В: Если мы все – та подоплека, прошлое, то кто наблюдатель, смотрящий на прошлое? Как мы разделяем прошлое и сущность, говорящую: «Я на него смотрю»?
Кришнамурти: Кто эта сущность, наблюдатель, смотрящий на прошлое?
«Я смотрю на бессознательное»? Есть разделение между наблюдателем и наблюдаемым. Так ли это? Не является ли наблюдатель наблюдаемым? Поэтому нет вообще ни какого разделения! Рассматривайте это не спеша. Если бы вы могли понимать одно лишь это, это было бы самое исключительное явление, которое могло бы иметь место. Вы понимаете вопрос? Есть бессознательное, а так же сознательное, и я говорю, что я должен знать о нем все; я должен знать содержание, а так же состояние сознания, когда нет ни какого содержания, что на шаг дальше, и мы этим займемся, если у нас будет время.
Я смотрю на это. Я говорю, наблюдатель говорит, что бессознательное – это прошлое; это раса, в которой я был рожден, традиция – не только общества, но так же семьи, имя, наследие всей индийской культуры, наследие всего человечества со всеми его проблемами, тревогами, виной и так далее. Я – все это, и это бессознательное, которое является результатом времени, многих тысяч вчера, и есть «я», его наблюдающее. Так кто такой наблюдатель? Снова узнавайте сами, открывайте, кто такой наблюдатель! Не ждите, чтобы я вам сказал!
В: Наблюдатель – это
смотрящий.
Кришнамурти: Но кто такой смотрящий? Наблюдатель – это наблюдаемое.Подождите, подождите! Мадам, это очень важно. Наблюдатель есть наблюдаемое.Нет никакого различия, и это означает, что наблюдатель – это наблюдаемое.Тогда что наблюдатель может делать в отношении бессознательного? В: Ничего.
Кришнамурти: Нет, мадам, это действительно очень важный вопрос. Вы неможете просто отбросить его и сказать «ничего». Если я – результат прошлого и я и есть прошлое, то я ничего не могу делать с бессознательным. Вы понимаете, что это значит? Если я ничего не могу с ним делать, то я от него свободен. Ах, нет, нет, мадам! Не соглашайтесь так
Читать дальше →