6 апреля 2015, 14:37

Спонтанность и контроль. (Из книги Алана Уотса)

В процессе социального обусловливания общество для самоконтроля принуждает личность отождествлять свой ум с неподвижным представлением о себе. Это приводит к тому, что человек мыслит о себе самом как о “я” — о том, что мы называем “эго”. Вследствие этого умственный центр тяжести переносится от спонтанного или изначального ума к вымышленному образу “эго”. Как только это произошло, сам центр нашей психики отождествляется с самоконтролирующим механизмом. В таком состоянии становится уже почти невозможным понять, как это “я” могу сам “себя” отпустить, раз “я” — это и есть мое привычное усилие быть верным самому себе. Я оказываюсь совершенно неспособным произвести какое-либо умственное действие, которое не было бы преднамеренным, искусственным и нарочитым. Так что все, что я ни делаю для того, чтобы забыть о себе, отпустить себя,— будет той же, хотя и замаскированной привычкой держать себя в руках. Я не могу быть сознательно бессознательным, намеренно — спонтанным. Стоит мне захотеть быть спонтанным, как усиливается мое намерение быть таковым. Я не могу от него освободиться, а это и
есть то единственное, что стоит на пути к его осуществлению. Получается так, как будто кто-то дал мне лекарство и предупредил при этом, что оно не подействует, если, принимая его, я буду думать о белой обезьяне.

Поскольку я стараюсь забыть о белой обезьяне, я остаюсь в ситуации “двойной мысли”, где “делай” означает “не делай” — и наоборот. “Да” подразумевает “нет”, а “вкл.” — “выкл.”. Тут приходит Дзэн и спрашивает: “Если вы не можете удержаться от мысли о белой обезьяне, вы что, вспоминаете о ней специально?” Иными словами, имею ли я намерение иметь намерение; нарочно ли веду я себя нелепо? Тогда я вдруг понимаю, что само мое намерение — спонтанно; что мое контролирующее я — “эго” — представляет собой творение моего неконтролируемого или естественного я. В этот миг всем уловкам “эго” приходит конец:

оно исчезает, попав в свои собственные сети. Я вижу, что не быть спонтанным просто невозможно. Ведь то действие, от которого я не могу удержаться, я выполняю спонтанно, а поскольку в то же самое время я пытаюсь его контролировать, постольку отношусь к нему как к выполненному по желанию. Как сказал бы мастер Дзэн, “теперь вам не остается ничего иного, как хорошенько посмеяться”.

В этот миг изменяется вся система ума, и я оказываюсь в каком-то новом мире, но почему-то ясно ощущаю, что был в нем всегда. Стоит мне осознать, что мое умышленное и целенаправленное действие происходит спонтанно, “само собой”, так же, как дыхание, ощущение или восприятие на слух, я тут же разрываю замкнутый круг усилий быть естественным. Никакого противоречия больше нет: сама “попытка” и есть естественность. Исчезает чувство принужденности,
скованности и “задавленности”. Выходит, что я был увлечен схваткой, в которой одна моя рука сражалась с другой, и совсем забыл, что обе руки принадлежат мне. Преграда спонтанному действию рухнула, когда обнаружилось, что усилия ни к чему. Как мы видим, открытие, что и произвольные, и непроизвольные действия ума происходят одинаково спонтанно, может быстро положить конец фиксированному дуализму между умом и миром, познающим и познаваемым. Новый мир, в который я попадаю, насквозь прозрачен благодаря своей свободе от запретов. Кажется, что я сам стал как бы пустым пространством, в котором все и происходит.

В этом и состоит смысл таких часто повторяемых утверждений как: “все существа с самого начала находятся в нирване”, “всякий дуализм — ложная выдумка” “обычное сознание и есть Дао”, так что нечего и стремиться к гармонии с ним. Говоря словами Чжэн-Дао-ке:

Как безоблачное небо. Дао не имеет границ,
И все же оно здесь, над нами, глубокое и чистое.
Стремясь найти его, ты его не увидишь.
За него нельзя ухватиться, Но и потерять его невозможно.
Не будучи способным достичь его,— ты его достигаешь.
Когда ты молчишь — оно говорит.
Когда ты говоришь — оно молчит.
Высокие ворота широко открыты для раздачи подаяний,
И на пути к ним нет толпы.

