15 июня 2012, 16:42

«облако незнания»


Уммон в течение двадцати лет задавал своим ученикам один вопрос, на который никто не
мог ответить: «Каждый из нас наделен „Светом“. Когда вы пытаетесь взглянуть на него,
абсолютная темнота окружает вас. Каким „Светом“ вы обладаете?» Поскольку никто
никогда не осмеливался сказать ни слова, Корэн в конце концов попросил учителя изложить
свою собственную точку зрения. Уммон сказал: «Трапезная, монастырские ворота. – И далее
добавил: – Пусть лучше даже хорошее не случается».

Можно считать, что «абсолютная темнота» Уммона несколько походит на «облако
незнания» или «божественную тьму», хотя мы должны быть осторожны, чтобы не спутать
буддийские термины с христианскими, так как между ними имеется существенная разница.
Свет, о котором говорит Уммон (считаем его достоянием каждого), изливается через органы
чувств и озаряет наше сознание, но это не есть нечто отдельное от этих органов, посредством
которых мы его видим, а также нельзя сказать, что он и они – одно. Он по-своему и
трансцендентален и имманентен, потому что он «поглощает» все веши, не пребывая, однако,
ни в них, ни вне них. Человеческий язык не имеет адекватного термина, определяющего
место этого Света, которое он занимает в наших переживаниях, по той причине, что все
наши переживания возможны только благодаря ему. Его нельзя извлечь наружу, как это
делает химик с элементами, входящими в состав «десяти тысяч вещей».
Когда мы пытаемся уловить его или посмотреть на него, он исчезает. Он не подлежит
анализу, он не допускает никакой возможности выделить его и сказать: «посмотрите, вот
он». Вот что следует понимать под «абсолютной темнотой» Уммона. Если это так, тогда,
вероятно, совершенно невозможно показать другим этот Свет, который имеет
первостепенное значение в изучении дзэна. «Трапезная, монастырские ворота» Уммона – это
один из способов, при помощи которого мы можем заглянуть в «абсолютную темноту». Его
второе замечание помогает нам сделать это еще лучше. «Пусть лучше даже хорошее не
случается». Смысл таков: даже если вы говорите «да» или «нет», вы уже утверждаете, а
утверждать что-либо о вещи, которая по своей природе этого не допускает, значит совершать
насилие над ней. Молчание Вималакирти кажется в конце концов самым лучшим средством,
помогающим нам понять «абсолютную темноту».

0 комментариев