13 февраля 2011, 13:36

Притчи

Рёнан, дзенский мастер, жил самой простой жизнью в маленькой хижине у подножья горы. Однажды вечером в хижину забрался вор и обнаружил, что там нечего украсть. Вернувшись, Рёнан застал у себя вора.
«Ты прошел долгий путь, чтобы навестить меня,- сказал он бродяге,- и ты не должен вернуться с пустыми руками. Пожалуйста, возьми в подарок мою одежду.» Вор был ошарашен. Он взял одежду и тихонько ушел.
Рйонан сидел нагой, любуясь луной. «Бедный парень,- задумчиво сказал он.- Мне бы так хотелось подарить ему эту прекрасную Луну.»

***

Тандзан и Экидо шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя мимо перекрестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно и шарфе, которая не могла перейти через рытвину. «Идем, девушка», — сказал Тандзан сразу же. Он взял ее на руки и перетащил через грязь. Экидо ничего не сказал и молчал до тех пор, пока они не подошли к храму. Больше он не мог сдерживаться и сказал: «Нам, монахам, надо держаться подальше от женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это?»
«Я оставил девушку там, — сказал Тандзан, — а ты все еще тащишь ее?»

***

У учителя медитации Фа Яня был ученик, монастырский управляющий Сюань Дзе. Однажды Фа Янь спросил его: “Сюань Дзе, когда ты пришёл в наш монастырь?”
Тот отвечал: “С того времени, как вы стали моим наставником, прошло уже три года”.
Наставник спросил его: “Почему же ты никогда не спрашиваешь о родившегося прежде тебя об учении Будды?”
Дзе ответил: Не могу обманывать вас, наставник. Когда я ещё был учеником у Цен Фэна, я пробудился к Дхарме Будды и достиг покоя и радости”.
Наставник спросил: “От каких же слов ты достиг этого?”
Дзе ответил: “Однажды я спросил Цен Фэна: “Каково собственное я у подвижника?”. И он ответил: “Пришёл послушник Бин Дин (огонь) и требует огня.”
Фа Янь сказал: “Хорошие слова, но боюсь, что ты не понял смысла”.
Дзе сказал: “Знаки Бин и Дин принадлежат к элементу огня, поэтому обладая огнём просить огня, всё равно, что вопрошать о собственном я – так я понял его слова”.
Фа Янь сказал: “Воистину, ты ничего не знаешь и ничего не понял. Если бы Буддийская Дхарма была такой, она бы не дошла до сегодняшнего дня”.
Тогда Сюань Дзе в печали покинул монастырь, но по дороге подумал: “Ведь учитель Фа Янь — лучший ум под небесами, и у него более 500 учеников, а многие достигли просветления. Наверное, у него были серьёзные причины указать мне на моё упущение”.
И тогда он вернулся к учителю, принёс извинения и сказал: “Каково же собственное Я практикующего?”.
“Пришёл послушник Бин Дин и попросил огня” – ответил Фа Янь.
Не успел он договорить, как Сюань Дзе обрёл полное просветление к Буддийской Дхарме”.

***

Однажды Ученик спросил Мастера:
— Скажи, учитель, как не ошибиться, отличая истинные знания от ложных?
— Когда, идя по пустыне, ты видишь впереди прекрасный оазис, что ты делаешь, чтобы узнать, не мираж ли перед тобой?
Подумав, ученик ответил:
— Есть только два способа проверить это: либо идти к этому оазису, либо подождать, не рассеется ли мираж.
— Если это всё-таки мираж, разве не рассеется ли он и в том, и в другом случае?
— Конечно, рассеется!
— Тогда нужно ли к нему идти?
— Нет.
— А если это настоящий оазис, исчезнет ли он, если идти к нему или просто сидеть на месте?
— Нет, не исчезнет… Получается, всегда лучше просто подождать! – воскликнул Ученик.
— Или всё-таки идти? – спросил Мастер.
(1):  ALEXVVMAN

5 комментариев

Lichtgestalt
Думаю, лучше всего истина передаётся как раз через такие притчи, а не через абстрактные интеллектуальные рассуждения:)
Omeshvara
Мы, люди, — сложные существа :) У нас есть поверхностный ум, есть подсознание, а есть еще и сверх-подсознание.
Для поверхностного ума подойдет интеллектуальное объяснение, для подсознания — метафоры, вроде вот таких притч, а для сверх-подсознания — некие глубоко сдвигающие ситуации или шокирующие события.
К каждому слою матрешки — свой ключик :)
А без этого какая целостность?
Lichtgestalt
Согласна.
Мне кажется, поиск начинается именно с поверхностного ума. И через некоторое время начинаешь ощущать, что все объяснения, которые в него приходят — какие-то не те, неполные, нецельные :)
А когда доходит дело до подсознания — появляется некоторая нужная глубина. Но и она ещё не означает окончание поиска :)
Omeshvara
Да, да, потому что и поверхностный ум и подсознание, и под-подсознание, и под-под-под-под… :) — это все слои, в которые, как в луковую шелуху, завернута наша Самость. Именно она и ищет саму себя, пытаясь обнаружить себя в слоях. Она начинает с поверхности и опускается глубже, но ничего не находит, потому что слои существуют после нее, то есть они выходят из нее, и следовательно ею не являются. Именно поэтому говорят, что Просветление — это не переживание чего-то (из сферы слоев), а понимание, что ты уже то, что ищется.
zakko2009
Два монаха
Владимир Шебзухов



Чисты на небе облака.
Не стало грозных туч.
Хоть сильно разлилась река,
Но в радость солнца луч.

Свой, двум монахам, час настал
Продолжить длинный путь.
(Застала их в пути гроза.
Пришлось передохнуть)

Ждала обитель за рекой.
Пусть поднялась вода,
Ещё, чуть-чуть, и дом родной
Их примет, как всегда!

Вдруг за спиною женский крик.
И каждый оглянулся.
Кто помоложе, в тот же миг,
В сторонку отвернулся!

А голос помощи просил,
Мол, слабый человек,
На противоположный брег,
Попасть, не хватит сил!

Но старший, средь двоих, монах,
Отнюдь, не оробел.
И женщину он на руках
Перенести сумел.

А дале шли своим путём.
Но по пути молчали.
Пред домом стал и нипочём
Путь длинный за плечами.

Вот-вот в обитель им войти,
Младой спросил: «Ответь,
А не нарушил по пути
Свой, данный ты, обет?

В запретах всех, быстрей дано
До Истины добраться…
В них, строго, ведь, запрещено
Нам женщины касаться!»

«Что я в ответ сказать могу –
Пусть перенёс, и что ж?
Оставил там, на берегу!
Закончим разговор…

Но ты ту женщину несёшь,
Как видно, до сих пор!»

читает автор
видео

Your text to link...