Постигнув это в момент своего сатори, Хаку-ин воскликнул: “Как чудесно! Как чудесно! Нет ни рождения-и-смерти, от которых нужно бежать, ни высшего знания, к которому нужно стремиться!”. Или, как сказал Сян-ен:

От одного удара я позабыл все, что знал.
Нет нужды в надуманной дисциплине.
Ведь куда бы я ни шел, я проявляю вечный Путь.

Как парадоксально это ни звучит, но нет ничего искусственней, чем понятие искусственности. Как ни старайся, сопротивляться спонтанному Дао так же невозможно, как жить в каком-то ином времени, чем “сейчас”, или в каком-то ином месте, чем “здесь”.

27 комментариев

relsam
ну все, суши весла, пи… дец всем практикам!)))
dima87
Это очень сложный вопрос. Я вообще пришел к выводу что самая лучшая практика это прямой контакт с сознанием (бытием), то есть слушание мастера.
dima87
Другое дело что мастером могут быть и сами жизненные обстоятельства, горы, реки, но на мой взгляд самый эффективный это мастер в человеческом облике.
relsam
Здесь некому выбирать.
relsam
Тогда я вдруг понимаю, что само мое намерение — спонтанно; что мое контролирующее я — “эго” — представляет собой творение моего неконтролируемого или естественного я.
dima87
Ну вот я и не выбирал такой взгляд.))
relsam
:)
А текст очень хорош! Апофеоз всех метаний. И тем не менее, пути Господни неисповедимы, как говорится.
dima87
Читаю Уотса сейчас с упоением. Прям как для меня писал, резонирует.
salik2
Класс ) Вот что значит ясность, хороший пример )
bushen
Стоит мне осознать, что мое умышленное и целенаправленное действие происходит спонтанно, “само собой”, так же, как дыхание, ощущение или восприятие на слух, я тут же разрываю замкнутый круг усилий быть естественным.
dima87
Вот ещё от Кодо Саваки:
Непрерывный приход и уход мыслей и чувств в каждом мгновении – это не что-то, чем ты сам можешь управлять. Этот приход и уход происходит независимо от нашей воли, поэтому мы можем жить нашу жизнь так, как будто бы мы давно умерли: не бегая от иллюзии и за сатори. Нам не нужно ничего желать и ничего бояться. Нет вообще ничего, что мы должны были бы сделать. Абсолютно ничего. Это «абсолютно ничего» – наша действительность и поэтому мы живём так, как будто бы были мертвы.

Или же мы всегда осознанно дышим? Мы осознанно заставляем биться наше сердце? Нет, наши лёгкие и наше сердце работают самостоятельно, без нашего участия. Следовательно, нам ничего не мешает жить эту жизнь свободными от мыслей.
bushen
Здесь каждый получает на своём уровне и только то, что может переварить. Как
в природе, если парнокопытный поглощает травку, то нет смысла требвать чтобы он
жрал сало, а мы навязываем другим своё понимание или ссылаемся на авторитеты.
bushen
Diana
lamanarame
А я прочитал кастрироваНЫ как кастрироваЛИ и получилась очень гордая киса.
Amitola
Супер! Похоже это не для Фри-Эвэйавцев)))
Felix
Ты не был на Минском сатсанге :)
Amitola
не был. Но про это во Фри-Эвэй не пишут.))
Felix
Не пишут потому что авторским сознанием это искажается, а на сатсанге в атмосфере ясности это можно услышать.
dima87
Феликс, да вам жалко что-ли, сколько искаженных авторов исказится? Искажений дальше некуда.
dima87
Просветлели все!) Простите за бестактность, я просто шучу)))
vidyaradja
в чем бестактность? в чем шутка? :)
dima87
Да не важно, это я так, тихо сам с собою…
Diana
Дима, поздравляю Тебя! Я очень рада, что у меня есть такой просветлённый Друг как Ты! Обнимаю:)
dima87
Да, привет кстати, леди Ди)