9 сентября 2012, 23:19
ШАСТРА И БЕСЕДЫ ПРЕКРАСНОГО ЖЕМЧУГА
Перевод Шастры чаньского Мастеря Хуэй Хая — Дун By Джу Дао Йао Мен Лун, или Трактат о Необходимых Вратах на пути к Истине посредством Мгновенного Пробуждения.
1. Я почтительно простираюсь ниц перед Буддами Десяти Сторон Света и Великим Собранием Бодхисаттв. Представляя этот Трактат, я полон тревог за то, что мне могло не удаться правильно объяснить Священный Ум. Если это так, может быть мне будетдана возможность для раскаяния и исправления. Однако, если я смог передать Священную Истину, я посвящаю это достижение всем живущим людям в надежде на то, что каждый из них достигнет буддовости в своей последующей жизни.
2. В: Какой метод мы должны практиковать длятого, чтобы достичь освобождения?
О: Его можно достичь только через внезапное озарение.
В: Что такое внезапноеозарение?
О: Внезапное означает мгновенное избавление от обманчивых мыслей. Озарение означает осознание того, что озарение — это не что-то, чего можно достигнуть.
В: С чего Мы должны начать эту практику?
О: Вы должны начать ссамого корня.
В: А что является корнем?
О: Корень — это УМ.
В: Как его можно узнать?
О: Ланкаватара Сутра говорит: «Когда возникаютумственные процессы (син), тогда появляются все дхармы (явления); а когда умственные процессы прекращаются, прекращаются и все дхармы». В Вималакирти Сутре говорится: «Те, кто желают достичь чистой Земли, должны сперва очистить свой ум, ибо очищение ума есть чистота Земли Будды». В Сутре Доктрины, завещанной Буддой, говорится: «Только благодаря контролю ума для нас становятся возможными все вещи». В другой сутре говорится:«Мудрецы обращаются к уму, а не к Будде; глупцы обращаются к Будде, вместо того, чтобы найти ответ в уме. Мудрые люди скорее предпочитают приводить в порядок свой ум, чем внешность; глупцыскорее предпочитают приводить в порядок своювнешность, чем ум». Сутра Имен Будды утверждает:«Зло порождается умом, и с помощью ума зло преодолевается».Таким образом мы можем узнать, что всякое добро и зло происходит из ума и что ум, следовательно, является корнем. Если вы желаете освобождения, вы сначала должны все узнать о корне. Пока вы не сможете проникнуть в эту истину, все ваши усилия будут тщетными; ибо есливы до сих пор еще что-то ищите во внешних (по отношению к) вам формах, вы никогда ничего не достигните. В Дхьянапарамита Сутре говорится: «Пока вы обращаете свой поиск на окружающие вас формы, вы не достигните своей цели, даже когда пройдет вечность за вечностью; тогда как созерцая свою внутреннюю природу, вы можете достичь Буддовости (в мгновение ока)».
В: Какими средствами осуществляется практика корня?
О: Только медитацией; ибо посредством ее достигается дхьяна (чань) и самадхи (тин). В Дхьянапарамита Сутре говорится: «Дхьяна и самадхи необходимы в поиске священного знанияБудд; ибо без них сохраняется беспорядок в мыслях, и корни добродетели вредятся».
В: Пожалуйста, опишите дхьяну и самадхи.
О: Когда прекращается неправильное мышление -это дхьяна; когда вы сидите, созерцая свою подлинную природу, — это самадхи, ибо на самом деле эта подлинная природа является вашим вечным умом. С помощью самадхи вы отдалите (свой) ум от его окружения, сделав его таким образом непроницаемым для восьми ветров, то есть непроницаемым для приобретения и потери, клеветы и хвалы, гордости и порицания, печали и радости. С помощью такого сосредоточения даже обычные люди могут войти в состояние Буддовости. Каким образом это может произойти? В Сутре Наставлений Бодхисаттвыговорится: «Все люди, которые следуют Наставлению Будды, входят в состояние буддовости». Другие названия этого состояния -освобождение, получение дополнительной поддержки, выход за пределы шести состояний смертного существования, перепрыгивание трех миров, или становление могущественным Бодхисаттвой, всемогущим Мудрецом, Победителем!
