, а теперь только это сознание и даже «меня» там нет. Не то, чтобы одиноким, а вообще непонятно каким. Это процессы созревания души. Но вы никогда не должны входить ни в какие депрессии, ни в какие отчаяния никогда, никогда. С самого начала у вас должна быть твердая вера.: Атман — это радость, это сознание абсолютно радостное. Ананда, ананда. То есть, если вы не радуетесь, то куда-то вы не туда ушли, просто вы что-то не так думаете. Исток, корень бытия — это радость, это счастье.
Второй аспект Атмана — это осознавание, мудрость — это Чит. Ваша осознанность, ваша мудрость возрастает.
Соломон сказал: “В большой мудрости много печали”. Я сомневаюсь, что в большой мудрости много печали. Значит у него мудрости недостаточно было, чтобы пойти дальше. В большой мудрости много радости! Это если обычный человек немного мудрым стал, то он печалится, он осознает своё обусловленное положение. Но если бы он дальше практиковал, то это был бы непрерывный экстаз, непрерывное счастье.
И третий аспект — это Сат — это истинность, это абсолютность. Вы осознаете истинность этого сознания. И когда вы проникаете в это сознание, позволяете ему расшириться, вы начинаете воспринимать Свет. Вы видите, что сущность вашего сознания — это Чистый Свет.
(1):
agent
0 комментариев