3. В: Куда ум должен поселиться и где обитать?
О: Ум должен поселиться в не-обитель итам обитать.
В: Что такое эта не-обитель?
О: Это — не позволять уму обитать (поселяться, обосновываться) где-либовообще.
В: А какое это имеет значение?
О: Обитание нигде означает то, что ум не останавливается на добре или зле, существовании или не-существовании, на внутреннем или внешнем или где-то между ними, пустоте или не-пустоте, сосредоточении или отвлечении. Это обитание нигде есть то состояние, в котором он должен находиться; говорят, что те, кто достигают его, имеют не-находящийся нигде ум, другими словами, они имеют Ум Будды!
В: На что похож ум?
О: У ума нет цвета, такого как зеленый или желтый, красный или белый; он не длинный и не короткий; он не исчезает ине возникает; он свободен и от чистоты и от нечистоты; и он вечен. Он — само спокойствие. Вот такую форму и вид имеет наш подлинный ум, который также является инашим подлинным телом — Буддакайей!
В: Чем можно ощутить это тело или ум? Можно ли его ощутить глазами, ушами, носом, прикосновением и сознанием?
О: Нет, особых способов восприятия, подобных этим, не существует.
В: Тогда какого рода восприятие подключается, если оно не похоже ни на что из перечисленного?
О: Это восприятие, которое осуществляет ваша собственная природа (свабхава). Какимобразом? Так как неотъемлемой частью существования вашей собственной природы является чистота и полноеспокойствие, ее нематериальная и недвижущаяся«сущность» способна к этому восприятию.
В: Однако, если ту чистую «сущность» нельзяобнаружить, откуда приходит такое восприятие?
О: Мы можем сравнитьэто с чистым зеркалом, которое может«воспринять» любые формы, хотя и не содержит их. Почему? Только потому что оно свободно от умственной активности. Если вы изучаете Путь, имея незапятнанный ум, он не породит ложь, и его привязанность к субъективному эго и объективным внешним обстоятельствам исчезнет; тогда чистота появится сама собой и вы, благодаря этому, приобретете способность к такому восприятию. Дхаммапада Сутра говорит: «В одно мгновение оказаться среди совершенной пустоты — это, действительно, выдающаяся мудрость».
4. В: Согласно Главе о Ваджра-Теле из Махапаринирвана Сутры"(неразрушимое) алмазное тело невоспринимаемо, но оно воспринимает все ясно; оно свободно от того, чтобы делать различия, нонет ничего, что им не может быть постигнуто". Что это значит?
О: Оно невоспринимаемо, потому что его собственной природой является бесформенная«сущность», которая неосязаема, отсюда оно называется невоспринимаемым, а так как оно неосязаемо, то говорится, что эта«сущность» абсолютно спокойна и ни появляется, ни исчезает. Хотя алмазное тело не отдалено от мира, на него не может повлиять мирской поток; оно существует само по себе и ни от чего не зависит, и этоявляется причиной его ясного восприятия. Оно свободно от того, чтобы делать различия, потому что его собственная природа бесформенна и в своей основе неразделена.Оно постигает все, потому что неразделенная«сущность» обладает бесчисленными, как песчинки Ганга, возможностями; и если бы нужно было охватить все явления одновременно и без исключения, оно смогло бы это сделать. В Праджна Гатхе написано:
Праджна, не знающая, знает все; Праджна, не видящая, видит все.
5. В: В одной сутре говорится, что не воспринимать все с точки зрения существования или не-существования есть истинное освобождение. Что это значит?
О: Когда мы достигаем чистоты ума, это нечто, чтоможет быть названо существующим. Когда это случается, сохраняющееся у нас состояние свободы от всякой мысли о достижении называется невосприятием чего-либо как существующего; тогдакак достижение состояния, в котором мысли не возникают и не исчезают, даже без осознания их отсутствия, называется невосприятием чего-либо как не-существующего. Поэтому написано: «Не воспринимать все с точки зрения существования и не-существования», и т.д. В Сурангама Сутре говорится: «Восприятия, служащие основой для создания положительных понятий, являются источником всего невежества (авидья); восприятие того, что нет ничего, что бы воспринималось — это есть Нирвана, также известная как освобождение».
6. В: Что значит«ничего, что бы воспринималось»?
О: Обладание способностью замечать мужчин, женщин и всевозможные явления, оставаясь свободным от любви или отвращения настолько, насколько это могло бы быть, если бы ихсовсем нельзя было увидеть — это то, что означает «ничего, что бы воспринималось».
В: То, что случается, когда мы сталкиваемся со всевозможными видами образов и форм, называется восприятием. Мы можем поговорить о восприятии, имеющем место, когда мы ничего не встречаем?
О: Да.
В: Когда нам что-то встречается, отсюда следует, что мы воспринимаем это, но каким образом может возникнуть восприятие, когда мы не сталкиваемся ни с чем вообще?
О: Мы сейчас говорим о восприятии, которое не зависит от того, есть ли здесь объект или нет. Каким образом оно возможно? Природа восприятия вечна, мы продолжаем воспринимать независимо от того, присутствуют объекты или нет. Таким образом мы приходим к пониманию того, что несмотря на то, что объекты естественно возникают и исчезают, природа восприятия никакне зависит от них; и то же самое касается всех остальных ваших чувств.
В: Когда мы смотрим на что-то, существует ли объективно эта вещь в сфере восприятия или нет?
О: Нет, не существует.
В: Когда мы (смотрим вокруг и) не видим ничего, означает ли это отсутствие чего-то объективного внутри сферы восприятия?
О: Нет, не означает.
7. В: Когда есть звуки, происходит слышание. Продолжается ли слышание, когда звуков нет?
О: Продолжается.
В: Когда есть звуки, из этого следует, что мы их слышим, но каким образомвозможно слышание при отсутствии звука?
О: Мы сейчас говорим о том слышании, которое не зависит от того, есть или нет какой-либо звук. Как такое может быть? Природа слышания вечна, мы продолжаем слышать независимо от того, есть звуки или нет.
В: Если это так, кто или что является слушателем?
О: Эта ваша собственная природа, которая слышит, и это внутренний познающий, который знает.
1. Я почтительно простираюсь ниц перед Буддами Десяти Сторон Света и Великим Собранием Бодхисаттв. Представляя этот Трактат, я полон тревог за то, что мне могло не удаться правильно объяснить Священный Ум. Если это так, может быть мне будетдана возможность для раскаяния и исправления. Однако, если я смог передать Священную Истину, я посвящаю это достижение всем живущим людям в надежде на то, что каждый из них достигнет буддовости в своей последующей жизни.
2. В: Какой метод мы должны практиковать длятого, чтобы достичь освобождения?
О: Его можно достичь только через внезапное озарение.
В: Что такое внезапноеозарение?
О: Внезапное означает мгновенное избавление от обманчивых мыслей. Озарение означает осознание того, что озарение — это не что-то, чего можно достигнуть.
В: С чего Мы должны начать эту практику?
О: Вы должны начать ссамого корня.
В: А что является корнем?
О: Корень — это УМ.
В: Как его можно узнать?
О: Ланкаватара Сутра говорит: «Когда возникаютумственные процессы (син), тогда появляются все дхармы (явления); а когда умственные процессы прекращаются, прекращаются и все дхармы». В Вималакирти Сутре говорится: «Те, кто желают достичь чистой Земли, должны сперва очистить свой ум, ибо очищение ума есть чистота Земли Будды». В Сутре Доктрины, завещанной Буддой, говорится: «Только благодаря контролю ума для нас становятся возможными все вещи». В другой сутре говорится:«Мудрецы обращаются к уму, а не к Будде; глупцы обращаются к Будде, вместо того, чтобы найти ответ в уме. Мудрые люди скорее предпочитают приводить в порядок свой ум, чем внешность; глупцыскорее предпочитают приводить в порядок своювнешность, чем ум». Сутра Имен Будды утверждает:«Зло порождается умом, и с помощью ума зло преодолевается».Таким образом мы можем узнать, что всякое добро и зло происходит из ума и что ум, следовательно, является корнем. Если вы желаете освобождения, вы сначала должны все узнать о корне. Пока вы не сможете проникнуть в эту истину, все ваши усилия будут тщетными; ибо есливы до сих пор еще что-то ищите во внешних (по отношению к) вам формах, вы никогда ничего не достигните. В Дхьянапарамита Сутре говорится: «Пока вы обращаете свой поиск на окружающие вас формы, вы не достигните своей цели, даже когда пройдет вечность за вечностью; тогда как созерцая свою внутреннюю природу, вы можете достичь Буддовости (в мгновение ока)».
В: Какими средствами осуществляется практика корня?
О: Только медитацией; ибо посредством ее достигается дхьяна (чань) и самадхи (тин). В Дхьянапарамита Сутре говорится: «Дхьяна и самадхи необходимы в поиске священного знанияБудд; ибо без них сохраняется беспорядок в мыслях, и корни добродетели вредятся».
В: Пожалуйста, опишите дхьяну и самадхи.
О: Когда прекращается неправильное мышление -это дхьяна; когда вы сидите, созерцая свою подлинную природу, — это самадхи, ибо на самом деле эта подлинная природа является вашим вечным умом. С помощью самадхи вы отдалите (свой) ум от его окружения, сделав его таким образом непроницаемым для восьми ветров, то есть непроницаемым для приобретения и потери, клеветы и хвалы, гордости и порицания, печали и радости. С помощью такого сосредоточения даже обычные люди могут войти в состояние Буддовости. Каким образом это может произойти? В Сутре Наставлений Бодхисаттвыговорится: «Все люди, которые следуют Наставлению Будды, входят в состояние буддовости». Другие названия этого состояния -освобождение, получение дополнительной поддержки, выход за пределы шести состояний смертного существования, перепрыгивание трех миров, или становление могущественным Бодхисаттвой, всемогущим Мудрецом, Победителем!
3. В: Куда ум должен поселиться и где обитать?
О: Ум должен поселиться в не-обитель итам обитать.
В: Что такое эта не-обитель?
О: Это — не позволять уму обитать (поселяться, обосновываться) где-либовообще.
В: А какое это имеет значение?
О: Обитание нигде означает то, что ум не останавливается на добре или зле, существовании или не-существовании, на внутреннем или внешнем или где-то между ними, пустоте или не-пустоте, сосредоточении или отвлечении. Это обитание нигде есть то состояние, в котором он должен находиться; говорят, что те, кто достигают его, имеют не-находящийся нигде ум, другими словами, они имеют Ум Будды!
В: На что похож ум?
О: У ума нет цвета, такого как зеленый или желтый, красный или белый; он не длинный и не короткий; он не исчезает ине возникает; он свободен и от чистоты и от нечистоты; и он вечен. Он — само спокойствие. Вот такую форму и вид имеет наш подлинный ум, который также является инашим подлинным телом — Буддакайей!
В: Чем можно ощутить это тело или ум? Можно ли его ощутить глазами, ушами, носом, прикосновением и сознанием?
О: Нет, особых способов восприятия, подобных этим, не существует.
В: Тогда какого рода восприятие подключается, если оно не похоже ни на что из перечисленного?
О: Это восприятие, которое осуществляет ваша собственная природа (свабхава). Какимобразом? Так как неотъемлемой частью существования вашей собственной природы является чистота и полноеспокойствие, ее нематериальная и недвижущаяся«сущность» способна к этому восприятию.
В: Однако, если ту чистую «сущность» нельзяобнаружить, откуда приходит такое восприятие?
О: Мы можем сравнитьэто с чистым зеркалом, которое может«воспринять» любые формы, хотя и не содержит их. Почему? Только потому что оно свободно от умственной активности. Если вы изучаете Путь, имея незапятнанный ум, он не породит ложь, и его привязанность к субъективному эго и объективным внешним обстоятельствам исчезнет; тогда чистота появится сама собой и вы, благодаря этому, приобретете способность к такому восприятию. Дхаммапада Сутра говорит: «В одно мгновение оказаться среди совершенной пустоты — это, действительно, выдающаяся мудрость».
4. В: Согласно Главе о Ваджра-Теле из Махапаринирвана Сутры"(неразрушимое) алмазное тело невоспринимаемо, но оно воспринимает все ясно; оно свободно от того, чтобы делать различия, нонет ничего, что им не может быть постигнуто". Что это значит?
О: Оно невоспринимаемо, потому что его собственной природой является бесформенная«сущность», которая неосязаема, отсюда оно называется невоспринимаемым, а так как оно неосязаемо, то говорится, что эта«сущность» абсолютно спокойна и ни появляется, ни исчезает. Хотя алмазное тело не отдалено от мира, на него не может повлиять мирской поток; оно существует само по себе и ни от чего не зависит, и этоявляется причиной его ясного восприятия. Оно свободно от того, чтобы делать различия, потому что его собственная природа бесформенна и в своей основе неразделена.Оно постигает все, потому что неразделенная«сущность» обладает бесчисленными, как песчинки Ганга, возможностями; и если бы нужно было охватить все явления одновременно и без исключения, оно смогло бы это сделать. В Праджна Гатхе написано:
Праджна, не знающая, знает все; Праджна, не видящая, видит все.
5. В: В одной сутре говорится, что не воспринимать все с точки зрения существования или не-существования есть истинное освобождение. Что это значит?
О: Когда мы достигаем чистоты ума, это нечто, чтоможет быть названо существующим. Когда это случается, сохраняющееся у нас состояние свободы от всякой мысли о достижении называется невосприятием чего-либо как существующего; тогдакак достижение состояния, в котором мысли не возникают и не исчезают, даже без осознания их отсутствия, называется невосприятием чего-либо как не-существующего. Поэтому написано: «Не воспринимать все с точки зрения существования и не-существования», и т.д. В Сурангама Сутре говорится: «Восприятия, служащие основой для создания положительных понятий, являются источником всего невежества (авидья); восприятие того, что нет ничего, что бы воспринималось — это есть Нирвана, также известная как освобождение».
6. В: Что значит«ничего, что бы воспринималось»?
О: Обладание способностью замечать мужчин, женщин и всевозможные явления, оставаясь свободным от любви или отвращения настолько, насколько это могло бы быть, если бы ихсовсем нельзя было увидеть — это то, что означает «ничего, что бы воспринималось».
В: То, что случается, когда мы сталкиваемся со всевозможными видами образов и форм, называется восприятием. Мы можем поговорить о восприятии, имеющем место, когда мы ничего не встречаем?
О: Да.
В: Когда нам что-то встречается, отсюда следует, что мы воспринимаем это, но каким образом может возникнуть восприятие, когда мы не сталкиваемся ни с чем вообще?
О: Мы сейчас говорим о восприятии, которое не зависит от того, есть ли здесь объект или нет. Каким образом оно возможно? Природа восприятия вечна, мы продолжаем воспринимать независимо от того, присутствуют объекты или нет. Таким образом мы приходим к пониманию того, что несмотря на то, что объекты естественно возникают и исчезают, природа восприятия никакне зависит от них; и то же самое касается всех остальных ваших чувств.
В: Когда мы смотрим на что-то, существует ли объективно эта вещь в сфере восприятия или нет?
О: Нет, не существует.
В: Когда мы (смотрим вокруг и) не видим ничего, означает ли это отсутствие чего-то объективного внутри сферы восприятия?
О: Нет, не означает.
7. В: Когда есть звуки, происходит слышание. Продолжается ли слышание, когда звуков нет?
О: Продолжается.
В: Когда есть звуки, из этого следует, что мы их слышим, но каким образомвозможно слышание при отсутствии звука?
О: Мы сейчас говорим о том слышании, которое не зависит от того, есть или нет какой-либо звук. Как такое может быть? Природа слышания вечна, мы продолжаем слышать независимо от того, есть звуки или нет.
В: Если это так, кто или что является слушателем?
О: Эта ваша собственная природа, которая слышит, и это внутренний познающий, который знает.
1 комментарий